Кластерная политика
Подборка наиболее важных документов по запросу Кластерная политика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу об основных принципах правового регулирования отрасли машиностроения в условиях развития информационного общества и перехода к обществу знаний
(Лескина Э.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)Реализация этого принципа, представляя собой важную меру государственной поддержки развития машиностроения и применение в нем инновационного подхода, может быть ориентирована на поддержание экспорта и внутреннего рынка. Указанные меры, в частности, должны продвигаться с помощью грамотной кластерной политики, создания так называемых комплексных зон свободной торговли. Это будет способствовать стимулированию развития машиностроения, особенно доказано положительное влияние указанных мер на производство транспортных средств, медицинскую технику, электронику <9>.
(Лескина Э.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)Реализация этого принципа, представляя собой важную меру государственной поддержки развития машиностроения и применение в нем инновационного подхода, может быть ориентирована на поддержание экспорта и внутреннего рынка. Указанные меры, в частности, должны продвигаться с помощью грамотной кластерной политики, создания так называемых комплексных зон свободной торговли. Это будет способствовать стимулированию развития машиностроения, особенно доказано положительное влияние указанных мер на производство транспортных средств, медицинскую технику, электронику <9>.
Статья: Правовое обеспечение деятельности инновационных научно-технологических центров
(Гена Е.Е.)
("Предпринимательское право", 2022, N 3)<20> Кластерная политика: концентрация потенциала для достижения глобальной конкурентоспособности / Под ред. И.М. Бортника, Л.М. Гохберга, А.Н. Клепача и др. СПб.: Corvus, 2015. С. 11.
(Гена Е.Е.)
("Предпринимательское право", 2022, N 3)<20> Кластерная политика: концентрация потенциала для достижения глобальной конкурентоспособности / Под ред. И.М. Бортника, Л.М. Гохберга, А.Н. Клепача и др. СПб.: Corvus, 2015. С. 11.
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2024 N 4146-р
<Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года>поддержки совместных проектов участников промышленных кластеров по организации производства новых видов сырья, материалов и комплектующих изделий в целях усиления производственной кооперации, а также развития инструментов гибкой кластерной политики, включая формирование многоуровневой системы промышленных кластеров с дифференцированием мер поддержки, включая бюджетную, и формированием адаптивной системы межотраслевой и межрегиональной кооперации в зависимости от меняющейся конъюнктуры;
<Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года>поддержки совместных проектов участников промышленных кластеров по организации производства новых видов сырья, материалов и комплектующих изделий в целях усиления производственной кооперации, а также развития инструментов гибкой кластерной политики, включая формирование многоуровневой системы промышленных кластеров с дифференцированием мер поддержки, включая бюджетную, и формированием адаптивной системы межотраслевой и межрегиональной кооперации в зависимости от меняющейся конъюнктуры;
Постановление Правительства РФ от 28.01.2016 N 41
(ред. от 23.12.2022)
"Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения"формирует комиссию, состоящую из представителей Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, представителей федеральных органов законодательной власти, федеральных органов исполнительной власти, организаций, входящих в состав инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности, финансовых и кредитных организаций, отраслевых ассоциаций и союзов, образовательных и научных организаций, имеющих практический опыт реализации кластерной политики;
(ред. от 23.12.2022)
"Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения"формирует комиссию, состоящую из представителей Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, представителей федеральных органов законодательной власти, федеральных органов исполнительной власти, организаций, входящих в состав инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности, финансовых и кредитных организаций, отраслевых ассоциаций и союзов, образовательных и научных организаций, имеющих практический опыт реализации кластерной политики;
Статья: Кластер как правовая категория
(Поморцев К.И.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)В настоящее время в России предпринимаются попытки заимствования лучших зарубежных практик в области кластерной политики, для чего принимаются документы, в которых подчеркивается роль рассматриваемого явления для перехода к инновационному, устойчивому социально-экономическому развитию <1>.
(Поморцев К.И.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)В настоящее время в России предпринимаются попытки заимствования лучших зарубежных практик в области кластерной политики, для чего принимаются документы, в которых подчеркивается роль рассматриваемого явления для перехода к инновационному, устойчивому социально-экономическому развитию <1>.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В 2021 году на заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ была отмечена проблема отставания развития инфраструктуры сельских территорий в целом и инфраструктурной базы агропромышленного производства <1>. В разработанных Министерством экономического развития и торговли РФ Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в северных субъектах РФ была отмечена недостаточная развитость перерабатывающей сферы сельского хозяйства, в частности отмечалось, что северные регионы страны теряют значительные средства из-за отсутствия возможности переработки и выделки шкур оленей, мяса, кости и шкур морского зверя, сушки и фасовки лекарственных трав и ягод и т.п. <2>. Д.В. Завьялов также указывает на проблему разрыва между производством сельскохозяйственной продукции и ее переработкой, отдельно подчеркивая низкий уровень жизни в сельских населенных пунктах, что также сказывается на уровне развития сельского хозяйства России. Отмечается также неравномерность использования сельскохозяйственных земель, указывается, что рассредоточенность хозяйств на огромных территориях в условиях слабо развитой транспортной инфраструктуры приводит к значительному повышению себестоимости сельскохозяйственной продукции, подчеркивается нехватка складских помещений и предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции <3>.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В 2021 году на заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ была отмечена проблема отставания развития инфраструктуры сельских территорий в целом и инфраструктурной базы агропромышленного производства <1>. В разработанных Министерством экономического развития и торговли РФ Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в северных субъектах РФ была отмечена недостаточная развитость перерабатывающей сферы сельского хозяйства, в частности отмечалось, что северные регионы страны теряют значительные средства из-за отсутствия возможности переработки и выделки шкур оленей, мяса, кости и шкур морского зверя, сушки и фасовки лекарственных трав и ягод и т.п. <2>. Д.В. Завьялов также указывает на проблему разрыва между производством сельскохозяйственной продукции и ее переработкой, отдельно подчеркивая низкий уровень жизни в сельских населенных пунктах, что также сказывается на уровне развития сельского хозяйства России. Отмечается также неравномерность использования сельскохозяйственных земель, указывается, что рассредоточенность хозяйств на огромных территориях в условиях слабо развитой транспортной инфраструктуры приводит к значительному повышению себестоимости сельскохозяйственной продукции, подчеркивается нехватка складских помещений и предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции <3>.
Статья: Вопросы нормативного регулирования организации лесных кластеров в России и Финляндии
(Чернов С.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)При анализе нормативных уставных актов, в частности Постановления N 779, посвященных кластерной политике, обращает на себя внимание чрезвычайно высокая доля влияния государства в этой сфере <7>. Оно выдвигает ряд требований, например "уровень кооперации участников должен достигать не менее 50%, т.е. выпуск промышленной продукции каждым участником кластера используется другими участниками не менее 50% (за исключением предприятий, осуществляющих выпуск конечной промышленной продукции кластера)" <8>. В данное Постановление неоднократно вносились дополнения, ужесточающие правовой контроль кластерного режима. Так, например, п. 4 дополнен подп. "в" с 14 августа 2018 г. <9>, который требует учета такого огромного числа составляющих, что требования к производственному процессу грозят превратиться в следование набору статистических элементов, не дающих возможности нормального функционирования кластера <10>. Есть и требования, которые необходимы и не вызывают возражений: наличие производственной кооперации между участниками; требования к минимальному составу инфраструктуры промышленного кластера; наличие определенного количества высокопроизводительных рабочих мест; наличие не менее десяти промышленных предприятий всего и не менее одного предприятия, осуществляющего выпуск конечной промышленной продукции кластера; наличие специализированной организации промышленного кластера и ее соответствие ряду требований; высокая производительность труда в промышленном кластере <11>. Анализ нормативной базы позволяет сделать вывод: чем больше регламентации, тем больше неуверенности в положительном конечном результате деятельности этих новых для России промышленных структур. Настораживает попытка руководителей нашей лесной отрасли очень быстро перенести многолетний опыт Финляндии и других лесных стран на нашу почву. Эта торопливость видна на примере принятия Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) 2006 г. <12>, который воспроизводит почти полностью канадскую систему управления лесным хозяйством <13>. В результате - невозможность справиться с проблемами российской лесной отрасли, резкая критика Президента, Правительства, законодательных и исполнительных органов, лесопромышленников и лесоводов и требования разработать и принять в ближайшее время новый ЛК РФ.
(Чернов С.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)При анализе нормативных уставных актов, в частности Постановления N 779, посвященных кластерной политике, обращает на себя внимание чрезвычайно высокая доля влияния государства в этой сфере <7>. Оно выдвигает ряд требований, например "уровень кооперации участников должен достигать не менее 50%, т.е. выпуск промышленной продукции каждым участником кластера используется другими участниками не менее 50% (за исключением предприятий, осуществляющих выпуск конечной промышленной продукции кластера)" <8>. В данное Постановление неоднократно вносились дополнения, ужесточающие правовой контроль кластерного режима. Так, например, п. 4 дополнен подп. "в" с 14 августа 2018 г. <9>, который требует учета такого огромного числа составляющих, что требования к производственному процессу грозят превратиться в следование набору статистических элементов, не дающих возможности нормального функционирования кластера <10>. Есть и требования, которые необходимы и не вызывают возражений: наличие производственной кооперации между участниками; требования к минимальному составу инфраструктуры промышленного кластера; наличие определенного количества высокопроизводительных рабочих мест; наличие не менее десяти промышленных предприятий всего и не менее одного предприятия, осуществляющего выпуск конечной промышленной продукции кластера; наличие специализированной организации промышленного кластера и ее соответствие ряду требований; высокая производительность труда в промышленном кластере <11>. Анализ нормативной базы позволяет сделать вывод: чем больше регламентации, тем больше неуверенности в положительном конечном результате деятельности этих новых для России промышленных структур. Настораживает попытка руководителей нашей лесной отрасли очень быстро перенести многолетний опыт Финляндии и других лесных стран на нашу почву. Эта торопливость видна на примере принятия Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) 2006 г. <12>, который воспроизводит почти полностью канадскую систему управления лесным хозяйством <13>. В результате - невозможность справиться с проблемами российской лесной отрасли, резкая критика Президента, Правительства, законодательных и исполнительных органов, лесопромышленников и лесоводов и требования разработать и принять в ближайшее время новый ЛК РФ.