Кодификация это
Подборка наиболее важных документов по запросу Кодификация это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Понятие и виды систематизации законодательства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Высшая ступень систематизации законодательства - кодификация. Кодификацию осуществляют по отраслям права. При создании кодексов происходит обновление законодательства. Кодексы создаются и по отраслям законодательства. Кодификация - это деятельность нормотворческих органов государственной власти, направленная на создание нового нормативно-правового акта, призванного регулировать определенные общественные отношения. При кодификации не только собирается нормативный материал, но и устраняются противоречия в системе норм права, вносятся новые правовые положения, отвечающие требованиям времени. Кодификация осуществляется только органами, издающими нормативно-правовые акты ("Правоведение: Учебник для высших учебных заведений" (под ред. М.И. Абдулаева) ("Магистр-Пресс", 2004)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Высшая ступень систематизации законодательства - кодификация. Кодификацию осуществляют по отраслям права. При создании кодексов происходит обновление законодательства. Кодексы создаются и по отраслям законодательства. Кодификация - это деятельность нормотворческих органов государственной власти, направленная на создание нового нормативно-правового акта, призванного регулировать определенные общественные отношения. При кодификации не только собирается нормативный материал, но и устраняются противоречия в системе норм права, вносятся новые правовые положения, отвечающие требованиям времени. Кодификация осуществляется только органами, издающими нормативно-правовые акты ("Правоведение: Учебник для высших учебных заведений" (под ред. М.И. Абдулаева) ("Магистр-Пресс", 2004)).
Вопрос: Каковы общие правила проведения кодификации?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Высшая ступень систематизации законодательства - кодификация. Речь идет о создании кодексов. Кодификацию осуществляют по отраслям права. При создании кодексов происходит обновление законодательства. Кодексы создаются и по отраслям законодательства (Трудовой кодекс РФ). Кодификация - это деятельность нормотворческих органов государственной власти, направленная на создание нового нормативно-правового акта, призванного регулировать определенные общественные отношения. При кодификации не только собирается нормативный материал, но и устраняются противоречия в системе норм права, вносятся новые правовые положения, отвечающие требованиям времени. Кодификация осуществляется только органами, издающими нормативно-правовые акты, а инкорпорацию может провести любая организация либо частное лицо.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Высшая ступень систематизации законодательства - кодификация. Речь идет о создании кодексов. Кодификацию осуществляют по отраслям права. При создании кодексов происходит обновление законодательства. Кодексы создаются и по отраслям законодательства (Трудовой кодекс РФ). Кодификация - это деятельность нормотворческих органов государственной власти, направленная на создание нового нормативно-правового акта, призванного регулировать определенные общественные отношения. При кодификации не только собирается нормативный материал, но и устраняются противоречия в системе норм права, вносятся новые правовые положения, отвечающие требованиям времени. Кодификация осуществляется только органами, издающими нормативно-правовые акты, а инкорпорацию может провести любая организация либо частное лицо.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Восприятие Кодекса как "краеугольного камня" соответствующей отрасли законодательства служит оправданием для присвоения этому акту кодификации статуса "первый среди равных" по отношению к другим законам. Такой прием юридической техники нашел применение в ВК РФ, провозгласившем приоритет среди источников водного права Российской Федерации. Как следует из ч. 2 ст. 2 ВК РФ нормы, регулирующие водные отношения и содержащиеся в иных федеральных законах и законах субъектов РФ, должны соответствовать этому Кодексу. Это положение дополняет три основных принципа преодоления коллизии - о приоритете поздней нормы над ранней (lex posterior derogat priori), о приоритете специальной нормы над общей (lex specialis derogat legi generali) и о приоритете вышестоящей нормы над нижестоящей (lex superior derogat legi inferior). В связи с тем что ВК РФ, как и вообще все кодексы Российской Федерации, приравнивается по юридической силе к федеральному закону и что в иных (специальных) законах может быть также провозглашен их приоритет, существует риск образования сложных коллизий, при которых будут вступать в конфликт уже сами коллизионные нормы.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Восприятие Кодекса как "краеугольного камня" соответствующей отрасли законодательства служит оправданием для присвоения этому акту кодификации статуса "первый среди равных" по отношению к другим законам. Такой прием юридической техники нашел применение в ВК РФ, провозгласившем приоритет среди источников водного права Российской Федерации. Как следует из ч. 2 ст. 2 ВК РФ нормы, регулирующие водные отношения и содержащиеся в иных федеральных законах и законах субъектов РФ, должны соответствовать этому Кодексу. Это положение дополняет три основных принципа преодоления коллизии - о приоритете поздней нормы над ранней (lex posterior derogat priori), о приоритете специальной нормы над общей (lex specialis derogat legi generali) и о приоритете вышестоящей нормы над нижестоящей (lex superior derogat legi inferior). В связи с тем что ВК РФ, как и вообще все кодексы Российской Федерации, приравнивается по юридической силе к федеральному закону и что в иных (специальных) законах может быть также провозглашен их приоритет, существует риск образования сложных коллизий, при которых будут вступать в конфликт уже сами коллизионные нормы.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)В соответствии с этим Жилищный кодекс РФ имеет приоритет в применении перед другими законами, содержащими нормы жилищного законодательства (п. 8 ст. 5), но должен уступать ГК РФ в сфере регулирования жилищных отношений, являющихся одновременно гражданско-правовыми. При ином подходе приоритет перед ГК РФ получат не только Жилищный и Земельный кодексы, но и транспортные кодексы, обобщающие законы в сфере страхования, банковской деятельности и т.д., что приведет к распаду единого по своей юридической (отраслевой) природе гражданского законодательства и соответствующей ему кодификации. Иными словами, комплексная (межотраслевая) систематизация законодательства, в том числе и в форме принятия комплексных "кодексов" <611>, не может и не должна иметь приоритет перед отраслевой кодификацией. Из этого следует, что гражданско-правовую (в том числе вещную) природу имущественных прав должно определять гражданское, а не комплексное (жилищное) законодательство и, следовательно, общие нормы о вещных правах в жилищной сфере должны содержаться в Гражданском кодексе. Из этого исходит и проект новой редакции Раздела II ГК РФ, разработанный на основе положений Концепции развития гражданского законодательства РФ.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)В соответствии с этим Жилищный кодекс РФ имеет приоритет в применении перед другими законами, содержащими нормы жилищного законодательства (п. 8 ст. 5), но должен уступать ГК РФ в сфере регулирования жилищных отношений, являющихся одновременно гражданско-правовыми. При ином подходе приоритет перед ГК РФ получат не только Жилищный и Земельный кодексы, но и транспортные кодексы, обобщающие законы в сфере страхования, банковской деятельности и т.д., что приведет к распаду единого по своей юридической (отраслевой) природе гражданского законодательства и соответствующей ему кодификации. Иными словами, комплексная (межотраслевая) систематизация законодательства, в том числе и в форме принятия комплексных "кодексов" <611>, не может и не должна иметь приоритет перед отраслевой кодификацией. Из этого следует, что гражданско-правовую (в том числе вещную) природу имущественных прав должно определять гражданское, а не комплексное (жилищное) законодательство и, следовательно, общие нормы о вещных правах в жилищной сфере должны содержаться в Гражданском кодексе. Из этого исходит и проект новой редакции Раздела II ГК РФ, разработанный на основе положений Концепции развития гражданского законодательства РФ.
Статья: Концепция учета договорных обязательств: поиск направлений развития бухгалтерского учета
(Плотников В.С., Плотникова О.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2022, N 12)Рынок в случае совершения обменной сделки "это прежде всего место для проверки и оценки качества благ. Его организация обусловлена такими видами деятельности, которые делают возможным проверку качества и придают ей определенную форму: кодификация, измерение, сертификация, регулирование и т.д. Все эти виды деятельности осуществляются либо до, либо после собственно рыночных сделок, но без них последние просто невозможны. Государство при этом играет роль направляющей силы и гаранта" [16, с. 112].
(Плотников В.С., Плотникова О.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2022, N 12)Рынок в случае совершения обменной сделки "это прежде всего место для проверки и оценки качества благ. Его организация обусловлена такими видами деятельности, которые делают возможным проверку качества и придают ей определенную форму: кодификация, измерение, сертификация, регулирование и т.д. Все эти виды деятельности осуществляются либо до, либо после собственно рыночных сделок, но без них последние просто невозможны. Государство при этом играет роль направляющей силы и гаранта" [16, с. 112].
Статья: Концептуальные основы отчетности: влияние изменений на теорию и методологию учета и отчетности
(Плотников В.С., Плотникова О.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 8)Соглашаясь с мнением профессора Я.В. Соколова, утверждающего, что "к субстанциональной бухгалтерии следует отнести коллацию и двойную запись. Все остальное вытекает из коллации: отношения людей, участвующих в хозяйственных процессах, и информационность сведений, которые используются для управления" [1, с. 193 - 194], мы все же добавили бы к этим элементам метода бухгалтерского учета еще и балансоведение. Все остальные элементы метода бухгалтерского учета не характеризуют обособленности его предмета от других экономических наук. Взять, к примеру, счета бухгалтерского учета. Научных статей, книг и диссертаций о них написано немало. При этом каждый автор старается выделить отдельные счета или углубить их аналитику и т.д., а это лишь способ (прием) кодификации информации, который широко используется и в естественных науках (математике, физике и т.д.), а также в широком спектре экономических дисциплин. Другое дело, когда появляются новые, ранее не обозначенные объекты хозяйственной деятельности. Они должны быть выделены на обособленных счетах бухгалтерского учета, содержащих определенную, удовлетворяющую пользователей информационную функцию.
(Плотников В.С., Плотникова О.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 8)Соглашаясь с мнением профессора Я.В. Соколова, утверждающего, что "к субстанциональной бухгалтерии следует отнести коллацию и двойную запись. Все остальное вытекает из коллации: отношения людей, участвующих в хозяйственных процессах, и информационность сведений, которые используются для управления" [1, с. 193 - 194], мы все же добавили бы к этим элементам метода бухгалтерского учета еще и балансоведение. Все остальные элементы метода бухгалтерского учета не характеризуют обособленности его предмета от других экономических наук. Взять, к примеру, счета бухгалтерского учета. Научных статей, книг и диссертаций о них написано немало. При этом каждый автор старается выделить отдельные счета или углубить их аналитику и т.д., а это лишь способ (прием) кодификации информации, который широко используется и в естественных науках (математике, физике и т.д.), а также в широком спектре экономических дисциплин. Другое дело, когда появляются новые, ранее не обозначенные объекты хозяйственной деятельности. Они должны быть выделены на обособленных счетах бухгалтерского учета, содержащих определенную, удовлетворяющую пользователей информационную функцию.
Статья: Соотношение систематизации законодательства и кодификации права в теоретико-историческом измерении
(Шатковская Т.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)Формированию устойчивых практик кодификации это не препятствовало. Как верно заметил Н.Н. Алексеев, "социальная техника обнаруживает какую-то особую устойчивость своих форм" <24>. Однако "невыученные уроки" кодификации 1826 - 1917 гг. и первой советской кодификации обернулись отсутствием сложившейся кодификационной техники.
(Шатковская Т.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)Формированию устойчивых практик кодификации это не препятствовало. Как верно заметил Н.Н. Алексеев, "социальная техника обнаруживает какую-то особую устойчивость своих форм" <24>. Однако "невыученные уроки" кодификации 1826 - 1917 гг. и первой советской кодификации обернулись отсутствием сложившейся кодификационной техники.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в России впервые установлены на законодательном уровне с принятием Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в настоящей книге обозначается как Закон 1996 г. о бухгалтерском учете). Более того, основы бухгалтерского учета были закреплены в одном законодательном акте, представляющем собой в силу этого кодифицированный нормативный правовой акт бухгалтерского учета. До этого единые методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета и отчетности на территории России устанавливались Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, разработанным Минфином России во исполнение поручения Правительства РФ (Постановление Правительства РФ от 16 февраля 1992 г. N 89 <19>) и утвержденным Приказом Минфина России от 20 марта 1992 г. N 10 <20>, а позднее - переработанным Минфином России и утвержденным Приказом Минфина России от 26 декабря 1994 г. N 170 <21> (признан утратившим силу Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, утвердившим Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, в настоящей книге обозначается как Положение 1998 г. по ведению бухгалтерского учета и отчетности).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в России впервые установлены на законодательном уровне с принятием Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в настоящей книге обозначается как Закон 1996 г. о бухгалтерском учете). Более того, основы бухгалтерского учета были закреплены в одном законодательном акте, представляющем собой в силу этого кодифицированный нормативный правовой акт бухгалтерского учета. До этого единые методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета и отчетности на территории России устанавливались Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, разработанным Минфином России во исполнение поручения Правительства РФ (Постановление Правительства РФ от 16 февраля 1992 г. N 89 <19>) и утвержденным Приказом Минфина России от 20 марта 1992 г. N 10 <20>, а позднее - переработанным Минфином России и утвержденным Приказом Минфина России от 26 декабря 1994 г. N 170 <21> (признан утратившим силу Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, утвердившим Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, в настоящей книге обозначается как Положение 1998 г. по ведению бухгалтерского учета и отчетности).
Статья: Эволюция добросовестности в Гражданском кодексе как результат работы Высшего Арбитражного Суда
(Ерохова М.А.)
("Закон", 2025, N 1)В XX веке на территории современной России прошли три кодификации гражданского права, и каждая содержала описание какого-то нового правового института. Сначала появился Гражданский кодекс (ГК) РСФСР 1922 года, впервые определивший полномочия лиц по управлению государственным имуществом. Так, его ст. 19, 21 и 22 обозначали пределы, в которых земля ("достояние государства"), национализированные предприятия и строения могли быть объектами имущественных прав других лиц - государственных предприятий. Вторая кодификация - Гражданский кодекс РСФСР 1964 года, который был символом мира и восстановления страны после мировой войны. Юриспруденции он подарил такое уникальное явление, как реституция, - по недействительной сделке каждая из сторон обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке, а при невозможности возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены в законе (ст. 48). Наконец, третья кодификация - это Гражданский кодекс РФ (далее также - Кодекс), вступивший в силу 1 января 1995 года. По словам А.Л. Маковского, разработчика ГК 1964 и 1995 годов, "первая и третья кодификации были непосредственно порождены революциями (одна - октября 1917 г., другая - августа 1991 - октября 1993 г.), причем революциями, не просто влекущими смену власти, а имевшими целью полную замену существующего социально-экономического строя его антиподом и, соответственно, революциями, прямо противоположными по целям и результатам... Если понимать под кодификацией только форму систематизации уже действующего права, то ни первая, ни третья кодификации гражданского права в этом смысле кодификациями не были: они создавали новое гражданское законодательство, хотя и с широким использованием "строительного материала", оставшегося от прежних эпох" <1>.
(Ерохова М.А.)
("Закон", 2025, N 1)В XX веке на территории современной России прошли три кодификации гражданского права, и каждая содержала описание какого-то нового правового института. Сначала появился Гражданский кодекс (ГК) РСФСР 1922 года, впервые определивший полномочия лиц по управлению государственным имуществом. Так, его ст. 19, 21 и 22 обозначали пределы, в которых земля ("достояние государства"), национализированные предприятия и строения могли быть объектами имущественных прав других лиц - государственных предприятий. Вторая кодификация - Гражданский кодекс РСФСР 1964 года, который был символом мира и восстановления страны после мировой войны. Юриспруденции он подарил такое уникальное явление, как реституция, - по недействительной сделке каждая из сторон обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке, а при невозможности возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены в законе (ст. 48). Наконец, третья кодификация - это Гражданский кодекс РФ (далее также - Кодекс), вступивший в силу 1 января 1995 года. По словам А.Л. Маковского, разработчика ГК 1964 и 1995 годов, "первая и третья кодификации были непосредственно порождены революциями (одна - октября 1917 г., другая - августа 1991 - октября 1993 г.), причем революциями, не просто влекущими смену власти, а имевшими целью полную замену существующего социально-экономического строя его антиподом и, соответственно, революциями, прямо противоположными по целям и результатам... Если понимать под кодификацией только форму систематизации уже действующего права, то ни первая, ни третья кодификации гражданского права в этом смысле кодификациями не были: они создавали новое гражданское законодательство, хотя и с широким использованием "строительного материала", оставшегося от прежних эпох" <1>.