Кик изменения 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Кик изменения 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Контролируемые иностранные компании: решение проблем с уклонением от уплаты налогов
(Жутаев А.С.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Дальнейшим реформированием правовой базы КИК стало принятие Федерального закона от 9 ноября 2020 г. N 368-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" <7>. В связи с принятием данного Закона в НК РФ введена новая ст. 227.2 "Особенности исчисления сумм налога с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний".
(Жутаев А.С.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Дальнейшим реформированием правовой базы КИК стало принятие Федерального закона от 9 ноября 2020 г. N 368-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" <7>. В связи с принятием данного Закона в НК РФ введена новая ст. 227.2 "Особенности исчисления сумм налога с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний".
Статья: Сравнительно-правовой анализ налоговых систем России и Германии с акцентом на рассмотрении подоходного налогообложения
(Анисина К.Т.)
("Финансовое право", 2021, N 5)Другим положительным эффектом для российской экономики в части уплаты налога с доходов является введение налога на доходы физических лиц - владельцев иностранных компаний именно с фиксированной прибыли. Впервые идея введения фиксированного налога на прибыль, получаемую от ведения бизнеса за рубежом, прозвучала в июньском обращении Президента РФ, в котором было отмечено, что владельцы контролируемых иностранных компаний (далее - КИК) платят налог "по достаточно сложной, громоздкой и, можно сказать, запутанной схеме". Президент предложил кардинально упростить режим налогообложения КИК, предоставив право уплачивать фиксированную налоговую сумму (5 млн руб. в год) без дополнительной отчетности. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. N 368-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" ввел в НК РФ новую ст. 227.2 "Особенности исчисления сумм налога с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний", согласно которой физические лица могут перейти на уплату фиксированного налога путем подачи в налоговый орган уведомления в срок до 31 декабря года, с которого осуществляется этот переход. В отношении 2020 года уведомление предоставляется до 1 февраля 2021 г.
(Анисина К.Т.)
("Финансовое право", 2021, N 5)Другим положительным эффектом для российской экономики в части уплаты налога с доходов является введение налога на доходы физических лиц - владельцев иностранных компаний именно с фиксированной прибыли. Впервые идея введения фиксированного налога на прибыль, получаемую от ведения бизнеса за рубежом, прозвучала в июньском обращении Президента РФ, в котором было отмечено, что владельцы контролируемых иностранных компаний (далее - КИК) платят налог "по достаточно сложной, громоздкой и, можно сказать, запутанной схеме". Президент предложил кардинально упростить режим налогообложения КИК, предоставив право уплачивать фиксированную налоговую сумму (5 млн руб. в год) без дополнительной отчетности. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. N 368-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" ввел в НК РФ новую ст. 227.2 "Особенности исчисления сумм налога с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний", согласно которой физические лица могут перейти на уплату фиксированного налога путем подачи в налоговый орган уведомления в срок до 31 декабря года, с которого осуществляется этот переход. В отношении 2020 года уведомление предоставляется до 1 февраля 2021 г.
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 19.05.2021 N ЕД-7-13/495@
"Об утверждении форм, порядка заполнения и форматов представления уведомления о переходе на уплату налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний и уведомления об отказе от уплаты налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний в электронной форме"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2021 N 64436)В соответствии с пунктом 4 статьи 227.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 20.04.2021), подпунктом 5.9.37 пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961; 2015, N 15, ст. 2286), в целях реализации особенностей исчисления сумм налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний и в связи с принятием Федерального закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 46, ст. 7212) приказываю:
"Об утверждении форм, порядка заполнения и форматов представления уведомления о переходе на уплату налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний и уведомления об отказе от уплаты налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний в электронной форме"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2021 N 64436)В соответствии с пунктом 4 статьи 227.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 20.04.2021), подпунктом 5.9.37 пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961; 2015, N 15, ст. 2286), в целях реализации особенностей исчисления сумм налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний и в связи с принятием Федерального закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 46, ст. 7212) приказываю:
Приказ ФНС России от 19.07.2021 N ЕД-7-13/671@
(ред. от 09.10.2023)
"Об утверждении формы, порядка заполнения формы и формата представления уведомления о контролируемых иностранных компаниях в электронной форме"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2021 N 64432)В соответствии с пунктом 4 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2016, N 7, ст. 920), подпунктом 5.9.37 пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961; 2015, N 15, ст. 2286), а также в целях реализации положений главы 3.4 "Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица" Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 48, ст. 6657; 2021, N 1, ст. 9) и в связи с принятием Федерального закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 46, ст. 7212; 2021, N 1, ст. 9) приказываю:
(ред. от 09.10.2023)
"Об утверждении формы, порядка заполнения формы и формата представления уведомления о контролируемых иностранных компаниях в электронной форме"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2021 N 64432)В соответствии с пунктом 4 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2016, N 7, ст. 920), подпунктом 5.9.37 пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961; 2015, N 15, ст. 2286), а также в целях реализации положений главы 3.4 "Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица" Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 48, ст. 6657; 2021, N 1, ст. 9) и в связи с принятием Федерального закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 46, ст. 7212; 2021, N 1, ст. 9) приказываю:
Статья: Перспективы развития российского законодательства о контролируемых иностранных компаниях
(Цепова Е.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 1)<8> Савостьянова С.А., Кузнецов И.А. Проблемы правового регулирования контролируемых иностранных компаний в Российской Федерации // Проблемы экономики и юридической практики. 2021. Т. 17. N 3. С. 262 - 268.
(Цепова Е.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 1)<8> Савостьянова С.А., Кузнецов И.А. Проблемы правового регулирования контролируемых иностранных компаний в Российской Федерации // Проблемы экономики и юридической практики. 2021. Т. 17. N 3. С. 262 - 268.
Статья: Приняты изменения налогового законодательства для поддержки бизнеса и населения в условиях санкций
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Закон устанавливает, что эти штрафы не применяются в отношении подтверждения прибыли КИК за финансовые годы, даты окончания которых приходятся на 2020 и 2021 гг. За данные годы документы подаются в 2022 и 2023 гг. (п. 4 ст. 126 НК РФ, п. 4 ст. 1 Закона).
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Закон устанавливает, что эти штрафы не применяются в отношении подтверждения прибыли КИК за финансовые годы, даты окончания которых приходятся на 2020 и 2021 гг. За данные годы документы подаются в 2022 и 2023 гг. (п. 4 ст. 126 НК РФ, п. 4 ст. 1 Закона).
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)7. Контролируемые иностранные компании. Режим налогообложения контролируемых иностранных компаний в отечественном налоговом праве используется сравнительно недолго, и в период его введения отдельные авторы, давая ему оценку, называли его "экзотическим" <394>. Однако можно констатировать, что за почти восемь лет применения он "прижился" <395> в отечественном законодательстве и претерпел некоторые корректировки. Например, Федеральным законом от 09.11.2020 N 368-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации" было введено положение о налоге на доходы физических лиц с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний (фиксированный налог).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)7. Контролируемые иностранные компании. Режим налогообложения контролируемых иностранных компаний в отечественном налоговом праве используется сравнительно недолго, и в период его введения отдельные авторы, давая ему оценку, называли его "экзотическим" <394>. Однако можно констатировать, что за почти восемь лет применения он "прижился" <395> в отечественном законодательстве и претерпел некоторые корректировки. Например, Федеральным законом от 09.11.2020 N 368-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации" было введено положение о налоге на доходы физических лиц с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний (фиксированный налог).
Статья: Развитие института контролируемых иностранных компаний в налоговом праве России и зарубежных государств
(Хаванова И.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)В целом можно заметить, что российскому законодателю удалось реализовать достаточно взвешенное решение при введении правил КИК. Некоторые особенности норм были обусловлены начальным периодом установления регулирования и корректируются по мере изменения ситуации с выводом прибыли в офшорные юрисдикции. Так, Федеральным законом от 9 ноября 2020 г. N 368-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" введены положения о новом режиме уплаты налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли КИК, а также изменения, касающиеся порядка уплаты налога и ответственности за налоговые правонарушения. Налогоплательщики - физические лица получили возможность исчислять налог с фиксированной прибыли КИК, вне зависимости от числа контролируемых иностранных компаний <20>. Согласно информации ФНС России, в 2021 г. более 260 физических лиц воспользуются упрощенными правилами <21>.
(Хаванова И.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)В целом можно заметить, что российскому законодателю удалось реализовать достаточно взвешенное решение при введении правил КИК. Некоторые особенности норм были обусловлены начальным периодом установления регулирования и корректируются по мере изменения ситуации с выводом прибыли в офшорные юрисдикции. Так, Федеральным законом от 9 ноября 2020 г. N 368-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" введены положения о новом режиме уплаты налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли КИК, а также изменения, касающиеся порядка уплаты налога и ответственности за налоговые правонарушения. Налогоплательщики - физические лица получили возможность исчислять налог с фиксированной прибыли КИК, вне зависимости от числа контролируемых иностранных компаний <20>. Согласно информации ФНС России, в 2021 г. более 260 физических лиц воспользуются упрощенными правилами <21>.
Статья: Правила налоговой переквалификации доходов контролируемых иностранных компаний в государствах БРИКС на примере национальных подходов России и Бразилии
(Раков И.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)<31> См.: Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" // URL: http://asozd2c.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/B958597F7258458643257D79002B53E7/$FILE/630365-6.PDF?OpenElement (дата обращения: 13.12.2020).
(Раков И.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)<31> См.: Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" // URL: http://asozd2c.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/B958597F7258458643257D79002B53E7/$FILE/630365-6.PDF?OpenElement (дата обращения: 13.12.2020).
Вопрос: О предложении по внесению изменений в законодательство в части уточнения порядка представления уведомления о КИК и привлечения к ответственности за неисполнение обязанности по его представлению.
(Письмо Минфина России от 13.01.2023 N 03-12-11/2/1689)В связи с этим необходимо отметить, что ввиду наличия таких сложностей Федеральным законом от 26.03.2022 N 67-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в статью 126 Кодекса внесены изменения, исключающие применение штрафных санкций, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.1-1 указанной статьи, за непредставление налогоплательщиками - контролирующими лицами в 2022 и 2023 годах документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) контролируемых иностранных компаний за финансовые годы, даты окончания которых приходятся на 2020 и 2021 годы.
(Письмо Минфина России от 13.01.2023 N 03-12-11/2/1689)В связи с этим необходимо отметить, что ввиду наличия таких сложностей Федеральным законом от 26.03.2022 N 67-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в статью 126 Кодекса внесены изменения, исключающие применение штрафных санкций, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.1-1 указанной статьи, за непредставление налогоплательщиками - контролирующими лицами в 2022 и 2023 годах документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) контролируемых иностранных компаний за финансовые годы, даты окончания которых приходятся на 2020 и 2021 годы.
Статья: Трудовая миграция: вопросы международного налогообложения
(Копина А.А., Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2023, N 9)<24> См. напр.: Юлгушева Л.Ш. Перспективы развития института налогового резидентства физических лиц в Российской Федерации // Журнал российского права. 2021. N 3. С. 126 - 137; Хаванова И.А. Развитие института контролируемых иностранных компаний в налоговом праве России и зарубежных государств // Налоги. 2021. N 3. С. 42 - 47.
(Копина А.А., Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2023, N 9)<24> См. напр.: Юлгушева Л.Ш. Перспективы развития института налогового резидентства физических лиц в Российской Федерации // Журнал российского права. 2021. N 3. С. 126 - 137; Хаванова И.А. Развитие института контролируемых иностранных компаний в налоговом праве России и зарубежных государств // Налоги. 2021. N 3. С. 42 - 47.
Вопрос: О применении штрафов, установленных за непредставление (либо представление с заведомо ложными сведениями) контролирующим лицом документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК.
(Письмо Минфина России от 29.07.2024 N 03-12-12/2/70427)Согласно пункту 4 статьи 126 Кодекса положения пунктов 1.1 и 1.1-1 указанной статьи не применяются в отношении документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании за финансовые годы, даты окончания которых приходятся на 2020 и 2021 годы.
(Письмо Минфина России от 29.07.2024 N 03-12-12/2/70427)Согласно пункту 4 статьи 126 Кодекса положения пунктов 1.1 и 1.1-1 указанной статьи не применяются в отношении документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании за финансовые годы, даты окончания которых приходятся на 2020 и 2021 годы.