Казенные учреждения бюджетный учет 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Казенные учреждения бюджетный учет 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Указанный пункт 10.1 ст. 161 "Особенности правового положения казенных учреждений" БК РФ (в ред. Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 71-ФЗ <99>) предусматривает, что казенное учреждение по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится, на основании договора (соглашения) вправе передать иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Указанный пункт 10.1 ст. 161 "Особенности правового положения казенных учреждений" БК РФ (в ред. Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 71-ФЗ <99>) предусматривает, что казенное учреждение по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится, на основании договора (соглашения) вправе передать иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.
Вопрос: О заключении допсоглашений к контрактам, заключенным до начала применения правового акта, предусматривающего подписание копии ф. 0510452 собственноручно представителем поставщика (подрядчика).
(Письмо Минфина России от 21.10.2024 N 02-06-09/101927)Полномочия по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные органы, осуществляются Федеральным казначейством согласно Приложению 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 15.02.2020 N 153 "О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений" (далее - Постановление N 153).
(Письмо Минфина России от 21.10.2024 N 02-06-09/101927)Полномочия по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные органы, осуществляются Федеральным казначейством согласно Приложению 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 15.02.2020 N 153 "О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений" (далее - Постановление N 153).
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 17.09.2020 N 203н
(ред. от 02.11.2024)
"Об утверждении Типового положения о Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства, Типового положения о Межрегиональном бухгалтерском управлении Федерального казначейства, Типового положения о Межрегиональном контрольно-ревизионном управлении Федерального казначейства и Типового положения о Межрегиональном управлении Федерального казначейства в сфере управления ликвидностью"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2020 N 60556)<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2020 г. N 153 "О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 8, ст. 1016).
(ред. от 02.11.2024)
"Об утверждении Типового положения о Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства, Типового положения о Межрегиональном бухгалтерском управлении Федерального казначейства, Типового положения о Межрегиональном контрольно-ревизионном управлении Федерального казначейства и Типового положения о Межрегиональном управлении Федерального казначейства в сфере управления ликвидностью"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2020 N 60556)<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2020 г. N 153 "О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 8, ст. 1016).
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)10.1. Казенное учреждение по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится, на основании договора (соглашения) вправе передать иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.
(ред. от 31.07.2025)10.1. Казенное учреждение по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится, на основании договора (соглашения) вправе передать иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.
Готовое решение: Как учреждению оформить и отразить в учете передачу имущества в казну
(КонсультантПлюс, 2025)Передачу имущества в казну отразите по балансовой стоимости с одновременной передачей сумм начисленной амортизации и накопленного убытка от обесценения, если они есть (п. 29 Инструкции N 157н, п. п. 25, 43 Федерального стандарта N 257н, Письмо Минфина России от 06.04.2020 N 02-06-10/27272).
(КонсультантПлюс, 2025)Передачу имущества в казну отразите по балансовой стоимости с одновременной передачей сумм начисленной амортизации и накопленного убытка от обесценения, если они есть (п. 29 Инструкции N 157н, п. п. 25, 43 Федерального стандарта N 257н, Письмо Минфина России от 06.04.2020 N 02-06-10/27272).
Статья: Государственный финансовый контроль: современные вызовы и направления совершенствования
(Лукашов А.И.)
("Вопросы государственного и муниципального управления", 2023, N 1)Вместе с тем, по нашему мнению, целесообразно рассматривать цифровизацию ГФК через призму "внешней" и "внутренней" среды. Так, в части "внешней" среды следует исходить из того, что цифровизация контроля без цифровизации учетных процедур объектов контроля будет недостаточно эффективна. Контролеры могут использовать самые современные информационные технологии и компетенции, но максимальный эффект от их применения может быть достигнут только тогда, когда будет сформирована единая цифровая среда учета и отчетности (см.: Омелехина, 2020, с. 127, с. 129). И хотя в части создания единого информационного пространства бюджетного учета и отчетности для отдельных федеральных органов исполнительной власти, а также их подведомственных казенных учреждений уже сделано много (Лукашов, 2021, с. 67 - 68), это лишь первый этап "оцифровки" учетных процедур. В настоящее время за периметром централизации бюджетного учета, осуществляемого Федеральным казначейством, находится "Президентский блок" федеральных органов исполнительной власти. Представляется целесообразным распространить практику централизованного ведения бюджетного учета и составления отчетности и на "Президентских подведов". Последнее позволит завершить формирование единого информационного пространства бюджетного учета и отчетности и будет способствовать дальнейшей оптимизации общих функций государственного управления.
(Лукашов А.И.)
("Вопросы государственного и муниципального управления", 2023, N 1)Вместе с тем, по нашему мнению, целесообразно рассматривать цифровизацию ГФК через призму "внешней" и "внутренней" среды. Так, в части "внешней" среды следует исходить из того, что цифровизация контроля без цифровизации учетных процедур объектов контроля будет недостаточно эффективна. Контролеры могут использовать самые современные информационные технологии и компетенции, но максимальный эффект от их применения может быть достигнут только тогда, когда будет сформирована единая цифровая среда учета и отчетности (см.: Омелехина, 2020, с. 127, с. 129). И хотя в части создания единого информационного пространства бюджетного учета и отчетности для отдельных федеральных органов исполнительной власти, а также их подведомственных казенных учреждений уже сделано много (Лукашов, 2021, с. 67 - 68), это лишь первый этап "оцифровки" учетных процедур. В настоящее время за периметром централизации бюджетного учета, осуществляемого Федеральным казначейством, находится "Президентский блок" федеральных органов исполнительной власти. Представляется целесообразным распространить практику централизованного ведения бюджетного учета и составления отчетности и на "Президентских подведов". Последнее позволит завершить формирование единого информационного пространства бюджетного учета и отчетности и будет способствовать дальнейшей оптимизации общих функций государственного управления.
Готовое решение: Как оформить и отразить в учете учреждения ликвидацию (демонтаж, утилизацию) основных средств
(КонсультантПлюс, 2025)Расходы на демонтаж, утилизацию относите на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (Письмо Минфина России от 10.02.2020 N 02-08-10/8681).
(КонсультантПлюс, 2025)Расходы на демонтаж, утилизацию относите на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (Письмо Минфина России от 10.02.2020 N 02-08-10/8681).
Готовое решение: Как казенному, бюджетному, автономному учреждению составить и представить бухгалтерскую (бюджетную) отчетность
(КонсультантПлюс, 2025)Руководитель учреждения является единоличным исполнительным органом субъекта учета, ответственным за ведение дел экономического субъекта (п. 7 ст. 3 Закона N 402-ФЗ). Поэтому он может возложить право подписывать бухгалтерскую (финансовую) отчетность от имени учреждения только на должностное лицо, ответственное за ведение экономических дел (выполнение бюджетных полномочий по исполнению бюджета). Однако право первой подписи такой отчетности он не может передать руководителю иного экономического субъекта, в том числе уполномоченной организации (централизованной бухгалтерии). На нее не могут быть возложены полномочия по исполнению бюджета (осуществлению полномочий получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, иные полномочия по ведению экономических дел) (Письмо Минфина России от 20.03.2020 N 02-06-10/23847). Передать право первой подписи нельзя и Федеральному казначейству, если оно осуществляет полномочия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению отчетности отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных казенных учреждений в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.02.2020 N 153 (Письмо Минфина России от 30.04.2020 N 02-07-10/36034).
(КонсультантПлюс, 2025)Руководитель учреждения является единоличным исполнительным органом субъекта учета, ответственным за ведение дел экономического субъекта (п. 7 ст. 3 Закона N 402-ФЗ). Поэтому он может возложить право подписывать бухгалтерскую (финансовую) отчетность от имени учреждения только на должностное лицо, ответственное за ведение экономических дел (выполнение бюджетных полномочий по исполнению бюджета). Однако право первой подписи такой отчетности он не может передать руководителю иного экономического субъекта, в том числе уполномоченной организации (централизованной бухгалтерии). На нее не могут быть возложены полномочия по исполнению бюджета (осуществлению полномочий получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, иные полномочия по ведению экономических дел) (Письмо Минфина России от 20.03.2020 N 02-06-10/23847). Передать право первой подписи нельзя и Федеральному казначейству, если оно осуществляет полномочия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению отчетности отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных казенных учреждений в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.02.2020 N 153 (Письмо Минфина России от 30.04.2020 N 02-07-10/36034).
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)По решению Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации полномочия соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы могут быть переданы в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, соответственно Федеральному казначейству (см., например, Постановление Правительства РФ от 15 февраля 2020 г. N 153 "О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений" и Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2019 г. N 1890 "Об общих требованиях к передаче Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования полномочий соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы"), финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)По решению Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации полномочия соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы могут быть переданы в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, соответственно Федеральному казначейству (см., например, Постановление Правительства РФ от 15 февраля 2020 г. N 153 "О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений" и Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2019 г. N 1890 "Об общих требованиях к передаче Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования полномочий соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы"), финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования.
Готовое решение: Как нормативно регулируется бухгалтерский (бюджетный) учет
(КонсультантПлюс, 2025)Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта РФ или муниципального образования по решению соответственно Правительства РФ, высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации. Учет ведут должностные лица структурного подразделения уполномоченного органа (его территориального органа) и (или) подведомственного казенного учреждения, на которое возложено ведение учета в рамках переданных полномочий. Например, Федеральному казначейству полномочия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению отчетности отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных казенных учреждений переданы в силу п. 1 Постановления Правительства РФ от 15.02.2020 N 153. При этом право первой подписи, в том числе в целях подписания бюджетной отчетности, ему не передается (Письмо Минфина России от 30.04.2020 N 02-07-10/36034);
(КонсультантПлюс, 2025)Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта РФ или муниципального образования по решению соответственно Правительства РФ, высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации. Учет ведут должностные лица структурного подразделения уполномоченного органа (его территориального органа) и (или) подведомственного казенного учреждения, на которое возложено ведение учета в рамках переданных полномочий. Например, Федеральному казначейству полномочия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению отчетности отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных казенных учреждений переданы в силу п. 1 Постановления Правительства РФ от 15.02.2020 N 153. При этом право первой подписи, в том числе в целях подписания бюджетной отчетности, ему не передается (Письмо Минфина России от 30.04.2020 N 02-07-10/36034);
Готовое решение: Как учреждению отразить восстановление кассовых расходов в бухгалтерском (бюджетном) учете
(КонсультантПлюс, 2025)Сумму поступившей дебиторской задолженности (восстановление кассовых расходов) текущего года казенные учреждения учитывают на лицевом счете по тем же КБК, по которым был произведен платеж (п. 41 Порядка, утвержденного Приказом Казначейства России от 14.05.2020 N 21н).
(КонсультантПлюс, 2025)Сумму поступившей дебиторской задолженности (восстановление кассовых расходов) текущего года казенные учреждения учитывают на лицевом счете по тем же КБК, по которым был произведен платеж (п. 41 Порядка, утвержденного Приказом Казначейства России от 14.05.2020 N 21н).
Готовое решение: Как учреждению отразить в учете расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат (счет 0 205 30 000)
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что СГС "Долгосрочные договоры" не применяется, если доходы возникли по договорам, в которых нельзя заранее оценить сумму доходов. Она определяется только по итогам периода, зафиксированного в договоре. В этих договорах цена устанавливается за единицу услуги (работы), а общее количество таких единиц не определяется. Например, по договорам оказания услуг по присмотру и уходу за детьми плата взимается за фактически оказанные услуги питания по фиксированной стоимости за день нахождения ребенка в учреждении (пп. "б" п. 4 СГС "Долгосрочные договоры", Письмо Минфина России от 10.03.2020 N 02-07-05/18009).
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что СГС "Долгосрочные договоры" не применяется, если доходы возникли по договорам, в которых нельзя заранее оценить сумму доходов. Она определяется только по итогам периода, зафиксированного в договоре. В этих договорах цена устанавливается за единицу услуги (работы), а общее количество таких единиц не определяется. Например, по договорам оказания услуг по присмотру и уходу за детьми плата взимается за фактически оказанные услуги питания по фиксированной стоимости за день нахождения ребенка в учреждении (пп. "б" п. 4 СГС "Долгосрочные договоры", Письмо Минфина России от 10.03.2020 N 02-07-05/18009).
Готовое решение: Как учреждению учитывать расходы на НИОКиТР в бухгалтерском (бюджетном) и налоговом учете
(КонсультантПлюс, 2025)Когда в ходе НИОКиТР получены положительные результаты интеллектуальной деятельности, которые не подлежат правовой охране, возникшие права на них отразите в составе нематериальных активов. Факт создания данных результатов является основанием для возникновения исключительных прав на них. Документами, подтверждающими их существование на определенную дату, могут быть документы, оформленные в соответствии с условиями договора на НИОКиТР (например, отчеты о выполненных научно-исследовательских работах) (Письма Минфина России от 29.04.2020 N 02-07-10/35117, от 20.11.2019 N 02-07-10/89832).
(КонсультантПлюс, 2025)Когда в ходе НИОКиТР получены положительные результаты интеллектуальной деятельности, которые не подлежат правовой охране, возникшие права на них отразите в составе нематериальных активов. Факт создания данных результатов является основанием для возникновения исключительных прав на них. Документами, подтверждающими их существование на определенную дату, могут быть документы, оформленные в соответствии с условиями договора на НИОКиТР (например, отчеты о выполненных научно-исследовательских работах) (Письма Минфина России от 29.04.2020 N 02-07-10/35117, от 20.11.2019 N 02-07-10/89832).
"Казенные учреждения: бюджетный учет и отчетность: Учебник"
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)1) Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта РФ или муниципального образования по решению соответственно Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации. Например, Федеральному казначейству полномочия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению отчетности отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных казенных учреждений переданы в силу п. 1 Постановления Правительства РФ от 15 февраля 2020 г. N 153. При этом право первой подписи, в том числе в целях подписания бюджетной отчетности, ему не передается;
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)1) Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта РФ или муниципального образования по решению соответственно Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации. Например, Федеральному казначейству полномочия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению отчетности отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных казенных учреждений переданы в силу п. 1 Постановления Правительства РФ от 15 февраля 2020 г. N 153. При этом право первой подписи, в том числе в целях подписания бюджетной отчетности, ему не передается;