Классификатор обрАзовательных услуг
Подборка наиболее важных документов по запросу Классификатор обрАзовательных услуг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О видах конкуренции вузов на рынке образовательных услуг
(Кванина В.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 2)Анализ немногочисленной общедоступной правоприменительной практики и литературных источников позволяет классифицировать конкуренцию на рынке образовательных услуг в сфере высшего образования на два вида (в статье под образовательной услугой понимается образовательная деятельность, направленная на реализацию образовательных программ, осуществляемая как в рамках бюджетного финансирования, так и на платной основе): 1) недобросовестную конкуренцию в рамках антимонопольного законодательства; 2) конкуренцию как соперничество.
(Кванина В.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 2)Анализ немногочисленной общедоступной правоприменительной практики и литературных источников позволяет классифицировать конкуренцию на рынке образовательных услуг в сфере высшего образования на два вида (в статье под образовательной услугой понимается образовательная деятельность, направленная на реализацию образовательных программ, осуществляемая как в рамках бюджетного финансирования, так и на платной основе): 1) недобросовестную конкуренцию в рамках антимонопольного законодательства; 2) конкуренцию как соперничество.
Статья: Управленческий учет и отчетность как инструмент повышения эффективности функционирования образовательных организаций
(Вахрушина М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 12)Учитывая современные управленческие потребности образовательных организаций, к другому важному классификационному признаку можно отнести деление затрат на постоянные и переменные. Интересно, что в условиях функционирования вузов данная классификация совпадет с представленной ранее. Косвенные затраты в системе управленческого учета окажутся постоянными, прямые - переменными. Подобное совпадение на практике встречается крайне редко. Данная классификация необходима для подготовки корректных бюджетов организации и определения переменной себестоимости образовательных услуг, на которой базируется система "директ-костинг". Ее внедрение для целей калькулирования в разрезе специальностей и форм обучения позволит принимать более обоснованные ценовые решения, оценивать минимальный размер групп, обеспечивающих образовательной организации безубыточную работу.
(Вахрушина М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 12)Учитывая современные управленческие потребности образовательных организаций, к другому важному классификационному признаку можно отнести деление затрат на постоянные и переменные. Интересно, что в условиях функционирования вузов данная классификация совпадет с представленной ранее. Косвенные затраты в системе управленческого учета окажутся постоянными, прямые - переменными. Подобное совпадение на практике встречается крайне редко. Данная классификация необходима для подготовки корректных бюджетов организации и определения переменной себестоимости образовательных услуг, на которой базируется система "директ-костинг". Ее внедрение для целей калькулирования в разрезе специальностей и форм обучения позволит принимать более обоснованные ценовые решения, оценивать минимальный размер групп, обеспечивающих образовательной организации безубыточную работу.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.11.2024 N 419-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"32) бюджетных ассигнований на 2026 год в объеме 9 628 918,1 тыс. рублей и на 2027 год в объеме 9 882 756,1 тыс. рублей, предусмотренных по подразделу "Среднее профессиональное образование" раздела "Образование" классификации расходов бюджетов, на финансовое обеспечение выполнения федеральными государственными образовательными организациями государственного задания на оказание услуг в сфере среднего профессионального образования на основании решений Правительства Российской Федерации;
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"32) бюджетных ассигнований на 2026 год в объеме 9 628 918,1 тыс. рублей и на 2027 год в объеме 9 882 756,1 тыс. рублей, предусмотренных по подразделу "Среднее профессиональное образование" раздела "Образование" классификации расходов бюджетов, на финансовое обеспечение выполнения федеральными государственными образовательными организациями государственного задания на оказание услуг в сфере среднего профессионального образования на основании решений Правительства Российской Федерации;
Приказ Росстата от 31.07.2024 N 335
(ред. от 28.07.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за внутренней торговлей, платными услугами населению и транспортом"Раздел 2 заполняют только юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства) в целом по видам услуг, без учета услуг, носящих экстерриториальный характер (транспортные услуги; услуги телекоммуникационные; электронные услуги и сервисы в области информационно-коммуникационных технологий и тому подобное). По графе А перечисляются наименования населенных пунктов, где производитель услуг оказывает услугу потребителю, в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований (ОКТМО), который размещен на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://rosstat.gov.ru) в разделе Статистика/Методология и нормативно-справочная информация/Общероссийские и ведомственные классификаторы/Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО). По графе 1 приводится общий объем платных услуг, оказанных населению, по каждому населенному пункту.
(ред. от 28.07.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за внутренней торговлей, платными услугами населению и транспортом"Раздел 2 заполняют только юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства) в целом по видам услуг, без учета услуг, носящих экстерриториальный характер (транспортные услуги; услуги телекоммуникационные; электронные услуги и сервисы в области информационно-коммуникационных технологий и тому подобное). По графе А перечисляются наименования населенных пунктов, где производитель услуг оказывает услугу потребителю, в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований (ОКТМО), который размещен на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://rosstat.gov.ru) в разделе Статистика/Методология и нормативно-справочная информация/Общероссийские и ведомственные классификаторы/Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО). По графе 1 приводится общий объем платных услуг, оказанных населению, по каждому населенному пункту.
Вопрос: Вправе ли ИП, не имеющий работников, в отношении деятельности по оказанию услуг в сфере дошкольного образования и дополнительного образования детей и взрослых, которые будет оказывать через Интернет, применять НПД?
(Консультация эксперта, 2024)Рассматриваемые услуги в сфере образования согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, имеют следующие коды:
(Консультация эксперта, 2024)Рассматриваемые услуги в сфере образования согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, имеют следующие коды:
Статья: Дивиденды от иностранных организаций, реконструкция ОС, расходы на командировки: спорные ситуации учета
(Коновалов Д.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 5)Исходя из п. 1 и 3 ст. 2 Закона N 273-ФЗ услуги проживания сами по себе не отвечают критериям образовательной услуги как направленной на воспитание и обучение. Также они не относятся к услугам в области образования согласно разделу "P" Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.
(Коновалов Д.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 5)Исходя из п. 1 и 3 ст. 2 Закона N 273-ФЗ услуги проживания сами по себе не отвечают критериям образовательной услуги как направленной на воспитание и обучение. Также они не относятся к услугам в области образования согласно разделу "P" Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.
Статья: Проблемы и перспективы развития административной ответственности за совершение правонарушений в сфере высшего образования
(Каплюк М.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Федеральные вузы неразрывно связаны со своим учредителем и являются организациями, созданными для выполнения задач, возложенных на государственные органы. В этой связи можно применить ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ, предусматривающую ответственность федеральных органов исполнительной власти за нарушение законодательства о государственных услугах, поскольку реализация программ высшего образования включена в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг. Однако в данных перечнях эти услуги закреплены только за Минобрнауки России, без учета того, что другие отраслевые ведомства также организуют предоставление высшего образования в подведомственных федеральных вузах.
(Каплюк М.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Федеральные вузы неразрывно связаны со своим учредителем и являются организациями, созданными для выполнения задач, возложенных на государственные органы. В этой связи можно применить ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ, предусматривающую ответственность федеральных органов исполнительной власти за нарушение законодательства о государственных услугах, поскольку реализация программ высшего образования включена в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг. Однако в данных перечнях эти услуги закреплены только за Минобрнауки России, без учета того, что другие отраслевые ведомства также организуют предоставление высшего образования в подведомственных федеральных вузах.
Вопрос: Вправе ли ИП применять ПСН при проведении вебинаров, онлайн-курсов и консультаций по маркетингу через Интернет для организаций, ИП, самозанятых?
(Консультация эксперта, 2024)Перечень услуг в сфере дополнительного образования детей и взрослых установлен кодом 85.41 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (далее - ОКВЭД).
(Консультация эксперта, 2024)Перечень услуг в сфере дополнительного образования детей и взрослых установлен кодом 85.41 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (далее - ОКВЭД).
Статья: Социальные услуги и государственные (муниципальные) услуги в социальной сфере: законодательное определение и соотношение
(Киселева Н.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 2)Наконец, для "идентификации" государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и отграничения их от социальных услуг принципиально их включение в перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг в отраслях социальной сферы. В ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 189-ФЗ установлено, что данный Закон распространяется на отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных (муниципальных) услуг, включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам. В классификаторе данные услуги названы видами деятельности и к ним относятся: архивное дело, высшее образование, дошкольное образование, здравоохранение, молодежная политика, общественное питание, содействие занятости населения и многие другие <12>.
(Киселева Н.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 2)Наконец, для "идентификации" государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и отграничения их от социальных услуг принципиально их включение в перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг в отраслях социальной сферы. В ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 189-ФЗ установлено, что данный Закон распространяется на отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных (муниципальных) услуг, включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам. В классификаторе данные услуги названы видами деятельности и к ним относятся: архивное дело, высшее образование, дошкольное образование, здравоохранение, молодежная политика, общественное питание, содействие занятости населения и многие другие <12>.
Вопрос: О применении НПА и разъяснений Минфина России, регулирующих применение бюджетной классификации при отражении расходов на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
(Письмо Минфина России от 27.03.2025 N 02-05-10/30413)Учитывая изложенное, уведомляем о том, что Порядок N 85н и разъяснения, содержащиеся в Письме N 02-05-10/10752, были адресованы исключительно органам и организациям публично-правовых образований с целью единообразного применения ими бюджетной классификации Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 27.03.2025 N 02-05-10/30413)Учитывая изложенное, уведомляем о том, что Порядок N 85н и разъяснения, содержащиеся в Письме N 02-05-10/10752, были адресованы исключительно органам и организациям публично-правовых образований с целью единообразного применения ими бюджетной классификации Российской Федерации.
Статья: Правовая природа генеративных нейросетей через призму права интеллектуальной собственности
(Вяткина В.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 3)В мировой практике обозначены три противоположных подхода к регулированию отношений, связанных с использованием генеративных нейросетей, а именно: "мягкое", "твердое" и "нейтральное" регулирование. Первое из них (принято в Великобритании <8>, США <9>) сводится к тому, что излишние ограничения препятствуют инновационному развитию экономики. Соответственно, акты таких стран носят рекомендательный характер и являются сводом принципов, но не имеют силы закона. "Твердое" регулирование (Европейский союз) направлено на всесторонний и полномасштабный контроль над деятельностью ИИ. В принятом в 2024 году Законе ЕС об искусственном интеллекте <10> выработана классификация его систем в зависимости от степени риска, согласно которой они подразделяются на системы с неприемлемым риском, представляющие угрозу для жизни, безопасности и прав людей (такие системы находятся под запретом); с высоким риском в сферах правоприменения, государственных услуг, образования и т.д. (являются предметом строгих ограничений и контроля); остальные системы, которые не включены в предмет регулирования. Нейтральное регулирование (Китай <11>) обеспечивает баланс между интересами безопасности и интересами развития экономического потенциала, содействуя технологическим разработкам с целесообразным уровнем контроля. Данный баланс достигается за счет того, что в Китае регламентации подлежат только те правоотношения с использованием генеративного ИИ, которые адресованы на предоставление услуг населению. Тем не менее для иностранных разработчиков имеются определенные барьеры для выхода на рынок, а именно: необходимость получения разрешения на использование моделей ИИ, невозможность использования данных из источников, внесенных в черный список и пр.
(Вяткина В.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 3)В мировой практике обозначены три противоположных подхода к регулированию отношений, связанных с использованием генеративных нейросетей, а именно: "мягкое", "твердое" и "нейтральное" регулирование. Первое из них (принято в Великобритании <8>, США <9>) сводится к тому, что излишние ограничения препятствуют инновационному развитию экономики. Соответственно, акты таких стран носят рекомендательный характер и являются сводом принципов, но не имеют силы закона. "Твердое" регулирование (Европейский союз) направлено на всесторонний и полномасштабный контроль над деятельностью ИИ. В принятом в 2024 году Законе ЕС об искусственном интеллекте <10> выработана классификация его систем в зависимости от степени риска, согласно которой они подразделяются на системы с неприемлемым риском, представляющие угрозу для жизни, безопасности и прав людей (такие системы находятся под запретом); с высоким риском в сферах правоприменения, государственных услуг, образования и т.д. (являются предметом строгих ограничений и контроля); остальные системы, которые не включены в предмет регулирования. Нейтральное регулирование (Китай <11>) обеспечивает баланс между интересами безопасности и интересами развития экономического потенциала, содействуя технологическим разработкам с целесообразным уровнем контроля. Данный баланс достигается за счет того, что в Китае регламентации подлежат только те правоотношения с использованием генеративного ИИ, которые адресованы на предоставление услуг населению. Тем не менее для иностранных разработчиков имеются определенные барьеры для выхода на рынок, а именно: необходимость получения разрешения на использование моделей ИИ, невозможность использования данных из источников, внесенных в черный список и пр.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)<1> См.: раздел K "Финансовые и страховые услуги" Общероссийского классификатора ОКПД2.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)<1> См.: раздел K "Финансовые и страховые услуги" Общероссийского классификатора ОКПД2.
Готовое решение: Как рассчитывать и уплачивать туристический налог
(КонсультантПлюс, 2025)они владеют на праве собственности или ином законном основании средствами размещения - гостиницами, отелями и т.д., которые должны быть включены в реестр классифицированных средств размещения или указаны на сайте муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, федеральной территории "Сириус") либо на сайте уполномоченного органа. Средства размещения, в которых проживающим оказывают услуги по санаторно-курортному лечению, признаются включенными в реестр. Жилые помещения не признаются средством размещения, поэтому их не могут включить в реестр. В то же время индивидуальные жилые дома могут быть внесены в реестр, если они соответствуют требованиям Федерального закона от 07.06.2025 N 127-ФЗ "О проведении эксперимента по предоставлению услуг гостевых домов" (Письмо ФНС России от 11.09.2025 N СД-4-3/8338@);
(КонсультантПлюс, 2025)они владеют на праве собственности или ином законном основании средствами размещения - гостиницами, отелями и т.д., которые должны быть включены в реестр классифицированных средств размещения или указаны на сайте муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, федеральной территории "Сириус") либо на сайте уполномоченного органа. Средства размещения, в которых проживающим оказывают услуги по санаторно-курортному лечению, признаются включенными в реестр. Жилые помещения не признаются средством размещения, поэтому их не могут включить в реестр. В то же время индивидуальные жилые дома могут быть внесены в реестр, если они соответствуют требованиям Федерального закона от 07.06.2025 N 127-ФЗ "О проведении эксперимента по предоставлению услуг гостевых домов" (Письмо ФНС России от 11.09.2025 N СД-4-3/8338@);