Классификатор медицинских изделий
Подборка наиболее важных документов по запросу Классификатор медицинских изделий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 150 "Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество ввезло медицинские изделия на территорию ЕАЭС, применив освобождение от обложения НДС. Таможенный орган начислил НДС, указав, что ввезенный товар по своим характеристикам не подпадает под налоговую льготу, представил экспертное заключение, согласно которому ввезенным стоматологическим имплантатам необоснованно присвоен код ОКП 94 3810, рекомендован код ОКП 93 9800, поскольку они не предназначены для соединения костей. Суд признал правомерным применение освобождения, отметив, что общество при таможенном декларировании представило регистрационное удостоверение на медицинские изделия, которое являлось действующим и подтверждало правомерность классификации товаров в качестве льготируемых, то есть подтвердило право на освобождение от НДС согласно абз. 4 подп. 1 п. 2 ст. 149 и абз. 2 п. 2 ст. 150 НК РФ. Ссылка на экспертное заключение отклонена судом, поскольку проверка классификации медицинских изделий не относится к полномочиям таможенного органа.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество ввезло медицинские изделия на территорию ЕАЭС, применив освобождение от обложения НДС. Таможенный орган начислил НДС, указав, что ввезенный товар по своим характеристикам не подпадает под налоговую льготу, представил экспертное заключение, согласно которому ввезенным стоматологическим имплантатам необоснованно присвоен код ОКП 94 3810, рекомендован код ОКП 93 9800, поскольку они не предназначены для соединения костей. Суд признал правомерным применение освобождения, отметив, что общество при таможенном декларировании представило регистрационное удостоверение на медицинские изделия, которое являлось действующим и подтверждало правомерность классификации товаров в качестве льготируемых, то есть подтвердило право на освобождение от НДС согласно абз. 4 подп. 1 п. 2 ст. 149 и абз. 2 п. 2 ст. 150 НК РФ. Ссылка на экспертное заключение отклонена судом, поскольку проверка классификации медицинских изделий не относится к полномочиям таможенного органа.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 164 "Налоговые ставки" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило решение таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары. Общество ввезло товар "средства косметические по уходу за кожей - имплантат для интрадермального применения" с заявленным кодом ТН ВЭД ЕАЭС 3304 99 000 0, в отношении которого был исчислен и уплачен НДС по ставке 10 процентов. Посчитав, что ввозимый товар отсутствует в перечне медицинских изделий, облагаемых по ставке 10 процентов, таможенный орган пришел к выводу о неправомерном применении льгот, доначислил НДС. Суд отметил, что ставка 10 процентов применяется при ввозе на территорию РФ медицинских товаров при условии представления регистрационного удостоверения на медицинское изделие, а также соответствия ввозимых товаров конкретным кодам ТН ВЭД ЕАЭС, поименованным в разделе "II. Медицинские изделия" перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688. В отношении спорных товаров обществом были представлены регистрационные удостоверения на медицинские изделия, товары классифицированы по коду 3304 99 000 0 "Средства для ухода за кожей прочие", содержащемуся в разделе "II. Медицинские изделия" перечня. Довод таможенного органа о неотносимости ввезенного товара к средствам ухода за кожей по причине исключительно наружного применения последних был отклонен судом на основании представленных в дело доказательств, подтверждающих уходовый характер ввозимых медицинских изделий. Суд пришел к выводу о правомерности применения обществом ставки НДС 10 процентов при ввозе товара.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило решение таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары. Общество ввезло товар "средства косметические по уходу за кожей - имплантат для интрадермального применения" с заявленным кодом ТН ВЭД ЕАЭС 3304 99 000 0, в отношении которого был исчислен и уплачен НДС по ставке 10 процентов. Посчитав, что ввозимый товар отсутствует в перечне медицинских изделий, облагаемых по ставке 10 процентов, таможенный орган пришел к выводу о неправомерном применении льгот, доначислил НДС. Суд отметил, что ставка 10 процентов применяется при ввозе на территорию РФ медицинских товаров при условии представления регистрационного удостоверения на медицинское изделие, а также соответствия ввозимых товаров конкретным кодам ТН ВЭД ЕАЭС, поименованным в разделе "II. Медицинские изделия" перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 688. В отношении спорных товаров обществом были представлены регистрационные удостоверения на медицинские изделия, товары классифицированы по коду 3304 99 000 0 "Средства для ухода за кожей прочие", содержащемуся в разделе "II. Медицинские изделия" перечня. Довод таможенного органа о неотносимости ввезенного товара к средствам ухода за кожей по причине исключительно наружного применения последних был отклонен судом на основании представленных в дело доказательств, подтверждающих уходовый характер ввозимых медицинских изделий. Суд пришел к выводу о правомерности применения обществом ставки НДС 10 процентов при ввозе товара.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (июнь 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5. При осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам (НКМИ), утвержденной Минздравом России, при условии, что значение НМЦК (цены лота) превышает императивно установленные пороговые значения.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5. При осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам (НКМИ), утвержденной Минздравом России, при условии, что значение НМЦК (цены лота) превышает императивно установленные пороговые значения.
Нормативные акты
Приказ Минздрава России от 06.06.2012 N 4н
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий"
(вместе с "Номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам", "Номенклатурной классификацией медицинских изделий по классам в зависимости от потенциального риска их применения")
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.07.2012 N 24852)Зарегистрировано в Минюсте России 9 июля 2012 г. N 24852
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий"
(вместе с "Номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам", "Номенклатурной классификацией медицинских изделий по классам в зависимости от потенциального риска их применения")
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.07.2012 N 24852)Зарегистрировано в Минюсте России 9 июля 2012 г. N 24852
Готовое решение: Как облагается НДС реализация медицинских изделий и медикаментов
(КонсультантПлюс, 2025)Сопоставьте название вашего изделия, его код ОКПД2 (ОКП ОК 005-93 - если в регистрационном удостоверении на медизделие указан код по этому Классификатору) и код ТН ВЭД ЕАЭС с названием и кодами в Перечне. Если они соответствуют, вы имеете право на освобождение. Коды в ОКПД2 расположены иерархически: группировки верхнего уровня включают последующую детализацию. Поэтому если в Перечень включены коды ОКПД2 верхнего уровня, то освобождение можно применить и к изделиям, имеющим нижний (подчиненный) иерархический уровень кода ОКПД2, даже если в Перечне они прямо не поименованы (Примечания 1, 3 к Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042, Письмо Минфина России от 11.03.2024 N 03-07-07/21519, направленное Письмом Росздравнадзора от 19.07.2024 N 02и-794/24).
(КонсультантПлюс, 2025)Сопоставьте название вашего изделия, его код ОКПД2 (ОКП ОК 005-93 - если в регистрационном удостоверении на медизделие указан код по этому Классификатору) и код ТН ВЭД ЕАЭС с названием и кодами в Перечне. Если они соответствуют, вы имеете право на освобождение. Коды в ОКПД2 расположены иерархически: группировки верхнего уровня включают последующую детализацию. Поэтому если в Перечень включены коды ОКПД2 верхнего уровня, то освобождение можно применить и к изделиям, имеющим нижний (подчиненный) иерархический уровень кода ОКПД2, даже если в Перечне они прямо не поименованы (Примечания 1, 3 к Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042, Письмо Минфина России от 11.03.2024 N 03-07-07/21519, направленное Письмом Росздравнадзора от 19.07.2024 N 02и-794/24).
Готовое решение: Как закупить медицинские изделия по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)медизделие относится к коду вида медизделия по номенклатурной классификации медизделий, указанному в соответствующей графе.
(КонсультантПлюс, 2025)медизделие относится к коду вида медизделия по номенклатурной классификации медизделий, указанному в соответствующей графе.
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (январь 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. При осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам (НКМИ), утвержденной Минздравом, при условии, что значение НМЦК (цены лота) превышает пороговые значения.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. При осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам (НКМИ), утвержденной Минздравом, при условии, что значение НМЦК (цены лота) превышает пороговые значения.
Готовое решение: Предоставление национального режима при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)их наименования указаны в графе "Наименование товара, работы, услуги" или графе "Наименование товара" соответственно. Если вы закупаете медизделие, убедитесь также, что оно относится к коду вида медизделия по номенклатурной классификации, отраженному в данных графах;
(КонсультантПлюс, 2025)их наименования указаны в графе "Наименование товара, работы, услуги" или графе "Наименование товара" соответственно. Если вы закупаете медизделие, убедитесь также, что оно относится к коду вида медизделия по номенклатурной классификации, отраженному в данных графах;
Готовое решение: Как составить описание объекта закупки (техническое задание) для закупки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если объект закупки включен в каталог товаров, работ, услуг, описывать его следует в полном соответствии с каталогом. Это правило надо соблюдать и при описании товара, поставляемого в ходе выполнения работ (п. 4 Правил использования каталога, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, Письмо Минфина России от 25.11.2021 N 24-03-07/95653, п. 3 Письма ФАС России от 19.06.2019 N МЕ/51304/19). Если позиция каталога не содержит описания товара, работы, услуги, самостоятельно установите характеристики объекта закупки. Справочная информация (размещается в одноименном разделе вкладки "Общая информация" позиции каталога) не является описанием товара, работы, услуги. Использовать ее необязательно. Например, при закупке медизделий справочная информация, содержащая сведения о виде (видах) номенклатурной классификации медизделий, помогает заказчику соотносить позиции КТРУ с видом (видами) такой квалификации, и искать позиции в КТРУ по видам указанной классификации (Информационное письмо Минфина России от 26.06.2025 N 24-01-06/62311, Письмо Минздрава России N 25-3/и/2-20326, ФАС России N ТН/92615/24 от 14.10.2024, Письма Минфина России от 24.01.2022 N 24-03-08/4090, от 28.04.2023 N 24-03-08/39387, от 25.08.2020 N 24-06-05/74463 (п. п. 5, 6)).
(КонсультантПлюс, 2025)Если объект закупки включен в каталог товаров, работ, услуг, описывать его следует в полном соответствии с каталогом. Это правило надо соблюдать и при описании товара, поставляемого в ходе выполнения работ (п. 4 Правил использования каталога, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, Письмо Минфина России от 25.11.2021 N 24-03-07/95653, п. 3 Письма ФАС России от 19.06.2019 N МЕ/51304/19). Если позиция каталога не содержит описания товара, работы, услуги, самостоятельно установите характеристики объекта закупки. Справочная информация (размещается в одноименном разделе вкладки "Общая информация" позиции каталога) не является описанием товара, работы, услуги. Использовать ее необязательно. Например, при закупке медизделий справочная информация, содержащая сведения о виде (видах) номенклатурной классификации медизделий, помогает заказчику соотносить позиции КТРУ с видом (видами) такой квалификации, и искать позиции в КТРУ по видам указанной классификации (Информационное письмо Минфина России от 26.06.2025 N 24-01-06/62311, Письмо Минздрава России N 25-3/и/2-20326, ФАС России N ТН/92615/24 от 14.10.2024, Письма Минфина России от 24.01.2022 N 24-03-08/4090, от 28.04.2023 N 24-03-08/39387, от 25.08.2020 N 24-06-05/74463 (п. п. 5, 6)).
Вопрос: О применении справочной информации позиций каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, содержащей виды номенклатурной классификации медицинских изделий.
(Письмо Минфина России от 28.04.2023 N 24-03-08/39387)Вопрос: О применении справочной информации позиций каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, содержащей виды номенклатурной классификации медицинских изделий.
(Письмо Минфина России от 28.04.2023 N 24-03-08/39387)Вопрос: О применении справочной информации позиций каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, содержащей виды номенклатурной классификации медицинских изделий.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н утверждена Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам (далее - НКМИ). НКМИ имеет большое практическое значение: например, в перечнях оборудования для оснащения медицинских организаций указываются медицинские изделия с конкретными кодами, и заказчикам выделяются бюджетные средства на приобретение именно этих, а не каких-то других товаров. Приобретение медицинских изделий с иными кодами вида будет попросту нецелевым использованием бюджетных средств.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н утверждена Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам (далее - НКМИ). НКМИ имеет большое практическое значение: например, в перечнях оборудования для оснащения медицинских организаций указываются медицинские изделия с конкретными кодами, и заказчикам выделяются бюджетные средства на приобретение именно этих, а не каких-то других товаров. Приобретение медицинских изделий с иными кодами вида будет попросту нецелевым использованием бюджетных средств.
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В среднем срок рассмотрения заявления о регистрации медицинского изделия составляет 35 рабочих дней (официальный срок). В зависимости от классификации медицинского изделия срок может быть увеличен.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В среднем срок рассмотрения заявления о регистрации медицинского изделия составляет 35 рабочих дней (официальный срок). В зависимости от классификации медицинского изделия срок может быть увеличен.