Коап санитарно-эпидемиологические
Подборка наиболее важных документов по запросу Коап санитарно-эпидемиологические (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как оказываются услуги по вывозу мусора и каким требованиям они должны соответствовать
(КонсультантПлюс, 2025)К административной ответственности региональный оператор может быть привлечен по ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления. Это связано с тем, что такие требования устанавливаются в том числе в санитарных правилах, которые определяют сроки временного накопления несортированных ТКО (п. 1 ст. 22 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии). Ответственность организации - регионального оператора может наступить в виде штрафа в размере от 250 000 до 350 000 руб. или административного приостановления его деятельности на срок до 90 суток. В отдельных случаях возможна и ответственность по ч. 2, 3 ст. 6.35 КоАП РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)К административной ответственности региональный оператор может быть привлечен по ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления. Это связано с тем, что такие требования устанавливаются в том числе в санитарных правилах, которые определяют сроки временного накопления несортированных ТКО (п. 1 ст. 22 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии). Ответственность организации - регионального оператора может наступить в виде штрафа в размере от 250 000 до 350 000 руб. или административного приостановления его деятельности на срок до 90 суток. В отдельных случаях возможна и ответственность по ч. 2, 3 ст. 6.35 КоАП РФ.
Готовое решение: Каким требованиям должны соответствовать производственные помещения
(КонсультантПлюс, 2025)Ответственность за нарушение требований установлена Кодексом об административных правонарушениях РФ, в частности ст. ст. 6.3, 6.4 КоАП РФ. Также нарушение санитарно-эпидемиологических правил при наступлении установленных последствий может повлечь уголовную ответственность по ст. 236 УК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Ответственность за нарушение требований установлена Кодексом об административных правонарушениях РФ, в частности ст. ст. 6.3, 6.4 КоАП РФ. Также нарушение санитарно-эпидемиологических правил при наступлении установленных последствий может повлечь уголовную ответственность по ст. 236 УК РФ.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Глава 6. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ,
(ред. от 04.11.2025)Глава 6. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ,
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.05.2016 N 21
"О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"Указанное деяние должно быть сопряжено с совершением административного правонарушения против порядка управления (включенного в главу 19 КоАП РФ, за исключением предусмотренного статьей 19.24 КоАП РФ) либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность (включенного в главу 20 КоАП РФ) либо на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (включенного в главу 6 КоАП РФ).
"О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"Указанное деяние должно быть сопряжено с совершением административного правонарушения против порядка управления (включенного в главу 19 КоАП РФ, за исключением предусмотренного статьей 19.24 КоАП РФ) либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность (включенного в главу 20 КоАП РФ) либо на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (включенного в главу 6 КоАП РФ).
Статья: Россиян предупредили о штрафе за уборку квартиры в вечернее время
(Александров Ю.)
("Жилищное право", 2025, N 9)Так, в соответствии со ст. 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (в том числе и уровней шума) влечет административную ответственность в виде штрафа до 1 000 рублей для граждан, до 20 000 рублей для юр. лиц.
(Александров Ю.)
("Жилищное право", 2025, N 9)Так, в соответствии со ст. 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (в том числе и уровней шума) влечет административную ответственность в виде штрафа до 1 000 рублей для граждан, до 20 000 рублей для юр. лиц.
Ситуация: Можно ли использовать нежилые помещения для проживания граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом действующим законодательством специальной ответственности для граждан, проживающих в нежилом помещении, не установлено. Однако лица, использующие нежилые помещения для проживания граждан (собственники, арендаторы), могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение соответствующих санитарно-эпидемиологических требований (ст. 6.4 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом действующим законодательством специальной ответственности для граждан, проживающих в нежилом помещении, не установлено. Однако лица, использующие нежилые помещения для проживания граждан (собственники, арендаторы), могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение соответствующих санитарно-эпидемиологических требований (ст. 6.4 КоАП РФ).
Готовое решение: Как работодателю организовать работу в неблагоприятной эпидемиологической ситуации (из-за коронавируса COVID-19) (не актуализируется с 28.04.2023)
(КонсультантПлюс, 2023)Кроме того, могут привлечь к ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2023)Кроме того, могут привлечь к ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП РФ).
Статья: Антикоррупционный правовой механизм: межотраслевые коллизии
(Иншаков С.М., Казакова В.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)Если раньше можно было говорить о разграничении преступлений и административных правонарушений по признаку наличия в первых и отсутствия во вторых общественной опасности, то сейчас подобные утверждения представляются устаревшими. Вряд ли можно согласиться со следующей позицией, высказанной в литературе в 2022 г.: "Нормы КоАП РФ применяются при отсутствии в деянии общественной опасности. При появлении таковой вступают в действие нормы УК РФ. Возникновение общественной опасности связывается либо с размером причиненного ущерба, либо с совершением деяния при наличии квалифицирующих обстоятельств" <6>. Последствия административных правонарушений в современном КоАП РФ иногда весьма тяжкие, что дает возможность избежать уголовной ответственности, а для правоприменителей создает предпосылки исключения ее по коррупционной схеме. Так, в ч. 3 ст. 6.3 "Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения" КоАП РФ предусмотрены последствия в виде смерти человека.
(Иншаков С.М., Казакова В.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)Если раньше можно было говорить о разграничении преступлений и административных правонарушений по признаку наличия в первых и отсутствия во вторых общественной опасности, то сейчас подобные утверждения представляются устаревшими. Вряд ли можно согласиться со следующей позицией, высказанной в литературе в 2022 г.: "Нормы КоАП РФ применяются при отсутствии в деянии общественной опасности. При появлении таковой вступают в действие нормы УК РФ. Возникновение общественной опасности связывается либо с размером причиненного ущерба, либо с совершением деяния при наличии квалифицирующих обстоятельств" <6>. Последствия административных правонарушений в современном КоАП РФ иногда весьма тяжкие, что дает возможность избежать уголовной ответственности, а для правоприменителей создает предпосылки исключения ее по коррупционной схеме. Так, в ч. 3 ст. 6.3 "Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения" КоАП РФ предусмотрены последствия в виде смерти человека.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи нарушения при эксплуатации зданий, сооружений требований технических регламентов, проектной документации эксплуатации зданий, сооружений могут повлечь ее приостановление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Речь, в частности идет о положениях целого ряда нормативно правовых актов, предусматривающих такое приостановление. В качестве примера можно привести ст. 3.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ, ст. 24 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и др. Однако эта норма носит диспозитивный характер и иное может быть предусмотрено федеральным законом.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи нарушения при эксплуатации зданий, сооружений требований технических регламентов, проектной документации эксплуатации зданий, сооружений могут повлечь ее приостановление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Речь, в частности идет о положениях целого ряда нормативно правовых актов, предусматривающих такое приостановление. В качестве примера можно привести ст. 3.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ, ст. 24 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и др. Однако эта норма носит диспозитивный характер и иное может быть предусмотрено федеральным законом.
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке продуктов и услуг общественного питания по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)перечисленные лица не привлекались к административной ответственности по ряду статей КоАП РФ, в том числе за нарушения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
(КонсультантПлюс, 2025)перечисленные лица не привлекались к административной ответственности по ряду статей КоАП РФ, в том числе за нарушения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Пленум Верховного Суда РФ в п. 8 Постановления от 24.05.2016 N 21 разъясняет, "что указанное деяние должно быть сопряжено с совершением административного правонарушения против порядка управления (включенного в гл. 19 КоАП РФ, за исключением предусмотренного ст. 19.24 КоАП РФ) либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность (включенного в гл. 20 КоАП РФ) либо на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (включенного в гл. 6 КоАП РФ).
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Пленум Верховного Суда РФ в п. 8 Постановления от 24.05.2016 N 21 разъясняет, "что указанное деяние должно быть сопряжено с совершением административного правонарушения против порядка управления (включенного в гл. 19 КоАП РФ, за исключением предусмотренного ст. 19.24 КоАП РФ) либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность (включенного в гл. 20 КоАП РФ) либо на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (включенного в гл. 6 КоАП РФ).
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Административная ответственность предусмотрена ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях "Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта", согласно которой нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Административная ответственность предусмотрена ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях "Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта", согласно которой нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья: Административно-принудительные дела, разрешаемые мировыми судьями судов общей юрисдикции: понятие, виды, признаки
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Мировые судьи рассматривают дела только в качестве суда первой инстанции, т.е. юридико-фактический вопрос, подлежащий разрешению по административно-наказательным делам, - о привлечении к административной ответственности (судебные административные дела о привлечении к административной ответственности), а в рамках административно-понудительного дела - о взыскании обязательных платежей и санкций (судебные административные дела о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций). Дела о привлечении к административной ответственности, разрешаемые мировыми судьями, в зависимости от материально-правового основания, которое определяется объектом посягательства, в соответствии с главами Особенной части КоАП РФ можно классифицировать на дела об административных правонарушениях, посягающих на права граждан (гл. 5 КоАП РФ), на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (гл. 6 КоАП РФ), в области охраны собственности (гл. 7 КоАП РФ), в области охраны окружающей природой среды и природопользования (гл. 8 КоАП РФ), в промышленности, строительстве и энергетике (гл. 9 КоАП РФ), в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10 КоАП РФ), на транспорте (гл. 11 КоАП РФ), в области дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ), в области связи и информации (гл. 13 КоАП РФ), в области предпринимательской деятельности (гл. 14 КоАП РФ), в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15 КоАП РФ), в области таможенного дела (нарушения таможенных правил, гл. 16 КоАП РФ), посягающие на институты государственной власти (гл. 17 КоАП РФ), в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режимов пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (гл. 18 КоАП РФ), против порядка управления (гл. 19 КоАП РФ), посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (гл. 20 КоАП РФ), в области воинского учета (гл. 21 КоАП РФ). В свою очередь, дела о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций, разрешаемые мировыми судьями, в зависимости от материально-правового основания, которое определяется видом неисполненного обязательного платежа, в соответствии с налоговым (налоговый деликт, в том числе нарушения в сфере обязательного пенсионного, социального, медицинского страхования) и таможенным законодательством (деликт в сфере таможенной деятельности), можно классифицировать на административно-принудительные дела о вынесении судебного приказа о взыскании: обязательных платежей - налогов, сборов, страховых взносов, пошлин и санкций (ст. 8, 104 НК РФ; ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза; Федеральные законы от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Мировые судьи рассматривают дела только в качестве суда первой инстанции, т.е. юридико-фактический вопрос, подлежащий разрешению по административно-наказательным делам, - о привлечении к административной ответственности (судебные административные дела о привлечении к административной ответственности), а в рамках административно-понудительного дела - о взыскании обязательных платежей и санкций (судебные административные дела о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций). Дела о привлечении к административной ответственности, разрешаемые мировыми судьями, в зависимости от материально-правового основания, которое определяется объектом посягательства, в соответствии с главами Особенной части КоАП РФ можно классифицировать на дела об административных правонарушениях, посягающих на права граждан (гл. 5 КоАП РФ), на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (гл. 6 КоАП РФ), в области охраны собственности (гл. 7 КоАП РФ), в области охраны окружающей природой среды и природопользования (гл. 8 КоАП РФ), в промышленности, строительстве и энергетике (гл. 9 КоАП РФ), в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10 КоАП РФ), на транспорте (гл. 11 КоАП РФ), в области дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ), в области связи и информации (гл. 13 КоАП РФ), в области предпринимательской деятельности (гл. 14 КоАП РФ), в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15 КоАП РФ), в области таможенного дела (нарушения таможенных правил, гл. 16 КоАП РФ), посягающие на институты государственной власти (гл. 17 КоАП РФ), в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режимов пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (гл. 18 КоАП РФ), против порядка управления (гл. 19 КоАП РФ), посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (гл. 20 КоАП РФ), в области воинского учета (гл. 21 КоАП РФ). В свою очередь, дела о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций, разрешаемые мировыми судьями, в зависимости от материально-правового основания, которое определяется видом неисполненного обязательного платежа, в соответствии с налоговым (налоговый деликт, в том числе нарушения в сфере обязательного пенсионного, социального, медицинского страхования) и таможенным законодательством (деликт в сфере таможенной деятельности), можно классифицировать на административно-принудительные дела о вынесении судебного приказа о взыскании: обязательных платежей - налогов, сборов, страховых взносов, пошлин и санкций (ст. 8, 104 НК РФ; ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза; Федеральные законы от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").