Классификация загрязняющих веществ
Подборка наиболее важных документов по запросу Классификация загрязняющих веществ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Новый подход в установлении санитарно-защитных зон при размещении и проектировании промышленных объектов
(Краузе В.И.)
("Экологическое право", 2022, N 3)В статье рассматриваются действующий порядок установления санитарно-защитных зон, а также изменения в этой области, вступающие в силу с 2025 года. В связи с упразднением в будущем санитарной классификации промышленных объектов предлагается внедрить систему предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в экологическую категоризацию, а также установить определенные минимальные размеры защитных зон для каждой категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
(Краузе В.И.)
("Экологическое право", 2022, N 3)В статье рассматриваются действующий порядок установления санитарно-защитных зон, а также изменения в этой области, вступающие в силу с 2025 года. В связи с упразднением в будущем санитарной классификации промышленных объектов предлагается внедрить систему предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в экологическую категоризацию, а также установить определенные минимальные размеры защитных зон для каждой категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- приоритетности компонентов загрязнения в соответствии со списком ПДК и ОДК химических веществ в почве и их класса опасности по ГОСТу 17.4.1.02-83 "Охрана природы. Почва. Классификация химических веществ для контроля загрязнения".
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- приоритетности компонентов загрязнения в соответствии со списком ПДК и ОДК химических веществ в почве и их класса опасности по ГОСТу 17.4.1.02-83 "Охрана природы. Почва. Классификация химических веществ для контроля загрязнения".
Нормативные акты
Приказ Минприроды России от 10.12.2020 N 1043
(ред. от 29.04.2025)
"Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. N 3 и от 30 декабря 2019 г. N 899"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2020 N 62017)¦ плата за выбросы --T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-¬ ¦
(ред. от 29.04.2025)
"Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. N 3 и от 30 декабря 2019 г. N 899"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2020 N 62017)¦ плата за выбросы --T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-¬ ¦
Приказ Минфина России от 10.06.2025 N 70н
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)Поступление субсидий на указанные цели отражается по соответствующим кодам вида доходов 000 2 02 25441 00 0000 150 "Субсидии бюджетам на реализацию мероприятий комплексных планов по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" классификации доходов бюджетов.
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)Поступление субсидий на указанные цели отражается по соответствующим кодам вида доходов 000 2 02 25441 00 0000 150 "Субсидии бюджетам на реализацию мероприятий комплексных планов по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" классификации доходов бюджетов.
Статья: Правовая охрана поверхностных водных объектов от микропластика в России
(Лунева Е.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 2)Учитывая научные классификации микропластика на основании его размера, предлагаем крупный микропластик, собранный путем механической очистки, относить к отходам (запрещено сбрасывать в водные объекты - ч. 1 ст. 56 Водного кодекса РФ). Мелкий микропластик необходимо нормировать как концентрацию соответствующего загрязняющего вещества в составе сточных вод (шт/л или шт/дм3). Взимание платы за негативное воздействие микропластика на окружающую среду следует отдельно распространить на микропластик-отходы, образовавшиеся при очистке сточных вод (ставки платы от тонны), и на микропластик - загрязняющее вещество в составе сточных вод (ставка платы от количества частиц в единице объема). Предложенный подход обеспечит дифференцированное правовое регулирование отношений, связанных с двумя видами негативного воздействия микропластика на окружающую среду.
(Лунева Е.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 2)Учитывая научные классификации микропластика на основании его размера, предлагаем крупный микропластик, собранный путем механической очистки, относить к отходам (запрещено сбрасывать в водные объекты - ч. 1 ст. 56 Водного кодекса РФ). Мелкий микропластик необходимо нормировать как концентрацию соответствующего загрязняющего вещества в составе сточных вод (шт/л или шт/дм3). Взимание платы за негативное воздействие микропластика на окружающую среду следует отдельно распространить на микропластик-отходы, образовавшиеся при очистке сточных вод (ставки платы от тонны), и на микропластик - загрязняющее вещество в составе сточных вод (ставка платы от количества частиц в единице объема). Предложенный подход обеспечит дифференцированное правовое регулирование отношений, связанных с двумя видами негативного воздействия микропластика на окружающую среду.
Статья: Международная торговля минеральными удобрениями и экологические барьеры: влияние на таможенно-логистические процессы и пути адаптации
(Арабян М.С., Фролова А.В.)
("Таможенное дело", 2025, N 3)Значительное внимание уделяется экологическим инвестициям и модернизации инфраструктуры. В 2024 г. расходы на природоохранные мероприятия составили 435 млн рублей. Основные проекты были направлены на поддержание эффективной работы очистных сооружений и снижение сбросов загрязняющих веществ. Несмотря на увеличение объемов сбросов до 9,8 тыс. т, показатели оставались в пределах установленных нормативов. Большая часть отходов компании классифицируется как неопасные, при этом доля опасных отходов продолжает сокращаться. В отчетном году предприятия группы не превышали установленные лимиты на размещение отходов. Интеграция принципов устойчивого развития в стратегию компании является важным направлением повышения конкурентоспособности. Следование ESG-принципам рассматривается не только как элемент экологической и социальной ответственности, но и как условие инвестиционной привлекательности на международных рынках. Группа "Акрон" уделяет все больше внимания вопросам корпоративного управления и выстраивает стратегию устойчивого развития, которая ориентируется не только на глобальные тенденции, но и на ожидания партнеров и регуляторов. В 2024 г. предприятия компании - ПАО "Акрон" и ПАО "Дорогобуж" - получили комплексные экологические разрешения Росприроднадзора. Такие документы охватывают все виды воздействия на окружающую среду и фактически встраивают экологическую отчетность в производственный процесс.
(Арабян М.С., Фролова А.В.)
("Таможенное дело", 2025, N 3)Значительное внимание уделяется экологическим инвестициям и модернизации инфраструктуры. В 2024 г. расходы на природоохранные мероприятия составили 435 млн рублей. Основные проекты были направлены на поддержание эффективной работы очистных сооружений и снижение сбросов загрязняющих веществ. Несмотря на увеличение объемов сбросов до 9,8 тыс. т, показатели оставались в пределах установленных нормативов. Большая часть отходов компании классифицируется как неопасные, при этом доля опасных отходов продолжает сокращаться. В отчетном году предприятия группы не превышали установленные лимиты на размещение отходов. Интеграция принципов устойчивого развития в стратегию компании является важным направлением повышения конкурентоспособности. Следование ESG-принципам рассматривается не только как элемент экологической и социальной ответственности, но и как условие инвестиционной привлекательности на международных рынках. Группа "Акрон" уделяет все больше внимания вопросам корпоративного управления и выстраивает стратегию устойчивого развития, которая ориентируется не только на глобальные тенденции, но и на ожидания партнеров и регуляторов. В 2024 г. предприятия компании - ПАО "Акрон" и ПАО "Дорогобуж" - получили комплексные экологические разрешения Росприроднадзора. Такие документы охватывают все виды воздействия на окружающую среду и фактически встраивают экологическую отчетность в производственный процесс.
Статья: Риск-ориентированный подход в государственном экологическом управлении: правовые основы
(Заславская Н.М.)
("Экологическое право", 2022, N 4)В числе критериев указанной классификации - уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство), уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления и др. (п. 2 ст. 4.2 Федерального закона об охране окружающей среды).
(Заславская Н.М.)
("Экологическое право", 2022, N 4)В числе критериев указанной классификации - уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство), уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления и др. (п. 2 ст. 4.2 Федерального закона об охране окружающей среды).
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно разд. VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон:
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно разд. VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон:
Статья: Классификация объектов накопленного вреда окружающей среде
(Копылов В.П.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Такой подход подчеркивает верховенство конституционного принципа обеспечения права граждан на благоприятную окружающую среду, так как предполагает первоочередный порядок ликвидации объектов накопленного вреда именно вблизи населенных пунктов, где проживает большинство населения страны. Однако приоритет устанавливается в противовес показателям уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, свойствам опасных загрязняющих веществ (радиоактивность, мутагенность и т.д.).
(Копылов В.П.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Такой подход подчеркивает верховенство конституционного принципа обеспечения права граждан на благоприятную окружающую среду, так как предполагает первоочередный порядок ликвидации объектов накопленного вреда именно вблизи населенных пунктов, где проживает большинство населения страны. Однако приоритет устанавливается в противовес показателям уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, свойствам опасных загрязняющих веществ (радиоактивность, мутагенность и т.д.).