Кассовое обслуживание исполнения бюджета
Подборка наиболее важных документов по запросу Кассовое обслуживание исполнения бюджета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как учитывать операции на счете 0 202 00 000 "Средства на счетах бюджета"
(КонсультантПлюс, 2025)Счет 0 202 00 000 применяют финансовые органы для отражения в бюджетном учете операций по движению средств бюджетов всех уровней, находящихся на казначейских, банковских счетах в рублях, в иностранной валюте и драгоценных металлах при осуществлении кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ (п. 181 Инструкции N 157н, п. п. 55 - 59 Инструкции N 162н).
(КонсультантПлюс, 2025)Счет 0 202 00 000 применяют финансовые органы для отражения в бюджетном учете операций по движению средств бюджетов всех уровней, находящихся на казначейских, банковских счетах в рублях, в иностранной валюте и драгоценных металлах при осуществлении кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ (п. 181 Инструкции N 157н, п. п. 55 - 59 Инструкции N 162н).
Готовое решение: Как казенному учреждению заполнить и представить отчет о движении денежных средств (ф. 0503123)
(КонсультантПлюс, 2025)на счетах в подразделениях Банка России, кредитных организациях, органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджета, органах Федерального казначейства;
(КонсультантПлюс, 2025)на счетах в подразделениях Банка России, кредитных организациях, органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджета, органах Федерального казначейства;
Нормативные акты
Приказ Казначейства России от 14.05.2020 N 21н
(ред. от 05.12.2024)
"О Порядке казначейского обслуживания"
(Зарегистрировано в Минюсте России 13.07.2020 N 58914)Зарегистрировано в Минюсте России 13 июля 2020 г. N 58914
(ред. от 05.12.2024)
"О Порядке казначейского обслуживания"
(Зарегистрировано в Минюсте России 13.07.2020 N 58914)Зарегистрировано в Минюсте России 13 июля 2020 г. N 58914
"Казенные учреждения: бюджетный учет и отчетность: Учебник"
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)- на счетах в подразделениях ЦБ РФ, кредитных организациях, органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджета;
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)- на счетах в подразделениях ЦБ РФ, кредитных организациях, органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджета;
"Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Учебное пособие"
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)- знать законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации бюджетного процесса, межбюджетных отношений, финансово-экономического планирования; основные положения законодательства Российской Федерации и нормативные правовые акты, регулирующие деятельность в сфере закупок; структуру бюджетной системы Российской Федерации, принципы ее построения; участников бюджетного процесса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и их полномочия; сущность и структуру бюджетной классификации Российской Федерации и порядок ее применения; порядок формирования доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и основы их разграничения между звеньями бюджетной системы; порядок определения дефицита бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и источников его финансирования; особенности правового положения казенных, бюджетных и автономных учреждений; порядок формирования государственного (муниципального) задания и определения размеров субсидий, выделяемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; основы исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи; процедуры исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по доходам и расходам; порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; действующие нормативные правовые акты, регулирующие порядок планирования и финансирования деятельности государственных и муниципальных учреждений; типы государственных и муниципальных учреждений и порядок их деятельности; методику расчета основных показателей деятельности государственных и муниципальных учреждений; порядок установления и применения систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений; методику определения расходов на оплату труда и других затрат на содержание учреждений; порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений; порядок составления, утверждения и ведения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений; особенности составления закупочной документации, методы определения и обоснования начальных (максимальных) цен контракта и порядок организации проведения закупок;
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)- знать законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации бюджетного процесса, межбюджетных отношений, финансово-экономического планирования; основные положения законодательства Российской Федерации и нормативные правовые акты, регулирующие деятельность в сфере закупок; структуру бюджетной системы Российской Федерации, принципы ее построения; участников бюджетного процесса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и их полномочия; сущность и структуру бюджетной классификации Российской Федерации и порядок ее применения; порядок формирования доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и основы их разграничения между звеньями бюджетной системы; порядок определения дефицита бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и источников его финансирования; особенности правового положения казенных, бюджетных и автономных учреждений; порядок формирования государственного (муниципального) задания и определения размеров субсидий, выделяемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; основы исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи; процедуры исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по доходам и расходам; порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; действующие нормативные правовые акты, регулирующие порядок планирования и финансирования деятельности государственных и муниципальных учреждений; типы государственных и муниципальных учреждений и порядок их деятельности; методику расчета основных показателей деятельности государственных и муниципальных учреждений; порядок установления и применения систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений; методику определения расходов на оплату труда и других затрат на содержание учреждений; порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений; порядок составления, утверждения и ведения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений; особенности составления закупочной документации, методы определения и обоснования начальных (максимальных) цен контракта и порядок организации проведения закупок;
Вопрос: О включении организаций - получателей средств бюджета Союзного государства в Реестр участников бюджетного процесса, а также юрлиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.
(Письмо Минфина России от 14.02.2025 N 02-11-08/14051)<4> Порядок открытия и ведения лицевых счетов по учету средств бюджета Союзного государства, доведения объемов финансирования, кассового обслуживания исполнения бюджета Союзного государства и санкционирования расходов получателей средств бюджета Союзного государства на территории Российской Федерации, утвержденный Распоряжением Государственного секретаря Союзного государства от 28 декабря 2016 г. N 60-ргс (далее - Распоряжение N 60-ргс).
(Письмо Минфина России от 14.02.2025 N 02-11-08/14051)<4> Порядок открытия и ведения лицевых счетов по учету средств бюджета Союзного государства, доведения объемов финансирования, кассового обслуживания исполнения бюджета Союзного государства и санкционирования расходов получателей средств бюджета Союзного государства на территории Российской Федерации, утвержденный Распоряжением Государственного секретаря Союзного государства от 28 декабря 2016 г. N 60-ргс (далее - Распоряжение N 60-ргс).
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)В части, касающейся бюджетных полномочий, Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, бюджетному мониторингу в системе казначейских платежей, кассовому обслуживанию исполнения бюджета Союзного государства, управлению остатками средств на едином казначейском счете и едином счете федерального бюджета, контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, проведению анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций), и анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита, проведению ежегодной проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, ведению бюджетного учета отдельных органов исполнительной власти (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений).
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)В части, касающейся бюджетных полномочий, Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, бюджетному мониторингу в системе казначейских платежей, кассовому обслуживанию исполнения бюджета Союзного государства, управлению остатками средств на едином казначейском счете и едином счете федерального бюджета, контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, проведению анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций), и анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита, проведению ежегодной проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, ведению бюджетного учета отдельных органов исполнительной власти (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений).
Статья: Идентификация дотационности территориальных бюджетов и их типологизация
(Таштамиров М.Р.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 4)- исполнительный орган государственной власти субъекта РФ не может заключать соглашения о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетов, входящих в его состав муниципальных образований, указанных в ст. 215 БК РФ;
(Таштамиров М.Р.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 4)- исполнительный орган государственной власти субъекта РФ не может заключать соглашения о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетов, входящих в его состав муниципальных образований, указанных в ст. 215 БК РФ;
Статья: Разъяснения Минфина о применении бюджетных мер принуждения
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 6)Здесь же отметим, что финансовым органом может быть принято решение об отказе в применении бюджетных мер принуждения в случае указания в поступившем в финансовый орган уведомлении суммы средств без учета объемов средств, использованных с бюджетным нарушением и возмещенных по информации, поступившей от органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, в полном объеме в доход соответствующего бюджета до направления уведомления (пп. "е" п. 7 Правил N 91).
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 6)Здесь же отметим, что финансовым органом может быть принято решение об отказе в применении бюджетных мер принуждения в случае указания в поступившем в финансовый орган уведомлении суммы средств без учета объемов средств, использованных с бюджетным нарушением и возмещенных по информации, поступившей от органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, в полном объеме в доход соответствующего бюджета до направления уведомления (пп. "е" п. 7 Правил N 91).
"Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (январь 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)При этом в соответствии с пунктами 2, 3 статьи 103 Закона о контрактной системе информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения направляется заказчиками в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)При этом в соответствии с пунктами 2, 3 статьи 103 Закона о контрактной системе информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения направляется заказчиками в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Статья: Бюджетно-правовое регулирование системы казначейских платежей
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2022, N 12)Появление главы о системе казначейских платежей обусловлено эволюционным развитием кассового устройства бюджетной системы России - структурного элемента бюджетного права, берущего свое начало с кассового устройства государственных финансов Российской империи <1>. В первоначальной редакции БК РФ эта группа бюджетных отношений формировала институт "казначейское исполнение бюджетов" <2>, а в период с 2005 г. по 2021 г. - "кассовое обслуживание исполнения бюджетов" <3>.
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2022, N 12)Появление главы о системе казначейских платежей обусловлено эволюционным развитием кассового устройства бюджетной системы России - структурного элемента бюджетного права, берущего свое начало с кассового устройства государственных финансов Российской империи <1>. В первоначальной редакции БК РФ эта группа бюджетных отношений формировала институт "казначейское исполнение бюджетов" <2>, а в период с 2005 г. по 2021 г. - "кассовое обслуживание исполнения бюджетов" <3>.
Статья: Организуем контроль при переходе на СГС "Единый план счетов"
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 2)Органы, осуществляющие кассовое обслуживание и финансовые органы, ежедневно систематизируют данные по кассовому обслуживанию и исполнению бюджета. Субъекты учета систематизируют данные в главной книге не реже одного раза в месяц, а органы Федерального казначейства - ежедневно.
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 2)Органы, осуществляющие кассовое обслуживание и финансовые органы, ежедневно систематизируют данные по кассовому обслуживанию и исполнению бюджета. Субъекты учета систематизируют данные в главной книге не реже одного раза в месяц, а органы Федерального казначейства - ежедневно.
Статья: Некоторые аспекты функционирования электронного документооборота в налоговых правоотношениях
(Анисина К.Т.)
("Финансовое право", 2022, N 7)<35> Постановление Правительства Российской Федерации от июля 2020 г. N 1018 "О видах юридических лиц и подведомственных им организаций, которым и работникам которых создаются и выдаются квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи удостоверяющим центром федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
(Анисина К.Т.)
("Финансовое право", 2022, N 7)<35> Постановление Правительства Российской Федерации от июля 2020 г. N 1018 "О видах юридических лиц и подведомственных им организаций, которым и работникам которых создаются и выдаются квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи удостоверяющим центром федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".