Кассовый разрыв
Подборка наиболее важных документов по запросу Кассовый разрыв (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 251 "Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, материнской компанией был выдан заем с целевым назначением "для покрытия кассовых разрывов по контракту, выплаты заработной платы и страховых взносов". В последующем стороны договорились о квалификации прощенных заемных обязательств по договорам займа в безвозмездную передачу имущества (денежных средств), полученного от материнской компании.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, материнской компанией был выдан заем с целевым назначением "для покрытия кассовых разрывов по контракту, выплаты заработной платы и страховых взносов". В последующем стороны договорились о квалификации прощенных заемных обязательств по договорам займа в безвозмездную передачу имущества (денежных средств), полученного от материнской компании.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Механизм возмещения НДС - один из инструментов ускорения оборачиваемости денежных средств
(Вольфус Е., Гребенчук А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 10)В условиях сегодняшних реалий многие компании сталкиваются с недостатком ликвидности и необходимостью ускорения оборачиваемости денежных средств. Существуют различные инструменты, позволяющие бизнесу решить эти проблемы и избежать кассовых разрывов. Одним из них является механизм возмещения НДС в заявительном порядке. Об этом и поговорим.
(Вольфус Е., Гребенчук А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 10)В условиях сегодняшних реалий многие компании сталкиваются с недостатком ликвидности и необходимостью ускорения оборачиваемости денежных средств. Существуют различные инструменты, позволяющие бизнесу решить эти проблемы и избежать кассовых разрывов. Одним из них является механизм возмещения НДС в заявительном порядке. Об этом и поговорим.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.1998 N 192-ФЗ
(ред. от 03.12.2008)
"О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики"погашение в установленном порядке по взаимным расчетам федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации ранее полученных ими бюджетных ссуд на выплаты задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы, а также на покрытие кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, на сумму до 8,0 млрд. рублей;
(ред. от 03.12.2008)
"О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики"погашение в установленном порядке по взаимным расчетам федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации ранее полученных ими бюджетных ссуд на выплаты задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы, а также на покрытие кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, на сумму до 8,0 млрд. рублей;
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2024 N 40
"О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона от 29 мая 2024 года N 107-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"4. Судам следует учитывать, что при наличии задолженности в размере, превышающем пороговое значение, неплатежеспособность должника предполагается (абзац тридцать седьмой статьи 2, пункт 2 статьи 6 и пункт 2 статьи 33 Закона о банкротстве). Однако при рассмотрении обоснованности заявления кредитора суд вправе отказать во введении процедуры банкротства, если должник докажет, что он, несмотря на временные финансовые затруднения (например, обусловленные кассовым разрывом), с учетом планируемых поступлений денежных средств сможет исполнить свои обязательства с наступившим сроком исполнения (пункт 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), абзац тринадцатый пункта 3 статьи 48, абзац седьмой пункта 3 статьи 213.6 Закона о банкротстве).
"О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона от 29 мая 2024 года N 107-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"4. Судам следует учитывать, что при наличии задолженности в размере, превышающем пороговое значение, неплатежеспособность должника предполагается (абзац тридцать седьмой статьи 2, пункт 2 статьи 6 и пункт 2 статьи 33 Закона о банкротстве). Однако при рассмотрении обоснованности заявления кредитора суд вправе отказать во введении процедуры банкротства, если должник докажет, что он, несмотря на временные финансовые затруднения (например, обусловленные кассовым разрывом), с учетом планируемых поступлений денежных средств сможет исполнить свои обязательства с наступившим сроком исполнения (пункт 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), абзац тринадцатый пункта 3 статьи 48, абзац седьмой пункта 3 статьи 213.6 Закона о банкротстве).
Статья: Проблема квалификации деяния, предусмотренного ст. 199 Уголовного кодекса РФ, по субъективным признакам
(Савченко М.М., Клещенко Ю.Г.)
("Российский следователь", 2025, N 6)Сведение мотива уклонения от уплаты исключительно к корыстным интересам собственников организации, ее руководства или третьих лиц является ошибочным. При определенных обстоятельствах основным мотивом является обеспечение функционирования организации-налогоплательщика в условиях высокой конкуренции, преодоление неизбежных кризисных явлений в экономике, сохранение рабочих мест путем своевременной выплаты ЗП, поддержание имущества организации в работоспособном состоянии, покрытие кассовых разрывов, переходящих в убыточное состояние.
(Савченко М.М., Клещенко Ю.Г.)
("Российский следователь", 2025, N 6)Сведение мотива уклонения от уплаты исключительно к корыстным интересам собственников организации, ее руководства или третьих лиц является ошибочным. При определенных обстоятельствах основным мотивом является обеспечение функционирования организации-налогоплательщика в условиях высокой конкуренции, преодоление неизбежных кризисных явлений в экономике, сохранение рабочих мест путем своевременной выплаты ЗП, поддержание имущества организации в работоспособном состоянии, покрытие кассовых разрывов, переходящих в убыточное состояние.
Статья: Методы стимулирования оборота цифровых прав как нового вида имущества, используемого при международных расчетах
(Сафонова Т.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, NN 2, 3)Существенное затруднение доступа для российских заемщиков к мировому рынку капитала, высокая нагрузка на бюджет, связанная со значительными расходами последних лет, высокая ключевая ставка привели к резкому сокращению инвестиционных программ крупных холдингов, а у средних и мелких участников рынка по этим же причинам возникают кассовые разрывы в денежных потоках, которые трудно закрыть заемными средствами.
(Сафонова Т.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, NN 2, 3)Существенное затруднение доступа для российских заемщиков к мировому рынку капитала, высокая нагрузка на бюджет, связанная со значительными расходами последних лет, высокая ключевая ставка привели к резкому сокращению инвестиционных программ крупных холдингов, а у средних и мелких участников рынка по этим же причинам возникают кассовые разрывы в денежных потоках, которые трудно закрыть заемными средствами.
Статья: Готовятся правительственные поправки в Налоговый кодекс
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 17)Планируется изменить порядок уплаты налога, если окончание срока его уплаты приходится на нерабочий день. Сейчас в такой ситуации крайний срок, когда нужно заплатить налог, - ближайший следующий рабочий день. В целях сокращения рисков кассовых разрывов из-за растущих к концу месяца расходов предлагается считать последним днем для уплаты налога предшествующий рабочий день, если последний день срока приходится на нерабочий день (новая редакция п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 17)Планируется изменить порядок уплаты налога, если окончание срока его уплаты приходится на нерабочий день. Сейчас в такой ситуации крайний срок, когда нужно заплатить налог, - ближайший следующий рабочий день. В целях сокращения рисков кассовых разрывов из-за растущих к концу месяца расходов предлагается считать последним днем для уплаты налога предшествующий рабочий день, если последний день срока приходится на нерабочий день (новая редакция п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Под кассовым планом понимается прогноз поступлений в бюджет и перечислений из бюджета в текущем финансовом году в целях определения прогнозного состояния единого счета бюджета, включая временный кассовый разрыв и объем временно свободных средств (ст. 217.1 БК РФ). Финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом) устанавливает порядок составления и ведения кассового плана, а также состав и сроки представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана. Составление и ведение кассового плана осуществляется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) или уполномоченным органом исполнительной власти (местной администрации). Составление и ведение кассового плана исполнения федерального бюджета осуществляет Федеральное казначейство.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Под кассовым планом понимается прогноз поступлений в бюджет и перечислений из бюджета в текущем финансовом году в целях определения прогнозного состояния единого счета бюджета, включая временный кассовый разрыв и объем временно свободных средств (ст. 217.1 БК РФ). Финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом) устанавливает порядок составления и ведения кассового плана, а также состав и сроки представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана. Составление и ведение кассового плана осуществляется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) или уполномоченным органом исполнительной власти (местной администрации). Составление и ведение кассового плана исполнения федерального бюджета осуществляет Федеральное казначейство.
"Правовая адгезия, или Реабилитация по-французски: о значимости компромисса в урегулировании несостоятельности"
(Ионцев М.А.)
("Статут", 2023)Безусловно, такое разделение может принести практическую пользу, ведь разработчики законопроекта, по сути, подчеркивают, что несостоятельность может возникнуть до принятия судебного решения. Однако определение по-прежнему не содержит признаков наличия классификации видов несостоятельности. Но более существенным недостатком этого определения является то, что в любой экономической обстановке ни один должник (за редчайшим исключением) не способен удовлетворить все требования кредиторов в полном объеме. Видимо, разработчики законопроекта имели в виду длящуюся неспособность должника погашать долги в ординарном порядке, т.е. согласно обязательствам. Однако сейчас даже временный кассовый разрыв подпадает под определение несостоятельности, как в соответствии с законом, так и согласно законопроекту.
(Ионцев М.А.)
("Статут", 2023)Безусловно, такое разделение может принести практическую пользу, ведь разработчики законопроекта, по сути, подчеркивают, что несостоятельность может возникнуть до принятия судебного решения. Однако определение по-прежнему не содержит признаков наличия классификации видов несостоятельности. Но более существенным недостатком этого определения является то, что в любой экономической обстановке ни один должник (за редчайшим исключением) не способен удовлетворить все требования кредиторов в полном объеме. Видимо, разработчики законопроекта имели в виду длящуюся неспособность должника погашать долги в ординарном порядке, т.е. согласно обязательствам. Однако сейчас даже временный кассовый разрыв подпадает под определение несостоятельности, как в соответствии с законом, так и согласно законопроекту.
Статья: Новые правила уплаты государственной пошлины в делах о банкротстве
(Раздьяконов Е.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 8)В 2024 году состоялся целый ряд значимых изменений, сформировавших новые правила уплаты государственной пошлины в целом и по делам о несостоятельности (банкротстве) в частности. Прежде всего они были реализованы через Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 за 2024 г. (утв. Президиумом ВС РФ 29 мая 2024 г.) (далее - Обзор N 1) и позднее в Федеральном законе от 8 августа 2024 г. N 259-ФЗ. Эти изменения касаются увеличения размера государственной пошлины и появления новых оснований для ее уплаты. В доктрине обоснованно отмечается зависимость реализации права на обращение в суд от государственной пошлины <1>. На сегодняшний день следует констатировать, что реализация права на судебную защиту стала значительно дороже прежде всего для истца (заявителя), поскольку именно он должен уплатить госпошлину до момента обращения в суд. Истец, заявивший обоснованный иск, в итоге получает присуждение своих расходов по уплате госпошлины с ответчика, но для истца, во-первых, возникает "кассовый разрыв" (вся пошлина должна быть уплачена до обращение в суд, а право на ее получение с ответчика возникает после вступления в законную силу судебного акта, которым решен вопрос по судебным расходам). Во-вторых, необходимо учитывать, что не все судебные акты о присуждении судебных расходов будут исполнены, так как реальное их исполнение зависит от экономического положения должника. А в случае его несостоятельности шанс возместить судебные расходы за счет такого должника еще меньше. Таким образом, истец (заявитель) имеет обязанность уплатить госпошлину, но не имеет реального правового механизма, безусловно гарантирующего возмещение пошлины за счет ответчика (должника). Несмотря на отдельные позиции, высказанные ранее за существенное увеличение размера госпошлин <2>, текущее положение дел дает основание утверждать, что судебный процесс стал дороже прежде всего для истца (заявителя), и именно на его действия по обращению в суд накладывает ограничение увеличение размера госпошлин. Судебных споров станет меньше не потому, что нарушители прав станут добровольно исполнять требования истцов и прочих заинтересованных лиц, опасаясь того, что по итогу судебного разбирательства на них возложат пошлину в новом, увеличенном размере, а потому, что истцы и прочие заинтересованные лица будут воздерживаться от обращения в суд. Мотивами станут наличие сомнений в экономической состоятельности ответчика (должника), отсутствие перспективы возмещения пошлины за его счет, а также негативные экономические последствия от кассового разрыва. Да, существуют процессуальные льготы по уплате госпошлины при обращении в суд, но действующая правоприменительная практика их предоставления такова, что любое более-менее работающее предприятие не сможет доказать наличие оснований для их применения. Например, если у предприятия есть обороты по счету и какой-то остаток денежных средств в моменте, из которых можно уплатить государственную пошлину или закупить сырье для продолжения производственного процесса, то такое предприятие с учетом сложившейся правоприменительной практики не имеет оснований для получения процессуальной льготы по уплате госпошлины. Обязанность рассчитаться за приобретенное сырье не имеет приоритета в исполнении по сравнению с госпошлиной. Значит такое предприятие будет вынуждено выбирать: продолжить производство, закупив сырье, или уплатить пошлину за обращение в суд. Новый максимальный размер пошлины за обращение в арбитражный суд повышен до 10 000 000 руб., что для отдельных субъектов гражданского оборота уже сопоставимо с затратами по основным видам деятельности.
(Раздьяконов Е.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 8)В 2024 году состоялся целый ряд значимых изменений, сформировавших новые правила уплаты государственной пошлины в целом и по делам о несостоятельности (банкротстве) в частности. Прежде всего они были реализованы через Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 за 2024 г. (утв. Президиумом ВС РФ 29 мая 2024 г.) (далее - Обзор N 1) и позднее в Федеральном законе от 8 августа 2024 г. N 259-ФЗ. Эти изменения касаются увеличения размера государственной пошлины и появления новых оснований для ее уплаты. В доктрине обоснованно отмечается зависимость реализации права на обращение в суд от государственной пошлины <1>. На сегодняшний день следует констатировать, что реализация права на судебную защиту стала значительно дороже прежде всего для истца (заявителя), поскольку именно он должен уплатить госпошлину до момента обращения в суд. Истец, заявивший обоснованный иск, в итоге получает присуждение своих расходов по уплате госпошлины с ответчика, но для истца, во-первых, возникает "кассовый разрыв" (вся пошлина должна быть уплачена до обращение в суд, а право на ее получение с ответчика возникает после вступления в законную силу судебного акта, которым решен вопрос по судебным расходам). Во-вторых, необходимо учитывать, что не все судебные акты о присуждении судебных расходов будут исполнены, так как реальное их исполнение зависит от экономического положения должника. А в случае его несостоятельности шанс возместить судебные расходы за счет такого должника еще меньше. Таким образом, истец (заявитель) имеет обязанность уплатить госпошлину, но не имеет реального правового механизма, безусловно гарантирующего возмещение пошлины за счет ответчика (должника). Несмотря на отдельные позиции, высказанные ранее за существенное увеличение размера госпошлин <2>, текущее положение дел дает основание утверждать, что судебный процесс стал дороже прежде всего для истца (заявителя), и именно на его действия по обращению в суд накладывает ограничение увеличение размера госпошлин. Судебных споров станет меньше не потому, что нарушители прав станут добровольно исполнять требования истцов и прочих заинтересованных лиц, опасаясь того, что по итогу судебного разбирательства на них возложат пошлину в новом, увеличенном размере, а потому, что истцы и прочие заинтересованные лица будут воздерживаться от обращения в суд. Мотивами станут наличие сомнений в экономической состоятельности ответчика (должника), отсутствие перспективы возмещения пошлины за его счет, а также негативные экономические последствия от кассового разрыва. Да, существуют процессуальные льготы по уплате госпошлины при обращении в суд, но действующая правоприменительная практика их предоставления такова, что любое более-менее работающее предприятие не сможет доказать наличие оснований для их применения. Например, если у предприятия есть обороты по счету и какой-то остаток денежных средств в моменте, из которых можно уплатить государственную пошлину или закупить сырье для продолжения производственного процесса, то такое предприятие с учетом сложившейся правоприменительной практики не имеет оснований для получения процессуальной льготы по уплате госпошлины. Обязанность рассчитаться за приобретенное сырье не имеет приоритета в исполнении по сравнению с госпошлиной. Значит такое предприятие будет вынуждено выбирать: продолжить производство, закупив сырье, или уплатить пошлину за обращение в суд. Новый максимальный размер пошлины за обращение в арбитражный суд повышен до 10 000 000 руб., что для отдельных субъектов гражданского оборота уже сопоставимо с затратами по основным видам деятельности.
"Залог обязательственных прав: осмысление института в парадигме решений отечественного правопорядка: монография"
(Волчанский М.А.)
("Статут", 2024)Целью настоящей работы не является всестороннее исследование понятия каузы, в связи с чем ограничимся лишь короткой ремаркой о том, что автором будет браться за основу позиция о том, что кауза представляет собой зависимость юридической сделки от осуществления или неосуществления предположений сторон, которые послужили стимулом к заключению юридического акта. При этом речь идет не о любом предположении (мотиве), побуждающем стороны к осуществлению сделки, но именно о непосредственно близлежащей типизированной "правовой цели", зафиксированной в юридической форме <1>. К примеру, по общему правилу вне зависимости от побудительных стимулов сторон передать вещь взамен денег (будь то необходимость купить срочно, получить деньги для покупки автомобиля, закрыть кассовый разрыв или избавиться от внешне неприятной вещи) типизированной непосредственной правовой целью для сторон будет emptio-venditio <2>.
(Волчанский М.А.)
("Статут", 2024)Целью настоящей работы не является всестороннее исследование понятия каузы, в связи с чем ограничимся лишь короткой ремаркой о том, что автором будет браться за основу позиция о том, что кауза представляет собой зависимость юридической сделки от осуществления или неосуществления предположений сторон, которые послужили стимулом к заключению юридического акта. При этом речь идет не о любом предположении (мотиве), побуждающем стороны к осуществлению сделки, но именно о непосредственно близлежащей типизированной "правовой цели", зафиксированной в юридической форме <1>. К примеру, по общему правилу вне зависимости от побудительных стимулов сторон передать вещь взамен денег (будь то необходимость купить срочно, получить деньги для покупки автомобиля, закрыть кассовый разрыв или избавиться от внешне неприятной вещи) типизированной непосредственной правовой целью для сторон будет emptio-venditio <2>.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, материнской компанией был выдан заем с целевым назначением "для покрытия кассовых разрывов по контракту, выплаты заработной платы и страховых взносов". В последующем стороны договорились о квалификации прощенных заемных обязательств по договорам займа в безвозмездную передачу имущества (денежных средств), полученных от материнской компании.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, материнской компанией был выдан заем с целевым назначением "для покрытия кассовых разрывов по контракту, выплаты заработной платы и страховых взносов". В последующем стороны договорились о квалификации прощенных заемных обязательств по договорам займа в безвозмездную передачу имущества (денежных средств), полученных от материнской компании.
Статья: Новая модель рассмотрения требований и другие нововведения в банкротстве: что они означают для кредитора
(Смирных А.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2025, N 1)Верховный Суд РФ склонился ко второй позиции, указав в п. 4 Постановления N 40, что "при наличии задолженности в размере, превышающем пороговое значение, неплатежеспособность должника предполагается; однако при рассмотрении обоснованности заявления кредитора суд вправе отказать во введении процедуры банкротства, если должник докажет, что он, несмотря на временные финансовые затруднения (например, обусловленные кассовым разрывом), с учетом планируемых поступлений денежных средств сможет исполнить свои обязательства с наступившим сроком исполнения".
(Смирных А.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2025, N 1)Верховный Суд РФ склонился ко второй позиции, указав в п. 4 Постановления N 40, что "при наличии задолженности в размере, превышающем пороговое значение, неплатежеспособность должника предполагается; однако при рассмотрении обоснованности заявления кредитора суд вправе отказать во введении процедуры банкротства, если должник докажет, что он, несмотря на временные финансовые затруднения (например, обусловленные кассовым разрывом), с учетом планируемых поступлений денежных средств сможет исполнить свои обязательства с наступившим сроком исполнения".
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Разработчиками проекта Закона 2016 г. N 366-ФЗ наряду с прочим отмечалось следующее: механизм выплаты вознаграждения из федерального бюджета имеет ряд существенных недостатков; формируются длинные кассовые разрывы между получением продавцом права на продажу имущества и поступлением первых средств от успешных сделок (на практике проходит порядка одного года); это может существенно дестабилизировать деятельность продавца, который несет существенные издержки, связанные с подготовкой имущества к продаже; несколько улучшить данную ситуацию может переход на оплату вознаграждения продавца за счет победителя аукциона (или иной формы продажи) за счет средств покупателя отдельно от оплаты им цены продажи имущества. Данный принцип применяется аукционными организациями по всему миру и является традиционной формой организации взаимоотношений между организатором торгов и покупателем.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Разработчиками проекта Закона 2016 г. N 366-ФЗ наряду с прочим отмечалось следующее: механизм выплаты вознаграждения из федерального бюджета имеет ряд существенных недостатков; формируются длинные кассовые разрывы между получением продавцом права на продажу имущества и поступлением первых средств от успешных сделок (на практике проходит порядка одного года); это может существенно дестабилизировать деятельность продавца, который несет существенные издержки, связанные с подготовкой имущества к продаже; несколько улучшить данную ситуацию может переход на оплату вознаграждения продавца за счет победителя аукциона (или иной формы продажи) за счет средств покупателя отдельно от оплаты им цены продажи имущества. Данный принцип применяется аукционными организациями по всему миру и является традиционной формой организации взаимоотношений между организатором торгов и покупателем.