Климатическая группа
Подборка наиболее важных документов по запросу Климатическая группа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Подходы к правовому регулированию климатических прав и обязанностей в России и за рубежом
(Кичигин Н.В., Никонов Р.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 5)Д.А. Гершинкова на основе анализа опыта зарубежных юридических фирм, судебной практики выделяет следующие виды климатических исков: принуждение правительств к выполнению принятых обязательств/повышение амбициозности обязательств; ответственность правительств за недостаточную адаптацию к изменению климата; привлечение к ответственности владельцев источников выбросов парниковых газов за конкретные неблагоприятные климатические явления (особая группа - иски к нефтегазовым компаниям); применение доктрины публичного траста, ответственность компаний перед потребителями; требования к компаниям раскрывать информацию о связанных с климатом финансовых рисках; стремление привлечь внимание к проблеме изменения климата и воздействовать на общественное мнение; требование к инвесторам учитывать климатические аспекты в своей деятельности <7>.
(Кичигин Н.В., Никонов Р.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 5)Д.А. Гершинкова на основе анализа опыта зарубежных юридических фирм, судебной практики выделяет следующие виды климатических исков: принуждение правительств к выполнению принятых обязательств/повышение амбициозности обязательств; ответственность правительств за недостаточную адаптацию к изменению климата; привлечение к ответственности владельцев источников выбросов парниковых газов за конкретные неблагоприятные климатические явления (особая группа - иски к нефтегазовым компаниям); применение доктрины публичного траста, ответственность компаний перед потребителями; требования к компаниям раскрывать информацию о связанных с климатом финансовых рисках; стремление привлечь внимание к проблеме изменения климата и воздействовать на общественное мнение; требование к инвесторам учитывать климатические аспекты в своей деятельности <7>.
Статья: "Зеленые" финансы: понятие и система
(Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Упомянутая выше TCFD в выпущенных в июне 2017 г. Рекомендациях <40> выделила две группы климатических рисков.
(Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Упомянутая выше TCFD в выпущенных в июне 2017 г. Рекомендациях <40> выделила две группы климатических рисков.
Нормативные акты
Статья: Актуальные проблемы развития российского климатического законодательства
(Анисимов А.П., Исакова Ю.И., Волконская О.А.)
("Современное право", 2024, N 9)Указанные правовые акты могут носить общий или специальный характер; отдельно выделим условия достижения поставленных целей, отчасти выходящие за рамки права. К числу общих мер относится принятие политико-правовых актов программного характера, в которых обозначены цели и задачи государства в сфере охраны климата. Наиболее известным таким актом является Климатическая доктрина Российской Федерации (утв. указом Президента РФ от 26.10.2023). В Доктрине изложены цели и задачи климатической политики страны, ее субъекты, перечень мер по смягчению и адаптации к изменениям климата. В группу специальных мер входят законы и подзаконные акты, непосредственно (или опосредованно) посвященные смягчению последствий изменения климата, а также нормативные правовые акты, направленные на разработку мер по адаптации к изменениям климата. В числе первых следует назвать Федеральный закон от 02.07.2021 N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов", определяющий меры по сокращению выбросов парниковых газов путем их государственного учета, установления целевых показателей сокращения выбросов, поддержки деятельности по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению поглощения парниковых газов. В развитие данного Закона был принят ряд подзаконных актов, определяющих порядок ведения реестра углеродных единиц, формулирующих критерии отнесения проектов, реализуемых юридическими лицами, к числу климатических проектов и др. Опосредованно на смягчение последствий изменений климата направлен Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", посвященный не глобальному климату, а охране атмосферного воздуха как природного объекта, и этим вносящий свой вклад в достижение целей и задач по охране климата в России.
(Анисимов А.П., Исакова Ю.И., Волконская О.А.)
("Современное право", 2024, N 9)Указанные правовые акты могут носить общий или специальный характер; отдельно выделим условия достижения поставленных целей, отчасти выходящие за рамки права. К числу общих мер относится принятие политико-правовых актов программного характера, в которых обозначены цели и задачи государства в сфере охраны климата. Наиболее известным таким актом является Климатическая доктрина Российской Федерации (утв. указом Президента РФ от 26.10.2023). В Доктрине изложены цели и задачи климатической политики страны, ее субъекты, перечень мер по смягчению и адаптации к изменениям климата. В группу специальных мер входят законы и подзаконные акты, непосредственно (или опосредованно) посвященные смягчению последствий изменения климата, а также нормативные правовые акты, направленные на разработку мер по адаптации к изменениям климата. В числе первых следует назвать Федеральный закон от 02.07.2021 N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов", определяющий меры по сокращению выбросов парниковых газов путем их государственного учета, установления целевых показателей сокращения выбросов, поддержки деятельности по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению поглощения парниковых газов. В развитие данного Закона был принят ряд подзаконных актов, определяющих порядок ведения реестра углеродных единиц, формулирующих критерии отнесения проектов, реализуемых юридическими лицами, к числу климатических проектов и др. Опосредованно на смягчение последствий изменений климата направлен Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", посвященный не глобальному климату, а охране атмосферного воздуха как природного объекта, и этим вносящий свой вклад в достижение целей и задач по охране климата в России.
Статья: Правовые вопросы перехода к "зеленой" экономике: от концепции к реальности
(Лунева Е.В., Сафин З.Ф.)
("Экологическое право", 2022, N 6)Во исполнение Указа Президента РФ "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений" <28> по поручению Президента РТ была создана межведомственная рабочая группа по вопросам климатической политики и планов по декарбонизации РТ <29>. Помимо органов государственной власти РТ, в состав этой рабочей группы вошли представители Казанского (Приволжского) федерального университета, Академии наук РТ, ОАО "Татнефтехиминвестхолдинг", ПАО "Татнефть", ПАО "Нижнекамскнефтехим", ПАО "Казаньоргсинтез", АО "ТГК-16", АО "ВНИИУС". По итогам работы межведомственной рабочей группы 8 февраля 2022 г. Президентом РТ был подписан перечень поручений N ПР-25 <30> (далее - Перечень поручений N ПР-25). Согласно указанному Перечню до 23 декабря 2022 г. должны быть обеспечены формирование Программы реализации эксперимента по достижению углеродной нейтральности РТ и внесение соответствующей инициативы в Министерство экономического развития РФ.
(Лунева Е.В., Сафин З.Ф.)
("Экологическое право", 2022, N 6)Во исполнение Указа Президента РФ "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений" <28> по поручению Президента РТ была создана межведомственная рабочая группа по вопросам климатической политики и планов по декарбонизации РТ <29>. Помимо органов государственной власти РТ, в состав этой рабочей группы вошли представители Казанского (Приволжского) федерального университета, Академии наук РТ, ОАО "Татнефтехиминвестхолдинг", ПАО "Татнефть", ПАО "Нижнекамскнефтехим", ПАО "Казаньоргсинтез", АО "ТГК-16", АО "ВНИИУС". По итогам работы межведомственной рабочей группы 8 февраля 2022 г. Президентом РТ был подписан перечень поручений N ПР-25 <30> (далее - Перечень поручений N ПР-25). Согласно указанному Перечню до 23 декабря 2022 г. должны быть обеспечены формирование Программы реализации эксперимента по достижению углеродной нейтральности РТ и внесение соответствующей инициативы в Министерство экономического развития РФ.
Статья: Информация в бухгалтерской отчетности о климатических изменениях: раскрытие и анализ
(Клычова Г.С., Горшкова Ю.Н.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 7)В табл. 1 предложена классификация переменных, которые также можно включать в анализ деятельности компаний агропромышленного комплекса (АПК) в условиях изменения климата, по группам факторов и описанием каждой из переменных.
(Клычова Г.С., Горшкова Ю.Н.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 7)В табл. 1 предложена классификация переменных, которые также можно включать в анализ деятельности компаний агропромышленного комплекса (АПК) в условиях изменения климата, по группам факторов и описанием каждой из переменных.
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Генеральный секретарь ООН поддержал призывы создать новый орган Организации Объединенных Наций для поддержки коллективных усилий по управлению этой "необычной технологией". По его словам, это может быть специализированное учреждение, такое как Международное агентство по атомной энергии, Международная организация гражданской авиации или Межправительственная группа экспертов по изменению климата.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Генеральный секретарь ООН поддержал призывы создать новый орган Организации Объединенных Наций для поддержки коллективных усилий по управлению этой "необычной технологией". По его словам, это может быть специализированное учреждение, такое как Международное агентство по атомной энергии, Международная организация гражданской авиации или Межправительственная группа экспертов по изменению климата.