Классификатор внутренних рисков
Подборка наиболее важных документов по запросу Классификатор внутренних рисков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Бухгалтерские риски: проблемы идентификации и учета
(Серебрякова Т.Ю., Маркина Л.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 7)Таким образом, бухгалтерские риски, под которыми мы понимаем риски недостоверности данных бухгалтерского учета, можно классифицировать как внешние и внутренние риски.
(Серебрякова Т.Ю., Маркина Л.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 7)Таким образом, бухгалтерские риски, под которыми мы понимаем риски недостоверности данных бухгалтерского учета, можно классифицировать как внешние и внутренние риски.
Статья: Возникновение рисков в деятельности кредитных организаций: экономико-правовые аспекты
(Губанов Р.С.)
("Банковское право", 2021, N 4)3. Зике Р.В. Классификация рисков кредитной организации в целях внутреннего контроля / Р.В. Зике // Российское предпринимательство. 2014. N 13 (259). С. 34 - 40.
(Губанов Р.С.)
("Банковское право", 2021, N 4)3. Зике Р.В. Классификация рисков кредитной организации в целях внутреннего контроля / Р.В. Зике // Российское предпринимательство. 2014. N 13 (259). С. 34 - 40.
Нормативные акты
"Международный стандарт аудита 210 "Согласование условий аудиторских заданий"
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н)
(ред. от 16.10.2023)A18. Определение того, какие именно средства внутреннего контроля необходимы для обеспечения подготовки финансовой отчетности, остается за руководством. Термин "система внутреннего контроля" охватывает широкий круг видов деятельности в рамках компонентов, которые можно описать как среду контроля; процедуры оценки рисков организации; процесс мониторинга организацией системы внутреннего контроля; информационную систему и информационное взаимодействие, а также контрольные действия; контрольные виды деятельности. Такая структура не обязательно отражает то, как именно может быть спроектирована, внедрена и поддерживаться в работоспособном состоянии система внутреннего контроля в той или иной организации или каким образом данная организация может классифицировать тот или иной компонент системы. <15> Система внутреннего контроля организации (в частности ее бухгалтерские регистры и записи или система бухгалтерского учета) будет отражать потребности руководства, степень сложности бизнеса, характер рисков, которым подвержена организация, а также соответствующие законы и нормативные акты.
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н)
(ред. от 16.10.2023)A18. Определение того, какие именно средства внутреннего контроля необходимы для обеспечения подготовки финансовой отчетности, остается за руководством. Термин "система внутреннего контроля" охватывает широкий круг видов деятельности в рамках компонентов, которые можно описать как среду контроля; процедуры оценки рисков организации; процесс мониторинга организацией системы внутреннего контроля; информационную систему и информационное взаимодействие, а также контрольные действия; контрольные виды деятельности. Такая структура не обязательно отражает то, как именно может быть спроектирована, внедрена и поддерживаться в работоспособном состоянии система внутреннего контроля в той или иной организации или каким образом данная организация может классифицировать тот или иной компонент системы. <15> Система внутреннего контроля организации (в частности ее бухгалтерские регистры и записи или система бухгалтерского учета) будет отражать потребности руководства, степень сложности бизнеса, характер рисков, которым подвержена организация, а также соответствующие законы и нормативные акты.
Статья: Многофакторная вариативность деликтных обязательств как фундаментальный риск хозяйственной деятельности
(Капитонова Е.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 1)В статье выделяются базовые признаки деликтного обязательства как одного из рисков хозяйственной деятельности. В их числе кратко охарактеризованы внедоговорной характер риска, многофакторная вариативность оснований возникновения, ретроспективный, а также внутренний характер риска, затруднительность оценки потенциального уровня потерь с точки зрения управления рисками и систематичность риска. Автором представлена классификация деликтных обязательств в зависимости от оснований их возникновения в процессе хозяйственной деятельности. На примере такого предприятия, как автомойка, рассмотрены обязательства, связанные с ненадлежащим качеством осуществления основной деятельности, обязательства, связанные с эксплуатацией источников повышенной опасности, обязательства вследствие причинения вреда окружающей среде и обязательства, вытекающие из неправомерных действий работников организации. Выводы проиллюстрированы примерами актуальной судебной практики 2019 - 2022 годов.
(Капитонова Е.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 1)В статье выделяются базовые признаки деликтного обязательства как одного из рисков хозяйственной деятельности. В их числе кратко охарактеризованы внедоговорной характер риска, многофакторная вариативность оснований возникновения, ретроспективный, а также внутренний характер риска, затруднительность оценки потенциального уровня потерь с точки зрения управления рисками и систематичность риска. Автором представлена классификация деликтных обязательств в зависимости от оснований их возникновения в процессе хозяйственной деятельности. На примере такого предприятия, как автомойка, рассмотрены обязательства, связанные с ненадлежащим качеством осуществления основной деятельности, обязательства, связанные с эксплуатацией источников повышенной опасности, обязательства вследствие причинения вреда окружающей среде и обязательства, вытекающие из неправомерных действий работников организации. Выводы проиллюстрированы примерами актуальной судебной практики 2019 - 2022 годов.
Статья: Правовое регулирование администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Пятый этап администрирования доходов характеризуется реализацией властных полномочий соответствующих администраторов по применению властных полномочий в виде финансовых санкций к плательщикам, ненадлежаще исполняющим свои обязанности. Например, статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <19> предусмотрена ответственность за нарушение порядка формирования и представления/утверждения сведений, используемых при составлении и рассмотрении проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнении бюджетов бюджетной системы РФ главным распорядителем бюджетных средств, казенным учреждением, а также получателем бюджетных средств. В этой связи целесообразно отметить, что не за все нарушения в бюджетной сфере предусмотрена соответствующая ответственность. Например, мера государственного принуждения не определена для таких составов правонарушений, как непредставление или предоставление неактуальной информации по целевым показателям (индикаторам) и финансовому обеспечению государственных программ РФ; нарушения правовых актов главного администратора доходов бюджета, регламентирующих внутренние процедуры при составлении бюджетов; нарушения правовых актов главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, регламентирующих внутренние процедуры при составлении бюджетов; представление в финансовый орган неполных (недостоверных) сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана, и мн. др. В целях преодоления имеющейся ситуации Казначейством России 19 декабря 2017 г. утвержден "Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере" <20>.
(Титов Г.А.)
("Финансовое право", 2023, N 9)Пятый этап администрирования доходов характеризуется реализацией властных полномочий соответствующих администраторов по применению властных полномочий в виде финансовых санкций к плательщикам, ненадлежаще исполняющим свои обязанности. Например, статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <19> предусмотрена ответственность за нарушение порядка формирования и представления/утверждения сведений, используемых при составлении и рассмотрении проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнении бюджетов бюджетной системы РФ главным распорядителем бюджетных средств, казенным учреждением, а также получателем бюджетных средств. В этой связи целесообразно отметить, что не за все нарушения в бюджетной сфере предусмотрена соответствующая ответственность. Например, мера государственного принуждения не определена для таких составов правонарушений, как непредставление или предоставление неактуальной информации по целевым показателям (индикаторам) и финансовому обеспечению государственных программ РФ; нарушения правовых актов главного администратора доходов бюджета, регламентирующих внутренние процедуры при составлении бюджетов; нарушения правовых актов главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, регламентирующих внутренние процедуры при составлении бюджетов; представление в финансовый орган неполных (недостоверных) сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана, и мн. др. В целях преодоления имеющейся ситуации Казначейством России 19 декабря 2017 г. утвержден "Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере" <20>.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)Классификация существующих в сфере строительства рисков нацелена на своевременную идентификацию, оценку, учет и потенциальное элиминирование предполагаемых рисков, а также на включение в договор строительного подряда и иную проектную документацию абстрактных условий на случай реализации непредвиденных рисков. Известны различные подходы к классификации существующих рисков в сфере строительства (так называемые принципы M. Abrahamson). Во-первых, по критерию подконтрольности сторонам выделяются внутренние и внешние риски. Согласно данному критерию к внешним рискам относятся политические, экономические, социальные, погодные риски, а к внутренним рискам относятся управленческие, конструкционные риски, риски неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств со стороны подрядчика (субподрядчика), а также поставщиков строительных материалов <1>. Абстрактный характер внешних рисков свидетельствует о невозможности их учета при управлении рисками в крупных строительных проектах, поскольку учет рисков в подобном формате подходит лишь для строительства малых объектов.
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)Классификация существующих в сфере строительства рисков нацелена на своевременную идентификацию, оценку, учет и потенциальное элиминирование предполагаемых рисков, а также на включение в договор строительного подряда и иную проектную документацию абстрактных условий на случай реализации непредвиденных рисков. Известны различные подходы к классификации существующих рисков в сфере строительства (так называемые принципы M. Abrahamson). Во-первых, по критерию подконтрольности сторонам выделяются внутренние и внешние риски. Согласно данному критерию к внешним рискам относятся политические, экономические, социальные, погодные риски, а к внутренним рискам относятся управленческие, конструкционные риски, риски неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств со стороны подрядчика (субподрядчика), а также поставщиков строительных материалов <1>. Абстрактный характер внешних рисков свидетельствует о невозможности их учета при управлении рисками в крупных строительных проектах, поскольку учет рисков в подобном формате подходит лишь для строительства малых объектов.
Статья: Ответственность в сфере формирования и расходования средств резервных фондов субъектов Российской Федерации
(Керимов А.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Что касается органов внутреннего бюджетного контроля, то подход Казначейства России выражен в Классификаторе нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере <7>. В качестве нарушения (риска) этот орган применительно к резервным фондам выделяет только непредставление отчета об использовании их ассигнований, прилагаемого к годовому отчету об исполнении бюджета.
(Керимов А.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Что касается органов внутреннего бюджетного контроля, то подход Казначейства России выражен в Классификаторе нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере <7>. В качестве нарушения (риска) этот орган применительно к резервным фондам выделяет только непредставление отчета об использовании их ассигнований, прилагаемого к годовому отчету об исполнении бюджета.
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- внедрить структуру управления и внутренние процедуры для обеспечения безопасности систем ИИ;
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- внедрить структуру управления и внутренние процедуры для обеспечения безопасности систем ИИ;
Статья: Финансовое мошенничество: понятие и виды
(Есаян А.К.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 4)В частности, в Базельской классификации типов операционного риска <10> финансовое мошенничество в основном относится к "внутреннему мошенничеству", "внешнему мошенничеству" и "клиентам, продуктам и деловой практике" (последнее включает, например, отмывание денег).
(Есаян А.К.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 4)В частности, в Базельской классификации типов операционного риска <10> финансовое мошенничество в основном относится к "внутреннему мошенничеству", "внешнему мошенничеству" и "клиентам, продуктам и деловой практике" (последнее включает, например, отмывание денег).
Статья: Перспективы использования технологий искусственного интеллекта в работе внутреннего аудитора хозяйствующего субъекта
(Сафонова М.Ф., Алексеенко А.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2022, N 12)Рассмотренные технологии машинного обучения помогут внутренним аудиторам анализировать большие объемы данных, используя обученные модели классификации и регрессии, что позволит минимизировать трудозатраты на тестирование системы внутреннего контроля и управления рисками, сосредоточив усилия и профессиональные компетенции на оказании консультационных услуг и поддержке бизнес-решений.
(Сафонова М.Ф., Алексеенко А.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2022, N 12)Рассмотренные технологии машинного обучения помогут внутренним аудиторам анализировать большие объемы данных, используя обученные модели классификации и регрессии, что позволит минимизировать трудозатраты на тестирование системы внутреннего контроля и управления рисками, сосредоточив усилия и профессиональные компетенции на оказании консультационных услуг и поддержке бизнес-решений.
Статья: Макророст микробизнеса
(Кац Е.)
("Банковское обозрение", 2023, N 11)Скоринг в сегменте МСБ до последнего времени оставался ахиллесовой пятой банков, поскольку большинство из них не торопятся переходить к однофакторной модели. "Если мы говорим не о подряде, а о внутренних системах финансовых структур, то некоторым необходимо разработать классификацию клиентов по группам риска. Далее потребуются составляющая (обновление и усовершенствование скоринг-систем) и трудовые ресурсы (обучение экспертов или кредитных инспекторов)", - уверен Егор Диашов.
(Кац Е.)
("Банковское обозрение", 2023, N 11)Скоринг в сегменте МСБ до последнего времени оставался ахиллесовой пятой банков, поскольку большинство из них не торопятся переходить к однофакторной модели. "Если мы говорим не о подряде, а о внутренних системах финансовых структур, то некоторым необходимо разработать классификацию клиентов по группам риска. Далее потребуются составляющая (обновление и усовершенствование скоринг-систем) и трудовые ресурсы (обучение экспертов или кредитных инспекторов)", - уверен Егор Диашов.
Статья: Правовые риски антисанкционной реорганизации кредитных организаций
(Андреева А.М.)
("Предпринимательское право", 2023, N 4)Что понимается под правовым риском? Обратимся к определению, которое дано Банком России и непосредственно относится к кредитным организациям. Под правовым риском понимается риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие влияния факторов, указанных в п. 2.1 Письма Банка России <4>. Такие факторы Банк России классифицирует на внутренние и внешние, проводя это деление по источнику их возникновения. При этом следует отметить, что это не единственно возможная классификация правовых рисков. В теории права существуют и другие определения, а также классификации правовых рисков <5>, на которых мы не будем останавливаться в настоящей статье, поскольку их анализ не является ее объектом.
(Андреева А.М.)
("Предпринимательское право", 2023, N 4)Что понимается под правовым риском? Обратимся к определению, которое дано Банком России и непосредственно относится к кредитным организациям. Под правовым риском понимается риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие влияния факторов, указанных в п. 2.1 Письма Банка России <4>. Такие факторы Банк России классифицирует на внутренние и внешние, проводя это деление по источнику их возникновения. При этом следует отметить, что это не единственно возможная классификация правовых рисков. В теории права существуют и другие определения, а также классификации правовых рисков <5>, на которых мы не будем останавливаться в настоящей статье, поскольку их анализ не является ее объектом.
Статья: Элементы правового и регуляторного рисков, подлежащих учету при осуществлении в кредитной организации деятельности по ПОД/ФТ
(Алексеева Д.Г.)
("Банковское право", 2022, N 2)Банк России разграничивает вышеуказанные риски и рекомендует кредитным организациям термин "правовой риск" использовать в значении с изъятием регуляторного риска как отдельного в случаях, если управление правовым риском осуществляется отдельно от операционного. При этом, по мнению регулятора <15>, один и тот же фактор риска может являться источником возникновения события как операционного, так и регуляторного рисков. Например, совершение в отношении кредитной организации мошеннических действий ее сотрудником может быть выражено в причинении убытков кредитной организации как вследствие непосредственно факта мошенничества (событие операционного риска), так и вследствие несоблюдения сотрудником требований законодательства Российской Федерации и внутренних документов кредитной организации (событие регуляторного риска). В банке должна быть создана единая методология классификации событий операционного, правового и регуляторного рисков, позволяющая использовать данные о подлежащих взысканию (взысканных) штрафах и пенях по событиям правового и регуляторного рисков для построения внутренних моделей количественной оценки операционного риска.
(Алексеева Д.Г.)
("Банковское право", 2022, N 2)Банк России разграничивает вышеуказанные риски и рекомендует кредитным организациям термин "правовой риск" использовать в значении с изъятием регуляторного риска как отдельного в случаях, если управление правовым риском осуществляется отдельно от операционного. При этом, по мнению регулятора <15>, один и тот же фактор риска может являться источником возникновения события как операционного, так и регуляторного рисков. Например, совершение в отношении кредитной организации мошеннических действий ее сотрудником может быть выражено в причинении убытков кредитной организации как вследствие непосредственно факта мошенничества (событие операционного риска), так и вследствие несоблюдения сотрудником требований законодательства Российской Федерации и внутренних документов кредитной организации (событие регуляторного риска). В банке должна быть создана единая методология классификации событий операционного, правового и регуляторного рисков, позволяющая использовать данные о подлежащих взысканию (взысканных) штрафах и пенях по событиям правового и регуляторного рисков для построения внутренних моделей количественной оценки операционного риска.