Классификация национальных проектов
Подборка наиболее важных документов по запросу Классификация национальных проектов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О заключении в системе "Электронный бюджет" соглашений о предоставлении целевых субсидий из местного бюджета МБУ; о списании заказчиком начисленных и неуплаченных сумм неустоек, штрафов, пеней.
(Письмо Минфина России от 22.09.2023 N 02-13-11/91290)Кроме того, по состоянию на 15 сентября 2023 года Минфином России осуществлена доработка системы "Электронный бюджет", обеспечивающая возможность указания при формировании соглашений кодов бюджетной классификации с признаком национального проекта и заключения соглашений о предоставлении целевых субсидий из местного бюджета муниципальным бюджетным учреждениям культуры области, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджетного кредита на опережающее финансирование.
(Письмо Минфина России от 22.09.2023 N 02-13-11/91290)Кроме того, по состоянию на 15 сентября 2023 года Минфином России осуществлена доработка системы "Электронный бюджет", обеспечивающая возможность указания при формировании соглашений кодов бюджетной классификации с признаком национального проекта и заключения соглашений о предоставлении целевых субсидий из местного бюджета муниципальным бюджетным учреждениям культуры области, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджетного кредита на опережающее финансирование.
Статья: Регулирование и направления развития рынка центров обработки данных в Российской Федерации
(Новиков А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)Стратегические ориентиры отрасли заданы программными документами. Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (утверждена в 2017 г.) прямо предусматривает развитие сети ЦОД как ключевого элемента цифровой инфраструктуры. В материалах нацпроекта разработаны меры по стандартизации отрасли: к 2019 г. был создан национальный стандарт классификации дата-центров и система их сертификации. В дальнейшем были приняты государственные стандарты (ГОСТ), регламентирующие проектирование, строительство и эксплуатацию ЦОД. Например, в 2024 г. введен новый свод правил строительства зданий и сооружений ЦОД, а также запущена отечественная система добровольной сертификации "РосЦОД", присваивающая дата-центрам уровни надежности по российским нормам. Наличие национальных стандартов и сертификации повышает доверие к коммерческим ЦОД, особенно при их использовании для государственных информационных систем.
(Новиков А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)Стратегические ориентиры отрасли заданы программными документами. Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (утверждена в 2017 г.) прямо предусматривает развитие сети ЦОД как ключевого элемента цифровой инфраструктуры. В материалах нацпроекта разработаны меры по стандартизации отрасли: к 2019 г. был создан национальный стандарт классификации дата-центров и система их сертификации. В дальнейшем были приняты государственные стандарты (ГОСТ), регламентирующие проектирование, строительство и эксплуатацию ЦОД. Например, в 2024 г. введен новый свод правил строительства зданий и сооружений ЦОД, а также запущена отечественная система добровольной сертификации "РосЦОД", присваивающая дата-центрам уровни надежности по российским нормам. Наличие национальных стандартов и сертификации повышает доверие к коммерческим ЦОД, особенно при их использовании для государственных информационных систем.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.11.2024 N 419-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"47) бюджетных ассигнований на 2025 год в объеме 177 743 867,7 тыс. рублей, на 2026 год в объеме 248 089 499,1 тыс. рублей и на 2027 год в объеме 239 611 639,2 тыс. рублей, предусмотренных по кодам классификации расходов федерального бюджета, соответствующим национальным проектам, на финансовое обеспечение реализации мероприятий соответствующих национальных проектов на основании отдельных решений уполномоченных органов управления проектной деятельностью в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"47) бюджетных ассигнований на 2025 год в объеме 177 743 867,7 тыс. рублей, на 2026 год в объеме 248 089 499,1 тыс. рублей и на 2027 год в объеме 239 611 639,2 тыс. рублей, предусмотренных по кодам классификации расходов федерального бюджета, соответствующим национальным проектам, на финансовое обеспечение реализации мероприятий соответствующих национальных проектов на основании отдельных решений уполномоченных органов управления проектной деятельностью в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
Федеральный закон от 12.11.2019 N 367-ФЗ
(ред. от 08.12.2020)
"О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году"4) бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, обеспечивающих достижение целей и целевых показателей, выполнение задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее соответственно - национальные проекты (программы), комплексный план), в объеме неполного использования в 2019 году бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение реализации соответственно национальных проектов (программ) и комплексного плана по соответствующему коду классификации расходов федерального бюджета;
(ред. от 08.12.2020)
"О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году"4) бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, обеспечивающих достижение целей и целевых показателей, выполнение задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее соответственно - национальные проекты (программы), комплексный план), в объеме неполного использования в 2019 году бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение реализации соответственно национальных проектов (программ) и комплексного плана по соответствующему коду классификации расходов федерального бюджета;
Статья: Правовой режим бюджетных вложений в инвестиционные проекты
(Иншакова А.О.)
("Современное право", 2024, N 9)Цель исследования: определить понятие, классификации и правовой режим бюджетных инвестиций в инвестиционные проекты, а также их роль в социально-экономическом развитии общества с целью установления направления развития национальных проектов, федеральных адресных инвестиционных программ и государственных инвестиционных фондов. Методы: для достижения поставленной цели были использованы системный подход, а также общенаучные (анализ, синтез, формально-логический, сравнительный) и частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования. Результаты исследования: изучены различные подходы, определяющие место бюджетных инвестиций, правовое положение юридических лиц - получателей бюджетных инвестиций, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями и унитарными предприятиями. Выявлены задачи бюджетных инвестиций. Определена роль инициатив по созданию национальных проектов и федеральных адресных инвестиционных программ в развитии экономики и социальной сферы России.
(Иншакова А.О.)
("Современное право", 2024, N 9)Цель исследования: определить понятие, классификации и правовой режим бюджетных инвестиций в инвестиционные проекты, а также их роль в социально-экономическом развитии общества с целью установления направления развития национальных проектов, федеральных адресных инвестиционных программ и государственных инвестиционных фондов. Методы: для достижения поставленной цели были использованы системный подход, а также общенаучные (анализ, синтез, формально-логический, сравнительный) и частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования. Результаты исследования: изучены различные подходы, определяющие место бюджетных инвестиций, правовое положение юридических лиц - получателей бюджетных инвестиций, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями и унитарными предприятиями. Выявлены задачи бюджетных инвестиций. Определена роль инициатив по созданию национальных проектов и федеральных адресных инвестиционных программ в развитии экономики и социальной сферы России.
Статья: Искусственный интеллект и управление документами: основные риски
(Храмцовская Н.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)В 2021 г. в рамках выполненного Национальными архивами Великобритании проекта был исследован потенциал инструментов на основе искусственного интеллекта (ИИ) для проведения отбора электронных документов на государственное хранение. Пять поставщиков ИИ-решений применили свои инструменты для классификации предоставленного Национальными архивами набора данных. Оценивались следующие инструменты и платформы: Adlib Elevate, Amazon Web Services, Microsoft Azure, InSight от компании Iron Mountain и Records365 от компании RecordPoint. В целом были получены обнадеживающие результаты, при этом ни один инструмент или подход не смог систематически превзойти все другие при выполнении всех задач.
(Храмцовская Н.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)В 2021 г. в рамках выполненного Национальными архивами Великобритании проекта был исследован потенциал инструментов на основе искусственного интеллекта (ИИ) для проведения отбора электронных документов на государственное хранение. Пять поставщиков ИИ-решений применили свои инструменты для классификации предоставленного Национальными архивами набора данных. Оценивались следующие инструменты и платформы: Adlib Elevate, Amazon Web Services, Microsoft Azure, InSight от компании Iron Mountain и Records365 от компании RecordPoint. В целом были получены обнадеживающие результаты, при этом ни один инструмент или подход не смог систематически превзойти все другие при выполнении всех задач.
Статья: Правовые основы интеграции цифровых технологий в сферу антикризисного управления
(Скрипник О.Б.)
("Журнал российского права", 2024, N 10)<4> См.: Бутрова Е.В. Особенности антикризисного управления предприятием в условиях цифровизации // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Т. 11. N 3. С. 579 - 590; Лаутс Е.Б. Правовые аспекты антикризисного регулирования рынка банковских услуг и институт банкротства кредитных организаций: монография. М., 2018; Присяжнюк Я.М. Классификация мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2020. N 8. С. 189 - 201; Тугушев Р.И. Финансово-правовое регулирование деятельности кредитных организаций в процессе реализации национальных проектов: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2021.
(Скрипник О.Б.)
("Журнал российского права", 2024, N 10)<4> См.: Бутрова Е.В. Особенности антикризисного управления предприятием в условиях цифровизации // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Т. 11. N 3. С. 579 - 590; Лаутс Е.Б. Правовые аспекты антикризисного регулирования рынка банковских услуг и институт банкротства кредитных организаций: монография. М., 2018; Присяжнюк Я.М. Классификация мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2020. N 8. С. 189 - 201; Тугушев Р.И. Финансово-правовое регулирование деятельности кредитных организаций в процессе реализации национальных проектов: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2021.
Статья: Исследование российской стратегии развития искусственного интеллекта через призму концепции верховенства права
(Юэ Цян, Кичик К.В.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 2)Минфин России издал 08.06.2020 Приказ N 99н "Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2021 год (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов)". Согласно этому документу субсидии получают следующие национальные проекты и инициативы по поддержке развития искусственного интеллекта:
(Юэ Цян, Кичик К.В.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 2)Минфин России издал 08.06.2020 Приказ N 99н "Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2021 год (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов)". Согласно этому документу субсидии получают следующие национальные проекты и инициативы по поддержке развития искусственного интеллекта:
Статья: ESG-стандарты и оценка (экспертиза) комплексной безопасности проектов
(Посулихина Н.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 8)<12> Национальный стандарт ESG // URL: https://bidzaar.com/start/wp-content/uploads/2021/12/Национальный_стандарт_ESG_проект_Экспертного_центра_ESG_трансформации.pdf (дата обращения: 28.01.2022).
(Посулихина Н.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 8)<12> Национальный стандарт ESG // URL: https://bidzaar.com/start/wp-content/uploads/2021/12/Национальный_стандарт_ESG_проект_Экспертного_центра_ESG_трансформации.pdf (дата обращения: 28.01.2022).
Статья: Критерии раскрытия информации при составлении отчетности за 2024 год
(Зарипова М.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 1)При отражении в справке (ф. 0503710) информации о финансовом результате, сформированном в ходе реализации национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов), в 1 - 17-м разрядах номера счета ставятся коды бюджетной классификации, содержащие в соответствующих разрядах коды разделов, подразделов, коды основных мероприятий и направлений расходов целевых статей расходов на реализацию национальных проектов (программ), а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов), коды видов расходов классификации расходов бюджетов РФ в структуре XX XX 000 XX XXXXX XXX.
(Зарипова М.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2025, N 1)При отражении в справке (ф. 0503710) информации о финансовом результате, сформированном в ходе реализации национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов), в 1 - 17-м разрядах номера счета ставятся коды бюджетной классификации, содержащие в соответствующих разрядах коды разделов, подразделов, коды основных мероприятий и направлений расходов целевых статей расходов на реализацию национальных проектов (программ), а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов), коды видов расходов классификации расходов бюджетов РФ в структуре XX XX 000 XX XXXXX XXX.
Статья: Стратегия экологической безопасности России: итоги и перспективы
(Козодубов А.А.)
("Экологическое право", 2022, N 6)- минимизации негативного воздействия на окружающую среду, в том числе накопленного вреда (строительство, реконструкция и модернизация систем очистных сооружений поселений и городских округов; реализация мероприятий по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в Арктической зоне России и проч.) и ряд других направлений, которые можно классифицировать по различным основаниям.
(Козодубов А.А.)
("Экологическое право", 2022, N 6)- минимизации негативного воздействия на окружающую среду, в том числе накопленного вреда (строительство, реконструкция и модернизация систем очистных сооружений поселений и городских округов; реализация мероприятий по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в Арктической зоне России и проч.) и ряд других направлений, которые можно классифицировать по различным основаниям.
Готовое решение: Как заполнить и представить пояснительную записку к отчету об исполнении консолидированного бюджета (ф. 0503360)
(КонсультантПлюс, 2025)Показатели дебиторской и кредиторской задолженности в сведениях (ф. 0503369) раскройте по номерам счетов, указав в 1 - 17 разрядах номера счета единые коды бюджетной классификации РФ, коды национальных проектов, коды направлений расходов (п. 1.7 Приложения N 1 к Письму Минфина России N 02-06-06/120377, Казначейства России N 07-04-05/02-35263 от 29.11.2024).
(КонсультантПлюс, 2025)Показатели дебиторской и кредиторской задолженности в сведениях (ф. 0503369) раскройте по номерам счетов, указав в 1 - 17 разрядах номера счета единые коды бюджетной классификации РФ, коды национальных проектов, коды направлений расходов (п. 1.7 Приложения N 1 к Письму Минфина России N 02-06-06/120377, Казначейства России N 07-04-05/02-35263 от 29.11.2024).
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Кроме того, данные формы 0409402 используются Банком России в рамках участия в информационном обеспечении реализации ряда федеральных и национальных проектов, в том числе национального проекта "Международная кооперация и экспорт", федерального проекта "Развитие экспорта медицинских услуг", национального проекта "Здравоохранение" и национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства".
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Кроме того, данные формы 0409402 используются Банком России в рамках участия в информационном обеспечении реализации ряда федеральных и национальных проектов, в том числе национального проекта "Международная кооперация и экспорт", федерального проекта "Развитие экспорта медицинских услуг", национального проекта "Здравоохранение" и национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства".
"Казенные учреждения: бюджетный учет и отчетность: Учебник"
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)в графе 3 - КБК основных мероприятий целевых статей расходов на реализацию национальных проектов (программ), а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов), видов расходов классификации расходов бюджетов Российской Федерации, без формирования промежуточных итогов по группировочным КБК Российской Федерации;
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)в графе 3 - КБК основных мероприятий целевых статей расходов на реализацию национальных проектов (программ), а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов), видов расходов классификации расходов бюджетов Российской Федерации, без формирования промежуточных итогов по группировочным КБК Российской Федерации;