Коап пандемия
Подборка наиболее важных документов по запросу Коап пандемия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность: Организацию (ИП, Должностное лицо) привлекают к ответственности за нарушение требований по предупреждению распространения коронавируса (COVID-19)
(КонсультантПлюс, 2025)Решение по вопросу привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ за неисполнение рекомендаций Роспотребнадзора по проведению профилактических мероприятий и работе в период пандемии зависит от того, признает ли суд рекомендации обязательными к исполнению
(КонсультантПлюс, 2025)Решение по вопросу привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ за неисполнение рекомендаций Роспотребнадзора по проведению профилактических мероприятий и работе в период пандемии зависит от того, признает ли суд рекомендации обязательными к исполнению
Важнейшая практика по ст. 18.8 КоАП РФИностранца, оштрафованного по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ и подлежащего выдворению из РФ, освободили из спецучреждения временного содержания, поскольку из-за пандемии коронавируса невозможно исполнить наказание >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности привлечения лиц к административной ответственности, связанные с внесенными изменениями в статьи КоАП РФ в период распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в Российской Федерации в 2020 г. (статья, занявшая третье место на V Всероссийском конкурсе студенческих работ по административному праву и процессу)
(Семенова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Ключевые слова: административная ответственность, коронавирусная инфекция (COVID-19), пандемия, Кодекс об административных правонарушениях, административный штраф, полиция, сотрудники ОВД.
(Семенова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Ключевые слова: административная ответственность, коронавирусная инфекция (COVID-19), пандемия, Кодекс об административных правонарушениях, административный штраф, полиция, сотрудники ОВД.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 4 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
"Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)При этом КоАП РФ предоставляет судье правомочие по своему усмотрению признать смягчающими обстоятельства, не указанные в данном кодексе или законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 2 статьи 4.2 КоАП РФ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)При этом КоАП РФ предоставляет судье правомочие по своему усмотрению признать смягчающими обстоятельства, не указанные в данном кодексе или законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 2 статьи 4.2 КоАП РФ).
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Одновременно с определением в Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" понятия "недостоверная общественно значимая информация" был принят Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 27-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" <33>. Статья 13.15 "Злоупотребление свободой массовой информации" КоАП РФ дополнена ч. 9 - 11, согласно которым распространение информации, создавшее угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, угрозу массовых беспорядков, угрозу нарушения функционирования объектов жизнеобеспечения, влечет наложение административного штрафа. Новеллы относительно фейковой информации были включены в указанную статью, тем самым показана их связь со средствами массовой информации (далее - СМИ).
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Одновременно с определением в Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" понятия "недостоверная общественно значимая информация" был принят Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 27-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" <33>. Статья 13.15 "Злоупотребление свободой массовой информации" КоАП РФ дополнена ч. 9 - 11, согласно которым распространение информации, создавшее угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, угрозу массовых беспорядков, угрозу нарушения функционирования объектов жизнеобеспечения, влечет наложение административного штрафа. Новеллы относительно фейковой информации были включены в указанную статью, тем самым показана их связь со средствами массовой информации (далее - СМИ).
"Медицинское уголовное право: монография"
(отв. ред. А.И. Рарог)
("Проспект", 2022)Новая коронавирусная инфекция явилась самым страшным бедствием текущего столетия. За период с третьей четверти 2019 г. до конца 2021 г. коронавирусная инфекция приобрела характер пандемии и охватила практически все страны мира, поразив более 283 млн человек, из которых более 5,4 млн скончались. На борьбу с этим злом брошены колоссальные силы и средства, задействованы все имеющиеся материальные и людские ресурсы. Но, казалось бы, затухающая пандемия накатывает новыми волнами с изменяющимися штаммами коронавируса.
(отв. ред. А.И. Рарог)
("Проспект", 2022)Новая коронавирусная инфекция явилась самым страшным бедствием текущего столетия. За период с третьей четверти 2019 г. до конца 2021 г. коронавирусная инфекция приобрела характер пандемии и охватила практически все страны мира, поразив более 283 млн человек, из которых более 5,4 млн скончались. На борьбу с этим злом брошены колоссальные силы и средства, задействованы все имеющиеся материальные и людские ресурсы. Но, казалось бы, затухающая пандемия накатывает новыми волнами с изменяющимися штаммами коронавируса.
Статья: Юридическая аномия как фактор неопределенности целей социального развития
(Липинский Д.А., Иванов А.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)Так, например, следует отметить, что обеспечение надлежащего поведения граждан в условиях возникшего социального кризиса государство также постаралось подкрепить посредством введения соответствующих составов правонарушений в рамках административного и уголовного законодательства. Так, были приняты Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" <34> и Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 100-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" <35>. Первый Закон изменил статью 6.3 КоАП РФ, введя в нее состав правонарушения, связанный с нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях чрезвычайной ситуации или при распространении заболевания, которое несет опасность для окружающих. Кроме того, он дополнил действующее административное законодательство статьей 20.6.1 КоАП РФ, предусматривающей меры ответственности за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения. В рамках второго Закона Уголовный кодекс Российской Федерации был дополнен статьями:
(Липинский Д.А., Иванов А.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)Так, например, следует отметить, что обеспечение надлежащего поведения граждан в условиях возникшего социального кризиса государство также постаралось подкрепить посредством введения соответствующих составов правонарушений в рамках административного и уголовного законодательства. Так, были приняты Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" <34> и Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 100-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" <35>. Первый Закон изменил статью 6.3 КоАП РФ, введя в нее состав правонарушения, связанный с нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях чрезвычайной ситуации или при распространении заболевания, которое несет опасность для окружающих. Кроме того, он дополнил действующее административное законодательство статьей 20.6.1 КоАП РФ, предусматривающей меры ответственности за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения. В рамках второго Закона Уголовный кодекс Российской Федерации был дополнен статьями:
Статья: Актуальные вопросы приоритета специальных норм в административно-деликтном и уголовном законах
(Смоляков П.Н.)
("Законность", 2021, N 2)В отличие от ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП, где есть предупреждение, нижний порог санкции названной нормы для граждан представляет собой административный штраф в размере 15 000 руб., уплата которого в условиях вызванного той же пандемией коронавируса экономического кризиса для значительного числа наших сограждан может оказаться неподъемной, а при попытке его принудительного взыскания могут возникнуть социальные волнения.
(Смоляков П.Н.)
("Законность", 2021, N 2)В отличие от ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП, где есть предупреждение, нижний порог санкции названной нормы для граждан представляет собой административный штраф в размере 15 000 руб., уплата которого в условиях вызванного той же пандемией коронавируса экономического кризиса для значительного числа наших сограждан может оказаться неподъемной, а при попытке его принудительного взыскания могут возникнуть социальные волнения.
"Современное корпоративное право: актуальные проблемы теории и практики: монография"
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)Следует отметить, что не все сразу стали выполнять требования, предусмотренные при пандемии. Так, в ООО "Транспневматика - холдинг" был нарушен режим самоизоляции - проведено годовое собрание участников, на котором были избраны члены совета директоров. Государственная инспекция труда в Нижегородской области отметила, что в ООО "Транспневматика - холдинг" не была обеспечена безопасность участников собрания и работников в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации, что повлекло привлечение к административной ответственности должностного лица указанного общества (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) <1>.
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)Следует отметить, что не все сразу стали выполнять требования, предусмотренные при пандемии. Так, в ООО "Транспневматика - холдинг" был нарушен режим самоизоляции - проведено годовое собрание участников, на котором были избраны члены совета директоров. Государственная инспекция труда в Нижегородской области отметила, что в ООО "Транспневматика - холдинг" не была обеспечена безопасность участников собрания и работников в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации, что повлекло привлечение к административной ответственности должностного лица указанного общества (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) <1>.
Статья: Социальная справедливость как вектор развития трудового права
(Жильцова Ю.В., Клепалова Ю.И., Новикова С.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 2)Статья 19.1 ТК РФ предусматривает возможность признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми, в том числе в судебном порядке. В данной статье содержится важная презумпция: неустранимые сомнения при рассмотрении судом споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями толкуются в пользу наличия трудовых отношений. Статьей 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность в связи с заключением гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. Указанные нормы подтверждают проникновение принципа социальной справедливости в сферу регулирования наемного труда.
(Жильцова Ю.В., Клепалова Ю.И., Новикова С.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 2)Статья 19.1 ТК РФ предусматривает возможность признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми, в том числе в судебном порядке. В данной статье содержится важная презумпция: неустранимые сомнения при рассмотрении судом споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями толкуются в пользу наличия трудовых отношений. Статьей 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность в связи с заключением гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. Указанные нормы подтверждают проникновение принципа социальной справедливости в сферу регулирования наемного труда.
Статья: Проблемы обеспечения законности в сфере функционирования разрешительной системы
(Субанова Н.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)Стандзонь Л.В. Развитие законодательства, устанавливающего административную ответственность в лицензионно-разрешительной сфере в свете концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. N 12.
(Субанова Н.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)Стандзонь Л.В. Развитие законодательства, устанавливающего административную ответственность в лицензионно-разрешительной сфере в свете концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. N 12.
Статья: О некоторых современных тенденциях развития института административной ответственности (на примере экстраординарных (особых) правовых режимов)
(Лифанов Д.М., Хазанов С.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)18. Куракин А.В., Карпухин Д.В. Проблемы определения субъектов административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях, структурированных в КоАП РФ и Кодексе города Москвы об административных правонарушениях в период пандемии коронавируса // Современное право. 2020. N 12. С. 80 - 87. DOI: https://doi.org/10.25799/NI.2020.25.99.006.
(Лифанов Д.М., Хазанов С.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)18. Куракин А.В., Карпухин Д.В. Проблемы определения субъектов административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях, структурированных в КоАП РФ и Кодексе города Москвы об административных правонарушениях в период пандемии коронавируса // Современное право. 2020. N 12. С. 80 - 87. DOI: https://doi.org/10.25799/NI.2020.25.99.006.
Статья: Институт миграционной амнистии как один из механизмов регулирования миграционной деятельности в условиях пандемии коронавируса
(Трифонова (Казарян) К.В.)
("Российский судья", 2021, N 12)В период пандемии вновь стал рассматриваться вопрос о возможности проведения административной амнистии, которая бы распространила свое действие на наиболее уязвимую в сложившихся условиях категорию лиц - мигрантов <6>. Тем более что п. 4 ст. 24.5, п. 1 ст. 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) прямо предусматривают последствия издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, в виде "невозможности начать производство по делу об административном правонарушении; прекращения начатого производства; прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания судьей, должностным лицом, его вынесшим" <7>.
(Трифонова (Казарян) К.В.)
("Российский судья", 2021, N 12)В период пандемии вновь стал рассматриваться вопрос о возможности проведения административной амнистии, которая бы распространила свое действие на наиболее уязвимую в сложившихся условиях категорию лиц - мигрантов <6>. Тем более что п. 4 ст. 24.5, п. 1 ст. 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) прямо предусматривают последствия издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, в виде "невозможности начать производство по делу об административном правонарушении; прекращения начатого производства; прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания судьей, должностным лицом, его вынесшим" <7>.
Статья: Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Уроки пандемии
(Игонина Н.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)В связи с ненадлежащим оказанием социального обслуживания и медицинской помощи гражданам в Новосибирском доме ветеранов прокуратурой области внесены представления руководителю учреждения и министру труда и социального развития области. Должностные лица учреждения привлечены к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ и по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
(Игонина Н.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)В связи с ненадлежащим оказанием социального обслуживания и медицинской помощи гражданам в Новосибирском доме ветеранов прокуратурой области внесены представления руководителю учреждения и министру труда и социального развития области. Должностные лица учреждения привлечены к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ и по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.