Когда вступают в силу поправки к конституции
Подборка наиболее важных документов по запросу Когда вступают в силу поправки к конституции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Роль Конституционного Суда Российской Федерации в сохранении и защите исторической памяти
(Богуславская Н.А.)
("Российский судья", 2025, N 8)3. Проверка не вступивших в силу поправок Конституции РФ гл. 1, 2, 9. В 2020 г. в соответствии с Законом РФ N 1-ФКЗ от 14 марта 2020 г. <13> в ст. 3 было предусмотрено полномочие Президента РФ обратиться с запросом в КС РФ о соответствии не вступивших в силу поправок к Конституции РФ гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ. В Заключении КС РФ справедливо было указано, что дополнение конституционного текста, в том числе положениями о "почитании памяти защитников Отечества, защите исторической правды, не может рассматриваться как несовместимое с положениями гл. 1 и 2 Конституции Российской Федерации" <14>.
(Богуславская Н.А.)
("Российский судья", 2025, N 8)3. Проверка не вступивших в силу поправок Конституции РФ гл. 1, 2, 9. В 2020 г. в соответствии с Законом РФ N 1-ФКЗ от 14 марта 2020 г. <13> в ст. 3 было предусмотрено полномочие Президента РФ обратиться с запросом в КС РФ о соответствии не вступивших в силу поправок к Конституции РФ гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ. В Заключении КС РФ справедливо было указано, что дополнение конституционного текста, в том числе положениями о "почитании памяти защитников Отечества, защите исторической правды, не может рассматриваться как несовместимое с положениями гл. 1 и 2 Конституции Российской Федерации" <14>.
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)3.1. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)3.1. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.
Статья: Обзор некоторых поправок к Конституции Российской Федерации
(Коновалов А.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)14 марта 2020 года был официально опубликован и вступил в силу Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ (далее - Закон о поправке), а точнее его ст. 3, предусматривающая порядок вступления в силу самих поправок в Основной Закон, а также несколько сопутствующих вопросов.
(Коновалов А.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)14 марта 2020 года был официально опубликован и вступил в силу Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ (далее - Закон о поправке), а точнее его ст. 3, предусматривающая порядок вступления в силу самих поправок в Основной Закон, а также несколько сопутствующих вопросов.
"Правовая норма в системе социальных регуляторов"
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Реализацию требований легальности в правовых нормах конституционного характера и мер, направленных на обеспечение их легитимности, можно проследить на примере принятия Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти". В частности, реализация требования легальности при принятии указанного Закона была связана со следующими факторами: внесением конституционных поправок в порядке, установленном главой 9 Конституции РФ; соблюдением требований Федерального закона от 04.03.1998 N 33-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" <1> в части обеспечения порядка и условий внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к главам 3 - 8 Конституции РФ; усложненным порядком вступления Закона в силу (после его одобрения органами законодательной власти не менее двух третей субъектов РФ); особым порядком вступления в силу его отдельных положений (со дня официального опубликования после проведения общероссийского голосования); наличием Заключения Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 N 1-З "О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации" <2>.
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Реализацию требований легальности в правовых нормах конституционного характера и мер, направленных на обеспечение их легитимности, можно проследить на примере принятия Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти". В частности, реализация требования легальности при принятии указанного Закона была связана со следующими факторами: внесением конституционных поправок в порядке, установленном главой 9 Конституции РФ; соблюдением требований Федерального закона от 04.03.1998 N 33-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" <1> в части обеспечения порядка и условий внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к главам 3 - 8 Конституции РФ; усложненным порядком вступления Закона в силу (после его одобрения органами законодательной власти не менее двух третей субъектов РФ); особым порядком вступления в силу его отдельных положений (со дня официального опубликования после проведения общероссийского голосования); наличием Заключения Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 N 1-З "О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации" <2>.
Статья: Формирование единой системы публичной власти в России как вектор новой конституционности
(Аристов Е.В., Щепетильников В.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Считаем крайне важным и символичным в этом ряду изменений в законодательстве и приведение в соответствие с вступившими в силу поправками к Конституции РФ Федерального закона "О безопасности" <7> в части неисполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Основному Закону страны. Это свидетельствует о том, что сделан еще один шаг в реализации конституционных положений по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, ранее продекларированных в Стратегии национальной безопасности России <8>. Полномочие Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации проводить консультации по предложенным Президентом РФ кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая министров) в области обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности, бесспорно, будет соответствовать обозначенным принципам. Запрет заместителю Председателя Совбеза, Секретарю Совбеза, всем его членам открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, укрепил независимость ключевых в единой системе публичной власти фигур от неблагоприятных внешних факторов. Аналогичные изменения коснулись статуса и Уполномоченного по правам человека в РФ, которому также запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации <9>. В свете проведения специальной военной операции деятельность нынешнего Уполномоченного выходит на особый план, и поэтому подобные ограничения логичны и укладываются в концепцию обеспечения суверенитета нашей страны.
(Аристов Е.В., Щепетильников В.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Считаем крайне важным и символичным в этом ряду изменений в законодательстве и приведение в соответствие с вступившими в силу поправками к Конституции РФ Федерального закона "О безопасности" <7> в части неисполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Основному Закону страны. Это свидетельствует о том, что сделан еще один шаг в реализации конституционных положений по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, ранее продекларированных в Стратегии национальной безопасности России <8>. Полномочие Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации проводить консультации по предложенным Президентом РФ кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая министров) в области обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности, бесспорно, будет соответствовать обозначенным принципам. Запрет заместителю Председателя Совбеза, Секретарю Совбеза, всем его членам открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, укрепил независимость ключевых в единой системе публичной власти фигур от неблагоприятных внешних факторов. Аналогичные изменения коснулись статуса и Уполномоченного по правам человека в РФ, которому также запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации <9>. В свете проведения специальной военной операции деятельность нынешнего Уполномоченного выходит на особый план, и поэтому подобные ограничения логичны и укладываются в концепцию обеспечения суверенитета нашей страны.