Кавказские Минеральные Воды
Подборка наиболее важных документов по запросу Кавказские Минеральные Воды (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Федеральные территории в территориальном устройстве России: проблемы конституционного статуирования
(Кондрашев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Возможность и целесообразность создания в нашей стране федеральных территорий начала обсуждаться российскими конституционалистами довольно давно <1>. Но лишь в 2020 г. председатель Тульской областной думы С.А. Харитонов высказал предложение о создании новых территориальных единиц якобы в целях обеспечения особого порядка управления некоторыми территориями, обеспечения безопасности и экологической целостности <2>. Сенатор А.А. Клишас обосновал необходимость создания федеральных территорий тем, что особый режим якобы необходим для соблюдения повышенных требований к обеспечению безопасности, защите и охране окружающей среды (например, озера Байкал, Кавказских Минеральных Вод) или же к созданию условий по повышению инвестиционной привлекательности <3>.
(Кондрашев А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Возможность и целесообразность создания в нашей стране федеральных территорий начала обсуждаться российскими конституционалистами довольно давно <1>. Но лишь в 2020 г. председатель Тульской областной думы С.А. Харитонов высказал предложение о создании новых территориальных единиц якобы в целях обеспечения особого порядка управления некоторыми территориями, обеспечения безопасности и экологической целостности <2>. Сенатор А.А. Клишас обосновал необходимость создания федеральных территорий тем, что особый режим якобы необходим для соблюдения повышенных требований к обеспечению безопасности, защите и охране окружающей среды (например, озера Байкал, Кавказских Минеральных Вод) или же к созданию условий по повышению инвестиционной привлекательности <3>.
Статья: Институт федеральных территорий в зарубежных конституционных правопорядках
(Астраханцев Д.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)Таким образом, вышеприведенный зарубежный опыт, а также описанная проблематика, связанная с нормативно-правовым регулированием института федеральных территорий, подтверждают важность закрепления специальных правовых норм, посвященных указанным территориям с особым статусом. На наш взгляд, избранное отечественным законодателем "точечное" регулирование правового статуса федеральных территорий иллюстрирует цели учреждения соответствующих территорий, а также отражает специфические черты, обусловливающие необходимость установления прямого федерального управления такими территориями. Так, наряду с федеральной территорией "Сириус", чье создание связано с реализацией целей обеспечения социально-экономического и инновационного развития территории, повышения ее инвестиционной привлекательности и т.д., в Российской Федерации также существуют иные территориальные образования, наделенные особым статусом. В их числе закрытые административно-территориальные образования, особо охраняемые территории (Арктическая зона), а также охраняемые территории особого экологического значения (озеро Байкал, Кавказские Минеральные Воды) <21>, в силу своей специфики требующие специального правового регулирования <22>.
(Астраханцев Д.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)Таким образом, вышеприведенный зарубежный опыт, а также описанная проблематика, связанная с нормативно-правовым регулированием института федеральных территорий, подтверждают важность закрепления специальных правовых норм, посвященных указанным территориям с особым статусом. На наш взгляд, избранное отечественным законодателем "точечное" регулирование правового статуса федеральных территорий иллюстрирует цели учреждения соответствующих территорий, а также отражает специфические черты, обусловливающие необходимость установления прямого федерального управления такими территориями. Так, наряду с федеральной территорией "Сириус", чье создание связано с реализацией целей обеспечения социально-экономического и инновационного развития территории, повышения ее инвестиционной привлекательности и т.д., в Российской Федерации также существуют иные территориальные образования, наделенные особым статусом. В их числе закрытые административно-территориальные образования, особо охраняемые территории (Арктическая зона), а также охраняемые территории особого экологического значения (озеро Байкал, Кавказские Минеральные Воды) <21>, в силу своей специфики требующие специального правового регулирования <22>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.11.2024 N 419-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"5. Установить, что в 2025 году акционерное общество "КАВКАЗ.РФ" по решению Правительства Российской Федерации вправе использовать в целях реализации инвестиционных проектов на создание объектов инфраструктуры особых экономических зон туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, предназначенных для обеспечения функционирования особых экономических зон, указанных в адресном (пообъектном) распределении, реализуемых в рамках федерального проекта "Повышение инвестиционной и туристической привлекательности Северо-Кавказского федерального округа" государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа", неиспользованный остаток средств, полученных от оплаты государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ" дополнительной эмиссии акций (взноса в уставный капитал) акционерного общества "Корпорация развития Северного Кавказа", источником финансового обеспечения которой являлся имущественный взнос Российской Федерации в государственную корпорацию развития "ВЭБ.РФ", предоставленный из федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 14 декабря 2015 года N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" в целях создания медицинского кластера на территории Кавказских Минеральных Вод и реализации инвестиционных проектов на территории Северо-Кавказского федерального округа, в размере до 1 533 762,0 тыс. рублей.
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"5. Установить, что в 2025 году акционерное общество "КАВКАЗ.РФ" по решению Правительства Российской Федерации вправе использовать в целях реализации инвестиционных проектов на создание объектов инфраструктуры особых экономических зон туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, предназначенных для обеспечения функционирования особых экономических зон, указанных в адресном (пообъектном) распределении, реализуемых в рамках федерального проекта "Повышение инвестиционной и туристической привлекательности Северо-Кавказского федерального округа" государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа", неиспользованный остаток средств, полученных от оплаты государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ" дополнительной эмиссии акций (взноса в уставный капитал) акционерного общества "Корпорация развития Северного Кавказа", источником финансового обеспечения которой являлся имущественный взнос Российской Федерации в государственную корпорацию развития "ВЭБ.РФ", предоставленный из федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 14 декабря 2015 года N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" в целях создания медицинского кластера на территории Кавказских Минеральных Вод и реализации инвестиционных проектов на территории Северо-Кавказского федерального округа, в размере до 1 533 762,0 тыс. рублей.
Статья: О правовом режиме каналов как водных объектов и гидротехнических сооружений
(Амашукели С.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 10)Среди крупнейших каналов можно назвать три главных судоходных канала: канал им. Москвы, Беломорско-Балтийский канал и Волго-Донской судоходный канал. Канал им. Москвы также выполняет функцию по водоснабжению. Важнейшими каналами комплексного назначения считаются Большой Ставропольский канал, обеспечивающий водой четыре ГЭС, города Кавказских Минеральных Вод, орошение на площади более 100 тыс. га и обводнение 2,6 млн га засушливых территорий, Терско-Кумский, Невинномысский, Саратовский, Право-Егорлыкский и Северо-Крымский каналы. Также к значимым магистральным каналам относят большие каналы оросительных систем, к примеру Донской магистральный, чья пропускная способность составляет 7,88 куб. км в год <12>.
(Амашукели С.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 10)Среди крупнейших каналов можно назвать три главных судоходных канала: канал им. Москвы, Беломорско-Балтийский канал и Волго-Донской судоходный канал. Канал им. Москвы также выполняет функцию по водоснабжению. Важнейшими каналами комплексного назначения считаются Большой Ставропольский канал, обеспечивающий водой четыре ГЭС, города Кавказских Минеральных Вод, орошение на площади более 100 тыс. га и обводнение 2,6 млн га засушливых территорий, Терско-Кумский, Невинномысский, Саратовский, Право-Егорлыкский и Северо-Крымский каналы. Также к значимым магистральным каналам относят большие каналы оросительных систем, к примеру Донской магистральный, чья пропускная способность составляет 7,88 куб. км в год <12>.
Статья: Федеральные территории: новый элемент территориального устройства России
(Ребриков Д.Д., Посредник А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Идея закрепить в Основном Законе новую территориальную единицу, находящуюся под непосредственным управлением федерального центра, впервые была высказана в Рабочей группе по изменениям в Конституции РФ председателем Тульской областной Думы Сергеем Алексеевичем Харитоновым <4>. По идее автора поправки, федеральная территория должна создаваться для поддержания безопасности, экологии и экономики объектов и территорий, представляющих общероссийскую ценность и значимость <5>. "Например, с точки зрения безопасности, это территории, на которых размещаются военные и стратегические объекты. К примеру, космодром Восточный. Экология - заповедники и иные особые зоны - озеро Байкал, Кавказские Минеральные Воды" <6>. Другими словами, изначально предполагалось, что конституционное закрепление данной формы территориального образования позволит изъять из состава субъекта Федерации объекты или территории, которые имеют общенациональную ценность или являются стратегически важными при обеспечении обороноспособности страны. При этом важно отметить, что, несмотря на то что автором данной поправки был представитель региональной политической элиты, в публичном пространстве не был представлен развернутый анализ влияния данного изменения на экономическое и политическое положение субъектов Федерации. К вышесказанному также необходимо добавить и тот факт, что, несмотря на то что в мировой практике данные территориальные образования создаются для централизованного контроля и управления территориями, которые являются обременительными для регионов, никто практически не анализировал поправку в ст. 67 Конституции РФ с данной точки зрения. В свою очередь, в СМИ неоднократно отмечалось, что подобные административно-территориальные образования существуют в других странах, таких, например, как Малайзия, Канада, США, Индия и др. <7>.
(Ребриков Д.Д., Посредник А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Идея закрепить в Основном Законе новую территориальную единицу, находящуюся под непосредственным управлением федерального центра, впервые была высказана в Рабочей группе по изменениям в Конституции РФ председателем Тульской областной Думы Сергеем Алексеевичем Харитоновым <4>. По идее автора поправки, федеральная территория должна создаваться для поддержания безопасности, экологии и экономики объектов и территорий, представляющих общероссийскую ценность и значимость <5>. "Например, с точки зрения безопасности, это территории, на которых размещаются военные и стратегические объекты. К примеру, космодром Восточный. Экология - заповедники и иные особые зоны - озеро Байкал, Кавказские Минеральные Воды" <6>. Другими словами, изначально предполагалось, что конституционное закрепление данной формы территориального образования позволит изъять из состава субъекта Федерации объекты или территории, которые имеют общенациональную ценность или являются стратегически важными при обеспечении обороноспособности страны. При этом важно отметить, что, несмотря на то что автором данной поправки был представитель региональной политической элиты, в публичном пространстве не был представлен развернутый анализ влияния данного изменения на экономическое и политическое положение субъектов Федерации. К вышесказанному также необходимо добавить и тот факт, что, несмотря на то что в мировой практике данные территориальные образования создаются для централизованного контроля и управления территориями, которые являются обременительными для регионов, никто практически не анализировал поправку в ст. 67 Конституции РФ с данной точки зрения. В свою очередь, в СМИ неоднократно отмечалось, что подобные административно-территориальные образования существуют в других странах, таких, например, как Малайзия, Канада, США, Индия и др. <7>.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Могут ли быть объектом договора аренды каналы телефонной канализации
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как видно из материалов дела и установлено судами, 01.01.2004 ОАО "Южная телекоммуникационная компания" (правопредшественник общества, арендодатель) и Центр правительственной связи Службы специальной связи и информации при Федеральной Службе охраны Российской Федерации на Кавказских Минеральных водах (правопредшественник управления, арендатор) подписали договор N 191/28, на основании которого арендатору во временное пользование предоставлены каналы телефонной канализации протяженностью 4,38 кн/км (т. 1, л.д. 18 - 22).
Могут ли быть объектом договора аренды каналы телефонной канализации
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как видно из материалов дела и установлено судами, 01.01.2004 ОАО "Южная телекоммуникационная компания" (правопредшественник общества, арендодатель) и Центр правительственной связи Службы специальной связи и информации при Федеральной Службе охраны Российской Федерации на Кавказских Минеральных водах (правопредшественник управления, арендатор) подписали договор N 191/28, на основании которого арендатору во временное пользование предоставлены каналы телефонной канализации протяженностью 4,38 кн/км (т. 1, л.д. 18 - 22).
Статья: Федеральные территории в Российской Федерации в условиях конституционной реформы
(Данилова С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Так, территории, на которых находятся природные объекты, требующие особого государственного контроля, и которые, возможно, согласно поправке к Конституции РФ, будут составлять федеральные территории, входят в состав субъектов Российской Федерации, например озеро Байкал, Кавказские Минеральные Воды и иные, на них распространяют свое действие нормативные правовые акты <9>, которые закрепляют их правовое положение, принципы охраны, особенности природопользования, ограниченные или запрещенные виды деятельности на данных территориях. Следует отметить, что на данный момент вышеперечисленные территории имеют статус "особо охраняемых природных территорий федерального значения".
(Данилова С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Так, территории, на которых находятся природные объекты, требующие особого государственного контроля, и которые, возможно, согласно поправке к Конституции РФ, будут составлять федеральные территории, входят в состав субъектов Российской Федерации, например озеро Байкал, Кавказские Минеральные Воды и иные, на них распространяют свое действие нормативные правовые акты <9>, которые закрепляют их правовое положение, принципы охраны, особенности природопользования, ограниченные или запрещенные виды деятельности на данных территориях. Следует отметить, что на данный момент вышеперечисленные территории имеют статус "особо охраняемых природных территорий федерального значения".
Статья: Отдельные аспекты деятельности публичной власти на федеральной территории
(Алексеева Т.М.)
("Мировой судья", 2022, N 1)<4> Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал"; Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 1992 г. N 462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах" // СПС "КонсультантПлюс".
(Алексеева Т.М.)
("Мировой судья", 2022, N 1)<4> Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал"; Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 1992 г. N 462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах" // СПС "КонсультантПлюс".