КазначЕйское сопровождение соисполнитель
Подборка наиболее важных документов по запросу КазначЕйское сопровождение соисполнитель (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О казначейском сопровождении расчетов по контрактам (договорам), заключаемым на сумму более 3 000,0 тыс. руб. исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения госконтрактов, контрактов, договоров.
(Письмо Минфина России от 21.06.2024 N 02-12-14/57518)Вопрос: О казначейском сопровождении расчетов по контрактам (договорам), заключаемым на сумму более 3 000,0 тыс. руб. исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения госконтрактов, контрактов, договоров.
(Письмо Минфина России от 21.06.2024 N 02-12-14/57518)Вопрос: О казначейском сопровождении расчетов по контрактам (договорам), заключаемым на сумму более 3 000,0 тыс. руб. исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения госконтрактов, контрактов, договоров.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)При казначейском сопровождении головные исполнители (исполнители, соисполнители) и получатели целевых средств обязаны открывать лицевые счета в Федеральном казначействе (о чем будет сказано далее), на которых целевые средства находятся временно и перечисляются на соответствующие расчетные счета после выполнения законтрактованных обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг. До создания и внедрения бюджетного мониторинга при открытии лицевых счетов и проведении операций на них Федеральное казначейство осуществляло проверочные мероприятия по основаниям, отличным от банковских требований. Такой дуализм создавал объективные неудобства для клиентов, так как им было необходимо при открытии счетов и проведении платежей выполнять различные требования. Кроме этого, отсутствие бюджетного мониторинга создавало риски финансовых нарушений.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)При казначейском сопровождении головные исполнители (исполнители, соисполнители) и получатели целевых средств обязаны открывать лицевые счета в Федеральном казначействе (о чем будет сказано далее), на которых целевые средства находятся временно и перечисляются на соответствующие расчетные счета после выполнения законтрактованных обязательств по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг. До создания и внедрения бюджетного мониторинга при открытии лицевых счетов и проведении операций на них Федеральное казначейство осуществляло проверочные мероприятия по основаниям, отличным от банковских требований. Такой дуализм создавал объективные неудобства для клиентов, так как им было необходимо при открытии счетов и проведении платежей выполнять различные требования. Кроме этого, отсутствие бюджетного мониторинга создавало риски финансовых нарушений.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.11.2024 N 419-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"2) расчетов по государственным (муниципальным) контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд), расчетов по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым бюджетными и автономными учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципальными бюджетными и автономными учреждениями), субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий бюджетным и автономным учреждениям субъекта Российской Федерации и муниципальным бюджетным и автономным учреждениям), бюджетных инвестиций юридическим лицам, предоставляемых в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидий на финансовое обеспечение затрат в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве), бюджетных инвестиций в соответствии с концессионными соглашениями, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, правилами предоставления которых предусмотрены условия об осуществлении Федеральным казначейством казначейского сопровождения указанных средств, а также расчетов по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму более 3000,0 тыс. рублей исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных государственных (муниципальных) контрактов (контрактов, договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, договоров (соглашений) о предоставлении субсидий (бюджетных инвестиций), концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве);
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"2) расчетов по государственным (муниципальным) контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд), расчетов по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым бюджетными и автономными учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципальными бюджетными и автономными учреждениями), субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий бюджетным и автономным учреждениям субъекта Российской Федерации и муниципальным бюджетным и автономным учреждениям), бюджетных инвестиций юридическим лицам, предоставляемых в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидий на финансовое обеспечение затрат в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве), бюджетных инвестиций в соответствии с концессионными соглашениями, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, правилами предоставления которых предусмотрены условия об осуществлении Федеральным казначейством казначейского сопровождения указанных средств, а также расчетов по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму более 3000,0 тыс. рублей исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных государственных (муниципальных) контрактов (контрактов, договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, договоров (соглашений) о предоставлении субсидий (бюджетных инвестиций), концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве);
Постановление Правительства РФ от 02.02.2022 N 87
(ред. от 07.04.2025)
"О предоставлении публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" за счет привлеченных средств Фонда национального благосостояния займов юридическим лицам, в том числе путем приобретения облигаций юридических лиц при их первичном размещении, в целях реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры, и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации"
(вместе с "Правилами предоставления публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" за счет привлеченных средств Фонда национального благосостояния займов юридическим лицам, в том числе путем приобретения облигаций юридических лиц при их первичном размещении, в целях реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры")5. При казначейском сопровождении средств, указанных в пункте 3 настоящего постановления, операции по зачислению и списанию средств осуществляются и отражаются на лицевых счетах для учета операций со средствами юридических лиц, открытых участникам казначейского сопровождения, в установленном Федеральным казначейством порядке в территориальных органах Федерального казначейства.
(ред. от 07.04.2025)
"О предоставлении публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" за счет привлеченных средств Фонда национального благосостояния займов юридическим лицам, в том числе путем приобретения облигаций юридических лиц при их первичном размещении, в целях реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры, и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации"
(вместе с "Правилами предоставления публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" за счет привлеченных средств Фонда национального благосостояния займов юридическим лицам, в том числе путем приобретения облигаций юридических лиц при их первичном размещении, в целях реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры")5. При казначейском сопровождении средств, указанных в пункте 3 настоящего постановления, операции по зачислению и списанию средств осуществляются и отражаются на лицевых счетах для учета операций со средствами юридических лиц, открытых участникам казначейского сопровождения, в установленном Федеральным казначейством порядке в территориальных органах Федерального казначейства.
Вопрос: О казначейском и банковском сопровождении госконтракта на выполнение работ по реконструкции объекта.
(Письмо Минфина России от 18.03.2024 N 02-17-09/24241)Согласно пунктам 5 и 8 части 2 статьи 5 Федерального закона N 466-ФЗ <1> (с учетом положений части 7 статьи 10 Федерального закона N 448-ФЗ <2>) казначейскому сопровождению подлежат авансовые платежи по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением государственных контрактов, заключаемых в целях реализации государственного оборонного заказа), заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более, а также авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных государственных контрактов на сумму более 3 000 тыс. рублей (далее соответственно - государственный контракт, контракт (договор).
(Письмо Минфина России от 18.03.2024 N 02-17-09/24241)Согласно пунктам 5 и 8 части 2 статьи 5 Федерального закона N 466-ФЗ <1> (с учетом положений части 7 статьи 10 Федерального закона N 448-ФЗ <2>) казначейскому сопровождению подлежат авансовые платежи по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением государственных контрактов, заключаемых в целях реализации государственного оборонного заказа), заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более, а также авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных государственных контрактов на сумму более 3 000 тыс. рублей (далее соответственно - государственный контракт, контракт (договор).
Вопрос: ООО поставляет продукцию покупателю, который исполняет государственный контракт для нужд казенного учреждения (Закон N 44-ФЗ). В тексте договора указан номер ИГК. Надо ли соисполнителю открыть казначейский счет? Обязан ли исполнитель сообщить соисполнителю об обязанности открыть счет?
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: ИГК (идентификатор государственного контракта) формируется в двух случаях: 1) при казначейском сопровождении денежных средств; 2) при осуществлении большинства закупок в рамках государственного оборонного заказа (п. 13 ст. 3, ст. 6.1, ч. 2 ст. 15.29 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ); п. 2 Порядка формирования идентификатора государственного контракта, договора (соглашения) при казначейском сопровождении средств, утвержденного Приказом Минфина России от 02.12.2021 N 205н).
(Консультация эксперта, 2024)Обоснование: ИГК (идентификатор государственного контракта) формируется в двух случаях: 1) при казначейском сопровождении денежных средств; 2) при осуществлении большинства закупок в рамках государственного оборонного заказа (п. 13 ст. 3, ст. 6.1, ч. 2 ст. 15.29 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ); п. 2 Порядка формирования идентификатора государственного контракта, договора (соглашения) при казначейском сопровождении средств, утвержденного Приказом Минфина России от 02.12.2021 N 205н).
Вопрос: О казначейском сопровождении расчетов по соглашениям о выполнении работ в связи с переустройством объектов электросетевого хозяйства в рамках реализации инфраструктурного проекта субъекта РФ.
(Письмо Минфина России от 17.12.2024 N 02-12-09/127130)В соответствии с п. 2 ст. 242.23 Бюджетного кодекса Российской Федерации для осуществления и отражения операций со средствами участников казначейского сопровождения в территориальных органах Федерального казначейства участникам казначейского сопровождения открываются лицевые счета в соответствии с порядком <4>, утвержденным Федеральным казначейством (далее - лицевой счет).
(Письмо Минфина России от 17.12.2024 N 02-12-09/127130)В соответствии с п. 2 ст. 242.23 Бюджетного кодекса Российской Федерации для осуществления и отражения операций со средствами участников казначейского сопровождения в территориальных органах Федерального казначейства участникам казначейского сопровождения открываются лицевые счета в соответствии с порядком <4>, утвержденным Федеральным казначейством (далее - лицевой счет).
Вопрос: Об указании в контрактах (договорах), средства по которым подлежат казначейскому сопровождению, идентификатора соглашения о предоставлении субсидии и ведении раздельного учета по ним.
(Письмо Минфина России от 04.10.2023 N 02-14-12/94189)Согласно положениям части 2 статьи 5 Федерального закона N 390-ФЗ <1> в 2022 году казначейскому сопровождению подлежали в том числе субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям), авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым получателями субсидий с исполнителями по контрактам (договорам) (далее - контракты (договоры)), а также авансовые платежи по контрактам (договорам), заключаемым исполнителями и соисполнителями на сумму 5 млн рублей <2> и более в рамках исполнения указанных контрактов (договоров).
(Письмо Минфина России от 04.10.2023 N 02-14-12/94189)Согласно положениям части 2 статьи 5 Федерального закона N 390-ФЗ <1> в 2022 году казначейскому сопровождению подлежали в том числе субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям), авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым получателями субсидий с исполнителями по контрактам (договорам) (далее - контракты (договоры)), а также авансовые платежи по контрактам (договорам), заключаемым исполнителями и соисполнителями на сумму 5 млн рублей <2> и более в рамках исполнения указанных контрактов (договоров).
Вопрос: О перечислении авансовых платежей, подлежащих казначейскому сопровождению по договору в рамках госконтракта, с лицевых счетов на расчетные счета поставщика строительных материалов.
(Письмо Минфина России от 15.05.2025 N 02-12-12/47727)При этом частью 4 статьи 15 Федерального закона N 367-ФЗ установлено, что в 2025 году при казначейском сопровождении средств, предоставляемых на основании контрактов (договоров), заключенных в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов, определенных в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете или в соответствии с иными федеральными законами, действовавшими до дня вступления в силу Федерального закона N 419-ФЗ, применяются положения частей 2, 2.1 статьи 15 Федерального закона N 367-ФЗ.
(Письмо Минфина России от 15.05.2025 N 02-12-12/47727)При этом частью 4 статьи 15 Федерального закона N 367-ФЗ установлено, что в 2025 году при казначейском сопровождении средств, предоставляемых на основании контрактов (договоров), заключенных в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов, определенных в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете или в соответствии с иными федеральными законами, действовавшими до дня вступления в силу Федерального закона N 419-ФЗ, применяются положения частей 2, 2.1 статьи 15 Федерального закона N 367-ФЗ.
Вопрос: О санкционировании перечислений выплаты по окончательным расчетам, выплаты прибыли по контракту (договору), заключенному в рамках госконтракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
(Письмо Минфина России от 03.06.2025 N 02-12-08/54824)Так, согласно пункту 16 Правил N 2024 при казначейском сопровождении целевых средств, предоставляемых по государственным контрактам, заключаемым с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также по контрактам (договорам), заключаемым в целях исполнения указанных государственных контрактов, условия таких государственных контрактов, контрактов (договоров) предусматривают в том числе перечисление прибыли по контракту (договору), заключенному в рамках исполнения государственного контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на счет, открытый исполнителю (соисполнителю) в банке, в размере, согласованном сторонами при заключении указанного контракта (договора), после исполнения контракта (договора) (отдельного этапа исполнения контракта (договора), в случае если условиями такого контракта (договора) предусмотрены отдельные этапы исполнения) и представления исполнителем (соисполнителем) в территориальный орган Федерального казначейства акта приема-передачи товара, акта выполненных работ (оказанных услуг), иных документов, подтверждающих исполнение контракта (договора) (отдельного этапа исполнения контракта (договора)).
(Письмо Минфина России от 03.06.2025 N 02-12-08/54824)Так, согласно пункту 16 Правил N 2024 при казначейском сопровождении целевых средств, предоставляемых по государственным контрактам, заключаемым с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также по контрактам (договорам), заключаемым в целях исполнения указанных государственных контрактов, условия таких государственных контрактов, контрактов (договоров) предусматривают в том числе перечисление прибыли по контракту (договору), заключенному в рамках исполнения государственного контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на счет, открытый исполнителю (соисполнителю) в банке, в размере, согласованном сторонами при заключении указанного контракта (договора), после исполнения контракта (договора) (отдельного этапа исполнения контракта (договора), в случае если условиями такого контракта (договора) предусмотрены отдельные этапы исполнения) и представления исполнителем (соисполнителем) в территориальный орган Федерального казначейства акта приема-передачи товара, акта выполненных работ (оказанных услуг), иных документов, подтверждающих исполнение контракта (договора) (отдельного этапа исполнения контракта (договора)).
Вопрос: Об уплате НДС за счет подлежащих казначейскому сопровождению средств по контракту (договору), заключенному в рамках концессионного соглашения, финансируемому за счет субсидии из бюджета субъекта РФ.
(Письмо Минфина России от 20.06.2025 N 02-13-11/60555)В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона N 419-ФЗ <2> в 2025 году казначейскому сопровождению подлежат в том числе субсидии на финансовое обеспечение затрат в соответствии с концессионными соглашениями, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства, а также расчеты по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму более 3 000,0 тыс. рублей исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения концессионных соглашений.
(Письмо Минфина России от 20.06.2025 N 02-13-11/60555)В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона N 419-ФЗ <2> в 2025 году казначейскому сопровождению подлежат в том числе субсидии на финансовое обеспечение затрат в соответствии с концессионными соглашениями, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства, а также расчеты по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму более 3 000,0 тыс. рублей исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения концессионных соглашений.
Последние изменения: Казначейское сопровождение контрактов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)этим Законом не предусмотрено казначейское сопровождение авансовых платежей по контрактам (договорам), которые заключают исполнители (соисполнители) в рамках исполнения контрактов (договоров), перечисленных в п. 3 ч. 2 ст. 5 указанного Закона;
(КонсультантПлюс, 2025)этим Законом не предусмотрено казначейское сопровождение авансовых платежей по контрактам (договорам), которые заключают исполнители (соисполнители) в рамках исполнения контрактов (договоров), перечисленных в п. 3 ч. 2 ст. 5 указанного Закона;
Готовое решение: Казначейское обеспечение обязательств при сопровождении контрактов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что исполнители по госконтрактам, получатели средств по контрактам (договорам) должны включить условие о казначейском сопровождении в заключаемые контракты (договоры). Также они должны обеспечить наличие этого условия в контрактах (договорах), которые заключают соисполнители (пп. 2 - 4 п. 4.1 ст. 242.23 БК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что исполнители по госконтрактам, получатели средств по контрактам (договорам) должны включить условие о казначейском сопровождении в заключаемые контракты (договоры). Также они должны обеспечить наличие этого условия в контрактах (договорах), которые заключают соисполнители (пп. 2 - 4 п. 4.1 ст. 242.23 БК РФ).
Готовое решение: Каков порядок банковского сопровождения контрактов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, в рамках банковского сопровождения деньги перечисляются поставщику (соисполнителю) на счет в банке, для проведения операций в рамках исполнения сопровождаемого контракта, а при казначейском сопровождении - в Федеральное казначейство (ТОФК), которое осуществляет контроль за исполнением условий контракта, проверяет правильность расчетов и осуществляет перечисление денег на счет поставщика. Казначейское сопровождение обеспечивает строгий контроль за финансовыми операциями.
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, в рамках банковского сопровождения деньги перечисляются поставщику (соисполнителю) на счет в банке, для проведения операций в рамках исполнения сопровождаемого контракта, а при казначейском сопровождении - в Федеральное казначейство (ТОФК), которое осуществляет контроль за исполнением условий контракта, проверяет правильность расчетов и осуществляет перечисление денег на счет поставщика. Казначейское сопровождение обеспечивает строгий контроль за финансовыми операциями.