Категории риска в пожарном надзоре
Подборка наиболее важных документов по запросу Категории риска в пожарном надзоре (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Порядок проведения проверок МЧС России
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как установлено судами... на основании распоряжения... вынесенного главным государственным инспектором... по пожарному надзору... с целью исполнения ежегодного плана проведения плановых проверок... в отношении объектов защиты... ООО... отнесенного к категории среднего риска, расположенных по адресу: г. Благовещенск, ул. Социалистическая, 74... проведена плановая выездная проверка.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как установлено судами... на основании распоряжения... вынесенного главным государственным инспектором... по пожарному надзору... с целью исполнения ежегодного плана проведения плановых проверок... в отношении объектов защиты... ООО... отнесенного к категории среднего риска, расположенных по адресу: г. Благовещенск, ул. Социалистическая, 74... проведена плановая выездная проверка.
Решение Архангельского областного суда от 24.10.2023 N 7п-209/2023 (УИД 29RS0022-01-2023-001681-67)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ за повторное нарушение требований пожарной безопасности, совершенное на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска.
Решение: Отказано.Наличие постановления о привлечении организации к административной ответственности по части 12 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, не свидетельствует о привлечении указанного лица к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение, поскольку в рамках настоящего дела юридическое лицо подвергнуто административному наказанию по части 2.1 статьи 20.4 указанного Кодекса за нарушение требований пожарной безопасности совершенное на объекте защиты, отнесенном к категории высокого риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ за повторное нарушение требований пожарной безопасности, совершенное на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска.
Решение: Отказано.Наличие постановления о привлечении организации к административной ответственности по части 12 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, не свидетельствует о привлечении указанного лица к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение, поскольку в рамках настоящего дела юридическое лицо подвергнуто административному наказанию по части 2.1 статьи 20.4 указанного Кодекса за нарушение требований пожарной безопасности совершенное на объекте защиты, отнесенном к категории высокого риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как МЧС России контролирует соблюдение организациями требований пожарной безопасности
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу объекты относятся к определенной категории риска органами государственного пожарного надзора в соответствии с установленными порядком и критериями, а подразделениями государственного пожарного надзора - на основании НПА федеральных органов исполнительной власти (п. 40 Положения о пожарном надзоре). Перечни объектов надзора, которым присвоены категории риска, ведут органы государственного пожарного надзора (п. 51 Положения о пожарном надзоре). Узнать, к какой категории отнесен ваш объект, вы можете:
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу объекты относятся к определенной категории риска органами государственного пожарного надзора в соответствии с установленными порядком и критериями, а подразделениями государственного пожарного надзора - на основании НПА федеральных органов исполнительной власти (п. 40 Положения о пожарном надзоре). Перечни объектов надзора, которым присвоены категории риска, ведут органы государственного пожарного надзора (п. 51 Положения о пожарном надзоре). Узнать, к какой категории отнесен ваш объект, вы можете:
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Подходы к категорированию объектов контроля (надзора) вряд ли можно назвать совершенными. Во-первых, используются формальные критерии. Например, в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре установлено, что отнесение объекта защиты к определенной категории риска осуществляется на основании критериев, изложенных в приложении к этому Положению. В то же время для отдельных объектов категории риска определены в самом Положении, т.е. категоризация уже проведена Правительством РФ (в частности, многоквартирные дома высотой до 28 м, автостоянки, открытые склады лесоматериалов отнесены к категории умеренного риска).
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Подходы к категорированию объектов контроля (надзора) вряд ли можно назвать совершенными. Во-первых, используются формальные критерии. Например, в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре установлено, что отнесение объекта защиты к определенной категории риска осуществляется на основании критериев, изложенных в приложении к этому Положению. В то же время для отдельных объектов категории риска определены в самом Положении, т.е. категоризация уже проведена Правительством РФ (в частности, многоквартирные дома высотой до 28 м, автостоянки, открытые склады лесоматериалов отнесены к категории умеренного риска).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 N 290
(ред. от 27.08.2025)
"О федеральном государственном пожарном надзоре"
(вместе с "Положением о федеральном государственном пожарном надзоре")Отнесение к определенной категории риска осуществляется органами государственного пожарного надзора на основании порядка и критериев отнесения объектов защиты к определенной категории риска согласно приложению N 2, а подразделениями государственного пожарного надзора - на основании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
(ред. от 27.08.2025)
"О федеральном государственном пожарном надзоре"
(вместе с "Положением о федеральном государственном пожарном надзоре")Отнесение к определенной категории риска осуществляется органами государственного пожарного надзора на основании порядка и критериев отнесения объектов защиты к определенной категории риска согласно приложению N 2, а подразделениями государственного пожарного надзора - на основании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 N 806
(ред. от 28.09.2022)
"О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности")а) решением главного государственного инспектора субъекта Российской Федерации по пожарному надзору (его заместителя) - при отнесении к категории высокого риска;
(ред. от 28.09.2022)
"О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности")а) решением главного государственного инспектора субъекта Российской Федерации по пожарному надзору (его заместителя) - при отнесении к категории высокого риска;
Статья: Законодательство о пожарной безопасности: итоги "регуляторной гильотины"
(Немченко С.Б., Маханов В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)- органы государственного пожарного надзора;
(Немченко С.Б., Маханов В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)- органы государственного пожарного надзора;
Статья: Размышления о роли смысловой ошибки в толковании законодательства о контроле (надзоре) и о состоянии ведомственного контроля
(Зубарев С.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Можно было бы согласиться с мнением профессора С.М. Зырянова: "...Продолжение дискуссии о соотношении контроля и надзора не имеет смысла, тем более что все основные аргументы pro et contra уже неоднократно приводились в многочисленных работах, опубликованных за последние полвека" <5>, если бы смешение указанных понятий не приводило к парадоксам и проблемам на практике. Ярким примером здесь является ситуация, сложившаяся с федеральным государственным пожарным надзором, когда сами пожарно-спасательные части выступают его объектом, а субъектом - вышестоящий орган МЧС России. В реестре МЧС России содержится 1 071 запись о категорированных объектах самого этого министерства. Так, под N 20647971 фигурирует пожарно-спасательная часть N 15 по охране Зеленоградского городского округа Калининградской области. Этот объект отнесен к категории умеренного риска. Субъектом надзора обозначено МЧС России, а в качестве контролируемого лица почему-то значится ГУ МЧС России по Калининградской области <6>. Таким образом, в системе надзорной деятельности МЧС России со всеми вытекающими правовыми последствиями задействованы три структуры одного федерального органа исполнительной власти, находящиеся в непосредственной организационной подчиненности. Возникает также вопрос: а есть ли там внутриведомственный контроль?
(Зубарев С.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Можно было бы согласиться с мнением профессора С.М. Зырянова: "...Продолжение дискуссии о соотношении контроля и надзора не имеет смысла, тем более что все основные аргументы pro et contra уже неоднократно приводились в многочисленных работах, опубликованных за последние полвека" <5>, если бы смешение указанных понятий не приводило к парадоксам и проблемам на практике. Ярким примером здесь является ситуация, сложившаяся с федеральным государственным пожарным надзором, когда сами пожарно-спасательные части выступают его объектом, а субъектом - вышестоящий орган МЧС России. В реестре МЧС России содержится 1 071 запись о категорированных объектах самого этого министерства. Так, под N 20647971 фигурирует пожарно-спасательная часть N 15 по охране Зеленоградского городского округа Калининградской области. Этот объект отнесен к категории умеренного риска. Субъектом надзора обозначено МЧС России, а в качестве контролируемого лица почему-то значится ГУ МЧС России по Калининградской области <6>. Таким образом, в системе надзорной деятельности МЧС России со всеми вытекающими правовыми последствиями задействованы три структуры одного федерального органа исполнительной власти, находящиеся в непосредственной организационной подчиненности. Возникает также вопрос: а есть ли там внутриведомственный контроль?
Статья: Обеспечение пожарной безопасности жилого сектора: административно-правовые и организационные проблемы, вопросы пожарного надзора
(Евдокимов А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)В статье рассмотрены административно-правовые и организационные вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов проживания людей. Несмотря на то что именно данная категория объектов является наиболее потенциально опасной, вопросы пожарной безопасности жилого сектора представляются фактически полностью неурегулированными в административно-правовом поле, не до конца изученными в теоретическом смысле. Отмечается, что пожарная безопасность жилого сектора, являющаяся функцией системы обеспечения пожарной безопасности, не выделена в отдельную категорию, не обозначена в качестве целей государственной политики в области пожарной безопасности, вопросы государственного пожарного надзора в рассматриваемой сфере не обладают признаками системности, в связи с чем административно-правовое регулирование риска возникновения пожаров в жилье фактически не осуществляется.
(Евдокимов А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)В статье рассмотрены административно-правовые и организационные вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов проживания людей. Несмотря на то что именно данная категория объектов является наиболее потенциально опасной, вопросы пожарной безопасности жилого сектора представляются фактически полностью неурегулированными в административно-правовом поле, не до конца изученными в теоретическом смысле. Отмечается, что пожарная безопасность жилого сектора, являющаяся функцией системы обеспечения пожарной безопасности, не выделена в отдельную категорию, не обозначена в качестве целей государственной политики в области пожарной безопасности, вопросы государственного пожарного надзора в рассматриваемой сфере не обладают признаками системности, в связи с чем административно-правовое регулирование риска возникновения пожаров в жилье фактически не осуществляется.
Последние изменения: Проверки государственного пожарного надзора (контроль (надзор) за соблюдением законодательства о пожарной безопасности)
(КонсультантПлюс, 2025)при размещении в многоквартирных жилых домах высотой до 28 метров помещений, не являющихся помещениями жилищного фонда, а также нежилых помещений и (или) машино-мест, являющихся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома, в соответствии с жилищным законодательством РФ категория риска присваивается по совокупности критериев, относящих объект к более высокой категории риска (п. 40 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре);
(КонсультантПлюс, 2025)при размещении в многоквартирных жилых домах высотой до 28 метров помещений, не являющихся помещениями жилищного фонда, а также нежилых помещений и (или) машино-мест, являющихся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома, в соответствии с жилищным законодательством РФ категория риска присваивается по совокупности критериев, относящих объект к более высокой категории риска (п. 40 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре);
Статья: Проверки соблюдения требований пожарной безопасности в 2023 году
(Подкопаев М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 4)Порядок и критерии отнесения объектов к определенной категории риска в целях пожарного надзора содержатся в приложении к Положению. Любая организация может выяснить, к какой категории риска относится принадлежащий ей объект, на региональном сайте МЧС по соответствующему субъекту РФ <4>.
(Подкопаев М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 4)Порядок и критерии отнесения объектов к определенной категории риска в целях пожарного надзора содержатся в приложении к Положению. Любая организация может выяснить, к какой категории риска относится принадлежащий ей объект, на региональном сайте МЧС по соответствующему субъекту РФ <4>.
"LegalTech в сфере предпринимательской деятельности: монография"
(отв. ред. И.В. Ершова, О.В. Сушкова)
("Проспект", 2023)Следует отметить и меры по нефинансовой поддержке. Согласно Постановлению Правительства от 10.03.2022 N 336 <1> установлен мораторий на проведение в 2022 г. плановых проверок бизнеса, за исключением мероприятий в рамках санитарно-эпидемиологического контроля объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска (детских садов, школ, детских лагерей и других организующих отдых и оздоровление детей учреждений, отвечающих за питание детей предприятий, родильных домов и перинатальных центров, организаций, предоставляющих социальные услуги с обеспечением проживания, предприятий, осуществляющих деятельность по водоподготовке и водоснабжению; государственного пожарного надзора в отношении таких отнесенных к категории чрезвычайно высокого и высокого риска объектов, как организации, обеспечивающие реализацию дошкольного и общего образования, отдых и оздоровление детей, роддома, перинатальные центры, учреждения, предоставляющие социальные услуги с обеспечением проживания; государственного надзора в области промышленной безопасности в отношении производственных объектов, отнесенных ко II классу опасности; государственного ветеринарного контроля).
(отв. ред. И.В. Ершова, О.В. Сушкова)
("Проспект", 2023)Следует отметить и меры по нефинансовой поддержке. Согласно Постановлению Правительства от 10.03.2022 N 336 <1> установлен мораторий на проведение в 2022 г. плановых проверок бизнеса, за исключением мероприятий в рамках санитарно-эпидемиологического контроля объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска (детских садов, школ, детских лагерей и других организующих отдых и оздоровление детей учреждений, отвечающих за питание детей предприятий, родильных домов и перинатальных центров, организаций, предоставляющих социальные услуги с обеспечением проживания, предприятий, осуществляющих деятельность по водоподготовке и водоснабжению; государственного пожарного надзора в отношении таких отнесенных к категории чрезвычайно высокого и высокого риска объектов, как организации, обеспечивающие реализацию дошкольного и общего образования, отдых и оздоровление детей, роддома, перинатальные центры, учреждения, предоставляющие социальные услуги с обеспечением проживания; государственного надзора в области промышленной безопасности в отношении производственных объектов, отнесенных ко II классу опасности; государственного ветеринарного контроля).
Статья: Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации": организационно-правовой анализ
(Евдокимов А.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Иными словами, необходимо просчитать общее количество объектов, подлежащих проверке согласно имеющимся категориям риска, определить достаточность ресурсов для проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
(Евдокимов А.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Иными словами, необходимо просчитать общее количество объектов, подлежащих проверке согласно имеющимся категориям риска, определить достаточность ресурсов для проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Статья: Четыре изменения в охране труда в 2025 году
(Кочерова Л., Герасименко Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 5)К сведению. С 01.04.2025 действует обновленный порядок отнесения объектов к категории риска причинения вреда (ущерба) в результате пожаров. От этого зависит, как часто могут проводить контрольные (надзорные) мероприятия. Подробнее см. в Постановлении Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502 (в ред. от 17.04.2024) "О внесении изменений в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре".
(Кочерова Л., Герасименко Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 5)К сведению. С 01.04.2025 действует обновленный порядок отнесения объектов к категории риска причинения вреда (ущерба) в результате пожаров. От этого зависит, как часто могут проводить контрольные (надзорные) мероприятия. Подробнее см. в Постановлении Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502 (в ред. от 17.04.2024) "О внесении изменений в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре".
Статья: Система профилактических мероприятий, применяемых при осуществлении государственного контроля (надзора): оценка регулирующего воздействия
(Евдокимов А.С., Сергун П.П.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)<5> Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре" // СЗ РФ. 2012. N 17. Ст. 1964.
(Евдокимов А.С., Сергун П.П.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)<5> Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре" // СЗ РФ. 2012. N 17. Ст. 1964.