КазначЕйское обслуживание исполнения бюджетов
Подборка наиболее важных документов по запросу КазначЕйское обслуживание исполнения бюджетов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности заключения договора водоснабжения с бюджетной организацией (бюджетным учреждением)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- направление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, информации о заключенном контракте в течение 5 рабочих дней со дня его заключения (ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- направление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, информации о заключенном контракте в течение 5 рабочих дней со дня его заключения (ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе).
Нормативные акты
Справочная информация: "Формы бюджетной отчетности казенных учреждений и органов власти, формы бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета учреждений"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Отчет о казначейском обслуживании исполнения бюджета бюджетной системы Российской Федерации (ОКУД 0503156)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Отчет о казначейском обслуживании исполнения бюджета бюджетной системы Российской Федерации (ОКУД 0503156)
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 242.15. Казначейское обслуживание исполнения бюджетов
(ред. от 31.07.2025)Статья 242.15. Казначейское обслуживание исполнения бюджетов
Статья: О структуре бюджетного права
(Юлбердина Л.Р.)
("Финансовое право", 2023, N 10)Каждый бюджетно-правовой институт включает в себя субинституты. Например, институт доходов бюджетов включает нормы, регулирующие налоговые и неналоговые доходы, институт исполнения бюджетов включает казначейское обслуживание исполнения бюджетов, институт расходов бюджетов включает государственное (муниципальное) задание и т.д.
(Юлбердина Л.Р.)
("Финансовое право", 2023, N 10)Каждый бюджетно-правовой институт включает в себя субинституты. Например, институт доходов бюджетов включает нормы, регулирующие налоговые и неналоговые доходы, институт исполнения бюджетов включает казначейское обслуживание исполнения бюджетов, институт расходов бюджетов включает государственное (муниципальное) задание и т.д.
Статья: Правовое значение лицевых счетов в бюджетном процессе
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 6)<5> См. подробнее: Артюхин Р.Е. Бюджетно-правовое регулирование казначейского обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований // Актуальные проблемы российского права. 2023. N 12. С. 53 - 61.
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 6)<5> См. подробнее: Артюхин Р.Е. Бюджетно-правовое регулирование казначейского обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований // Актуальные проблемы российского права. 2023. N 12. С. 53 - 61.
Статья: Формы и виды финансового контроля в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(Федченко К.И.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 6)В статье исследуются особенности осуществления финансового контроля в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Объектом исследования выступили общественные отношения, складывающиеся в связи и по поводу осуществления финансового контроля в сфере закупок. Предметом исследования послужили положения действующего законодательства о контрактной системе и финансового законодательства, в которых находят свое закрепление нормы об осуществлении финансового контроля в сфере закупок. Дополнительным предметом исследования выступили материалы судебной практики и результаты опубликованных академических исследований. В рамках статьи с опорой на теоретические представления и общие законодательные положения о финансовом контроле, с одной стороны, и контроле в сфере закупок, с другой стороны, выявляются ключевые виды и формы осуществления финансового контроля непосредственно в сфере закупок. По итогам проведенного исследования формулируются выводы о том, что финансовый контроль в сфере закупок отличается организационной, функциональной и финансовой самостоятельностью. При этом в систему финансового контроля в сфере закупок входят опосредованная и непосредственная формы финансового контроля. В свою очередь, непосредственный финансовый контроль в рамках контрактной системы включает в себя два вида: 1) текущий контроль - в рамках реализации правоприменительных функций по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; 2) последующий контроль - в рамках системы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Научная новизна полученных выводов обуславливается авторским подходом к систематизации ключевых форм и видов финансового контроля в сфере закупок.
(Федченко К.И.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 6)В статье исследуются особенности осуществления финансового контроля в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Объектом исследования выступили общественные отношения, складывающиеся в связи и по поводу осуществления финансового контроля в сфере закупок. Предметом исследования послужили положения действующего законодательства о контрактной системе и финансового законодательства, в которых находят свое закрепление нормы об осуществлении финансового контроля в сфере закупок. Дополнительным предметом исследования выступили материалы судебной практики и результаты опубликованных академических исследований. В рамках статьи с опорой на теоретические представления и общие законодательные положения о финансовом контроле, с одной стороны, и контроле в сфере закупок, с другой стороны, выявляются ключевые виды и формы осуществления финансового контроля непосредственно в сфере закупок. По итогам проведенного исследования формулируются выводы о том, что финансовый контроль в сфере закупок отличается организационной, функциональной и финансовой самостоятельностью. При этом в систему финансового контроля в сфере закупок входят опосредованная и непосредственная формы финансового контроля. В свою очередь, непосредственный финансовый контроль в рамках контрактной системы включает в себя два вида: 1) текущий контроль - в рамках реализации правоприменительных функций по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; 2) последующий контроль - в рамках системы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Научная новизна полученных выводов обуславливается авторским подходом к систематизации ключевых форм и видов финансового контроля в сфере закупок.
Статья: Бюджетно-правовой режим как порядок поведения участников бюджетной деятельности
(Андриевский К.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Одним из органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета, является Федеральное казначейство Российской Федерации (далее - Казначейство России). Общие правила режима казначейского обслуживания исполнения бюджетов определены ст. 242.15 БК РФ. Казначейское исполнение бюджета охватывает широкий круг вопросов, связанных с обеспечением единства нормативно-методических документов по вопросам исполнения бюджета, а также с процедурными вопросами исполнения бюджета, включая вопросы эффективного управления средствами бюджета различных уровней. Так, в части расходов бюджета, связанных с закупкой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Казначейство России выступает не только в качестве контролирующего органа, но и непосредственно ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками, а также осуществляет казначейское сопровождение бюджетных средств, выделяемых на закупки товаров, работ, услуг в законодательно установленных случаях. Кроме того, казначейскому контролю подлежат бюджетные обязательства, направляемые на цели закупок <10>.
(Андриевский К.В.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Одним из органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета, является Федеральное казначейство Российской Федерации (далее - Казначейство России). Общие правила режима казначейского обслуживания исполнения бюджетов определены ст. 242.15 БК РФ. Казначейское исполнение бюджета охватывает широкий круг вопросов, связанных с обеспечением единства нормативно-методических документов по вопросам исполнения бюджета, а также с процедурными вопросами исполнения бюджета, включая вопросы эффективного управления средствами бюджета различных уровней. Так, в части расходов бюджета, связанных с закупкой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Казначейство России выступает не только в качестве контролирующего органа, но и непосредственно ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками, а также осуществляет казначейское сопровождение бюджетных средств, выделяемых на закупки товаров, работ, услуг в законодательно установленных случаях. Кроме того, казначейскому контролю подлежат бюджетные обязательства, направляемые на цели закупок <10>.
Статья: Правовое регулирование единого казначейского счета
(Артюхин Р.Е.)
("Банковское право", 2025, N 2)Во-первых, это банковский счет, открытый казначейству. Наличие банковского счета у казначейства является традиционным способом реализации его полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов, а также казначейскому обслуживанию иных видов средств, находящихся у публично-правовых образований.
(Артюхин Р.Е.)
("Банковское право", 2025, N 2)Во-первых, это банковский счет, открытый казначейству. Наличие банковского счета у казначейства является традиционным способом реализации его полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов, а также казначейскому обслуживанию иных видов средств, находящихся у публично-правовых образований.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)1. В комментируемой статье говорится о валютном законодательстве РФ, актах органов валютного регулирования, актах органов валютного контроля и актах агента валютного контроля, являющегося федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с законодательством РФ на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. Указание на акты агента валютного контроля, являющегося указанным федеральным органом исполнительной власти (то есть Казначейством России), включено в наименование данной статьи с 1 января 2026 г. Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 353-ФЗ, которым данная статья дополнена частью 5.1, предусматривающей издание таких актов.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)1. В комментируемой статье говорится о валютном законодательстве РФ, актах органов валютного регулирования, актах органов валютного контроля и актах агента валютного контроля, являющегося федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с законодательством РФ на осуществление бюджетных полномочий по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. Указание на акты агента валютного контроля, являющегося указанным федеральным органом исполнительной власти (то есть Казначейством России), включено в наименование данной статьи с 1 января 2026 г. Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 353-ФЗ, которым данная статья дополнена частью 5.1, предусматривающей издание таких актов.
Статья: Система казначейских платежей как новый институт бюджетного права
(Артюхин Р.Е.)
("Журнал российского права", 2024, N 2)<5> Правовой институт системы казначейских платежей не заменил имевшийся институт кассового обслуживания исполнения бюджетов, который с 2021 г. эволюционировал в существующий в настоящее время институт казначейского обслуживания исполнения бюджетов.
(Артюхин Р.Е.)
("Журнал российского права", 2024, N 2)<5> Правовой институт системы казначейских платежей не заменил имевшийся институт кассового обслуживания исполнения бюджетов, который с 2021 г. эволюционировал в существующий в настоящее время институт казначейского обслуживания исполнения бюджетов.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Исполнение бюджетов бюджетной системы РФ обеспечивается высшим исполнительным органом власти соответствующего уровня: Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Казначейское обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Исполнение бюджетов бюджетной системы РФ обеспечивается высшим исполнительным органом власти соответствующего уровня: Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Казначейское обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.
Статья: Государственный контроль в сфере публичных закупок: понятие и виды
(Каменских Е.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)К функциям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовых органов субъектов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами, отнесен казначейский контроль, т.е. контроль соответствия сведений о финансовом обеспечении закупки в документах планирования и осуществления закупки <15>.
(Каменских Е.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)К функциям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовых органов субъектов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами, отнесен казначейский контроль, т.е. контроль соответствия сведений о финансовом обеспечении закупки в документах планирования и осуществления закупки <15>.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)<1> О правовом статусе Федерального казначейства см. подробнее: Артюхин Р.Е. Казначейство: становление и развитие. От кассового к казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов // Финансы. 2022. N 1. С. 3 - 6; Он же. Роль Казначейства России в реализации стратегических задач государства // Финансы. 2018. N 6. С. 3 - 6; Он же. Казначейство как государственный аудитор. Praemonitus, praemunitus // Бюджет. 2018. N 10 (190). С. 42 - 44; Он же. Казначейство России: от проверок к управлению рисками // Финансы. 2017. N 6. С. 13 - 16; Он же. Развитие Казначейства России: от кассового обслуживания к бухгалтерскому учету организаций сектора государственного управления Российской Федерации // Финансы. 2016. N 3. С. 3 - 7; Демидов А. "Родовая функция" Федерального казначейства // Государственная служба. 2015. N 1 (93) и др.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)<1> О правовом статусе Федерального казначейства см. подробнее: Артюхин Р.Е. Казначейство: становление и развитие. От кассового к казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов // Финансы. 2022. N 1. С. 3 - 6; Он же. Роль Казначейства России в реализации стратегических задач государства // Финансы. 2018. N 6. С. 3 - 6; Он же. Казначейство как государственный аудитор. Praemonitus, praemunitus // Бюджет. 2018. N 10 (190). С. 42 - 44; Он же. Казначейство России: от проверок к управлению рисками // Финансы. 2017. N 6. С. 13 - 16; Он же. Развитие Казначейства России: от кассового обслуживания к бухгалтерскому учету организаций сектора государственного управления Российской Федерации // Финансы. 2016. N 3. С. 3 - 7; Демидов А. "Родовая функция" Федерального казначейства // Государственная служба. 2015. N 1 (93) и др.