КазначЕйский контроль исполнение контракта
Подборка наиболее важных документов по запросу КазначЕйский контроль исполнение контракта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Каков порядок банковского сопровождения контрактов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, в рамках банковского сопровождения деньги перечисляются поставщику (соисполнителю) на счет в банке, для проведения операций в рамках исполнения сопровождаемого контракта, а при казначейском сопровождении - в Федеральное казначейство (ТОФК), которое осуществляет контроль за исполнением условий контракта, проверяет правильность расчетов и осуществляет перечисление денег на счет поставщика. Казначейское сопровождение обеспечивает строгий контроль за финансовыми операциями.
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, в рамках банковского сопровождения деньги перечисляются поставщику (соисполнителю) на счет в банке, для проведения операций в рамках исполнения сопровождаемого контракта, а при казначейском сопровождении - в Федеральное казначейство (ТОФК), которое осуществляет контроль за исполнением условий контракта, проверяет правильность расчетов и осуществляет перечисление денег на счет поставщика. Казначейское сопровождение обеспечивает строгий контроль за финансовыми операциями.
"Анализ практики проведения внеплановых проверок действий заказчиков при осуществлении закупок на соответствие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (январь 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Как установлено Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок, при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения аукциона, применяется казначейское сопровождение контракта.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Как установлено Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок, при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения аукциона, применяется казначейское сопровождение контракта.
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 5-ФКЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"5. До 1 января 2028 года федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляет контроль, предусмотренный частью 5 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на основании предусмотренных частью 7 указанной статьи соглашений с органами управления государственными внебюджетными фондами Донецкой Народной Республики, местными администрациями с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"5. До 1 января 2028 года федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляет контроль, предусмотренный частью 5 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на основании предусмотренных частью 7 указанной статьи соглашений с органами управления государственными внебюджетными фондами Донецкой Народной Республики, местными администрациями с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 8-ФКЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области"5. До 1 января 2028 года федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляет контроль, предусмотренный частью 5 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на основании предусмотренных частью 7 указанной статьи соглашений с органами управления государственными внебюджетными фондами Херсонской области, местными администрациями с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области"5. До 1 января 2028 года федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляет контроль, предусмотренный частью 5 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на основании предусмотренных частью 7 указанной статьи соглашений с органами управления государственными внебюджетными фондами Херсонской области, местными администрациями с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Статья: Субъекты бюджетного права: трансформация правового статуса на современном этапе развития общества и государства
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2021, N 4)Казначейское обслуживание охватывает, в отличие от ранее действовавшего кассового обслуживания, не только исполнение бюджетов, но и операции со средствами бюджетных и автономных учреждений, а также юридических лиц - неучастников бюджетного процесса. Участие Федерального казначейства в платежах со средствами неучастников бюджетного процесса - явление не новое. Так, в Российской Федерации начиная с 2015 г. функционировала система казначейского сопровождения бюджетов, введение которой было обусловлено необходимостью контроля со стороны государства за бюджетными средствами, предоставленными неучастникам бюджетного процесса для исполнения государственных контрактов. В новой системе казначейского исполнения бюджета основная роль принадлежит Федеральному казначейству, полномочия которого трансформировались в направлении их расширения и охватывают в настоящее время все сферы, где используются бюджетные средства. Действующая система казначейского исполнения бюджета, как и ее предшественник - аналог - казначейское сопровождение, призвана противодействовать нецелевому расходованию бюджетных средств, пресекать нарушения бюджетного законодательства с тем, чтобы цели бюджетного финансирования были достигнуты, а задачи публичных образований - решены.
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2021, N 4)Казначейское обслуживание охватывает, в отличие от ранее действовавшего кассового обслуживания, не только исполнение бюджетов, но и операции со средствами бюджетных и автономных учреждений, а также юридических лиц - неучастников бюджетного процесса. Участие Федерального казначейства в платежах со средствами неучастников бюджетного процесса - явление не новое. Так, в Российской Федерации начиная с 2015 г. функционировала система казначейского сопровождения бюджетов, введение которой было обусловлено необходимостью контроля со стороны государства за бюджетными средствами, предоставленными неучастникам бюджетного процесса для исполнения государственных контрактов. В новой системе казначейского исполнения бюджета основная роль принадлежит Федеральному казначейству, полномочия которого трансформировались в направлении их расширения и охватывают в настоящее время все сферы, где используются бюджетные средства. Действующая система казначейского исполнения бюджета, как и ее предшественник - аналог - казначейское сопровождение, призвана противодействовать нецелевому расходованию бюджетных средств, пресекать нарушения бюджетного законодательства с тем, чтобы цели бюджетного финансирования были достигнуты, а задачи публичных образований - решены.
Готовое решение: Как организовать раздельный учет доходов и расходов при исполнении госконтрактов
(КонсультантПлюс, 2025)Организация, выполняющая государственный заказ за счет средств федерального бюджета или исполняющая контракт (договор) с казначейским сопровождением, обязана вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту (договору). Требование о ведении раздельного учета содержится в самом государственном контракте (контракте или договоре, финансируемом за счет средств бюджета). Как правило, государственный заказчик контролирует целевое использование средств, выделенных на исполнение госконтракта. При расширенном казначейском сопровождении ведение раздельного учета проверяет также Федеральное казначейство.
(КонсультантПлюс, 2025)Организация, выполняющая государственный заказ за счет средств федерального бюджета или исполняющая контракт (договор) с казначейским сопровождением, обязана вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту (договору). Требование о ведении раздельного учета содержится в самом государственном контракте (контракте или договоре, финансируемом за счет средств бюджета). Как правило, государственный заказчик контролирует целевое использование средств, выделенных на исполнение госконтракта. При расширенном казначейском сопровождении ведение раздельного учета проверяет также Федеральное казначейство.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)В целях контроля за расходованием бюджетных ресурсов федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ (Федеральным казначейством Минфина России), ведется реестр контрактов, заключенных заказчиками. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (Министерство экономического развития РФ), ведется реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в который включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контракта.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)В целях контроля за расходованием бюджетных ресурсов федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ (Федеральным казначейством Минфина России), ведется реестр контрактов, заключенных заказчиками. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (Министерство экономического развития РФ), ведется реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в который включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контракта.
Вопрос: О заключении договора цессии по договору, подлежащему казначейскому сопровождению; о создании реестра недобросовестных поставщиков, не соблюдающих требования по казначейскому сопровождению.
(Письмо Минфина России от 14.12.2023 N 02-17-09/121366)Согласно положениям статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ <2> ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется Федеральной антимонопольной службой в единой информационной системе в сфере закупок. В указанный реестр включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
(Письмо Минфина России от 14.12.2023 N 02-17-09/121366)Согласно положениям статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ <2> ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется Федеральной антимонопольной службой в единой информационной системе в сфере закупок. В указанный реестр включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статья: Концептуальные направления подготовки Кодекса о закупках Российской Федерации
(Кикавец В.В., Лисин П.В., Садофьев А.А., Тенишев А.П.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 3)7. Использование казначейско-стимулирующей модели финансового обеспечения публичных закупок, предусматривающей для контрагентов и их соисполнителей единый казначейский счет (ЕКС), единый налоговый счет (ЕНС), казначейский аккредитив <5> (указанное позволит снизить трансакционные издержки заказчика путем уменьшения финансовой нагрузки на хозяйствующих субъектов и исключения из числа субъектов закупок кредитных организаций (банков), повысить качество администрирования и контроля сферы закупок. Казначейский аккредитив позволит сократить срок оплаты выполненного по бюджетному контракту обязательства до 3 часов).
(Кикавец В.В., Лисин П.В., Садофьев А.А., Тенишев А.П.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 3)7. Использование казначейско-стимулирующей модели финансового обеспечения публичных закупок, предусматривающей для контрагентов и их соисполнителей единый казначейский счет (ЕКС), единый налоговый счет (ЕНС), казначейский аккредитив <5> (указанное позволит снизить трансакционные издержки заказчика путем уменьшения финансовой нагрузки на хозяйствующих субъектов и исключения из числа субъектов закупок кредитных организаций (банков), повысить качество администрирования и контроля сферы закупок. Казначейский аккредитив позволит сократить срок оплаты выполненного по бюджетному контракту обязательства до 3 часов).
Статья: Видовая и правовая характеристики мониторинга в бюджетной сфере и его реализация в информационном пространстве
(Петрова И.В.)
("Финансовое право", 2023, N 2)Итак, в целях контроля за использованием бюджетных средств и предотвращения финансовых нарушений проводится бюджетный мониторинг при открытии лицевых счетов участникам казначейского сопровождения и осуществлении санкционирования платежей. В целях предотвращения нарушений при исполнении государственных (муниципальных) контрактов проводится "контрактный" мониторинг.
(Петрова И.В.)
("Финансовое право", 2023, N 2)Итак, в целях контроля за использованием бюджетных средств и предотвращения финансовых нарушений проводится бюджетный мониторинг при открытии лицевых счетов участникам казначейского сопровождения и осуществлении санкционирования платежей. В целях предотвращения нарушений при исполнении государственных (муниципальных) контрактов проводится "контрактный" мониторинг.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Таким образом, создание всех необходимых технических решений для участия Федерального казначейства и иных субъектов бюджетного процесса для исполнения бюджета с использованием цифрового рубля позволит использовать смарт-контракт, содержащий информацию об определенной цели, на которую данные денежные средства будут направляться, что существенно изменит эффективность внутреннего государственного контроля со стороны Федерального казначейства. Если денежные средства будут адресованы по договору на другие цели, то операция просто не будет проведена и, как следствие, исключено нецелевое использование бюджетных средств при осуществлении расчетов с использованием цифрового рубля. Кроме того, использование цифрового рубля, имеющего совершенно иные характеристики прослеживаемости его движения, может стать инструментом обеспечения эффективности использования бюджетных средств при исполнении контрактов, заключенных в рамках проведения государственных закупок. После введения открытой площадки для государственных закупок типичной была ситуация, когда одна компания выигрывала торги, далее заключала договоры с подрядчиками, и такие цепочки могли быть длительными. По факту денежные средства перечислялись по цепочке авансовыми платежами, что приводило к утечке денежных средств из бюджета и отсутствию результата выполнения работ, таким образом причинялся ущерб публичному интересу всего общества. С 1 января 2021 г. вступили в силу изменения в Бюджетный кодекс РФ <1>, внедрена система казначейских платежей, которая частично позволила решить вопрос в части перечисления денежных средств победителям по результатам проведения государственных закупок, чему способствовало установление обязанности открывать казначейский счет для получения и расходования средств бюджета, но проблема окончательно не решена. Внедрение цифрового рубля приведет и к повышению эффективности бюджетного контроля при реализации контрактов в рамках государственных и муниципальных закупок.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Таким образом, создание всех необходимых технических решений для участия Федерального казначейства и иных субъектов бюджетного процесса для исполнения бюджета с использованием цифрового рубля позволит использовать смарт-контракт, содержащий информацию об определенной цели, на которую данные денежные средства будут направляться, что существенно изменит эффективность внутреннего государственного контроля со стороны Федерального казначейства. Если денежные средства будут адресованы по договору на другие цели, то операция просто не будет проведена и, как следствие, исключено нецелевое использование бюджетных средств при осуществлении расчетов с использованием цифрового рубля. Кроме того, использование цифрового рубля, имеющего совершенно иные характеристики прослеживаемости его движения, может стать инструментом обеспечения эффективности использования бюджетных средств при исполнении контрактов, заключенных в рамках проведения государственных закупок. После введения открытой площадки для государственных закупок типичной была ситуация, когда одна компания выигрывала торги, далее заключала договоры с подрядчиками, и такие цепочки могли быть длительными. По факту денежные средства перечислялись по цепочке авансовыми платежами, что приводило к утечке денежных средств из бюджета и отсутствию результата выполнения работ, таким образом причинялся ущерб публичному интересу всего общества. С 1 января 2021 г. вступили в силу изменения в Бюджетный кодекс РФ <1>, внедрена система казначейских платежей, которая частично позволила решить вопрос в части перечисления денежных средств победителям по результатам проведения государственных закупок, чему способствовало установление обязанности открывать казначейский счет для получения и расходования средств бюджета, но проблема окончательно не решена. Внедрение цифрового рубля приведет и к повышению эффективности бюджетного контроля при реализации контрактов в рамках государственных и муниципальных закупок.
Статья: Формы и виды финансового контроля в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(Федченко К.И.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 6)3. На этапе исполнения контракта текущий контроль (в порядке ч. 5 ст. 99 Закона N 44-ФЗ) со стороны Федерального казначейства осуществляется в отношении информации, которая содержится в реестре контрактов, содержащих государственную тайну (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084 (ред. от 09.12.2022) "О порядке ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну"). Но основной формой контроля на этапе исполнения контракта является последующий контроль, в рамках которого Федеральным казначейством обеспечивается проведение плановых и внеплановых проверок: исполнения контракта; соблюдения его условий; изменения условий контракта; приемки товаров, работ и услуг; применения мер имущественной договорной ответственности; своевременности исполнения денежных обязательств и соответствия использования поставленных товаров целям закупок (п. п. 5, 6 ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).
(Федченко К.И.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 6)3. На этапе исполнения контракта текущий контроль (в порядке ч. 5 ст. 99 Закона N 44-ФЗ) со стороны Федерального казначейства осуществляется в отношении информации, которая содержится в реестре контрактов, содержащих государственную тайну (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084 (ред. от 09.12.2022) "О порядке ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну"). Но основной формой контроля на этапе исполнения контракта является последующий контроль, в рамках которого Федеральным казначейством обеспечивается проведение плановых и внеплановых проверок: исполнения контракта; соблюдения его условий; изменения условий контракта; приемки товаров, работ и услуг; применения мер имущественной договорной ответственности; своевременности исполнения денежных обязательств и соответствия использования поставленных товаров целям закупок (п. п. 5, 6 ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).
Статья: Совершенствование бюджетного процесса в Российской Федерации в рамках осуществления казначейского сопровождения
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2024, N 6)1. В целях снижения рисков при исполнении контрактов в рамках строительства ряд получателей бюджетного процесса при осуществлении внутреннего финансового контроля могут организовывать работу по утверждению сведений об операциях с целевыми средствами (далее - сведения) в рамках выделенного авансового платежа "под имеющиеся потребности" подрядчикам. При этом обязательным условием является закрепление отдельных положений в контракте между заказчиком и подрядчиком о предоставлении документов-оснований до их направления с платежным поручением в территориальный орган Федерального казначейства. При рассмотрении сведений в целях их последующего утверждения или отказа в учреждении организуется работа по изучению копий документов-оснований и первичных учетных документов на предмет соответствия проектной документации и кодам направления расходования целевых средств, предоставленных подрядчиками, до предоставления ими платежных поручений с приложением подтверждающих документов-оснований в территориальные органы Федерального казначейства. На практике могут возникнуть случаи, когда подрядчик после утверждения сведений у заказчика в учреждение предоставлял одни документы-основания, а в территориальные органы Федерального казначейства вместе с платежным поручением направил другие документы-основания. В этой связи возникают случаи, когда заказчик не может в полной мере осуществлять свои обязанности по контролю за исполнением подрядчиком условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 101 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <1>).
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2024, N 6)1. В целях снижения рисков при исполнении контрактов в рамках строительства ряд получателей бюджетного процесса при осуществлении внутреннего финансового контроля могут организовывать работу по утверждению сведений об операциях с целевыми средствами (далее - сведения) в рамках выделенного авансового платежа "под имеющиеся потребности" подрядчикам. При этом обязательным условием является закрепление отдельных положений в контракте между заказчиком и подрядчиком о предоставлении документов-оснований до их направления с платежным поручением в территориальный орган Федерального казначейства. При рассмотрении сведений в целях их последующего утверждения или отказа в учреждении организуется работа по изучению копий документов-оснований и первичных учетных документов на предмет соответствия проектной документации и кодам направления расходования целевых средств, предоставленных подрядчиками, до предоставления ими платежных поручений с приложением подтверждающих документов-оснований в территориальные органы Федерального казначейства. На практике могут возникнуть случаи, когда подрядчик после утверждения сведений у заказчика в учреждение предоставлял одни документы-основания, а в территориальные органы Федерального казначейства вместе с платежным поручением направил другие документы-основания. В этой связи возникают случаи, когда заказчик не может в полной мере осуществлять свои обязанности по контролю за исполнением подрядчиком условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 101 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <1>).
Вопрос: Об исполнении обязательств юрлиц, связанных с уплатой неустоек (штрафов, пеней) и предоставлением обеспечения исполнения контракта (договора), за счет средств, подлежащих казначейскому сопровождению.
(Письмо Минфина России от 08.08.2025 N 02-12-12/77411)Казначейское сопровождение является инструментом контроля за использованием юридическими лицами средств, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, перечисление которых осуществляется исключительно при наличии фактической потребности и в соответствии с условиями и (или) целями их предоставления, обеспечивает прозрачность и эффективность использования средств, а также защиту от риска недостижения результатов, установленных при предоставлении средств, включая риск их невозврата при неисполнении обязательств.
(Письмо Минфина России от 08.08.2025 N 02-12-12/77411)Казначейское сопровождение является инструментом контроля за использованием юридическими лицами средств, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, перечисление которых осуществляется исключительно при наличии фактической потребности и в соответствии с условиями и (или) целями их предоставления, обеспечивает прозрачность и эффективность использования средств, а также защиту от риска недостижения результатов, установленных при предоставлении средств, включая риск их невозврата при неисполнении обязательств.