Коды сомнительных операций



Подборка наиболее важных документов по запросу Коды сомнительных операций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 14.02.2023 по делу N 33-2147/2023
Категория спора: Банковский счет.
Требования клиента: 1) О взыскании штрафа за нарушение прав потребителя; 2) О взыскании процентов; 3) О взыскании убытков; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Клиент банка сослался на то, что денежные средства с его карты переведены на счет неизвестного лица, при этом клиент не производил никаких операций по банковскому счету, поручений о перечислении денежных средств не давал; клиент полагал, что хищение денежных средств произошло по вине банка, который не принял мер по блокировке нетипичной операции.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.
Доводы жалобы о том, что банк должен был квалифицировать спорную операцию как сомнительную и заблокировать ее судебная коллегия отклоняет, как не обоснованные, поскольку суд первой инстанции, применив положения части 5.1 статьи 8 Закона N 161-ФЗ, проанализировав Признаки осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, утвержденные приказом Банка России от 27.09.2018 N ОД-2525, установив фактические обстоятельства дела, пришел к выводу о том, что применительно к рассматриваемым событиям и обстоятельствам операции, соответствующие признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, Банком в установленном частью 5.1 статьи 8 Закона N 161-ФЗ порядке не были выявлены, у Банка отсутствовали основания полагать, что распоряжение на совершение операции по переводу денежных средств на счет стороннего банка дано неуполномоченным лицом. Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается, дополнительно отмечая, что сам по себе факт совершения перевода в пользу третьего лица еще не свидетельствует о сомнительности операции, распоряжение на совершение которой поступило от клиента через мобильное приложение с устройства, обычно используемого клиентом и подтвержденное введением верного пин-кода.
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.10.2023 по делу N 88-16477/2023, 2-800/2022 (УИД 45RS0026-01-2021-017683-14)
Категория спора: 1) Кредит; 2) Банковский счет.
Требования клиента: 1) О взыскании неустойки, штрафа; 2) О взыскании убытков (реального ущерба); 3) О компенсации морального вреда.
Требования займодавца: 4) О взыскании задолженности по кредитному договору.
Обстоятельства: Истец считает, что банк не обеспечил сохранность персональных данных клиента и безопасность банковских операций.
Решение: Дело в части направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции (требование 1); Удовлетворено в части (требования 2 - 4).
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате госпошлины - в части - удовлетворено в части; в части - дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Допрошенная в качестве потерпевшей по уголовному делу Д. пояснила, что 13.10.2020 около 17:20 час. на номер ее сотового телефона поступил звонок, вначале позвонила девушка затем мужчина. Из разговора она поняла, что с ее счета мошенники пытаются списать денежные средства, для остановки операций, и поимки злоумышленников ей на сотовый телефон необходимо установить приложение "Teamwer" удаленного доступа. Поскольку звонившие представились сотрудниками АО "Альфа-Банк", которые называли ее по имени, отчеству, знали ее кредитную историю, звонок поступил с номера телефона <данные изъяты>, который указан на оборотной стороне ее банковской карты, сомнений в их правдивости у Д. не возникло. При этом заявку на кредит она не оформляла, пароли, и коды никому не сообщала.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Исполнение обязательства ненадлежащему лицу
(Петрановский И.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, NN 4, 5)
Выбор негативной модели, вероятнее всего, обусловлен третьим аргументом Суда о том, что ввод паролей и кодов, полученных клиентом по СМС, не персонифицирует его. Выбор негативной модели, как и аргумент об СМС, вызывает сомнения, поскольку полностью подрывает возможность адекватной идентификации клиента для онлайн-банкинга. Единственными вариантами подтверждения операций и идентификации клиента на текущий момент являются либо направление СМС-кодов, либо звонок клиенту. ВС РФ не поясняет, какой способ идентификации клиента является адекватным, как раз ввиду отсутствия иных способов идентификации.
Готовое решение: Как отражать дебиторскую задолженность в бухгалтерской отчетности
(КонсультантПлюс, 2025)
если ваша организация - учредитель доверительного управления имуществом, учтите сумму дебиторской задолженности, указанную в отчете доверительного управляющего (п. 7 Указаний об отражении в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом);
показать больше документов

Нормативные акты

"Методические рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма"
(утв. Банком России 21.07.2017 N 18-МР)
4. С целью единообразного применения кредитными организациями кодов видов признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащихся в приложении к Положению Банка России от 02.03.2012 N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение Банка России N 375-П), при формировании подлежащих направлению в Росфинмониторинг сообщений рекомендуем принимать во внимание соответствие наиболее распространенных типов сомнительных операций нижеприведенным кодам.
показать больше документов