Коллизии в антикоррупционном законодательстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Коллизии в антикоррупционном законодательстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Деяния, несовместимые с должностью, как основание конституционно-правовой ответственности
(Трофимова Г.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)7. Коллизия норм законов: антикоррупционное законодательство в связи с нарушением антикоррупционных обязанностей предусматривает в качестве безусловной санкции досрочное прекращение полномочий (ч. 1 и 2 ст. 16 Федерального закона о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам; ст. 10 Федерального закона о запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках; ч. 3 ст. 7.1, ч. 9 ст. 8, ч. 3 ст. 8.1, ч. 6 ст. 11 Федерального закона о противодействии коррупции), а другими законами данное последствие может не подтверждаться (Федеральный конституционный закон о Правительстве РФ) либо может носить условный характер, в частности зависеть от итогов голосования (ч. 8 ст. 74.1 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ).
(Трофимова Г.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)7. Коллизия норм законов: антикоррупционное законодательство в связи с нарушением антикоррупционных обязанностей предусматривает в качестве безусловной санкции досрочное прекращение полномочий (ч. 1 и 2 ст. 16 Федерального закона о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам; ст. 10 Федерального закона о запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках; ч. 3 ст. 7.1, ч. 9 ст. 8, ч. 3 ст. 8.1, ч. 6 ст. 11 Федерального закона о противодействии коррупции), а другими законами данное последствие может не подтверждаться (Федеральный конституционный закон о Правительстве РФ) либо может носить условный характер, в частности зависеть от итогов голосования (ч. 8 ст. 74.1 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ).
Статья: Налог на профессиональный доход: первые итоги двухлетнего эксперимента
(Савинов К.А., Лаврентьев А.Р.)
("Финансовое право", 2021, N 6)4. Закон о налоге на профессиональный доход оказался недостаточно гармонично "вписан" в действующее законодательство смежных отраслей права. Так, возникла оригинальная коллизия на "стыке" института самозанятых и антикоррупционного законодательства <17>.
(Савинов К.А., Лаврентьев А.Р.)
("Финансовое право", 2021, N 6)4. Закон о налоге на профессиональный доход оказался недостаточно гармонично "вписан" в действующее законодательство смежных отраслей права. Так, возникла оригинальная коллизия на "стыке" института самозанятых и антикоррупционного законодательства <17>.
Нормативные акты
"Методика мониторинга правоприменения законодательства о противодействии коррупции"
(разработана Минюстом России)При осуществлении мониторинга рекомендуется установить наиболее часто встречающиеся коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, проанализировать количество коррупциогенных факторов, выявленных в нормативном правовом акте при проведении антикоррупционной экспертизы уполномоченным органом и независимой экспертизы независимыми экспертами, сроки приведения нормативных правовых актов в соответствие с антикоррупционным законодательством Российской Федерации.
(разработана Минюстом России)При осуществлении мониторинга рекомендуется установить наиболее часто встречающиеся коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, проанализировать количество коррупциогенных факторов, выявленных в нормативном правовом акте при проведении антикоррупционной экспертизы уполномоченным органом и независимой экспертизы независимыми экспертами, сроки приведения нормативных правовых актов в соответствие с антикоррупционным законодательством Российской Федерации.
Статья: Участие судов в устранении муниципальных технико-юридических дефектов
(Кильтау С.Г., Казначейский В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 4)В частности, к числу общепризнанных и наиболее изученных правовых дефектов относятся правовые пробелы <8> и коллизии <9>. С.С. Алексеев определяет правовой пробел как неполноту действующего законодательства, выражающуюся в отсутствии конкретного нормативного предписания в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования <10>. Под эти признаки подпадают такие коррупциогенные факторы, как широта дискреционных полномочий (отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения), отсутствие или неполнота административных процедур (отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка), злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) (отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций). Что касается коллизий, то они являются одноименным коррупциогенным фактором - нормативные коллизии (противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае).
(Кильтау С.Г., Казначейский В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 4)В частности, к числу общепризнанных и наиболее изученных правовых дефектов относятся правовые пробелы <8> и коллизии <9>. С.С. Алексеев определяет правовой пробел как неполноту действующего законодательства, выражающуюся в отсутствии конкретного нормативного предписания в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования <10>. Под эти признаки подпадают такие коррупциогенные факторы, как широта дискреционных полномочий (отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения), отсутствие или неполнота административных процедур (отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка), злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) (отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций). Что касается коллизий, то они являются одноименным коррупциогенным фактором - нормативные коллизии (противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае).
Статья: О распространении на членов избирательных комиссий обязанности уведомлять о конфликте интересов
(Акунченко Е.А., Дамм И.А., Роньжина О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 11)Изложенное приводит нас к выводу о том, что действующее избирательное законодательство противоречит положениям Федерального закона "О противодействии коррупции" в части, устанавливающей обязанность сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта только в отношении тех членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, которые замещают должности на постоянной (штатной) основе. Представляется, что указанная коллизия должна быть устранена путем приведения положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав..." в соответствие с Федеральным законом "О противодействии коррупции". При этом в процессе систематизации законодательства необходимо адекватно оценить риски возникновения коррупциогенных ситуаций в деятельности избирательных комиссий различного уровня. Очевидно, что степень коррупционной опасности в деятельности членов ЦИК РФ и членов участковой избирательной комиссии существенно различается. Кроме того, надлежащее урегулирование конфликта интересов может быть затруднено, например, на уровне сельских поселений ввиду распространенности отношений родства или свойства между жителями соответствующих муниципальных образований.
(Акунченко Е.А., Дамм И.А., Роньжина О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 11)Изложенное приводит нас к выводу о том, что действующее избирательное законодательство противоречит положениям Федерального закона "О противодействии коррупции" в части, устанавливающей обязанность сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта только в отношении тех членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, которые замещают должности на постоянной (штатной) основе. Представляется, что указанная коллизия должна быть устранена путем приведения положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав..." в соответствие с Федеральным законом "О противодействии коррупции". При этом в процессе систематизации законодательства необходимо адекватно оценить риски возникновения коррупциогенных ситуаций в деятельности избирательных комиссий различного уровня. Очевидно, что степень коррупционной опасности в деятельности членов ЦИК РФ и членов участковой избирательной комиссии существенно различается. Кроме того, надлежащее урегулирование конфликта интересов может быть затруднено, например, на уровне сельских поселений ввиду распространенности отношений родства или свойства между жителями соответствующих муниципальных образований.
Статья: Конфликт интересов в сфере закупок: проблемы в практике правоприменения
(Климова О.В.)
("Законность", 2021, N 6)В статье приводится практика выявленных прокуратурой Амурской области нарушений в сфере закупочной деятельности при осуществлении надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Рассмотрены проблемы, возникающие в практике правоприменения, связанные с коллизиями и пробелами законодательства.
(Климова О.В.)
("Законность", 2021, N 6)В статье приводится практика выявленных прокуратурой Амурской области нарушений в сфере закупочной деятельности при осуществлении надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Рассмотрены проблемы, возникающие в практике правоприменения, связанные с коллизиями и пробелами законодательства.
Статья: Имплементация международных антикоррупционных стандартов, касающихся уголовной юрисдикции, в российское законодательство
(Зимин В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Статья посвящена вопросам имплементации в российское законодательство международных антикоррупционных стандартов, уголовной юрисдикции. Дается определение термина "международные антикоррупционные стандарты". Проводится анализ соответствия российского законодательства юрисдикционным обязательным и диспозитивным нормам, содержащимся в основных заключенных в рамках ООН и ОЭСР антикоррупционных международных договорах Российской Федерации. Сформулированы конкретные предложения по регламентации в Общей части УК РФ вопросов разрешения коллизий юрисдикции Российской Федерации и иностранных государств, определения наиболее подходящей юрисдикции для уголовного преследования с целью возможно более эффективного осуществления правосудия при обеспечении прав потерпевших. Кроме того, предлагается внести изменения в ч. 1 ст. 12 УК РФ с целью устранения ситуации, когда наше государство должно в одностороннем порядке и безоговорочно признавать иностранные приговоры.
(Зимин В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Статья посвящена вопросам имплементации в российское законодательство международных антикоррупционных стандартов, уголовной юрисдикции. Дается определение термина "международные антикоррупционные стандарты". Проводится анализ соответствия российского законодательства юрисдикционным обязательным и диспозитивным нормам, содержащимся в основных заключенных в рамках ООН и ОЭСР антикоррупционных международных договорах Российской Федерации. Сформулированы конкретные предложения по регламентации в Общей части УК РФ вопросов разрешения коллизий юрисдикции Российской Федерации и иностранных государств, определения наиболее подходящей юрисдикции для уголовного преследования с целью возможно более эффективного осуществления правосудия при обеспечении прав потерпевших. Кроме того, предлагается внести изменения в ч. 1 ст. 12 УК РФ с целью устранения ситуации, когда наше государство должно в одностороннем порядке и безоговорочно признавать иностранные приговоры.
Статья: Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов как один из механизмов противодействия коррупции
(Селивановская И.А.)
("Российский следователь", 2022, N 11)Таким образом, период 2008 - 2010 гг. стал результатом становления института антикоррупционной экспертизы и ее признания как одного из инструментов профилактики коррупции в законодательной системе.
(Селивановская И.А.)
("Российский следователь", 2022, N 11)Таким образом, период 2008 - 2010 гг. стал результатом становления института антикоррупционной экспертизы и ее признания как одного из инструментов профилактики коррупции в законодательной системе.
Статья: О контроле органов местного самоуправления за законностью муниципальных нормативных правовых актов и их проектов
(Хобраков Д.Ц.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)Основными формами последующего нормоконтроля выступают производство юридической экспертизы в отношении конкретных нормативных правовых актов и правовой мониторинг всей нормативной правовой базы для обнаружения юридических коллизий. Подобные противоречия могут содержаться в муниципальных нормативных правовых актах изначально вследствие дефектов правотворческого процесса либо возникнуть в связи с изменениями законодательства.
(Хобраков Д.Ц.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)Основными формами последующего нормоконтроля выступают производство юридической экспертизы в отношении конкретных нормативных правовых актов и правовой мониторинг всей нормативной правовой базы для обнаружения юридических коллизий. Подобные противоречия могут содержаться в муниципальных нормативных правовых актах изначально вследствие дефектов правотворческого процесса либо возникнуть в связи с изменениями законодательства.
Статья: Риски и угрозы применения технологий искусственного интеллекта в правосудии по уголовным делам
(Лавнов М.А., Спесивов Н.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 8)4. Зайцев О.А., Шамурзаев Т.Т. Тенденции развития уголовно-процессуального законодательства в эпоху цифровой трансформации // Актуальные проблемы судебной, правоохранительной, правозащитной, уголовно-процессуальной и антикоррупционной деятельности: матер. Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. В.А. Семенцов. Краснодар, 2024.
(Лавнов М.А., Спесивов Н.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 8)4. Зайцев О.А., Шамурзаев Т.Т. Тенденции развития уголовно-процессуального законодательства в эпоху цифровой трансформации // Актуальные проблемы судебной, правоохранительной, правозащитной, уголовно-процессуальной и антикоррупционной деятельности: матер. Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. В.А. Семенцов. Краснодар, 2024.
Статья: Международное сотрудничество в сфере противодействия коррупции
(Кузякин С.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)5. Определенные сложности возникают также в рамках имплементации положений международных правовых актов, посвященных противодействию коррупции, в национальное законодательство отдельных государств. В частности, те или иные нормы, предусмотренные международным законодательством, могут вступать в коллизии с государственным законодательством, итогом которых становится либо изменение национального права, либо отказ от подписания международных соглашений полностью или в части.
(Кузякин С.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)5. Определенные сложности возникают также в рамках имплементации положений международных правовых актов, посвященных противодействию коррупции, в национальное законодательство отдельных государств. В частности, те или иные нормы, предусмотренные международным законодательством, могут вступать в коллизии с государственным законодательством, итогом которых становится либо изменение национального права, либо отказ от подписания международных соглашений полностью или в части.
Статья: Антикоррупционное регулирование участия бывшего госслужащего в органах юридического лица
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)В отношении органов управления и контроля юридических лиц, в первую очередь коммерческих организаций, очевидно, необходимо уточнить нормы антикоррупционного законодательства исходя из целей предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов в смысле положений Конвенции ООН против коррупции <35>.
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)В отношении органов управления и контроля юридических лиц, в первую очередь коммерческих организаций, очевидно, необходимо уточнить нормы антикоррупционного законодательства исходя из целей предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов в смысле положений Конвенции ООН против коррупции <35>.
Статья: Коррупция как угроза безопасности современного общества и государства
(Окутина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 10)Разработка правовых режимов противодействия коррупции предполагает четкую согласованность законодательства всех уровней. Очевидно, что законодательный бум, разразившийся в последнее десятилетие, привел к существенному росту правовых коллизий в области правового регулирования деятельности по противодействию коррупции в России. Вместо стройной системы антикоррупционного законодательства на деле мы получили разрозненную и весьма объемную разноотраслевую правовую массу. Многочисленные стандарты антикоррупционного поведения в органах государственной власти различного уровня и местного самоуправления в меньшей степени относятся к самой сути данного вопроса.
(Окутина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 10)Разработка правовых режимов противодействия коррупции предполагает четкую согласованность законодательства всех уровней. Очевидно, что законодательный бум, разразившийся в последнее десятилетие, привел к существенному росту правовых коллизий в области правового регулирования деятельности по противодействию коррупции в России. Вместо стройной системы антикоррупционного законодательства на деле мы получили разрозненную и весьма объемную разноотраслевую правовую массу. Многочисленные стандарты антикоррупционного поведения в органах государственной власти различного уровня и местного самоуправления в меньшей степени относятся к самой сути данного вопроса.