Количество детей в классе
Подборка наиболее важных документов по запросу Количество детей в классе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каков порядок получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Как правило, в таких случаях устанавливается ограничение по количеству детей с ОВЗ в классах, группах (в том числе в детском саду). Например, при обучении в школе совместно с другими обучающимися количество обучающихся с ОВЗ устанавливается из расчета не более трех, а также должна соблюдаться предельная наполняемость отдельного класса (группы), группы продленного дня для обучающихся с ОВЗ в зависимости от нозологической группы (п. 29 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115; п. 20 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 N 373).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Как правило, в таких случаях устанавливается ограничение по количеству детей с ОВЗ в классах, группах (в том числе в детском саду). Например, при обучении в школе совместно с другими обучающимися количество обучающихся с ОВЗ устанавливается из расчета не более трех, а также должна соблюдаться предельная наполняемость отдельного класса (группы), группы продленного дня для обучающихся с ОВЗ в зависимости от нозологической группы (п. 29 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115; п. 20 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 N 373).
Статья: Новая миграционная политика и ее административно-правовое обеспечение
(Солдатов А.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)В настоящее время в Государственной Думе создана специальная комиссия, которая рассматривает пакет проектов предложений по ужесточению и изменению миграционного законодательства. Их общее количество около 30. Находящиеся на рассмотрении инициативы можно сгруппировать по направлениям или сферам: а) запрет низкоквалифицированным трудовым мигрантам привозить в нашу страну свои семьи, родственников, близких; б) общефедеральный запрет либо ограничения на занятия определенными видами трудовой деятельности для иностранных граждан, в том числе в медицине и образовании; в) обязательный сбор для прибывающих мигрантов, чтобы он покрывал затраты на депортацию в будущем; г) ограничение времени пребывания низкооплачиваемых специалистов в стране сроком трудового договора; д) никаких браков с россиянами ради получения гражданства; е) никаких школьных "анклавов", ограничить количество детей мигрантов до 10% от всех учащихся в классе и др. Перечисленные инициативы поддержали представители всех политических фракций Государственной Думы. По мнению автора, с принятием обозначенного пакета инициатив однозначно можно сказать, что в России окончательно сформировалась новая миграционная политика.
(Солдатов А.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)В настоящее время в Государственной Думе создана специальная комиссия, которая рассматривает пакет проектов предложений по ужесточению и изменению миграционного законодательства. Их общее количество около 30. Находящиеся на рассмотрении инициативы можно сгруппировать по направлениям или сферам: а) запрет низкоквалифицированным трудовым мигрантам привозить в нашу страну свои семьи, родственников, близких; б) общефедеральный запрет либо ограничения на занятия определенными видами трудовой деятельности для иностранных граждан, в том числе в медицине и образовании; в) обязательный сбор для прибывающих мигрантов, чтобы он покрывал затраты на депортацию в будущем; г) ограничение времени пребывания низкооплачиваемых специалистов в стране сроком трудового договора; д) никаких браков с россиянами ради получения гражданства; е) никаких школьных "анклавов", ограничить количество детей мигрантов до 10% от всех учащихся в классе и др. Перечисленные инициативы поддержали представители всех политических фракций Государственной Думы. По мнению автора, с принятием обозначенного пакета инициатив однозначно можно сказать, что в России окончательно сформировалась новая миграционная политика.
Нормативные акты
Приказ Минтруда России от 21.11.2023 N 817н
"Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2023 N 76179)в графах 4 - 10 указывается количество рабочих мест, указанных в графе 3, распределенное по классам (подклассам) условий труда, а также количество занятых на данных рабочих местах в условиях труда, характеризующихся классами (подклассами) условий труда, работников, указанных в графе 3, в том числе женщин, лиц в возрасте до 18 лет и инвалидов;
"Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2023 N 76179)в графах 4 - 10 указывается количество рабочих мест, указанных в графе 3, распределенное по классам (подклассам) условий труда, а также количество занятых на данных рабочих местах в условиях труда, характеризующихся классами (подклассами) условий труда, работников, указанных в графе 3, в том числе женщин, лиц в возрасте до 18 лет и инвалидов;
Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642
(ред. от 24.07.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"6. Размещение детей предусматривается в организациях отдыха (сезонного или круглогодичного действия), включенных в реестры организаций отдыха детей и их оздоровления в субъектах Российской Федерации, осуществляющих деятельность на объектах стационарного действия с круглосуточным пребыванием детей и обеспечением питания в течение лагерной смены.
(ред. от 24.07.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"6. Размещение детей предусматривается в организациях отдыха (сезонного или круглогодичного действия), включенных в реестры организаций отдыха детей и их оздоровления в субъектах Российской Федерации, осуществляющих деятельность на объектах стационарного действия с круглосуточным пребыванием детей и обеспечением питания в течение лагерной смены.
Статья: Организация горячего питания для школьников в 2023 году
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 2)Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета введены Постановлением Правительства РФ от 20.06.2020 N 900 (далее - Правила N 900). Размер субсидии рассчитывается исходя из количества детей в 1 - 4-х классах, числа учебных дней в году и средней стоимости горячего питания на одного обучающегося. Для получения субсидии субъекты РФ представляют заявки в Минпросвещения России. Получателями субсидии являются субъекты РФ, которые затем доводят средства до образовательных учреждений. Также субъекты РФ могут выделять из полученных средств субсидии местным бюджетам для организации бесплатного горячего питания младших школьников.
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 2)Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета введены Постановлением Правительства РФ от 20.06.2020 N 900 (далее - Правила N 900). Размер субсидии рассчитывается исходя из количества детей в 1 - 4-х классах, числа учебных дней в году и средней стоимости горячего питания на одного обучающегося. Для получения субсидии субъекты РФ представляют заявки в Минпросвещения России. Получателями субсидии являются субъекты РФ, которые затем доводят средства до образовательных учреждений. Также субъекты РФ могут выделять из полученных средств субсидии местным бюджетам для организации бесплатного горячего питания младших школьников.
Ситуация: Какой установлен порядок приема на обучение в школу, в том числе в первый класс?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о количестве мест в первых классах - не позднее 10 календарных дней с момента издания вышеуказанного акта;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)о количестве мест в первых классах - не позднее 10 календарных дней с момента издания вышеуказанного акта;
Ситуация: Как отправить ребенка в лагерь?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Субъектам РФ также выделяется квота для направления детей в Международный детский центр "Артек", Всероссийский детский центр "Орленок", Всероссийский детский центр "Океан" и Всероссийский детский центр "Смена". В частности, в Московской области с целью получения путевок в МДЦ "Артек" обучающиеся могут быть зарегистрированы в АИС "Путевка", в которую вносятся сведения о достижениях обучающихся. Путевка предоставляется обучающимся, набравшим наибольшее количество баллов, присвоенных АИС "Путевка". Одновременно с этим обучающиеся должны соответствовать требованиям квоты по классам обучения по образовательным программам основного общего образования, среднего общего образования (п. п. 1, 3 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 22.07.2019 N 384; п. п. 1, 3, 10, 12, 21, 22 Положения, утв. Распоряжением Министерства образования МО от 20.04.2021 N Р-288).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Субъектам РФ также выделяется квота для направления детей в Международный детский центр "Артек", Всероссийский детский центр "Орленок", Всероссийский детский центр "Океан" и Всероссийский детский центр "Смена". В частности, в Московской области с целью получения путевок в МДЦ "Артек" обучающиеся могут быть зарегистрированы в АИС "Путевка", в которую вносятся сведения о достижениях обучающихся. Путевка предоставляется обучающимся, набравшим наибольшее количество баллов, присвоенных АИС "Путевка". Одновременно с этим обучающиеся должны соответствовать требованиям квоты по классам обучения по образовательным программам основного общего образования, среднего общего образования (п. п. 1, 3 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 22.07.2019 N 384; п. п. 1, 3, 10, 12, 21, 22 Положения, утв. Распоряжением Министерства образования МО от 20.04.2021 N Р-288).
Статья: Питание школьников в 2024 году
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 7)Размер субсидии рассчитывается исходя из количества детей в 1 - 4-х классах, числа дето-дней в году, стоимости среднесуточных наборов пищевых продуктов, индекса цен и процента софинансирования. Количество дето-дней рассчитывается исходя из количества учебных дней в году для обучающихся 1-х классов, равное 165 дням, 2 - 4-х классов с учетом организации занятий в режимах 6-дневной - 204 дня и 5-дневной учебной недели - 170 дней.
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 7)Размер субсидии рассчитывается исходя из количества детей в 1 - 4-х классах, числа дето-дней в году, стоимости среднесуточных наборов пищевых продуктов, индекса цен и процента софинансирования. Количество дето-дней рассчитывается исходя из количества учебных дней в году для обучающихся 1-х классов, равное 165 дням, 2 - 4-х классов с учетом организации занятий в режимах 6-дневной - 204 дня и 5-дневной учебной недели - 170 дней.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Пример. В., действуя в интересах своей несовершеннолетней дочери, обратился в суд с иском о признании незаконными действий директора школы о возложении на него обязанности отменить решение администрации, взыскании компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что решением администрации школы его дочь не была переведена в 8-й класс в связи с имеющейся академической задолженностью за 7-й класс. Полагает данные действия незаконными, поскольку, независимо от количества предметов, по которым имеется задолженность, в соответствии с действующим законодательством оставление ребенка на повторное обучение возможно только по усмотрению их родителей (законных представителей), однако он такого согласия не давал.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Пример. В., действуя в интересах своей несовершеннолетней дочери, обратился в суд с иском о признании незаконными действий директора школы о возложении на него обязанности отменить решение администрации, взыскании компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что решением администрации школы его дочь не была переведена в 8-й класс в связи с имеющейся академической задолженностью за 7-й класс. Полагает данные действия незаконными, поскольку, независимо от количества предметов, по которым имеется задолженность, в соответствии с действующим законодательством оставление ребенка на повторное обучение возможно только по усмотрению их родителей (законных представителей), однако он такого согласия не давал.
Статья: Множественность лиц и гражданско-правовое сообщество: сходства и различия
(Филиппова С.Ю.)
("Закон", 2022, N 6)Например, чем являются очередь граждан в магазине или аэропорте, группа попутчиков, следующих в одном купе поезда или в одном автобусе, группа студентов, распределивших между собой вопросы для подготовки совместного проекта, члены музыкального ансамбля и пр.? Так, в одно из юридических изданий поступил вопрос от читателей: "Являются ли сообщества родителей группы детского сада или класса школы гражданско-правовым сообществом? Если да, то каков юридический статус избираемого родительского комитета и его председателя?" <8> Достижения в цифровых технологиях привели к созданию большого количества информационных платформ (агрегаторов, маркетплейсов), позволяющих объединять значительное количество участников, которые делятся ресурсами: вещами, финансами, услугами, навыками, временем, приобретают мелкооптовые партии товара со скидкой, совместно арендуют транспортное средство для перевозки грузов. Мобильные приложения, разработанные программы позволяют быстро найти необходимый ресурс и взять его во временное пользование вместо того, чтобы приобретать его в собственность, - и это послужило базой для развития так называемой концепции совместного потребления. Она основана на деятельности и взаимодействии внутри некоего децентрализованного сообщества, открытого для неопределенного круга лиц, когда люди объединяются для достижения общей цели и сообща решают стоящие перед ними задачи. По мнению отдельных авторов, такие объединения лиц представляют гражданско-правовые сообщества, не наделенные гражданской правосубъектностью, однако имеющие возможность по ряду вопросов принимать решения <9>. Действительно ли лица, создавшие в социальной сети страничку, на которой предлагается обмениваться временно не используемыми вещами либо искать попутчиков в автомобильные поездки, объединяют всех пользователей в единое, сравнительно устойчивое образование (гражданско-правовое сообщество), которое может принимать решения и навязывать их участникам сообщества? То же можно сказать об очереди или родительском комитете? Где же граница между случайным сборищем людей, обладающих отдельной волей и могущих в любой момент его покинуть, и сообществом, где общая воля вытесняет индивидуальную? Все эти вопросы весьма актуальные, поскольку для корректного применения норм права необходимо точно определить ее гипотезу, т.е. условия, при которых установленное законом правило срабатывает.
(Филиппова С.Ю.)
("Закон", 2022, N 6)Например, чем являются очередь граждан в магазине или аэропорте, группа попутчиков, следующих в одном купе поезда или в одном автобусе, группа студентов, распределивших между собой вопросы для подготовки совместного проекта, члены музыкального ансамбля и пр.? Так, в одно из юридических изданий поступил вопрос от читателей: "Являются ли сообщества родителей группы детского сада или класса школы гражданско-правовым сообществом? Если да, то каков юридический статус избираемого родительского комитета и его председателя?" <8> Достижения в цифровых технологиях привели к созданию большого количества информационных платформ (агрегаторов, маркетплейсов), позволяющих объединять значительное количество участников, которые делятся ресурсами: вещами, финансами, услугами, навыками, временем, приобретают мелкооптовые партии товара со скидкой, совместно арендуют транспортное средство для перевозки грузов. Мобильные приложения, разработанные программы позволяют быстро найти необходимый ресурс и взять его во временное пользование вместо того, чтобы приобретать его в собственность, - и это послужило базой для развития так называемой концепции совместного потребления. Она основана на деятельности и взаимодействии внутри некоего децентрализованного сообщества, открытого для неопределенного круга лиц, когда люди объединяются для достижения общей цели и сообща решают стоящие перед ними задачи. По мнению отдельных авторов, такие объединения лиц представляют гражданско-правовые сообщества, не наделенные гражданской правосубъектностью, однако имеющие возможность по ряду вопросов принимать решения <9>. Действительно ли лица, создавшие в социальной сети страничку, на которой предлагается обмениваться временно не используемыми вещами либо искать попутчиков в автомобильные поездки, объединяют всех пользователей в единое, сравнительно устойчивое образование (гражданско-правовое сообщество), которое может принимать решения и навязывать их участникам сообщества? То же можно сказать об очереди или родительском комитете? Где же граница между случайным сборищем людей, обладающих отдельной волей и могущих в любой момент его покинуть, и сообществом, где общая воля вытесняет индивидуальную? Все эти вопросы весьма актуальные, поскольку для корректного применения норм права необходимо точно определить ее гипотезу, т.е. условия, при которых установленное законом правило срабатывает.
Вопрос: У работников-супругов двое несовершеннолетних детей, при этом у работника есть двое совершеннолетних детей от первого брака. Правильно ли предоставлять работнику стандартный налоговый вычет на детей в размере 12 000 руб.? В каком размере предоставлять вычет работнице - 12 000 руб. или 4 200 руб.?
(Консультация эксперта, УФНС России по Московской обл., 2025)С прекращением уплаты алиментов супругом обеспечение совершеннолетних детей завершается, в связи с чем количество детей супруга от первого брака не учитывается при расчете стандартного налогового вычета у работницы (Письма Минфина России от 15.04.2014 N 03-04-05/17101, от 21.01.2016 N 03-04-05/1999).
(Консультация эксперта, УФНС России по Московской обл., 2025)С прекращением уплаты алиментов супругом обеспечение совершеннолетних детей завершается, в связи с чем количество детей супруга от первого брака не учитывается при расчете стандартного налогового вычета у работницы (Письма Минфина России от 15.04.2014 N 03-04-05/17101, от 21.01.2016 N 03-04-05/1999).
Статья: Вакцинация детей в ситуации пандемии: правовые грани возможного
(Смоланов А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 2)Развитие иммунитета ребенка начинается во внутриутробном периоде и преимущественно заключается в увеличении активности макрофагов (то есть клеточного иммунитета) примерно к 23-й неделе беременности. Внеутробный период характеризуется постепенным развитием иммунной системы ребенка под воздействием различных факторов внешней и внутренней среды. Иммунная система младенцев находится в состоянии физиологической депрессии для предотвращения риска тяжелой патологии из-за неизбежного контакта ребенка с большим количеством антигенов. При рождении отмечается высокое содержание IgG, а антитела классов IgM и IgA отсутствуют. Наряду с высоко активным фагоцитозом отмечается сниженная продукция цитокинов и антител. Одновременно с этим противовирусный иммунитет обеспечивается материнскими антителами IgG, но только при условии, что их уровень в организме матери был достаточным для защиты от данных инфекций.
(Смоланов А.М.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 2)Развитие иммунитета ребенка начинается во внутриутробном периоде и преимущественно заключается в увеличении активности макрофагов (то есть клеточного иммунитета) примерно к 23-й неделе беременности. Внеутробный период характеризуется постепенным развитием иммунной системы ребенка под воздействием различных факторов внешней и внутренней среды. Иммунная система младенцев находится в состоянии физиологической депрессии для предотвращения риска тяжелой патологии из-за неизбежного контакта ребенка с большим количеством антигенов. При рождении отмечается высокое содержание IgG, а антитела классов IgM и IgA отсутствуют. Наряду с высоко активным фагоцитозом отмечается сниженная продукция цитокинов и антител. Одновременно с этим противовирусный иммунитет обеспечивается материнскими антителами IgG, но только при условии, что их уровень в организме матери был достаточным для защиты от данных инфекций.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Подходы к определению малокомплектной школы в субъектах Российской Федерации разнятся. Согласно Закону Республики Карелия от 20 декабря 2013 г. N 1755-ЗРК "Об образовании" малокомплектной признается общеобразовательная организация, расположенная в сельском населенном пункте и отвечающая таким критериям, как транспортная удаленность (время подвоза обучающихся превышает 30 мин. и отсутствует транспортная доступность иной общеобразовательной организации) и средняя наполняемость класса (не более 9 человек). По закону Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2013 г. N 55-ЗАО "Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе" малокомплектной образовательной организацией является общеобразовательная организация, расположенная в сельском населенном пункте, где отсутствует ежедневное транспортное сообщение для подвоза детей в образовательные организации, средняя наполняемость класса не превышает 10 человек, а общее количество обучающихся - не более 70 человек в случае реализации программ начального общего и основного общего образования и не более 100 человек в случае реализации программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Подходы к определению малокомплектной школы в субъектах Российской Федерации разнятся. Согласно Закону Республики Карелия от 20 декабря 2013 г. N 1755-ЗРК "Об образовании" малокомплектной признается общеобразовательная организация, расположенная в сельском населенном пункте и отвечающая таким критериям, как транспортная удаленность (время подвоза обучающихся превышает 30 мин. и отсутствует транспортная доступность иной общеобразовательной организации) и средняя наполняемость класса (не более 9 человек). По закону Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2013 г. N 55-ЗАО "Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе" малокомплектной образовательной организацией является общеобразовательная организация, расположенная в сельском населенном пункте, где отсутствует ежедневное транспортное сообщение для подвоза детей в образовательные организации, средняя наполняемость класса не превышает 10 человек, а общее количество обучающихся - не более 70 человек в случае реализации программ начального общего и основного общего образования и не более 100 человек в случае реализации программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Статья: Понятие нежилого помещения: публично-правовой аспект
(Вербицкая Ю.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)2. Подпунктом "б" п. 7 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" <2> установлено предельное количество нахождения детей (не более 50) в помещениях зданий и сооружений IV и V степеней огнестойкости, а также класса конструктивной пожарной опасности C2 и C3. Для этих же целей необходимо знать, является ли помещение отдельным или входит в состав другого.
(Вербицкая Ю.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)2. Подпунктом "б" п. 7 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" <2> установлено предельное количество нахождения детей (не более 50) в помещениях зданий и сооружений IV и V степеней огнестойкости, а также класса конструктивной пожарной опасности C2 и C3. Для этих же целей необходимо знать, является ли помещение отдельным или входит в состав другого.