Коап РФ нецелевое расходование
Подборка наиболее важных документов по запросу Коап РФ нецелевое расходование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области охраны результатов интеллектуальной деятельности и имущества, в т.ч. государственного и муниципального, а также в области закупок товаров, работ, услуг: Должностное лицо головного исполнителя (исполнителя) по гособоронзаказу обжалует привлечение к ответственности за нарушение требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо не согласно. Например, ссылается на то, что отсутствовала угроза нецелевого расходования бюджетных средств.
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо не согласно. Например, ссылается на то, что отсутствовала угроза нецелевого расходования бюджетных средств.
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2024 N 88а-5008/2024 (УИД 34RS0024-01-2023-000217-57)
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: О признании бездействия незаконным, обязании принять меры по ликвидации несанкционированной свалки.
Обстоятельства: Прокуратурой проведена проверка по обращению по факту образования несанкционированной свалки отходов на территории городского поселения, вносилось представление об устранении нарушений действующего законодательства.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Таким образом, выделение денежных средств на ликвидацию свалки отходов, расположенной на земельном участке, принадлежащем на праве собственности муниципальному образованию, является нецелевым расходованием бюджетных средств (часть 1 статьи 306.4 Бюджетного Кодекса РФ, статья 15.14 КоАП РФ).
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: О признании бездействия незаконным, обязании принять меры по ликвидации несанкционированной свалки.
Обстоятельства: Прокуратурой проведена проверка по обращению по факту образования несанкционированной свалки отходов на территории городского поселения, вносилось представление об устранении нарушений действующего законодательства.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Таким образом, выделение денежных средств на ликвидацию свалки отходов, расположенной на земельном участке, принадлежащем на праве собственности муниципальному образованию, является нецелевым расходованием бюджетных средств (часть 1 статьи 306.4 Бюджетного Кодекса РФ, статья 15.14 КоАП РФ).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Квалификация злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 Уголовного кодекса России) с учетом специальных норм
(Борков В.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 6)Подобным образом ст. 15.14 КоАП РФ предусматривает ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, а ст. 285.1 УК РФ - за нецелевое расходование бюджетных средств. Как и в вышеприведенном примере, отличие преступления от административного правонарушения состоит в масштабах нецелевого расходования бюджетных средств, о котором свидетельствует сумма, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей. "Наличие данного признака, - пишут В. Тюнин и Т. Макарова, - вовсе не означает, что рассматриваемый состав является материальным: преступление окончено с момента нецелевого расходования бюджетных средств в указанном крупном размере" <11>.
(Борков В.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 6)Подобным образом ст. 15.14 КоАП РФ предусматривает ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, а ст. 285.1 УК РФ - за нецелевое расходование бюджетных средств. Как и в вышеприведенном примере, отличие преступления от административного правонарушения состоит в масштабах нецелевого расходования бюджетных средств, о котором свидетельствует сумма, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей. "Наличие данного признака, - пишут В. Тюнин и Т. Макарова, - вовсе не означает, что рассматриваемый состав является материальным: преступление окончено с момента нецелевого расходования бюджетных средств в указанном крупном размере" <11>.
Готовое решение: Что такое автономное учреждение, какие права оно имеет и как ими распоряжается
(КонсультантПлюс, 2025)Если учреждение потратит субсидию не на те цели, учредитель заставит вернуть ее в бюджет. Такой вывод следует из судебной практики. За нецелевое расходование бюджетных средств больше 1,5 млн руб. должностное лицо учреждения привлекут к ответственности по ст. 285.1 УК РФ, за меньшую сумму - по ст. 15.14 КоАП РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Если учреждение потратит субсидию не на те цели, учредитель заставит вернуть ее в бюджет. Такой вывод следует из судебной практики. За нецелевое расходование бюджетных средств больше 1,5 млн руб. должностное лицо учреждения привлекут к ответственности по ст. 285.1 УК РФ, за меньшую сумму - по ст. 15.14 КоАП РФ.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 24.05.2022 N 82н
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)8.7. Доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от административных штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения в области финансов, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств, невозвратом либо несвоевременным возвратом бюджетного кредита, неперечислением либо несвоевременным перечислением платы за пользование бюджетным кредитом, нарушением условий предоставления бюджетного кредита, нарушением порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, нарушением условий предоставления бюджетных инвестиций, субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, присваиваются коды классификации доходов бюджетов, содержащие код главного администратора доходов бюджета, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом местного самоуправления, от имени которых должностные лица выявили административное правонарушение (если иное не предусмотрено подпунктом 8.20 настоящего пункта).
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)8.7. Доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от административных штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения в области финансов, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств, невозвратом либо несвоевременным возвратом бюджетного кредита, неперечислением либо несвоевременным перечислением платы за пользование бюджетным кредитом, нарушением условий предоставления бюджетного кредита, нарушением порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, нарушением условий предоставления бюджетных инвестиций, субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, присваиваются коды классификации доходов бюджетов, содержащие код главного администратора доходов бюджета, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом местного самоуправления, от имени которых должностные лица выявили административное правонарушение (если иное не предусмотрено подпунктом 8.20 настоящего пункта).
Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23
(ред. от 28.05.2019)
"О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации"14.1. При рассмотрении вопроса о законности меры принуждения в виде изъятия в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, примененной на основании статьи 289 БК РФ, а также дел о привлечении лиц к административной ответственности на основании статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судам необходимо учитывать следующее.
(ред. от 28.05.2019)
"О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации"14.1. При рассмотрении вопроса о законности меры принуждения в виде изъятия в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, примененной на основании статьи 289 БК РФ, а также дел о привлечении лиц к административной ответственности на основании статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судам необходимо учитывать следующее.
Статья: Установка видеоэкрана на фасаде здания за счет субсидии на капремонт - нецелевое расходование бюджетных средств
(Зотов Г.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Доводы ОГБУК "Центр по охране культурного наследия" об отсутствии умысла на нецелевое расходование субсидии опровергнуты материалами дела и положениями закона о формах вины (п. 1 ст. 2.2 КоАП РФ). Деление умысла на прямой и косвенный в КоАП РФ не предусмотрено.
(Зотов Г.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Доводы ОГБУК "Центр по охране культурного наследия" об отсутствии умысла на нецелевое расходование субсидии опровергнуты материалами дела и положениями закона о формах вины (п. 1 ст. 2.2 КоАП РФ). Деление умысла на прямой и косвенный в КоАП РФ не предусмотрено.
Статья: Оплата "кредиторки" прошлого года в текущем году - это нарушение?
(Суворова Т.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 11)Как следует из материалов дела, основанием для привлечения муниципального бюджетного учреждения культуры к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.14 КоАП РФ, послужили обстоятельства, выявленные при проведении контрольно-счетным органом контрольного мероприятия. Указанным учреждением допущено нецелевое использование средств местного бюджета, что выразилось в расходовании субсидии, выделенной на выполнение муниципального здания в прошлом году, на оказание услуг, отсутствующих в муниципальном здании в текущем году.
(Суворова Т.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 11)Как следует из материалов дела, основанием для привлечения муниципального бюджетного учреждения культуры к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.14 КоАП РФ, послужили обстоятельства, выявленные при проведении контрольно-счетным органом контрольного мероприятия. Указанным учреждением допущено нецелевое использование средств местного бюджета, что выразилось в расходовании субсидии, выделенной на выполнение муниципального здания в прошлом году, на оказание услуг, отсутствующих в муниципальном здании в текущем году.
Статья: Актуальные вопросы надзорной деятельности органов прокуратуры при реализации национальных проектов
(Абдреев Т.И., Давлетбаков Ш.Ш.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Прокуратурой г. Новотроицка Оренбургской области в ходе проверки реализации федерального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" было выявлено, что в соответствии с актами выполненных работ были приняты работы, относящиеся к видам работ по капитальному ремонту. То есть было осуществлено расходование бюджетных средств по основанию расходов, отличному от прямо предусмотренного бюджетным законодательством, и тем самым допущено нарушение ст. 18, 38, 306.4 БК РФ, относящееся к нецелевому использованию бюджетных средств.
(Абдреев Т.И., Давлетбаков Ш.Ш.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Прокуратурой г. Новотроицка Оренбургской области в ходе проверки реализации федерального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" было выявлено, что в соответствии с актами выполненных работ были приняты работы, относящиеся к видам работ по капитальному ремонту. То есть было осуществлено расходование бюджетных средств по основанию расходов, отличному от прямо предусмотренного бюджетным законодательством, и тем самым допущено нарушение ст. 18, 38, 306.4 БК РФ, относящееся к нецелевому использованию бюджетных средств.
Готовое решение: Какие нарушения (риски) могут выявить при проверке отражения в учете и отчетности показателей расчетов по государственным (муниципальным) контрактам
(КонсультантПлюс, 2025)На региональном (муниципальном) уровне отдельные вопросы установления и применения мер административной ответственности могут быть определены законами субъектов РФ (ч. 1 ст. 1.1, ст. 1.3.1 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)На региональном (муниципальном) уровне отдельные вопросы установления и применения мер административной ответственности могут быть определены законами субъектов РФ (ч. 1 ст. 1.1, ст. 1.3.1 КоАП РФ).
Статья: Замена товара, работы, услуги на улучшенные. Возможности или риски?
(Постовалова С.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 12)Кроме того, существуют риски признания нецелевого использования бюджетных средств (ст. 15.14 КоАП РФ), что может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, на юридические лица - от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению <22>.
(Постовалова С.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 12)Кроме того, существуют риски признания нецелевого использования бюджетных средств (ст. 15.14 КоАП РФ), что может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, на юридические лица - от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению <22>.
Вопрос: О приобретении статуса МФО организацией, осуществляющей деятельность по выдаче займов ИП и юрлицам на предпринимательские цели и привлечению денежных средств в виде займов.
(Письмо Банка России от 25.10.2024 N 44-13/5224)Дополнительно обращаем внимание, что статья 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статья 171.5 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривают административную и уголовную ответственность за незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов.
(Письмо Банка России от 25.10.2024 N 44-13/5224)Дополнительно обращаем внимание, что статья 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статья 171.5 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривают административную и уголовную ответственность за незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов.
Статья: Неопределенности бюджетного законодательства
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 12)Вопросам нарушения бюджетного законодательства и привлечения к ответственности следует уделить особое внимание. В действующем БК РФ закреплены четыре состава правонарушения, предусматривающие ответственность за нарушение порядка расходования бюджетных средств (нецелевое использование бюджетных средств и три относительно бюджетного кредита) <6>. Однако практика контролирующих органов к нарушениям бюджетного законодательства относит также неправомерное и неэффективное использование бюджетных средств, в том числе принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования.
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 12)Вопросам нарушения бюджетного законодательства и привлечения к ответственности следует уделить особое внимание. В действующем БК РФ закреплены четыре состава правонарушения, предусматривающие ответственность за нарушение порядка расходования бюджетных средств (нецелевое использование бюджетных средств и три относительно бюджетного кредита) <6>. Однако практика контролирующих органов к нарушениям бюджетного законодательства относит также неправомерное и неэффективное использование бюджетных средств, в том числе принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования.
Готовое решение: Какие нарушения (риски) могут выявить при проверке предоставления и использования средств в виде бюджетных инвестиций юрлицам (кроме учреждений и унитарных предприятий)
(КонсультантПлюс, 2025)На региональном (муниципальном) уровне отдельные вопросы установления и применения мер административной ответственности могут быть определены законами субъектов РФ (ч. 1 ст. 1.1, ст. 1.3.1 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)На региональном (муниципальном) уровне отдельные вопросы установления и применения мер административной ответственности могут быть определены законами субъектов РФ (ч. 1 ст. 1.1, ст. 1.3.1 КоАП РФ).
Типовая ситуация: Какой штраф за нарушение кассовой дисциплины (для бюджетной организации)
(Издательство "Главная книга", 2025)От 40 000 до 50 000 руб. Этот штраф ИФНС может взыскать с организации (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, Письмо ФНС от 09.07.2014 N ЕД-4-2/13338):
(Издательство "Главная книга", 2025)От 40 000 до 50 000 руб. Этот штраф ИФНС может взыскать с организации (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, Письмо ФНС от 09.07.2014 N ЕД-4-2/13338):
Статья: Публичный аудит сферы закупок в системе национального аудита
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)В случае невыполнения заказчиками предписаний органов бюджетного и публичного аудита последние вправе обратится в суд с заявлением о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, соответствующему субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Подобная практика вполне оправдывает себя, позволяя принудительно возвратить в бюджет средства, неэффективно или нецелевым образом расходуемые заказчиками. Стоит согласиться с высказанным ранее мнением Е.Л. Васяниной, что подобная универсальная конструкция возмещения ущерба вполне может конкурировать со штрафными санкциями за влекущие неблагоприятные последствия для бюджета финансовые правонарушения, предусмотренные в КоАП РФ <25>.
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)В случае невыполнения заказчиками предписаний органов бюджетного и публичного аудита последние вправе обратится в суд с заявлением о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, соответствующему субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Подобная практика вполне оправдывает себя, позволяя принудительно возвратить в бюджет средства, неэффективно или нецелевым образом расходуемые заказчиками. Стоит согласиться с высказанным ранее мнением Е.Л. Васяниной, что подобная универсальная конструкция возмещения ущерба вполне может конкурировать со штрафными санкциями за влекущие неблагоприятные последствия для бюджета финансовые правонарушения, предусмотренные в КоАП РФ <25>.