Категории водительских прав
Подборка наиболее важных документов по запросу Категории водительских прав (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 172 "Порядок применения налоговых вычетов" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию ИФНС обоснованной, первичные документы по договорам поставки не содержат обязательных реквизитов: отсутствует ссылка на конкретный договор, данные о транспортировке и грузе, дата отгрузки. Транспортные накладные и путевые листы содержат ошибки в идентификационных данных водителей, несоответствие наименования товара, в качестве водителей грузовых транспортных средств указаны работники, не имеющие соответствующую категорию водительских прав. В отношении ряда документов результаты почерковедческой экспертизы подтверждают факт их подписания не руководителями и водителями, а иными лицами.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию ИФНС обоснованной, первичные документы по договорам поставки не содержат обязательных реквизитов: отсутствует ссылка на конкретный договор, данные о транспортировке и грузе, дата отгрузки. Транспортные накладные и путевые листы содержат ошибки в идентификационных данных водителей, несоответствие наименования товара, в качестве водителей грузовых транспортных средств указаны работники, не имеющие соответствующую категорию водительских прав. В отношении ряда документов результаты почерковедческой экспертизы подтверждают факт их подписания не руководителями и водителями, а иными лицами.
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Документы при приеме на работу водителя
(КонсультантПлюс, 2025)При приеме на работу водитель обязан предъявить работодателю водительское удостоверение соответствующей категории
(КонсультантПлюс, 2025)При приеме на работу водитель обязан предъявить работодателю водительское удостоверение соответствующей категории
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Для каких категорий водительских прав установлены требования по возрасту и стажу?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Категории российских водительских прав
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Категории российских водительских прав
Вопрос: У кандидата на прием на работу нет подходящей категории прав на управление транспортным средством. Его необходимо переобучить с категории "B" на категорию "D". Можно ли заключить ученический договор? Обязана ли организация выплачивать стипендию?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: У кандидата на прием на работу нет подходящей категории прав на управление транспортным средством. Его необходимо переобучить с категории "B" на категорию "D". Можно ли заключить ученический договор? Обязана ли организация выплачивать стипендию?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: У кандидата на прием на работу нет подходящей категории прав на управление транспортным средством. Его необходимо переобучить с категории "B" на категорию "D". Можно ли заключить ученический договор? Обязана ли организация выплачивать стипендию?
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О безопасности дорожного движения"1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее - право на управление транспортными средствами):
(ред. от 07.07.2025)
"О безопасности дорожного движения"1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее - право на управление транспортными средствами):
Постановление Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097
(ред. от 14.11.2024)
"О допуске к управлению транспортными средствами"
(вместе с "Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)25. Российские национальные и международные водительские удостоверения с разрешающими отметками в соответствующих графах подтверждают наличие права на управление транспортными средствами следующих категорий и входящих в них подкатегорий:
(ред. от 14.11.2024)
"О допуске к управлению транспортными средствами"
(вместе с "Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)25. Российские национальные и международные водительские удостоверения с разрешающими отметками в соответствующих графах подтверждают наличие права на управление транспортными средствами следующих категорий и входящих в них подкатегорий:
Ситуация: Как получить права на управление квадроциклом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Квадроцикл следует отличать от квадрицикла - мототранспортного средства, приравниваемого к мопедам и/или мотоциклам и предназначенного для движения по дорогам общего пользования, для управления которым необходимо наличие водительского удостоверения категории "M" (п. 1 ст. 25 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ; п. 1.2 Правил дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Квадроцикл следует отличать от квадрицикла - мототранспортного средства, приравниваемого к мопедам и/или мотоциклам и предназначенного для движения по дорогам общего пользования, для управления которым необходимо наличие водительского удостоверения категории "M" (п. 1 ст. 25 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ; п. 1.2 Правил дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090).
Ситуация: Что такое эмансипация несовершеннолетних?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Эмансипированный несовершеннолетний не приобретает прав и обязанностей, в отношении которых федеральным законом установлен возрастной ценз. Например, он не может получить водительские права, за исключением права на управление транспортными средствами категории "М" и подкатегории "А1". Также он не обязан содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и не может быть призван на военную службу (п. 1 ст. 87 СК РФ; п. 2 ст. 26 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ; п. 4 ст. 22 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ; п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Эмансипированный несовершеннолетний не приобретает прав и обязанностей, в отношении которых федеральным законом установлен возрастной ценз. Например, он не может получить водительские права, за исключением права на управление транспортными средствами категории "М" и подкатегории "А1". Также он не обязан содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и не может быть призван на военную службу (п. 1 ст. 87 СК РФ; п. 2 ст. 26 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ; п. 4 ст. 22 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ; п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996).
Статья: Правовое регулирование использования средств индивидуальной мобильности: российский опыт и мировая практика
(Бочанов М.А.)
("Современное право", 2025, N 5)С 1 марта 2023 г. в России действуют поправки в Правила дорожного движения, которые впервые закрепили понятие "средства индивидуальной мобильности". Согласно п. 1.2 ПДД СИМ определены как транспортные средства с электродвигателем, предназначенные для индивидуального передвижения, с ограничением скорости до 25 км/ч и массой до 35 кг. Однако законодательство не учитывает мощность двигателя, что приводит к правовой неопределенности. Например, электросамокаты мощностью свыше 0,25 кВт приравниваются к мопедам, что требует наличия водительских прав категории "М" [1].
(Бочанов М.А.)
("Современное право", 2025, N 5)С 1 марта 2023 г. в России действуют поправки в Правила дорожного движения, которые впервые закрепили понятие "средства индивидуальной мобильности". Согласно п. 1.2 ПДД СИМ определены как транспортные средства с электродвигателем, предназначенные для индивидуального передвижения, с ограничением скорости до 25 км/ч и массой до 35 кг. Однако законодательство не учитывает мощность двигателя, что приводит к правовой неопределенности. Например, электросамокаты мощностью свыше 0,25 кВт приравниваются к мопедам, что требует наличия водительских прав категории "М" [1].
Готовое решение: Какие есть особенности работы водителей автомобилей
(КонсультантПлюс, 2025)Убедитесь, что в водительском удостоверении в соответствующих графах проставлены разрешающие отметки, которые подтверждают право на управление транспортными средствами определенных категорий и входящих в них подкатегорий (п. 1 ст. 25 Закона о безопасности дорожного движения, п. 4 Порядка прохождения профессионального отбора и обучения). Если таких отметок нет, допускать водителя к управлению автомобилем запрещено (п. 12 Основных положений по допуску транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090). Иначе вас могут привлечь к ответственности по ст. 12.32 КоАП РФ;
(КонсультантПлюс, 2025)Убедитесь, что в водительском удостоверении в соответствующих графах проставлены разрешающие отметки, которые подтверждают право на управление транспортными средствами определенных категорий и входящих в них подкатегорий (п. 1 ст. 25 Закона о безопасности дорожного движения, п. 4 Порядка прохождения профессионального отбора и обучения). Если таких отметок нет, допускать водителя к управлению автомобилем запрещено (п. 12 Основных положений по допуску транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090). Иначе вас могут привлечь к ответственности по ст. 12.32 КоАП РФ;
Статья: Субъекты административной ответственности, установленной за несоблюдение перевозчиками требований об обязательном страховании своей гражданской ответственности и иные нарушения при перевозке пассажиров автомобильным транспортом
(Якимов А.Ю.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)Перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуществляться водителями, которые имеют водительское удостоверение на право управления транспортным средством категории "C" или подкатегории "C1" в течение 3 и более лет.
(Якимов А.Ю.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)Перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуществляться водителями, которые имеют водительское удостоверение на право управления транспортным средством категории "C" или подкатегории "C1" в течение 3 и более лет.
Ситуация: Нужны ли водительские права для управления скутером?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Водитель любого механического ТС обязан иметь водительское удостоверение на право управления ТС соответствующей категории. Право на управление скутером (транспортным средством категории "M") предоставляется без прохождения соответствующего профессионального обучения и без сдачи экзаменов при наличии у водителя права на управление ТС любой из категорий или подкатегорий и при отсутствии медицинских ограничений к управлению транспортными средствами категории "M" (п. 2.2 ст. 26 Закона N 196-ФЗ; п. 2.1.1 Правил дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Водитель любого механического ТС обязан иметь водительское удостоверение на право управления ТС соответствующей категории. Право на управление скутером (транспортным средством категории "M") предоставляется без прохождения соответствующего профессионального обучения и без сдачи экзаменов при наличии у водителя права на управление ТС любой из категорий или подкатегорий и при отсутствии медицинских ограничений к управлению транспортными средствами категории "M" (п. 2.2 ст. 26 Закона N 196-ФЗ; п. 2.1.1 Правил дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090).
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Однако в практике Верховного Суда РФ встречаются документы, не подпадающие под определение ни нормативного (и (или) индивидуального) акта, ни акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами. В качестве последних можно было бы рассматривать рекомендательные по форме акты. Например, Указания Департамента обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ от 27.09.2007 N 13/5-184 "О порядке замены водительских удостоверений с разрешенной категорией "Е", которые носят организационно-методический характер, предписаний нормативно-правового характера не содержат, не устанавливают новых правил поведения и не изменяют содержание и правовой смысл положений нормативных правовых актов <1>. В качестве другого примера можно привести официальные разъяснения органов государственной власти, которые не вводят новых правил, не дают толкований содержанию уже существующих правил, но разъясняют порядок их применения. Таковым Верховный Суд РФ признал, например, Официальные разъяснения Министерства транспорта РФ от 27.01.2012 N АН-25/650 об оформлении перевозочных документов с указанием кодов Гармонизированной номенклатуры грузов и Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов, несмотря на то, что арбитражными судами данное Официальное разъяснение применялось именно в качестве акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами <2>.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Однако в практике Верховного Суда РФ встречаются документы, не подпадающие под определение ни нормативного (и (или) индивидуального) акта, ни акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами. В качестве последних можно было бы рассматривать рекомендательные по форме акты. Например, Указания Департамента обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ от 27.09.2007 N 13/5-184 "О порядке замены водительских удостоверений с разрешенной категорией "Е", которые носят организационно-методический характер, предписаний нормативно-правового характера не содержат, не устанавливают новых правил поведения и не изменяют содержание и правовой смысл положений нормативных правовых актов <1>. В качестве другого примера можно привести официальные разъяснения органов государственной власти, которые не вводят новых правил, не дают толкований содержанию уже существующих правил, но разъясняют порядок их применения. Таковым Верховный Суд РФ признал, например, Официальные разъяснения Министерства транспорта РФ от 27.01.2012 N АН-25/650 об оформлении перевозочных документов с указанием кодов Гармонизированной номенклатуры грузов и Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов, несмотря на то, что арбитражными судами данное Официальное разъяснение применялось именно в качестве акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами <2>.
Статья: Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: некоторые итоги 10-летнего правоприменения
(Августина И.Д.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)Размытость границ административного судопроизводства демонстрирует, в частности, обширная судебная практика по рассмотрению исков прокурора о прекращении права конкретных граждан на управление транспортными средствами. К примеру, Белогорским городским судом (Амурская область) удовлетворен иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц к <Ф.И.О.> о прекращении действия права на управление транспортным средством по тем основаниям, что <Ф.И.О.> в установленном порядке было выдано водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории "B" и "C". В ходе прокурорской проверки было установлено, что <Ф.И.О.> состоит на диспансерном учете в наркологическом диспансере с диагнозом "наркомания", не имеет права осуществлять деятельность, связанную с источником повышенной опасности <8>.
(Августина И.Д.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)Размытость границ административного судопроизводства демонстрирует, в частности, обширная судебная практика по рассмотрению исков прокурора о прекращении права конкретных граждан на управление транспортными средствами. К примеру, Белогорским городским судом (Амурская область) удовлетворен иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц к <Ф.И.О.> о прекращении действия права на управление транспортным средством по тем основаниям, что <Ф.И.О.> в установленном порядке было выдано водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории "B" и "C". В ходе прокурорской проверки было установлено, что <Ф.И.О.> состоит на диспансерном учете в наркологическом диспансере с диагнозом "наркомания", не имеет права осуществлять деятельность, связанную с источником повышенной опасности <8>.
Статья: Актуальные проблемы административного законодательства в сфере дорожно-транспортного регулирования
(Салтыков Г.В., Шишменцев В.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Тем самым рассматриваемый вопрос сохраняет крайне весомую актуальность в условиях бурно развивающейся городской дорожно-транспортной сети. Необходимо принять во внимание факт появления на рынке ряда новых доступных моделей средств индивидуальной мобильности, таких как гироскутеры или моноколеса, а также постепенное увеличение их максимальной скорости, которая в настоящее время может превышать как среднюю скорость автомобильного потока на отдельных участках дорог и трасс, так и общий параметр средней скорости в городской среде. Данное обстоятельство в совокупности с актуализированной проблемой ненадлежащей квалификации водителей, отсутствием административных превенций, а также принимаемым уполномоченными органами государственной власти нерационализированным законодательством позволяет констатировать высокий уровень травмоопасности на дороге. Более того, законодатель рассматривает <7> всякое средство индивидуальной мобильности, чья удельная мощность превышает значение 250 Ватт и максимальная скорость до 50 км/ч, в качестве мопедов. Тем самым возникает требование получения соответствующей категории водительских прав, что в условиях объективной технической неприспособленности самих средств индивидуальной мобильности не представляется возможным (у большинства гироскутеров при приобретении отсутствуют как габаритные огни, так и зеркала заднего вида). В некоторых случаях конструктивные признаки рассматриваемого средства индивидуальной мобильности не позволяют установить на него ряд необходимых для обеспечения безопасности дорожного движения приборов. Совокупность данных факторов, а также ненадлежащий уровень деятельности центра организации дорожного движения позволяют установить возрастающую тенденцию к ДТП с участием транспортных средств, пешеходов и средств индивидуальной мобильности.
(Салтыков Г.В., Шишменцев В.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Тем самым рассматриваемый вопрос сохраняет крайне весомую актуальность в условиях бурно развивающейся городской дорожно-транспортной сети. Необходимо принять во внимание факт появления на рынке ряда новых доступных моделей средств индивидуальной мобильности, таких как гироскутеры или моноколеса, а также постепенное увеличение их максимальной скорости, которая в настоящее время может превышать как среднюю скорость автомобильного потока на отдельных участках дорог и трасс, так и общий параметр средней скорости в городской среде. Данное обстоятельство в совокупности с актуализированной проблемой ненадлежащей квалификации водителей, отсутствием административных превенций, а также принимаемым уполномоченными органами государственной власти нерационализированным законодательством позволяет констатировать высокий уровень травмоопасности на дороге. Более того, законодатель рассматривает <7> всякое средство индивидуальной мобильности, чья удельная мощность превышает значение 250 Ватт и максимальная скорость до 50 км/ч, в качестве мопедов. Тем самым возникает требование получения соответствующей категории водительских прав, что в условиях объективной технической неприспособленности самих средств индивидуальной мобильности не представляется возможным (у большинства гироскутеров при приобретении отсутствуют как габаритные огни, так и зеркала заднего вида). В некоторых случаях конструктивные признаки рассматриваемого средства индивидуальной мобильности не позволяют установить на него ряд необходимых для обеспечения безопасности дорожного движения приборов. Совокупность данных факторов, а также ненадлежащий уровень деятельности центра организации дорожного движения позволяют установить возрастающую тенденцию к ДТП с участием транспортных средств, пешеходов и средств индивидуальной мобильности.
Ситуация: Как получить водительское удостоверение?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу срок выдачи ВУ при условии последовательного и успешного выполнения вами всех установленных процедур в зависимости от категории ТС, на право управления которым получается ВУ. Так, в случае выдачи ВУ на право управления транспортными средствами категорий "A" и "M" и подкатегорий "A1" и "B1" он не должен превышать 15 рабочих дней, а при выдаче ВУ на право управления транспортными средствами категорий "B", "C", "D", "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1", "D1", "C1E" и "D1E" - 30 рабочих дней со дня приема к рассмотрению документов (п. п. 24, 221 Административного регламента).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу срок выдачи ВУ при условии последовательного и успешного выполнения вами всех установленных процедур в зависимости от категории ТС, на право управления которым получается ВУ. Так, в случае выдачи ВУ на право управления транспортными средствами категорий "A" и "M" и подкатегорий "A1" и "B1" он не должен превышать 15 рабочих дней, а при выдаче ВУ на право управления транспортными средствами категорий "B", "C", "D", "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1", "D1", "C1E" и "D1E" - 30 рабочих дней со дня приема к рассмотрению документов (п. п. 24, 221 Административного регламента).