Коап разъяснение исполнения
Подборка наиболее важных документов по запросу Коап разъяснение исполнения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 32.7 "Исчисление срока лишения специального права" КоАП РФ"Ссылка заявителя на то, что судьей в постановлении не указано подразделение органа, уполномоченного исполнять административное наказание, не может служить основанием для отмены судебных актов, поскольку по смыслу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не разъяснение лицу порядка исполнения постановления о лишении специального права не освобождает его от выполнения обязанности по сдаче водительского удостоверения, предусмотренной статьей 32.7 названного Кодекса."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 31.8 "Разрешение вопросов, связанных с исполнением постановления о назначении административного наказания" КоАП РФ"Разрешение вопросов, связанных с исполнением постановления о назначении административного наказания, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 31.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу частей 1 и 2 которой, вопросы о разъяснении способа и порядка исполнения, об отсрочке, о рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания рассматриваются судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, в трехдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обращения в процессуальном законодательстве Российской Федерации
(Мотрович И.Д., Васильева Н.Л.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)В административно-юрисдикционном производстве - иные заявления (например, об утрате удостоверения (специального разрешения (удостоверения)) или иных документов, предоставляющих лицу специальное право (ч. 2 ст. 32.7 КоАП РФ); о разъяснении способа и порядка исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 31.4 КоАП РФ); о приостановлении исполнения постановления об административном аресте (ч. 5 ст. 32.8 КоАП РФ); о протесте (ст. 30.10, ч. 2 ст. 30.12 КоАП РФ), отзыве по протесту или по жалобе (ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ)).
(Мотрович И.Д., Васильева Н.Л.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)В административно-юрисдикционном производстве - иные заявления (например, об утрате удостоверения (специального разрешения (удостоверения)) или иных документов, предоставляющих лицу специальное право (ч. 2 ст. 32.7 КоАП РФ); о разъяснении способа и порядка исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 31.4 КоАП РФ); о приостановлении исполнения постановления об административном аресте (ч. 5 ст. 32.8 КоАП РФ); о протесте (ст. 30.10, ч. 2 ст. 30.12 КоАП РФ), отзыве по протесту или по жалобе (ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ)).
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)С учетом нормы ч. 1 комментируемой статьи Законом 2007 г. N 225-ФЗ в ст. 31.4 КоАП РФ включена новая часть 3, регламентирующая дачу разъяснений способа и порядка исполнения постановления по делу об административном правонарушении. А вот в АПК РФ соответствующие изменения по не вполне понятной причине не внесены, т.е. в данном Кодексе как не было, так и нет самостоятельной нормы, регламентирующей разъяснение исполнительного документа, выданного арбитражным судом. Есть лишь статья 179, содержащая общие нормы о разъяснении решения арбитражного суда и находящаяся в некоторой рассогласованности с нормой ч. 1 комментируемой статьи.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)С учетом нормы ч. 1 комментируемой статьи Законом 2007 г. N 225-ФЗ в ст. 31.4 КоАП РФ включена новая часть 3, регламентирующая дачу разъяснений способа и порядка исполнения постановления по делу об административном правонарушении. А вот в АПК РФ соответствующие изменения по не вполне понятной причине не внесены, т.е. в данном Кодексе как не было, так и нет самостоятельной нормы, регламентирующей разъяснение исполнительного документа, выданного арбитражным судом. Есть лишь статья 179, содержащая общие нормы о разъяснении решения арбитражного суда и находящаяся в некоторой рассогласованности с нормой ч. 1 комментируемой статьи.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Вопросы о разъяснении способа и порядка исполнения, об отсрочке, о рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания, а также о восстановлении срока, предусмотренного частями 1.3 - 1.3-3 статьи 32.2 настоящего Кодекса, о взыскании административного штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, с его родителей или иных законных представителей рассматриваются судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, в трехдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса.
(ред. от 04.11.2025)1. Вопросы о разъяснении способа и порядка исполнения, об отсрочке, о рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания, а также о восстановлении срока, предусмотренного частями 1.3 - 1.3-3 статьи 32.2 настоящего Кодекса, о взыскании административного штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, с его родителей или иных законных представителей рассматриваются судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, в трехдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)В случае отсутствия в постановлении судьи о назначении административного наказания, решении арбитражного суда о привлечении к административной ответственности такого указания орган, должностное лицо, приводящие указанное постановление в исполнение, а также лицо, в отношении которого оно было вынесено, вправе на основании ч. 3 ст. 31.4 КоАП РФ, ст. 179 АПК РФ обратиться к судье, в арбитражный суд, вынесшие указанные постановление, решение с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения, с заявлением о разъяснении решения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
(ред. от 25.04.2025)В случае отсутствия в постановлении судьи о назначении административного наказания, решении арбитражного суда о привлечении к административной ответственности такого указания орган, должностное лицо, приводящие указанное постановление в исполнение, а также лицо, в отношении которого оно было вынесено, вправе на основании ч. 3 ст. 31.4 КоАП РФ, ст. 179 АПК РФ обратиться к судье, в арбитражный суд, вынесшие указанные постановление, решение с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения, с заявлением о разъяснении решения.
Статья: Постановление по делу об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)С заявлением о разъяснении способа и порядка исполнения постановления по делу об административном правонарушении в случае неясности способа и порядка его исполнения лицо, в отношении которого оно вынесено, в соответствии с ч. 3 ст. 31.4 КоАП РФ вправе обратиться в суд, орган или к должностному лицу, которые вынесли постановление. В силу ч. 1 ст. 31.8 КоАП РФ данное заявление рассматривается судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, в 3-дневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса. При этом лица, заинтересованные в разрешении данных вопросов, извещаются о месте и времени их рассмотрения, а копия соответствующего определения вручается под расписку физическому лицу, в отношении которого оно вынесено, или, во всяком случае, высылается ему в течение 3 дней со дня его вынесения, о чем делается соответствующая запись в деле (ч. 2 и 3 ст. 31.8 КоАП РФ) (Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2012 N 843-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Венедиктова Александра Викторовича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)С заявлением о разъяснении способа и порядка исполнения постановления по делу об административном правонарушении в случае неясности способа и порядка его исполнения лицо, в отношении которого оно вынесено, в соответствии с ч. 3 ст. 31.4 КоАП РФ вправе обратиться в суд, орган или к должностному лицу, которые вынесли постановление. В силу ч. 1 ст. 31.8 КоАП РФ данное заявление рассматривается судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, в 3-дневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса. При этом лица, заинтересованные в разрешении данных вопросов, извещаются о месте и времени их рассмотрения, а копия соответствующего определения вручается под расписку физическому лицу, в отношении которого оно вынесено, или, во всяком случае, высылается ему в течение 3 дней со дня его вынесения, о чем делается соответствующая запись в деле (ч. 2 и 3 ст. 31.8 КоАП РФ) (Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2012 N 843-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Венедиктова Александра Викторовича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
"Исполнительные органы хозяйственного общества: монография"
(Шиткина И.С.)
("Статут", 2022)Интересно также отметить, что в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что "при определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения".
(Шиткина И.С.)
("Статут", 2022)Интересно также отметить, что в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что "при определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения".
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Исполнение обязанности по предоставлению реестра в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в МКД для УК является лицензионным требованием (пп. "в" п. 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению МКД). В связи с этим непредоставление реестра может образовать объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого наступает по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ (Разъяснение "Об административной ответственности управляющей организации", утвержденное Президиумом ВС РФ 05.06.2019).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Исполнение обязанности по предоставлению реестра в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в МКД для УК является лицензионным требованием (пп. "в" п. 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению МКД). В связи с этим непредоставление реестра может образовать объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого наступает по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ (Разъяснение "Об административной ответственности управляющей организации", утвержденное Президиумом ВС РФ 05.06.2019).
Вопрос: Как заключить гражданско-правовой договор с ИП, чтобы избежать риска признания его трудовым договором?
(Консультация эксперта, 2025)Условия и порядок привлечения к ответственности по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ разъяснены в п. п. 10 - 13 Постановления Пленума Верховного Суда N 45.
(Консультация эксперта, 2025)Условия и порядок привлечения к ответственности по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ разъяснены в п. п. 10 - 13 Постановления Пленума Верховного Суда N 45.
Статья: Разъяснение арбитражного решения
(Габов А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 5)<14> Отметим, что институт разъяснения решения суда отсутствует в УПК РФ; в этом Кодексе имеется ст. 397 ("Вопросы, подлежащие рассмотрению судом при исполнении приговора"), которая устанавливает, что вопросы, связанные с исполнением приговора, в частности "о разъяснении сомнений и неясностей, возникающих при исполнении приговора", рассматривает суд; как видно, здесь вопросы разъяснения возникают и решаются уже в стадии исполнения приговора.
(Габов А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 5)<14> Отметим, что институт разъяснения решения суда отсутствует в УПК РФ; в этом Кодексе имеется ст. 397 ("Вопросы, подлежащие рассмотрению судом при исполнении приговора"), которая устанавливает, что вопросы, связанные с исполнением приговора, в частности "о разъяснении сомнений и неясностей, возникающих при исполнении приговора", рассматривает суд; как видно, здесь вопросы разъяснения возникают и решаются уже в стадии исполнения приговора.
Статья: Административная ответственность за неуплату административного штрафа в установленный срок: к вопросу о наличии состава правонарушения при неуказании реквизитов для уплаты
(Орлов А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Первый подход, указывающий на необходимость лица обращаться за реквизитами административного штрафа либо разъяснением исполнения постановления, ухудшает правовое положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по сравнению с тем, как оно определяется федеральным законом - Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не только не предусматривающим обязанности (выделено нами. - А.О.) гражданина обращаться за реквизитами для уплаты административного штрафа, но и содержащим императивное требование (п. 1.1 ст. 29.10) об указании в постановлении по делу об административном правонарушении информации, необходимой в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, предусмотренными законодательством РФ о национальной платежной системе.
(Орлов А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Первый подход, указывающий на необходимость лица обращаться за реквизитами административного штрафа либо разъяснением исполнения постановления, ухудшает правовое положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по сравнению с тем, как оно определяется федеральным законом - Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не только не предусматривающим обязанности (выделено нами. - А.О.) гражданина обращаться за реквизитами для уплаты административного штрафа, но и содержащим императивное требование (п. 1.1 ст. 29.10) об указании в постановлении по делу об административном правонарушении информации, необходимой в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, предусмотренными законодательством РФ о национальной платежной системе.
Статья: "Один за три, и два для одного..." Тонкости "штрафообложения"
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 11)Обратите внимание! Также ФНС разъяснила вопрос действия обратной силы: если до 6 апреля 2022 года по результатам одной проверки было вынесено несколько постановлений, предусмотренных одной частью статьи 15.25 КоАП РФ, предусматривающей штраф в фиксированном размере, исполнению подлежит только одно из таких вынесенных постановлений. Из постановлений, вынесенных до указанной даты за нарушения, предусмотренные различными частями статьи 15.25 КоАП РФ, исполнению подлежит постановление, предусматривающее наиболее строгое административное наказание.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 11)Обратите внимание! Также ФНС разъяснила вопрос действия обратной силы: если до 6 апреля 2022 года по результатам одной проверки было вынесено несколько постановлений, предусмотренных одной частью статьи 15.25 КоАП РФ, предусматривающей штраф в фиксированном размере, исполнению подлежит только одно из таких вынесенных постановлений. Из постановлений, вынесенных до указанной даты за нарушения, предусмотренные различными частями статьи 15.25 КоАП РФ, исполнению подлежит постановление, предусматривающее наиболее строгое административное наказание.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Признание дома аварийным и подлежащим сносу само по себе не свидетельствует о том, что управляющая организация не обязана исполнять обязанности по содержанию такого дома до отселения проживающих в нем лиц. В п. 3.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что признание жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции само по себе не является обстоятельством, исключающим обязанность по содержанию этого дома в необходимых объемах до отселения проживающих в нем лиц (например, в соответствии с гигиеническими требованиями к жилым помещениям, участку и территории жилых зданий) и при ненадлежащем содержании возможность привлечения виновных лиц к ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.22 КоАП РФ.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Признание дома аварийным и подлежащим сносу само по себе не свидетельствует о том, что управляющая организация не обязана исполнять обязанности по содержанию такого дома до отселения проживающих в нем лиц. В п. 3.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что признание жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции само по себе не является обстоятельством, исключающим обязанность по содержанию этого дома в необходимых объемах до отселения проживающих в нем лиц (например, в соответствии с гигиеническими требованиями к жилым помещениям, участку и территории жилых зданий) и при ненадлежащем содержании возможность привлечения виновных лиц к ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.22 КоАП РФ.