Коэффициент владения земельным участком
Подборка наиболее важных документов по запросу Коэффициент владения земельным участком (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 396 "Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу" главы 31 "Земельный налог" НК РФ"Между тем, по смыслу пункта 15 статьи 396 Кодекса, целью применения данных повышающих коэффициентов в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, является стимулирование налогоплательщиков, владеющих такими земельными участками, осуществлять строительство в пределах трехлетнего срока с момента приобретения данных участков путем увеличения размера их бремени по данному налогу, в случае, если строительство в указанный срок не завершено."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 396 "Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил письмо ФНС России от 16.11.2023 N БС-4-21/14484@ "Об условиях применения при исчислении земельного налога коэффициентов, предусмотренных пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации" в той мере, в которой ФНС России обязывает применять повышающий коэффициент, предусмотренный п. 15 ст. 396 НК РФ, в случае исчисления налога по налоговой ставке в размере, не превышающем 1,5 процента, установленной в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ для прочих земельных участков. По мнению налогоплательщика, поскольку налоговая льгота в виде налоговой ставки 0,3 процента не подлежит применению в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности, положения п. 15 ст. 396 НК РФ, касающиеся повышающих коэффициентов, к таким участкам не применимы, следовательно, в отношении указанных земельных участков подлежит применению ставка налога, установленная для прочих земельных участков, которая не может превышать 1,5 процента, что прямо закреплено в п. 1 ст. 394 НК РФ. Верховный Суд РФ отказал в признании письма недействующим, поскольку по смыслу п. 15 ст. 396 НК РФ коэффициент 2, увеличивающий исчисленную сумму земельного налога, применяется в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, которые могут облагаться земельным налогом как по ставке 0,3 процента (применительно к физическим лицам, не использующим участки в предпринимательских целях), так и по ставке 1,5 процента (применительно к организациям, использующим участки в предпринимательских целях). Применение повышающего коэффициента зависит от критерия, определяющего связь земельного участка с жилищным строительством, которым в соответствии с п. 15 ст. 396 НК РФ является вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий индивидуальное жилищное строительство, при этом отнесение земельных участков к "прочим земельным участкам" в целях применения налоговой ставки 1,5 процента не влечет изменения вида разрешенного использования этих участков.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил письмо ФНС России от 16.11.2023 N БС-4-21/14484@ "Об условиях применения при исчислении земельного налога коэффициентов, предусмотренных пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации" в той мере, в которой ФНС России обязывает применять повышающий коэффициент, предусмотренный п. 15 ст. 396 НК РФ, в случае исчисления налога по налоговой ставке в размере, не превышающем 1,5 процента, установленной в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ для прочих земельных участков. По мнению налогоплательщика, поскольку налоговая льгота в виде налоговой ставки 0,3 процента не подлежит применению в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности, положения п. 15 ст. 396 НК РФ, касающиеся повышающих коэффициентов, к таким участкам не применимы, следовательно, в отношении указанных земельных участков подлежит применению ставка налога, установленная для прочих земельных участков, которая не может превышать 1,5 процента, что прямо закреплено в п. 1 ст. 394 НК РФ. Верховный Суд РФ отказал в признании письма недействующим, поскольку по смыслу п. 15 ст. 396 НК РФ коэффициент 2, увеличивающий исчисленную сумму земельного налога, применяется в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, которые могут облагаться земельным налогом как по ставке 0,3 процента (применительно к физическим лицам, не использующим участки в предпринимательских целях), так и по ставке 1,5 процента (применительно к организациям, использующим участки в предпринимательских целях). Применение повышающего коэффициента зависит от критерия, определяющего связь земельного участка с жилищным строительством, которым в соответствии с п. 15 ст. 396 НК РФ является вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий индивидуальное жилищное строительство, при этом отнесение земельных участков к "прочим земельным участкам" в целях применения налоговой ставки 1,5 процента не влечет изменения вида разрешенного использования этих участков.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О применении повышающих коэффициентов по земельному налогу в отношении участков, приобретенных в собственность кредитными организациями для ИЖС и облагаемых по ставке, не превышающей 1,5%.
(Письмо Минфина России от 22.03.2024 N 03-05-05-02/25878)Вопрос: Налогоплательщики - кредитные организации в процессе урегулирования проблемной задолженности по кредитам получают в погашение задолженности различное имущество, в частности, земельные участки с видом разрешенного использования "для жилищного строительства" (далее - земельные участки для ЖС). Указанные участки либо сдаются в аренду, либо реализуются как непрофильные активы. В период нахождения земельных участков в собственности кредитные организации признаются налогоплательщиками земельного налога.
(Письмо Минфина России от 22.03.2024 N 03-05-05-02/25878)Вопрос: Налогоплательщики - кредитные организации в процессе урегулирования проблемной задолженности по кредитам получают в погашение задолженности различное имущество, в частности, земельные участки с видом разрешенного использования "для жилищного строительства" (далее - земельные участки для ЖС). Указанные участки либо сдаются в аренду, либо реализуются как непрофильные активы. В период нахождения земельных участков в собственности кредитные организации признаются налогоплательщиками земельного налога.
Вопрос: О применении коэффициентов при исчислении земельного налога в отношении участков, приобретенных в собственность коммерческими организациями или ИП для ИЖС, начиная с налогового периода 2020 г.
(Письмо Минфина России от 05.08.2024 N 03-05-06-02/73009)Вопрос: О применении коэффициентов при исчислении земельного налога в отношении участков, приобретенных в собственность коммерческими организациями или ИП для ИЖС, начиная с налогового периода 2020 г.
(Письмо Минфина России от 05.08.2024 N 03-05-06-02/73009)Вопрос: О применении коэффициентов при исчислении земельного налога в отношении участков, приобретенных в собственность коммерческими организациями или ИП для ИЖС, начиная с налогового периода 2020 г.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)В такой ситуации судам следовало дать оценку тому, в какие сроки после предоставления соответствующих земельных участков в собственность общества должен был произведен снос имеющихся объектов и начато новое строительство жилья, например, исходя из сроков, указанных в разрешениях на строительство конкретных объектов и, соответственно, с какого момента после получения земельных участков в собственность должен исчисляться срок применения повышающего коэффициента, предусмотренный абзацем первым п. 15 ст. 396 НК РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)В такой ситуации судам следовало дать оценку тому, в какие сроки после предоставления соответствующих земельных участков в собственность общества должен был произведен снос имеющихся объектов и начато новое строительство жилья, например, исходя из сроков, указанных в разрешениях на строительство конкретных объектов и, соответственно, с какого момента после получения земельных участков в собственность должен исчисляться срок применения повышающего коэффициента, предусмотренный абзацем первым п. 15 ст. 396 НК РФ.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2024 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Установлены особенности применения повышающего коэффициента
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Установлены особенности применения повышающего коэффициента
Статья: Переоценка обязательства по аренде при изменении арендной платы
(Моряк Е.Н.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)В ресурсоснабжающую организацию, созданную в организационно-правовой форме ООО, поступили уведомления об изменении арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в связи с изменением коэффициента. Размер арендной платы определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка и величины корректирующего коэффициента. В связи с этим организация должна в бухгалтерском учете переоценить обязательство по аренде. Необходимо ли при этом пересмотреть ставку дисконтирования? Относится ли данная ситуация к случаям, рассмотренным в п. 42, 43 МСФО (IFRS) 16 "Аренда" (введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 11.07.2016 N 111н)?
(Моряк Е.Н.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)В ресурсоснабжающую организацию, созданную в организационно-правовой форме ООО, поступили уведомления об изменении арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в связи с изменением коэффициента. Размер арендной платы определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка и величины корректирующего коэффициента. В связи с этим организация должна в бухгалтерском учете переоценить обязательство по аренде. Необходимо ли при этом пересмотреть ставку дисконтирования? Относится ли данная ситуация к случаям, рассмотренным в п. 42, 43 МСФО (IFRS) 16 "Аренда" (введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 11.07.2016 N 111н)?
Статья: Комплексный метод определения арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности
(Стерник С.Г., Полищук О.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 2)6. Полищук О.А. Модели поправочных коэффициентов к ставкам аренды земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности // Экономический вестник. 2024. Т. 3. N 3. С. 49 - 57. URL: https://eb-journal.ru/wp-content/uploads/2024/09/jekonomicheskij-vestnik-t-3-3-2024.pdf (дата обращения: 13.01.2025).
(Стерник С.Г., Полищук О.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 2)6. Полищук О.А. Модели поправочных коэффициентов к ставкам аренды земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности // Экономический вестник. 2024. Т. 3. N 3. С. 49 - 57. URL: https://eb-journal.ru/wp-content/uploads/2024/09/jekonomicheskij-vestnik-t-3-3-2024.pdf (дата обращения: 13.01.2025).
Вопрос: О коэффициентах, применяемых при исчислении земельного налога в отношении участков, приобретенных в собственность коммерческими организациями для ИЖС начиная с налогового периода 2020 г.
(Письмо Минфина России от 29.03.2024 N 03-05-06-02/28571)Вопрос: О коэффициентах, применяемых при исчислении земельного налога в отношении участков, приобретенных в собственность коммерческими организациями для ИЖС начиная с налогового периода 2020 г.
(Письмо Минфина России от 29.03.2024 N 03-05-06-02/28571)Вопрос: О коэффициентах, применяемых при исчислении земельного налога в отношении участков, приобретенных в собственность коммерческими организациями для ИЖС начиная с налогового периода 2020 г.
Готовое решение: Как рассчитать земельный налог при владении землей неполный год
(КонсультантПлюс, 2025)Авансовые платежи и налог рассчитывайте в общем порядке, но скорректируйте на коэффициент владения земельным участком (Кв).
(КонсультантПлюс, 2025)Авансовые платежи и налог рассчитывайте в общем порядке, но скорректируйте на коэффициент владения земельным участком (Кв).
Готовое решение: Как рассчитать земельный налог по земельным участкам, предназначенным для строительства
(КонсультантПлюс, 2025)При расчете налога и авансовых платежей применяются повышающие коэффициенты 2 и 4. Используйте эти коэффициенты, если земельный участок принадлежит вам на праве собственности и его целевое назначение связано с жилищным строительством, в том числе на основании договора о комплексном развитии территории. Кадастровая стоимость земли роли не играет (п. п. 15, 16.1 ст. 396 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)При расчете налога и авансовых платежей применяются повышающие коэффициенты 2 и 4. Используйте эти коэффициенты, если земельный участок принадлежит вам на праве собственности и его целевое назначение связано с жилищным строительством, в том числе на основании договора о комплексном развитии территории. Кадастровая стоимость земли роли не играет (п. п. 15, 16.1 ст. 396 НК РФ).
Статья: Строительство жилого здания сверх установленной этажности при условии создания (финансирования) застройщиком объектов социальной инфраструктуры: правовой опыт Бразилии и России
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)В Бразилии формирование правового регулирования возмездного предоставления права на строительство началось в 1974 году, когда юристы Хели Лопес Мейрелес и Эурико де Андраде Азеведо выдвинули идею отделения права на строительство от права собственности на земельный участок путем установления строительного коэффициента, равного 1 <5>. В 1975 году общественный научно-исследовательский центр по вопросам управления городским хозяйством (CEPAM) опубликовал документ, в котором впервые появилось выражение solo criado. В 1976 году на семинаре, проведенном в городе Эмбу для обсуждения юридических аспектов solo criado, был подготовлен документ, известный как Письмо Эмбу (Carta do Embu). Данный документ посвящен анализу двух вопросов: а) является ли конституционным установление муниципалитетом единого коэффициента землепользования; б) является ли конституционной так называемая возможность передачи "права на solo criado"? Известные градостроители и юристы Бразилии того времени, принявшие участие в дискуссии, дали утвердительный ответ на оба вопроса. В Письме Эмбу, в частности, зафиксированы следующие выводы. Федеральная конституция гарантирует муниципалитетам право устанавливать единый строительный коэффициент для всей территории города; этот коэффициент не препятствует муниципалитетам устанавливать различные строительные коэффициенты с помощью законов о зонировании. Любое здание выше единого коэффициента считается solo criado независимо от того, связано ли оно с занятием воздушного пространства или недр. Условием строительства выше единого коэффициента является предоставление заинтересованной стороной в распоряжение государственной власти земельного участка (участков), пропорционального дополнительной строительной площади. В случае отсутствия земельных участков или их несоответствия требуемым правовым условиям допускается замена экономическим эквивалентом. Собственник земельного участка, в отношении которого установлены административные ограничения, препятствующие полному использованию единого строительного коэффициента, может распоряжаться неиспользуемой частью права на застройку [15, p. 169 - 170].
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)В Бразилии формирование правового регулирования возмездного предоставления права на строительство началось в 1974 году, когда юристы Хели Лопес Мейрелес и Эурико де Андраде Азеведо выдвинули идею отделения права на строительство от права собственности на земельный участок путем установления строительного коэффициента, равного 1 <5>. В 1975 году общественный научно-исследовательский центр по вопросам управления городским хозяйством (CEPAM) опубликовал документ, в котором впервые появилось выражение solo criado. В 1976 году на семинаре, проведенном в городе Эмбу для обсуждения юридических аспектов solo criado, был подготовлен документ, известный как Письмо Эмбу (Carta do Embu). Данный документ посвящен анализу двух вопросов: а) является ли конституционным установление муниципалитетом единого коэффициента землепользования; б) является ли конституционной так называемая возможность передачи "права на solo criado"? Известные градостроители и юристы Бразилии того времени, принявшие участие в дискуссии, дали утвердительный ответ на оба вопроса. В Письме Эмбу, в частности, зафиксированы следующие выводы. Федеральная конституция гарантирует муниципалитетам право устанавливать единый строительный коэффициент для всей территории города; этот коэффициент не препятствует муниципалитетам устанавливать различные строительные коэффициенты с помощью законов о зонировании. Любое здание выше единого коэффициента считается solo criado независимо от того, связано ли оно с занятием воздушного пространства или недр. Условием строительства выше единого коэффициента является предоставление заинтересованной стороной в распоряжение государственной власти земельного участка (участков), пропорционального дополнительной строительной площади. В случае отсутствия земельных участков или их несоответствия требуемым правовым условиям допускается замена экономическим эквивалентом. Собственник земельного участка, в отношении которого установлены административные ограничения, препятствующие полному использованию единого строительного коэффициента, может распоряжаться неиспользуемой частью права на застройку [15, p. 169 - 170].
Статья: Соблюдение баланса интересов при установлении сервитута в отношении земельных участков
(Нигматуллина Э.Ф.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)К примеру, плата за публичный сервитут в Республике Татарстан <13> рассчитывается исходя из среднерайонного размера годовой арендной платы, коэффициента убытков собственника земельного участка, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута в процентах, учитывающего ставку рефинансирования Банка России и сумму рисков.
(Нигматуллина Э.Ф.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)К примеру, плата за публичный сервитут в Республике Татарстан <13> рассчитывается исходя из среднерайонного размера годовой арендной платы, коэффициента убытков собственника земельного участка, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута в процентах, учитывающего ставку рефинансирования Банка России и сумму рисков.