КоАп РФ ст 15,25
Подборка наиболее важных документов по запросу КоАп РФ ст 15,25 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Зарплата работникам-иностранцам
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ст. 136 ТК РФ, ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, ч. 2 ст. 14 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ, п. п. 18, 19 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 26.06.2024, Постановление КС РФ от 02.04.2024 N 14-П
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ст. 136 ТК РФ, ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, ч. 2 ст. 14 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ, п. п. 18, 19 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 26.06.2024, Постановление КС РФ от 02.04.2024 N 14-П
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования
(ред. от 04.11.2025)Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования
Готовое решение: Должна ли организация уведомлять налоговый орган об открытии (закрытии) валютных счетов, изменении их реквизитов и отчитываться о движении средств по ним
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы нарушите срок представления уведомлений в налоговые органы или подадите их не по установленной форме, то на основании ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ может быть наложен административный штраф:
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы нарушите срок представления уведомлений в налоговые органы или подадите их не по установленной форме, то на основании ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ может быть наложен административный штраф:
Ситуация: Какие валютные операции вправе осуществлять физические лица?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! За осуществление незаконных валютных операций предусмотрена административная ответственность (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! За осуществление незаконных валютных операций предусмотрена административная ответственность (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).
Готовое решение: На какие цели можно расходовать наличные деньги из кассы
(КонсультантПлюс, 2025)в виде сумм, причитающихся нерезиденту как работнику организации (п. 4 Обзора судебной практики по отдельным вопросам применения статьи 15.25 КоАП РФ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024), Постановление Верховного Суда РФ от 12.05.2023 N 12-АД23-8-К6, Определение Конституционного Суда РФ от 20.07.2021 N 1664-О).
(КонсультантПлюс, 2025)в виде сумм, причитающихся нерезиденту как работнику организации (п. 4 Обзора судебной практики по отдельным вопросам применения статьи 15.25 КоАП РФ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024), Постановление Верховного Суда РФ от 12.05.2023 N 12-АД23-8-К6, Определение Конституционного Суда РФ от 20.07.2021 N 1664-О).
Готовое решение: Как резиденту РФ - юридическому лицу или ИП заполнить и сдать отчет о движении денежных средств и иных финансовых активов по счету (вкладу) в банке за пределами территории РФ и о переводах без открытия банковского счета по форме КНД 1112521
(КонсультантПлюс, 2025)Несоблюдение порядка представления отчета и (или) подтверждающих документов может повлечь штраф (примечание к ст. 2.4, ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)Несоблюдение порядка представления отчета и (или) подтверждающих документов может повлечь штраф (примечание к ст. 2.4, ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ):
Ситуация: Возможны ли расчеты между резидентами - физическими лицами в иностранной валюте?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Осуществление незаконных валютных операций может повлечь административную ответственность (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Осуществление незаконных валютных операций может повлечь административную ответственность (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).
Готовое решение: Какая ответственность предусмотрена за представление недостоверных сведений в налоговый орган
(КонсультантПлюс, 2025)однократное - по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере: для граждан - от 2 тыс. до 3 тыс. руб., для должностных лиц (ИП) - от 4 тыс. до 5 тыс. руб., для организаций - от 40 тыс. до 50 тыс. руб.;
(КонсультантПлюс, 2025)однократное - по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере: для граждан - от 2 тыс. до 3 тыс. руб., для должностных лиц (ИП) - от 4 тыс. до 5 тыс. руб., для организаций - от 40 тыс. до 50 тыс. руб.;
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Бизнес-пример, рассмотренный судами и дошедший до Конституционного Суда РФ, касался использования российской компанией наиболее экономически выгодной модели косвенного реэкспорта, применение которой снижает расходы на транспортировку товаров покупателям и существенно сокращает сроки поставки. Российская компания, являясь дочерним обществом немецкого концерна, реализовывала на Украине произведенные немецким концерном товары без их ввоза на территорию РФ, для чего на Украине было открыто представительство российской компании. В порядке соблюдения требований валютного контроля российская компания своевременно уведомила российские налоговые органы об открытии банковского счета своего представительства на Украине. Открытие банковского счета представительства иностранной компании является обязательным требованием украинского законодательства. Денежные средства от реализации на территории Украины товаров по заключенным через представительство договорам поступали на банковский счет украинского представительства в украинском банке. Российская компания получала в дальнейшем эти денежные средства от своего украинского представительства (за вычетом таможенных платежей, налогов и заработной платы) на свой счет в российском банке. По прошествии двух лет с момента открытия счета украинского представительства российские налоговые органы решили, что все операции по счету не соответствуют требованиям российского законодательства о валютном регулировании, что влечет наложение штрафа по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) в размере 3/4 от суммы операции. Доводы налогового органа основаны на том, что законодательство о валютном регулировании исчерпывающе определяет случаи, когда резиденты могут переводить денежные средства на счета, открытые в банках за пределами России, а зачисление выручки от реализации товаров нерезидентам в этот перечень не входит. В связи с такой трактовкой норм валютного регулирования налоговыми органами (как органами валютного контроля) российская компания решила оспорить в Конституционном Суде РФ положения ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ во взаимосвязи с абз. 1 ч. 4, абз. 1 ч. 5 ст. 12, абз. 1 и 2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О валютном регулировании и контроле", считая их неконституционными и порождающими негативный регулятивный эффект, ущемляющий экономическую свободу. Заявитель посчитал, что налоговый орган, расширительно толкуя валютные ограничения:
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Бизнес-пример, рассмотренный судами и дошедший до Конституционного Суда РФ, касался использования российской компанией наиболее экономически выгодной модели косвенного реэкспорта, применение которой снижает расходы на транспортировку товаров покупателям и существенно сокращает сроки поставки. Российская компания, являясь дочерним обществом немецкого концерна, реализовывала на Украине произведенные немецким концерном товары без их ввоза на территорию РФ, для чего на Украине было открыто представительство российской компании. В порядке соблюдения требований валютного контроля российская компания своевременно уведомила российские налоговые органы об открытии банковского счета своего представительства на Украине. Открытие банковского счета представительства иностранной компании является обязательным требованием украинского законодательства. Денежные средства от реализации на территории Украины товаров по заключенным через представительство договорам поступали на банковский счет украинского представительства в украинском банке. Российская компания получала в дальнейшем эти денежные средства от своего украинского представительства (за вычетом таможенных платежей, налогов и заработной платы) на свой счет в российском банке. По прошествии двух лет с момента открытия счета украинского представительства российские налоговые органы решили, что все операции по счету не соответствуют требованиям российского законодательства о валютном регулировании, что влечет наложение штрафа по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) в размере 3/4 от суммы операции. Доводы налогового органа основаны на том, что законодательство о валютном регулировании исчерпывающе определяет случаи, когда резиденты могут переводить денежные средства на счета, открытые в банках за пределами России, а зачисление выручки от реализации товаров нерезидентам в этот перечень не входит. В связи с такой трактовкой норм валютного регулирования налоговыми органами (как органами валютного контроля) российская компания решила оспорить в Конституционном Суде РФ положения ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ во взаимосвязи с абз. 1 ч. 4, абз. 1 ч. 5 ст. 12, абз. 1 и 2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О валютном регулировании и контроле", считая их неконституционными и порождающими негативный регулятивный эффект, ущемляющий экономическую свободу. Заявитель посчитал, что налоговый орган, расширительно толкуя валютные ограничения:
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В части 1 ст. 15.25 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 11 июня 2021 г. N 200-ФЗ <118>) предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ или осуществленных с нарушением валютного законодательства РФ, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории России, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории России, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, либо осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ. Постановлением КС России от 9 июля 2021 г. N 34-П дана оценка конституционности ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, ч. 4 и 5 ст. 12 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 12 Закона).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В части 1 ст. 15.25 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 11 июня 2021 г. N 200-ФЗ <118>) предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ или осуществленных с нарушением валютного законодательства РФ, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории России, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории России, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, либо осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ. Постановлением КС России от 9 июля 2021 г. N 34-П дана оценка конституционности ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, ч. 4 и 5 ст. 12 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 12 Закона).
Типовая ситуация: Банковские счета: уведомления, запросы, отчеты в налоговую
(Издательство "Главная книга", 2025)неподача уведомления о зарубежном счете для малых и микропредприятий - штраф от 400 до 500 тыс. руб., для остальных - от 800 тыс. до 1 млн руб. (ч. 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ)
(Издательство "Главная книга", 2025)неподача уведомления о зарубежном счете для малых и микропредприятий - штраф от 400 до 500 тыс. руб., для остальных - от 800 тыс. до 1 млн руб. (ч. 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ)