Классификатор контрольно-счетных
Подборка наиболее важных документов по запросу Классификатор контрольно-счетных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ответственность в сфере формирования и расходования средств резервных фондов субъектов Российской Федерации
(Керимов А.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)На основе анализа можно выделить следующие особенности закрепления ответственности за нарушения в сфере формирования и расходования средств резервных фондов субъектов Российской Федерации. В документах органов внешнего бюджетного контроля уделяется значительно больше внимания возможным нарушениям, связанным со средствами резервных фондов, чем в документах Федерального казначейства как органа внутреннего бюджетного контроля. В классификаторах нарушений контрольно-счетных органов как более детально описаны вероятные деяния, так и лучше разграничены сами фонды. Если Федеральное казначейство уделяет внимание лишь фондам федерального бюджета, то интерес контрольно-счетных органов направлен и на резервные фонды бюджетов нижестоящих уровней, независимо от субъектов, в чьем они находятся (государственный орган исполнительной власти, глава региона и т.п.). При исполнении бюджетов формулировки нарушений более подробны и относятся к конкретным фондам, причем несоблюдение требований применительно к средствам резервных фондов может касаться как формирования фонда (непоступление средств), так и использования собранных денег (избыточные расходы). Однако следует отметить, что в соответствующих актах контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации чаще всего дублируются положения Классификатора Счетной палаты РФ либо содержится ссылка на этот документ, но практически не реализована возможность уточнить в документе региональные особенности (например, наличие нескольких резервных фондов).
(Керимов А.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)На основе анализа можно выделить следующие особенности закрепления ответственности за нарушения в сфере формирования и расходования средств резервных фондов субъектов Российской Федерации. В документах органов внешнего бюджетного контроля уделяется значительно больше внимания возможным нарушениям, связанным со средствами резервных фондов, чем в документах Федерального казначейства как органа внутреннего бюджетного контроля. В классификаторах нарушений контрольно-счетных органов как более детально описаны вероятные деяния, так и лучше разграничены сами фонды. Если Федеральное казначейство уделяет внимание лишь фондам федерального бюджета, то интерес контрольно-счетных органов направлен и на резервные фонды бюджетов нижестоящих уровней, независимо от субъектов, в чьем они находятся (государственный орган исполнительной власти, глава региона и т.п.). При исполнении бюджетов формулировки нарушений более подробны и относятся к конкретным фондам, причем несоблюдение требований применительно к средствам резервных фондов может касаться как формирования фонда (непоступление средств), так и использования собранных денег (избыточные расходы). Однако следует отметить, что в соответствующих актах контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации чаще всего дублируются положения Классификатора Счетной палаты РФ либо содержится ссылка на этот документ, но практически не реализована возможность уточнить в документе региональные особенности (например, наличие нескольких резервных фондов).
Статья: Осуществление внешнего бюджетного контроля за хозяйственными товариществами и обществами с долей участия региона в субъектах Российской Федерации
(Штерн С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)В случаях, когда контрольно-счетный орган принимает собственный классификатор, перечисленные выше деяния также обозначаются в нем в качестве нарушений. Примерами может служить соответствующая практика, например Пермского края <26>, Московской области <27>, Республики Башкортостан <28>.
(Штерн С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)В случаях, когда контрольно-счетный орган принимает собственный классификатор, перечисленные выше деяния также обозначаются в нем в качестве нарушений. Примерами может служить соответствующая практика, например Пермского края <26>, Московской области <27>, Республики Башкортостан <28>.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 24.05.2022 N 82н
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)Доходам бюджетов субъектов Российской Федерации от административных штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения, выявленные должностными лицами контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, присваиваются коды классификации доходов бюджетов, содержащие код главного администратора доходов бюджета субъекта Российской Федерации, являющегося контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации, от имени которого должностные лица выявили административные правонарушения, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)Доходам бюджетов субъектов Российской Федерации от административных штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения, выявленные должностными лицами контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, присваиваются коды классификации доходов бюджетов, содержащие код главного администратора доходов бюджета субъекта Российской Федерации, являющегося контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации, от имени которого должностные лица выявили административные правонарушения, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 29.11.2021 N 384-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году"16. Установить, что положения пункта 2 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации не распространяются на федеральную территорию "Сириус" до момента создания контрольно-счетного органа федеральной территории "Сириус", если иное не установлено нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус".
(ред. от 04.08.2023)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году"16. Установить, что положения пункта 2 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации не распространяются на федеральную территорию "Сириус" до момента создания контрольно-счетного органа федеральной территории "Сириус", если иное не установлено нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус".
Статья: Ответственность за нарушение правил применения Порядка N 209н
(Владимирова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 5)Контрольно-счетная палата проводит проверку финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Какие меры административной ответственности следует применить к должностным лицам учреждения за нарушение правил применения Порядка N 209н <1>? Приведем ответ на вопрос, руководствуясь разъяснениями Минфина и материалами судебной практики.
(Владимирова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 5)Контрольно-счетная палата проводит проверку финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Какие меры административной ответственности следует применить к должностным лицам учреждения за нарушение правил применения Порядка N 209н <1>? Приведем ответ на вопрос, руководствуясь разъяснениями Минфина и материалами судебной практики.
"Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Суть спора. В ходе проверки контрольно-счетной палатой (КСП) было установлено, что между администрацией и коммерческой организацией был заключен контракт на строительство детского сада, срок исполнения обязательств подрядчика - в течение 11 месяцев от даты заключения контракта. Администрация, являясь получателем бюджетных средств, на которого возложены функции заказчика строительных работ, несет ответственность за их неисполнение.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Суть спора. В ходе проверки контрольно-счетной палатой (КСП) было установлено, что между администрацией и коммерческой организацией был заключен контракт на строительство детского сада, срок исполнения обязательств подрядчика - в течение 11 месяцев от даты заключения контракта. Администрация, являясь получателем бюджетных средств, на которого возложены функции заказчика строительных работ, несет ответственность за их неисполнение.
Готовое решение: Какие нарушения (риски) могут выявить при проверке отражения в учете и отчетности имущества, переданного в аренду
(КонсультантПлюс, 2025)На региональном (муниципальном) уровне могут быть предусмотрены особенности квалификации нарушений (п. 3 ст. 268.1, п. 3 ст. 269.2 БК РФ, ч. 1, 2 ст. 11 Закона о контрольно-счетных органах).
(КонсультантПлюс, 2025)На региональном (муниципальном) уровне могут быть предусмотрены особенности квалификации нарушений (п. 3 ст. 268.1, п. 3 ст. 269.2 БК РФ, ч. 1, 2 ст. 11 Закона о контрольно-счетных органах).
Статья: Бюджетно-правовая ответственность в контексте расширения круга субъектов бюджетного права
(Ибрагимов Р.Г.)
("Финансовое право", 2022, N 11)Еще одним полезным инструментом, который может быть имплементирован в бюджетное законодательство, являются правила о возмещении упущенной выгоды, возникшей у публично-правового образования в связи с длительным невозвратом (без надлежащих на то правовых оснований) предоставленных частному субъекту бюджетных средств. В настоящее время органы бюджетного контроля выявляют такие факты, но в условиях отсутствия соответствующих норм в Бюджетном кодексе РФ классифицируют их в качестве недостатков (а не нарушений) <33>.
(Ибрагимов Р.Г.)
("Финансовое право", 2022, N 11)Еще одним полезным инструментом, который может быть имплементирован в бюджетное законодательство, являются правила о возмещении упущенной выгоды, возникшей у публично-правового образования в связи с длительным невозвратом (без надлежащих на то правовых оснований) предоставленных частному субъекту бюджетных средств. В настоящее время органы бюджетного контроля выявляют такие факты, но в условиях отсутствия соответствующих норм в Бюджетном кодексе РФ классифицируют их в качестве недостатков (а не нарушений) <33>.
Справка: Реестры государственного (муниципального) имущества: предоставление и исключение сведений
(КонсультантПлюс, 2025)На это указано в ст. 21.1 Закона о Счетной палате РФ, п. 5 ч. 1, п. 4 ч. 1.1, п. 5 ч. 2 ст. 9 Закона о контрольно-счетных органах, п. 5.1 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях, ч. 3.23 ст. 2 Закона об автономных учреждениях, пп. "о" п. 13 Федерального стандарта N 208, п. 3.2.2.2 СГА 103 "Финансовый аудит (контроль)", Классификаторах нарушений.
(КонсультантПлюс, 2025)На это указано в ст. 21.1 Закона о Счетной палате РФ, п. 5 ч. 1, п. 4 ч. 1.1, п. 5 ч. 2 ст. 9 Закона о контрольно-счетных органах, п. 5.1 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях, ч. 3.23 ст. 2 Закона об автономных учреждениях, пп. "о" п. 13 Федерального стандарта N 208, п. 3.2.2.2 СГА 103 "Финансовый аудит (контроль)", Классификаторах нарушений.
Статья: Понятие и сущность муниципальных процедур
(Забелина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Первую группу процедур составляют процедуры, используемые населением в лице отдельных граждан или группы граждан, вторую группу составляют процедуры, используемые представительными органами муниципальных образований, третью - главами муниципальных образований, местными администрациями и их структурными подразделениями, четвертую - контрольно-счетными органами муниципальных образований. При этом в первую группу входят муниципальные процедуры обеспечения реализации форм непосредственной демократии, во вторую - процедуры обсуждения и голосования по проектам нормативных правовых актов, в третью - промульгации главами муниципальных образований нормативных актов, принятых представительными органами, и издание собственных как нормативных, так и индивидуальных правовых актов, четвертую группу составляют отчеты глав муниципальных образований перед представительными органами, а также проверки и иные контрольные процедуры, осуществляемые контрольно-счетными органами местного самоуправления.
(Забелина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Первую группу процедур составляют процедуры, используемые населением в лице отдельных граждан или группы граждан, вторую группу составляют процедуры, используемые представительными органами муниципальных образований, третью - главами муниципальных образований, местными администрациями и их структурными подразделениями, четвертую - контрольно-счетными органами муниципальных образований. При этом в первую группу входят муниципальные процедуры обеспечения реализации форм непосредственной демократии, во вторую - процедуры обсуждения и голосования по проектам нормативных правовых актов, в третью - промульгации главами муниципальных образований нормативных актов, принятых представительными органами, и издание собственных как нормативных, так и индивидуальных правовых актов, четвертую группу составляют отчеты глав муниципальных образований перед представительными органами, а также проверки и иные контрольные процедуры, осуществляемые контрольно-счетными органами местного самоуправления.
Готовое решение: Какие нарушения (риски) могут выявить при проверке составления, утверждения, ведения бюджетных росписей и доведения ЛБО
(КонсультантПлюс, 2025)На региональном (муниципальном) уровне могут быть предусмотрены особенности квалификации нарушений (п. 3 ст. 268.1, п. 3 ст. 269.2 БК РФ, ч. 1, 2 ст. 11 Закона о контрольно-счетных органах).
(КонсультантПлюс, 2025)На региональном (муниципальном) уровне могут быть предусмотрены особенности квалификации нарушений (п. 3 ст. 268.1, п. 3 ст. 269.2 БК РФ, ч. 1, 2 ст. 11 Закона о контрольно-счетных органах).
Готовое решение: Какие нарушения (риски) могут выявить при проверке ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и составления отчетности организациями бюджетной сферы
(КонсультантПлюс, 2025)ГАБС не представил в Счетную палату РФ (контрольно-счетные органы субъектов РФ, муниципальных образований) годовую бюджетную отчетность или сделал это позже срока.
(КонсультантПлюс, 2025)ГАБС не представил в Счетную палату РФ (контрольно-счетные органы субъектов РФ, муниципальных образований) годовую бюджетную отчетность или сделал это позже срока.
Статья: Публичный аудит сферы закупок в системе национального аудита
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Реализуя нормы Конституции РФ, публичный аудит, как независимое параллельное дополнение к традиционным формам финансового контроля, начиная с уровня Счетной палаты РФ, был экстраполирован на уровни контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с параллельным введением аудита в систему органов исполнительной власти. Указанное предопределило необходимость классификации национального аудита, который целесообразно разделить на:
(Кикавец В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Реализуя нормы Конституции РФ, публичный аудит, как независимое параллельное дополнение к традиционным формам финансового контроля, начиная с уровня Счетной палаты РФ, был экстраполирован на уровни контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с параллельным введением аудита в систему органов исполнительной власти. Указанное предопределило необходимость классификации национального аудита, который целесообразно разделить на:
Статья: Сейсмоустойчивость. Рекомендации Счетной палаты
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 6)В марте 2023 года Счетная палата получила письмо от Минприроды России о согласии с рекомендацией. Минприроды России в своем докладе в Правительство Российской Федерации предложило начать разработку изменений в Федеральный закон N 68-ФЗ, предусматривающих возможность привлечения сил и средств федеральных органов исполнительной власти для ликвидации ЧС в лесах вне зависимости от режима ЧС в лесах. Реализация рекомендации остается на контроле Счетной палаты.
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 6)В марте 2023 года Счетная палата получила письмо от Минприроды России о согласии с рекомендацией. Минприроды России в своем докладе в Правительство Российской Федерации предложило начать разработку изменений в Федеральный закон N 68-ФЗ, предусматривающих возможность привлечения сил и средств федеральных органов исполнительной власти для ликвидации ЧС в лесах вне зависимости от режима ЧС в лесах. Реализация рекомендации остается на контроле Счетной палаты.