КазначЕйское обеспечение гоз
Подборка наиболее важных документов по запросу КазначЕйское обеспечение гоз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Контракт по гособоронзаказу (ГОЗ)
(КонсультантПлюс, 2025)...ответчик указал, что пунктом... контракта предусмотрено казначейское обеспечение обязательств (аванс)... в размере 10% от цены контракта... при условии наличия у подрядчика счета, открытого... территориальным органом Федерального казначейства...
(КонсультантПлюс, 2025)...ответчик указал, что пунктом... контракта предусмотрено казначейское обеспечение обязательств (аванс)... в размере 10% от цены контракта... при условии наличия у подрядчика счета, открытого... территориальным органом Федерального казначейства...
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.10.2023 N 02АП-6881/2023, 02АП-6987/2023 по делу N А82-13185/2023
Требование: Об отмене определения о принятии обеспечительных мер.
Решение: Определение оставлено без изменения.Однако принятые обеспечительные меры не исключает возможность исполнения обязательств в рамках государственного оборонного заказа. Запрет на привлечение кредитных средств, не предусматривающих обременение активов Завода правами третьих лиц, а также запрет на открытие лицевых счетов в казначействе не установлен. Определением Арбитражного суда Ярославской области от 22.09.2023 заменена обеспечительная мера в виде запрета открывать новые банковские счета на обеспечительную меру в виде открывать новые банковские счета, за исключением открытия банковских счетов и договоров банковского сопровождения для целей исполнения государственного оборонного заказа. При этом на денежные средства арест не накладывался, денежные средства, предоставленные Минпромторгом России, на обеспечение финансовых затрат предприятия, не расходовались.
Требование: Об отмене определения о принятии обеспечительных мер.
Решение: Определение оставлено без изменения.Однако принятые обеспечительные меры не исключает возможность исполнения обязательств в рамках государственного оборонного заказа. Запрет на привлечение кредитных средств, не предусматривающих обременение активов Завода правами третьих лиц, а также запрет на открытие лицевых счетов в казначействе не установлен. Определением Арбитражного суда Ярославской области от 22.09.2023 заменена обеспечительная мера в виде запрета открывать новые банковские счета на обеспечительную меру в виде открывать новые банковские счета, за исключением открытия банковских счетов и договоров банковского сопровождения для целей исполнения государственного оборонного заказа. При этом на денежные средства арест не накладывался, денежные средства, предоставленные Минпромторгом России, на обеспечение финансовых затрат предприятия, не расходовались.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)103. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2020 г. N 1987-р "Об обеспечении казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа" // Собрание законодательства РФ. 2020. N 32. Ст. 5326.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)103. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2020 г. N 1987-р "Об обеспечении казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа" // Собрание законодательства РФ. 2020. N 32. Ст. 5326.
Статья: Анализ применения цифровых технологий при контроле финансирования государственного оборонного заказа: правовое регулирование и практика
(Жемеров В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Вкупе с сокращением общего количества уполномоченных банков из указанных обстоятельств можно сделать вывод о выборе государством тактики постепенного перехода финансового обеспечения выполнения ГОЗ от банковского или казначейского сопровождения к исключительно казначейскому. Такие изменения являются логичными и правильными с точки зрения соблюдения принципов бюджетного законодательства.
(Жемеров В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Вкупе с сокращением общего количества уполномоченных банков из указанных обстоятельств можно сделать вывод о выборе государством тактики постепенного перехода финансового обеспечения выполнения ГОЗ от банковского или казначейского сопровождения к исключительно казначейскому. Такие изменения являются логичными и правильными с точки зрения соблюдения принципов бюджетного законодательства.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на II квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В Закон о гособоронзаказе вводится понятие "автоматизированный мониторинг цен" - процесс аккумулирования и агрегирования информации о показателях финансового обеспечения гособоронзаказа и иной информации, относящейся к выполнению гособоронзаказа, Казначейством России в целях выявления рисков завышения цен госконтрактов на поставку вооружения, военной и специальной техники, заключенных Минобороны России, а также контрактов, заключенных в целях исполнения указанных госконтрактов.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В Закон о гособоронзаказе вводится понятие "автоматизированный мониторинг цен" - процесс аккумулирования и агрегирования информации о показателях финансового обеспечения гособоронзаказа и иной информации, относящейся к выполнению гособоронзаказа, Казначейством России в целях выявления рисков завышения цен госконтрактов на поставку вооружения, военной и специальной техники, заключенных Минобороны России, а также контрактов, заключенных в целях исполнения указанных госконтрактов.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О государственном оборонном заказе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)2.1. При размещении государственного оборонного заказа на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, космической техники и объектов космической инфраструктуры обеспечение исполнения государственного контракта, в отношении которого будет осуществляться банковское сопровождение или по которому будет осуществляться казначейское сопровождение расчетов, не требуется.
(ред. от 28.12.2024)
"О государственном оборонном заказе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)2.1. При размещении государственного оборонного заказа на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, космической техники и объектов космической инфраструктуры обеспечение исполнения государственного контракта, в отношении которого будет осуществляться банковское сопровождение или по которому будет осуществляться казначейское сопровождение расчетов, не требуется.
Готовое решение: Как подготовить проект государственного, муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)заключения контрактов в рамках гособоронзаказа (п. п. 11, 18 Правил казначейского сопровождения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2021 N 2024).
(КонсультантПлюс, 2025)заключения контрактов в рамках гособоронзаказа (п. п. 11, 18 Правил казначейского сопровождения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2021 N 2024).
Статья: Практика Арбитражного суда Северо-Западного округа по спорам, связанным с исполнением государственного оборонного заказа
(Власова М.Г., Теплякова М.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)- законодательство о ГОЗ дополнено положением, согласно которому правительство для обеспечения и стимулирования выполнения ГОЗ вправе в числе прочих мер устанавливать порядок организации сервисного обслуживания вооружения и военной техники (пункт 10 статьи 12 Закона N 275-ФЗ); больше не требуется обеспечение контракта на создание, поставку, ремонт, модернизацию, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, в том числе космической техники и объектов космической инфраструктуры, для которых проводится не только банковское, но и казначейское сопровождение (часть 2.1 статьи 6 Закона N 275-ФЗ);
(Власова М.Г., Теплякова М.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)- законодательство о ГОЗ дополнено положением, согласно которому правительство для обеспечения и стимулирования выполнения ГОЗ вправе в числе прочих мер устанавливать порядок организации сервисного обслуживания вооружения и военной техники (пункт 10 статьи 12 Закона N 275-ФЗ); больше не требуется обеспечение контракта на создание, поставку, ремонт, модернизацию, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, в том числе космической техники и объектов космической инфраструктуры, для которых проводится не только банковское, но и казначейское сопровождение (часть 2.1 статьи 6 Закона N 275-ФЗ);
Статья: Национальное законодательство Российской Федерации и потребности регулирования отношений в сфере энергетики
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 2)Условно к теме исследования могут быть отнесены установленные федеральными законами особенности исполнения бюджетов для Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (п. 8 и 13 ст. 241 БК), а также изъятие из-под казначейского сопровождения средств, предоставляемых юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в рамках исполнения государственного оборонного заказа в целях обеспечения Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" товарами, работами, услугами по разработке, испытаниям, производству, разборке и утилизации ядерных боеприпасов и ядерных зарядов, обеспечению их надежности и безопасности на всех стадиях жизненного цикла, поддержанию базовых и критических технологий на всех стадиях жизненного цикла ядерных боеприпасов, ядерных зарядов, в том числе по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, формированию государственного запаса специального сырья и делящихся материалов (ч. 5 ст. 242.27 БК).
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 2)Условно к теме исследования могут быть отнесены установленные федеральными законами особенности исполнения бюджетов для Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (п. 8 и 13 ст. 241 БК), а также изъятие из-под казначейского сопровождения средств, предоставляемых юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в рамках исполнения государственного оборонного заказа в целях обеспечения Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" товарами, работами, услугами по разработке, испытаниям, производству, разборке и утилизации ядерных боеприпасов и ядерных зарядов, обеспечению их надежности и безопасности на всех стадиях жизненного цикла, поддержанию базовых и критических технологий на всех стадиях жизненного цикла ядерных боеприпасов, ядерных зарядов, в том числе по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, формированию государственного запаса специального сырья и делящихся материалов (ч. 5 ст. 242.27 БК).
Готовое решение: Каков порядок банковского сопровождения контрактов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Это сопровождение банки осуществляют в отношении ряда контрактов о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг), если есть соответствующее решение Правительства РФ. Оно распространяется на определенные в п. п. 1, 3 - 5, 7 и 10 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.11.2024 N 419-ФЗ средства, по которым осуществляется казначейское сопровождение (кроме расширенного). К ним, в частности, относятся авансовые платежи по госконтрактам, заключаемым на сумму 100 000 тыс. руб. и более (кроме госконтрактов в рамках гособоронзаказа). Указанное сопровождение также не осуществляется в отношении средств, обеспечиваемых грантами в форме субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям (п. п. 1 - 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.12.2023 N 2185).
(КонсультантПлюс, 2025)Это сопровождение банки осуществляют в отношении ряда контрактов о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг), если есть соответствующее решение Правительства РФ. Оно распространяется на определенные в п. п. 1, 3 - 5, 7 и 10 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.11.2024 N 419-ФЗ средства, по которым осуществляется казначейское сопровождение (кроме расширенного). К ним, в частности, относятся авансовые платежи по госконтрактам, заключаемым на сумму 100 000 тыс. руб. и более (кроме госконтрактов в рамках гособоронзаказа). Указанное сопровождение также не осуществляется в отношении средств, обеспечиваемых грантами в форме субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям (п. п. 1 - 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.12.2023 N 2185).
Статья: Юридическая ответственность государственных (муниципальных) заказчиков при размещении государственного (муниципального) заказа и осуществлении закупок
(Мальцев А.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)На федеральном уровне надзор за госзакупками осуществляют федеральные органы исполнительной власти, Казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, внебюджетные фонды, контрольные органы по гособоронзаказу. На уровне субъектов - органы исполнительной власти субъектов РФ. На местном уровне - органы местного самоуправления и структуры внутреннего финансового контроля. Контроль в рамках 44-ФЗ распространяется на всех участников закупок. Проверки проводятся планово и внепланово. Финорганы контролируют объемы обеспечения закупок на разных этапах. Правительство РФ может устанавливать дополнительные требования к контролю, который может быть передан органу казначейского обслуживания.
(Мальцев А.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)На федеральном уровне надзор за госзакупками осуществляют федеральные органы исполнительной власти, Казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, внебюджетные фонды, контрольные органы по гособоронзаказу. На уровне субъектов - органы исполнительной власти субъектов РФ. На местном уровне - органы местного самоуправления и структуры внутреннего финансового контроля. Контроль в рамках 44-ФЗ распространяется на всех участников закупок. Проверки проводятся планово и внепланово. Финорганы контролируют объемы обеспечения закупок на разных этапах. Правительство РФ может устанавливать дополнительные требования к контролю, который может быть передан органу казначейского обслуживания.
Статья: Анализ Росфинмониторингом информации об операциях с денежными средствами по ГОЗ в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем
(Жемеров В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Стоит отметить, что в настоящее время предлагается уполномочить Росфинмониторинг также сообщать о рисках неисполнения или ненадлежащего исполнения государственного контракта, необоснованного завышения цены на продукцию по ГОЗ Федеральному казначейству <6>. Данное предложение оценивается позитивно, поскольку способствует реализации принципов эффективности и целевого использования бюджетных средств, а также позволит оперативно выявить существующие проблемные вопросы по исполнению государственного контракта и принять меры по их разрешению или минимизации их негативных последствий. При этом необходимо расширить такое полномочие в том числе и на контракты кооперации головного исполнителя, что, в свою очередь, позволит дополнительно обеспечить гарантии реализации указанных принципов, так как именно при их исполнении на практике возникает большое количество нарушений и вопросов.
(Жемеров В.В.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Стоит отметить, что в настоящее время предлагается уполномочить Росфинмониторинг также сообщать о рисках неисполнения или ненадлежащего исполнения государственного контракта, необоснованного завышения цены на продукцию по ГОЗ Федеральному казначейству <6>. Данное предложение оценивается позитивно, поскольку способствует реализации принципов эффективности и целевого использования бюджетных средств, а также позволит оперативно выявить существующие проблемные вопросы по исполнению государственного контракта и принять меры по их разрешению или минимизации их негативных последствий. При этом необходимо расширить такое полномочие в том числе и на контракты кооперации головного исполнителя, что, в свою очередь, позволит дополнительно обеспечить гарантии реализации указанных принципов, так как именно при их исполнении на практике возникает большое количество нарушений и вопросов.
Статья: Государственные закупки и государственный оборонный заказ: апрельские новеллы
(Самойлов А.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 4)2. Часть 3 ст. 6.1 дополнена п. 8, в соответствии с которым на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, возложена обязанность обеспечивать контролирующему органу безвозмездный доступ к сведениям, содержащимся в реестре контрактов по исполнению государственного оборонного заказа, что создаст последнему условия для оперативной реализации функций, связанных с государственным оборонным заказом.
(Самойлов А.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 4)2. Часть 3 ст. 6.1 дополнена п. 8, в соответствии с которым на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, возложена обязанность обеспечивать контролирующему органу безвозмездный доступ к сведениям, содержащимся в реестре контрактов по исполнению государственного оборонного заказа, что создаст последнему условия для оперативной реализации функций, связанных с государственным оборонным заказом.
Готовое решение: Казначейское обеспечение обязательств при сопровождении контрактов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Казначейское обеспечение обязательств - документ Федерального казначейства, подтверждающий его обязанность обеспечить оплату обязательств получателя бюджетных средств в пределах необходимой для этого суммы. КОО не является ценной бумагой. Речь идет об обязательствах, возникающих при исполнении государственных (муниципальных) контрактов (за исключением некоторых контрактов, заключенных в рамках гособоронзаказа), иных договоров, финансируемых из средств соответствующего бюджета, в случаях, определенных федеральным законом о федеральном бюджете и БК РФ (п. 1 ст. 242.22 БК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Казначейское обеспечение обязательств - документ Федерального казначейства, подтверждающий его обязанность обеспечить оплату обязательств получателя бюджетных средств в пределах необходимой для этого суммы. КОО не является ценной бумагой. Речь идет об обязательствах, возникающих при исполнении государственных (муниципальных) контрактов (за исключением некоторых контрактов, заключенных в рамках гособоронзаказа), иных договоров, финансируемых из средств соответствующего бюджета, в случаях, определенных федеральным законом о федеральном бюджете и БК РФ (п. 1 ст. 242.22 БК РФ).
Статья: Особенности, проблемы и пути их решения при строительстве в рамках государственного заказа, а также государственного оборонного заказа
(Павлов Д.М., Девятайкин Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Перечень случаев, когда казначейское сопровождение контракта по Закону о контрактной системе не требуется (в части ГОЗ), согласно Закону о бюджете:
(Павлов Д.М., Девятайкин Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Перечень случаев, когда казначейское сопровождение контракта по Закону о контрактной системе не требуется (в части ГОЗ), согласно Закону о бюджете:
Последние изменения: Казначейское обеспечение обязательств (КОО) по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Закреплено, в частности, что КОО является документом (не ценной бумагой). Оно выдается Казначейством России и подтверждает его обязанности обеспечить оплату обязательств получателя бюджетных средств в пределах необходимой суммы, возникающих при исполнении в том числе контрактов (кроме гособоронзаказа), финансируемых из бюджета (п. 1 ст. 242.22 БК РФ). Исправленным оно считается в случае оплаты денежных обязательств в сумме выданного КОО (п. 4 ст. 242.22 БК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Закреплено, в частности, что КОО является документом (не ценной бумагой). Оно выдается Казначейством России и подтверждает его обязанности обеспечить оплату обязательств получателя бюджетных средств в пределах необходимой суммы, возникающих при исполнении в том числе контрактов (кроме гособоронзаказа), финансируемых из бюджета (п. 1 ст. 242.22 БК РФ). Исправленным оно считается в случае оплаты денежных обязательств в сумме выданного КОО (п. 4 ст. 242.22 БК РФ).