Категория микропредприятий
Подборка наиболее важных документов по запросу Категория микропредприятий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 9.4 "Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий)" КоАП РФ"Вместе с тем, установив, что общество включено (в том числе по состоянию на момент совершения административного правонарушения) в реестр субъектов малого предпринимательства (категория "микропредприятие"), суд пришел к правомерному выводу о наличии оснований для изменения назначенного ООО "Строй-Мастер" постановлением Инспекции государственного строительного надзора Кузбасса N 05-1522-02 от 22.12.2022 размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, путем снижения суммы административного штрафа со 100 000 рублей до 20 000 рублей."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 4.1.2 "Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям" КоАП РФ"Отклоняя утверждение общества о том, что общество относится к категории малого предпринимательства, к микропредприятию, в связи с чем административный штраф должен быть назначен в пределах от 10 до 20% от суммы незаконной валютной операции, суд апелляционной инстанции отметил, что в соответствии с Единым реестром субъектов малого и среднего предпринимательства общество приобрело статус микропредприятия 10.06.2022, вместе с тем правонарушение, вмененное обществу, совершено обществом 01.06.2022, то есть до приобретения статуса микропредприятия, следовательно, положения части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в данном случае неприменимы."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Критерии, в соответствии с которыми работодатель может быть отнесен к категории микропредприятий, установлены Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Критерии, в соответствии с которыми работодатель может быть отнесен к категории микропредприятий, установлены Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Критерии, в соответствии с которыми работодатель может быть отнесен к категории микропредприятий, установлены Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства (в том числе к микропредприятиям), должны быть внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Критерии, в соответствии с которыми работодатель может быть отнесен к категории микропредприятий, установлены Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства (в том числе к микропредприятиям), должны быть внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)Ограничившись констатацией того факта, что в материалах дела отсутствуют доказательства причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектов животного или растительного мира, окружающей среде, отсутствуют доказательства причинения имущественного вреда, а также с учетом того, что общество согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства относится к категории "микропредприятие", суды пришли к выводу, что избранный административным органом вид наказания в виде штрафа назначен обществу необоснованно, и заменили его на предупреждение.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)Ограничившись констатацией того факта, что в материалах дела отсутствуют доказательства причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектов животного или растительного мира, окружающей среде, отсутствуют доказательства причинения имущественного вреда, а также с учетом того, что общество согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства относится к категории "микропредприятие", суды пришли к выводу, что избранный административным органом вид наказания в виде штрафа назначен обществу необоснованно, и заменили его на предупреждение.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 N 15
"О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям"3. В качестве работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям, могут выступать субъекты малого предпринимательства (хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели), соответствующие условиям, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по категории микропредприятий. Ведение названного реестра осуществляется Федеральной налоговой службой.
"О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям"3. В качестве работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям, могут выступать субъекты малого предпринимательства (хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели), соответствующие условиям, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по категории микропредприятий. Ведение названного реестра осуществляется Федеральной налоговой службой.
Статья: Правовое регулирование налогообложения семейного предпринимательства как фактор развития экономики
(Куркина Н.В.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)Таким образом, налоговые льготы станут не столько элементом стимулирования предпринимательской деятельности, сколько инструментами поощрительного характера, легализации участия в предпринимательской деятельности членов семьи, а также снижения внимания налогового контроля к таким субъектам бизнеса. Безусловно, введение мер налоговой поддержки для категории семейного бизнеса является одновременно императивным указанием государства на необходимость семей осуществлять предпринимательскую деятельность, но такие меры являются инструментами дальнейшего развития указанной категории налогоплательщиков, стимулом к расширению дальнейшей предпринимательской деятельности, что коррелирует с ключевой задачей федерального проекта "Малое и среднее предпринимательство и развитие индивидуальной предпринимательской инициативы" по переходу субъектов малого и среднего бизнеса в приоритетных отраслях экономики в более высокую категорию: из микро- в малые предприятия, из малых в средние <15>.
(Куркина Н.В.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)Таким образом, налоговые льготы станут не столько элементом стимулирования предпринимательской деятельности, сколько инструментами поощрительного характера, легализации участия в предпринимательской деятельности членов семьи, а также снижения внимания налогового контроля к таким субъектам бизнеса. Безусловно, введение мер налоговой поддержки для категории семейного бизнеса является одновременно императивным указанием государства на необходимость семей осуществлять предпринимательскую деятельность, но такие меры являются инструментами дальнейшего развития указанной категории налогоплательщиков, стимулом к расширению дальнейшей предпринимательской деятельности, что коррелирует с ключевой задачей федерального проекта "Малое и среднее предпринимательство и развитие индивидуальной предпринимательской инициативы" по переходу субъектов малого и среднего бизнеса в приоритетных отраслях экономики в более высокую категорию: из микро- в малые предприятия, из малых в средние <15>.
Статья: Уголовная политика Российской Федерации в области обеспечения финансовой безопасности
(Нудель С.Л.)
("Журнал российского права", 2021, N 7)<34> В опросе приняли участие собственники (55,5%), руководители предприятий (27%), заместители руководителей предприятий (10,7%) и менеджеры (6,8%). Большинство опрошенных предпринимателей (93,3%) отнесли свой бизнес к категории микропредприятий, 5,5% респондентов - к категории малого, а 0,5% - к категории среднего бизнеса.
(Нудель С.Л.)
("Журнал российского права", 2021, N 7)<34> В опросе приняли участие собственники (55,5%), руководители предприятий (27%), заместители руководителей предприятий (10,7%) и менеджеры (6,8%). Большинство опрошенных предпринимателей (93,3%) отнесли свой бизнес к категории микропредприятий, 5,5% респондентов - к категории малого, а 0,5% - к категории среднего бизнеса.
Статья: Проблемные вопросы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ) в практике Верховного Суда Российской Федерации
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)При этом согласно пояснительной записке к проекту Закона N 70-ФЗ в настоящее время КоАП РФ предусматривает 1 280 составов административных правонарушений для юридических лиц, а также 327 составов, в которых индивидуальные предприниматели выделены как отдельный субъект. Поэтому для целей назначения административного наказания в виде штрафа недостаточно только приравнять социально ориентированные некоммерческие организации и субъекты малого и среднего предпринимательства, относящиеся к категориям микро- и малых предприятий, к индивидуальным предпринимателям. Необходимо предусмотреть и иные правовые механизмы, позволяющие снизить административную нагрузку на указанные выше субъекты. В связи с этим проектируемой статьей 4.1.2 КоАП РФ предлагается ограничить размер подлежащего уплате юридическими лицами - социально ориентированными некоммерческими организациями, а также малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, административного штрафа, предусмотренного санкциями соответствующих статей (частей статей) раздела II КоАП РФ (закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях), размером административного штрафа, который установлен в таких санкциях для индивидуальных предпринимателей, а если для индивидуальных предпринимателей в этих санкциях назначение административного наказания в виде административного штрафа не предусмотрено - размером штрафа, который не может составлять более 1/2 максимального размера и менее 1/2 минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридического лица (при наличии в санкции штрафа для должностного лица - не менее минимального размера штрафа для такого лица).
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)При этом согласно пояснительной записке к проекту Закона N 70-ФЗ в настоящее время КоАП РФ предусматривает 1 280 составов административных правонарушений для юридических лиц, а также 327 составов, в которых индивидуальные предприниматели выделены как отдельный субъект. Поэтому для целей назначения административного наказания в виде штрафа недостаточно только приравнять социально ориентированные некоммерческие организации и субъекты малого и среднего предпринимательства, относящиеся к категориям микро- и малых предприятий, к индивидуальным предпринимателям. Необходимо предусмотреть и иные правовые механизмы, позволяющие снизить административную нагрузку на указанные выше субъекты. В связи с этим проектируемой статьей 4.1.2 КоАП РФ предлагается ограничить размер подлежащего уплате юридическими лицами - социально ориентированными некоммерческими организациями, а также малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, административного штрафа, предусмотренного санкциями соответствующих статей (частей статей) раздела II КоАП РФ (закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях), размером административного штрафа, который установлен в таких санкциях для индивидуальных предпринимателей, а если для индивидуальных предпринимателей в этих санкциях назначение административного наказания в виде административного штрафа не предусмотрено - размером штрафа, который не может составлять более 1/2 максимального размера и менее 1/2 минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридического лица (при наличии в санкции штрафа для должностного лица - не менее минимального размера штрафа для такого лица).
"Индивидуальный предприниматель"
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Карсетская Е.В., Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Предприниматели, которые попадают в категорию микропредприятий, могут отказаться от утверждения локальных актов: правил трудового распорядка, положения об оплате труда, положения о премировании, графиков сменности и др. При этом все обязательные условия и гарантии надо включить непосредственно в трудовой договор.
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Карсетская Е.В., Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Предприниматели, которые попадают в категорию микропредприятий, могут отказаться от утверждения локальных актов: правил трудового распорядка, положения об оплате труда, положения о премировании, графиков сменности и др. При этом все обязательные условия и гарантии надо включить непосредственно в трудовой договор.
Статья: Тенденции уголовной политики в области охраны экономической деятельности в условиях цифровизации
(Нудель С.Л., Печегин Д.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 2)<3> В опросе приняли участие собственники (55,5%), руководители предприятий (27%), заместители руководителей предприятий (10,7%) и менеджеры (6,8%). Большинство опрошенных предпринимателей (93,3%) отнесли свой бизнес к категории микропредприятий, 5,5% респондентов - к категории малого, 0,5% - к категории среднего бизнеса.
(Нудель С.Л., Печегин Д.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 2)<3> В опросе приняли участие собственники (55,5%), руководители предприятий (27%), заместители руководителей предприятий (10,7%) и менеджеры (6,8%). Большинство опрошенных предпринимателей (93,3%) отнесли свой бизнес к категории микропредприятий, 5,5% респондентов - к категории малого, 0,5% - к категории среднего бизнеса.
Готовое решение: Дифференцированные налоговые ставки
(КонсультантПлюс, 2025)Такими признаками (свойствами), в частности, могут быть виды экономической деятельности, продукции, услуг, принадлежность к субъектам среднего или малого предпринимательства (включая микропредприятия). По этим критериям должно быть возможно проверить налогоплательщика на соответствие конкретной категории (Письмо Минфина России от 28.06.2021 N 03-11-06/2/50732);
(КонсультантПлюс, 2025)Такими признаками (свойствами), в частности, могут быть виды экономической деятельности, продукции, услуг, принадлежность к субъектам среднего или малого предпринимательства (включая микропредприятия). По этим критериям должно быть возможно проверить налогоплательщика на соответствие конкретной категории (Письмо Минфина России от 28.06.2021 N 03-11-06/2/50732);
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2024, N 15)Планируется отнести самозанятых к субъектам малого и среднего предпринимательства, приравняв их к категории микропредприятий. В связи с этим необходимо будет внести людей, применяющих НПД, в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Предполагается, что так самозанятым будут доступны меры поддержки малого бизнеса и даже участие в госзакупках с производимыми ими товарами или оказываемыми услугами.
("Главная книга", 2024, N 15)Планируется отнести самозанятых к субъектам малого и среднего предпринимательства, приравняв их к категории микропредприятий. В связи с этим необходимо будет внести людей, применяющих НПД, в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Предполагается, что так самозанятым будут доступны меры поддержки малого бизнеса и даже участие в госзакупках с производимыми ими товарами или оказываемыми услугами.
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Другой пример - критерии, определяющие лиц, признаваемых субъектами малого и среднего предпринимательства. Как уже упоминалось выше, речь идет о следующих критериях: организационно-правовая форма, среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год, доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (ст. 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства). Так, по критерию среднесписочной численности работников установлены абсолютные значения: до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек); от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий. Также Правительством Российской Федерации установлены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 120 млн рублей; малые предприятия - 800 млн рублей; средние предприятия - 2 млрд рублей <1>. При этом опять же абсолютные значения данных показателей без соотнесения с общим состоянием экономики и с иными индивидуализирующими микроэкономическими характеристиками (показателями) могут негативно отразиться на адекватности правового регулирования.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Другой пример - критерии, определяющие лиц, признаваемых субъектами малого и среднего предпринимательства. Как уже упоминалось выше, речь идет о следующих критериях: организационно-правовая форма, среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год, доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (ст. 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства). Так, по критерию среднесписочной численности работников установлены абсолютные значения: до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек); от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий. Также Правительством Российской Федерации установлены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 120 млн рублей; малые предприятия - 800 млн рублей; средние предприятия - 2 млрд рублей <1>. При этом опять же абсолютные значения данных показателей без соотнесения с общим состоянием экономики и с иными индивидуализирующими микроэкономическими характеристиками (показателями) могут негативно отразиться на адекватности правового регулирования.