Картельный сговор 44-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Картельный сговор 44-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Картельный сговор в закупке: доказательства и фикции
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 4)Процедура электронного аукциона (ст. 59 - 71 Закона N 44-ФЗ) сама по себе способствует развитию конкуренции в закупках, она создает полноценные условия для появления игроков, не имеющих договоренностей как с другими участниками, так и с заказчиком (устроителем торга). Неслучайно в специальной литературе подобные торги именуют анонимными или торгами "под девизами" <4>. Подобная анонимная процедура в электронной форме сама по себе нивелирует возможности каких-либо картельных сговоров. Участники электронного аукциона выступают под номерами, а потому ни заказчик, ни участники аукциона не располагают сведениями о том, кто есть кто (ст. 59, 66 Закона N 44-ФЗ). Участники торгов не могут достоверно знать (и даже обладать информацией), кто именно выступает их конкурентами (соперниками) в конкретном аукционном соревновании, какие-либо идентификационные данные отсутствуют <5>.
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 4)Процедура электронного аукциона (ст. 59 - 71 Закона N 44-ФЗ) сама по себе способствует развитию конкуренции в закупках, она создает полноценные условия для появления игроков, не имеющих договоренностей как с другими участниками, так и с заказчиком (устроителем торга). Неслучайно в специальной литературе подобные торги именуют анонимными или торгами "под девизами" <4>. Подобная анонимная процедура в электронной форме сама по себе нивелирует возможности каких-либо картельных сговоров. Участники электронного аукциона выступают под номерами, а потому ни заказчик, ни участники аукциона не располагают сведениями о том, кто есть кто (ст. 59, 66 Закона N 44-ФЗ). Участники торгов не могут достоверно знать (и даже обладать информацией), кто именно выступает их конкурентами (соперниками) в конкретном аукционном соревновании, какие-либо идентификационные данные отсутствуют <5>.
Статья: Проблемы законодательного регулирования и правоприменительной практики при описании объекта закупки медицинских изделий под товар единственного производителя по Закону о контрактной системе
(Андрусенко С.П.)
("Медицинское право", 2024, N 1)Основными проблемами правоприменительной практики, согласно Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), являются соблюдение баланса между удовлетворением потребности заказчика и недопущением ограничения конкуренции, картельных сговоров <1>, а также минимизация коррупциогенных факторов.
(Андрусенко С.П.)
("Медицинское право", 2024, N 1)Основными проблемами правоприменительной практики, согласно Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), являются соблюдение баланса между удовлетворением потребности заказчика и недопущением ограничения конкуренции, картельных сговоров <1>, а также минимизация коррупциогенных факторов.
Нормативные акты
Решение Калужского УФАС России от 13.07.2023 N 040/06/105-600/2023
Обстоятельства: По мнению Заявителя, комиссия уполномоченного органа в нарушение требований Закона о контрактной системе рассмотрела заявки участников.
Решение: Признать жалобу необоснованной.4. В связи с тем, что для исследования обстоятельств возможного картельного сговора требуется совершение дополнительных процессуальных действий, а также необходимость получения дополнительной информации и документов, которые не могут быть реализованы в рамках рассмотрения жалобы в порядке Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необходимости передачи материалов жалобы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.07.2006 N 135- ФЗ "О защите конкуренции".
Обстоятельства: По мнению Заявителя, комиссия уполномоченного органа в нарушение требований Закона о контрактной системе рассмотрела заявки участников.
Решение: Признать жалобу необоснованной.4. В связи с тем, что для исследования обстоятельств возможного картельного сговора требуется совершение дополнительных процессуальных действий, а также необходимость получения дополнительной информации и документов, которые не могут быть реализованы в рамках рассмотрения жалобы в порядке Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необходимости передачи материалов жалобы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.07.2006 N 135- ФЗ "О защите конкуренции".
Решение Вологодского УФАС России от 01.11.2023 N 035/06/33-799/2023(04-11/299-23)
Суть жалобы: В технической документации приведены не выполнимые для исполнителя требования, приводящие к ограничению конкуренции.
Решение: Жалоба признана необоснованной, так как приобретение запасных частей, принадлежностей и работ возможно любой компанией, потребность заказчика в установлении характеристик, условий и требований оказания услуг не опровергнута.В жалобе Заявитель указывает на то, что "В технической документации в пункте N 280 приведены не выполнимые требования для ИСПОЛНИТЕЛЯ приводящие к ограничению конкуренции и нарушению закона РФ, а именно - ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ и ст. 6, ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ".
Суть жалобы: В технической документации приведены не выполнимые для исполнителя требования, приводящие к ограничению конкуренции.
Решение: Жалоба признана необоснованной, так как приобретение запасных частей, принадлежностей и работ возможно любой компанией, потребность заказчика в установлении характеристик, условий и требований оказания услуг не опровергнута.В жалобе Заявитель указывает на то, что "В технической документации в пункте N 280 приведены не выполнимые требования для ИСПОЛНИТЕЛЯ приводящие к ограничению конкуренции и нарушению закона РФ, а именно - ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ и ст. 6, ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ".
Вопрос: О подаче жалобы в рамках общественного контроля в случае картельного сговора при проведении аукциона.
(Письмо Минфина России от 10.12.2015 N 02-10-07/72250)Принимая во внимание, что ФАС России не является подведомственной Минфину России службой, чтобы дать соответствующее поручение о проведении проверки на предмет картельного сговора при проведении аукциона, а также то, что Минфин России не является органом государственной власти, осуществляющим контроль в сфере закупок, сообщаем, что необходимо обратиться в ФАС России или в орган местного самоуправления муниципального образования, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, либо подать жалобу в порядке, установленном главой 6 Закона N 44-ФЗ.
(Письмо Минфина России от 10.12.2015 N 02-10-07/72250)Принимая во внимание, что ФАС России не является подведомственной Минфину России службой, чтобы дать соответствующее поручение о проведении проверки на предмет картельного сговора при проведении аукциона, а также то, что Минфин России не является органом государственной власти, осуществляющим контроль в сфере закупок, сообщаем, что необходимо обратиться в ФАС России или в орган местного самоуправления муниципального образования, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, либо подать жалобу в порядке, установленном главой 6 Закона N 44-ФЗ.
Статья: О картельных сговорах при закупках по Закону N 44-ФЗ. Административная практика
(Милонаец О.В.)
("Прогосзаказ.рф", 2018, N 5)О КАРТЕЛЬНЫХ СГОВОРАХ ПРИ ЗАКУПКАХ ПО ЗАКОНУ N 44-ФЗ.
(Милонаец О.В.)
("Прогосзаказ.рф", 2018, N 5)О КАРТЕЛЬНЫХ СГОВОРАХ ПРИ ЗАКУПКАХ ПО ЗАКОНУ N 44-ФЗ.
Статья: Уголовная ответственность за ограничение конкуренции: проблемы и перспективы
(Есаков Г.А.)
("Закон", 2019, N 8)<27> Важно подчеркнуть, что в описываемой ситуации нет очевидного противоречия с антимонопольной практикой констатации картельного соглашения и нарушения ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции. Логика антимонопольных органов увязана с запретом картелей per se и допущением того, что "своими действиями участники аукциона поддержали цену заключаемого контракта на более высоком уровне, чем тот, которого можно было бы достичь при добросовестных конкурентных торгах" (см.: Милонаец О.В. О картельных сговорах при закупках по Закону N 44-ФЗ // Прогосзаказ.рф. 2017. N 12. С. 34). Эта логика формально-юридического допущения состоятельна как раз ввиду характера запрета и отсутствия необходимости доказывать реальное поддержание цен на торгах при рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства. Уголовное же право идет дальше, ему необходимо не допущение, а реальное последствие, и здесь срабатывают уже уголовно-правовые конструкции причинной связи. Необходимо отметить, что разъяснение ФАС России N 14 "О квалификации соглашений хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах" (утв. Протоколом Президиума от 30.05.2018 N 7) требует при номинальности участия в торгах также устанавливать причинно-следственную связь между соглашением участников торгов и наступившими (потенциальными) последствиями в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах. Помимо этой общей формулировки, разъяснение ФАС России не приводит каких-либо юридических критериев для установления причинно-следственной связи. Ход мыслей ведомства, по всей видимости, строится на допущении того, что за изъятием картельного соглашения номинальные участники действовали бы добросовестно на торгах и цены бы снижались; однако правильное построение здесь таково, что за изъятием картельного соглашения номинальные участники вообще не принимали бы участия в торгах и, как результат, цены оставались бы вообще без изменений.
(Есаков Г.А.)
("Закон", 2019, N 8)<27> Важно подчеркнуть, что в описываемой ситуации нет очевидного противоречия с антимонопольной практикой констатации картельного соглашения и нарушения ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции. Логика антимонопольных органов увязана с запретом картелей per se и допущением того, что "своими действиями участники аукциона поддержали цену заключаемого контракта на более высоком уровне, чем тот, которого можно было бы достичь при добросовестных конкурентных торгах" (см.: Милонаец О.В. О картельных сговорах при закупках по Закону N 44-ФЗ // Прогосзаказ.рф. 2017. N 12. С. 34). Эта логика формально-юридического допущения состоятельна как раз ввиду характера запрета и отсутствия необходимости доказывать реальное поддержание цен на торгах при рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства. Уголовное же право идет дальше, ему необходимо не допущение, а реальное последствие, и здесь срабатывают уже уголовно-правовые конструкции причинной связи. Необходимо отметить, что разъяснение ФАС России N 14 "О квалификации соглашений хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах" (утв. Протоколом Президиума от 30.05.2018 N 7) требует при номинальности участия в торгах также устанавливать причинно-следственную связь между соглашением участников торгов и наступившими (потенциальными) последствиями в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах. Помимо этой общей формулировки, разъяснение ФАС России не приводит каких-либо юридических критериев для установления причинно-следственной связи. Ход мыслей ведомства, по всей видимости, строится на допущении того, что за изъятием картельного соглашения номинальные участники действовали бы добросовестно на торгах и цены бы снижались; однако правильное построение здесь таково, что за изъятием картельного соглашения номинальные участники вообще не принимали бы участия в торгах и, как результат, цены оставались бы вообще без изменений.
Статья: О картельных сговорах при закупках по Закону N 44-ФЗ
(Милонаец О.В.)
("Прогосзаказ.рф", 2017, N 12)О КАРТЕЛЬНЫХ СГОВОРАХ ПРИ ЗАКУПКАХ ПО ЗАКОНУ N 44-ФЗ
(Милонаец О.В.)
("Прогосзаказ.рф", 2017, N 12)О КАРТЕЛЬНЫХ СГОВОРАХ ПРИ ЗАКУПКАХ ПО ЗАКОНУ N 44-ФЗ
Статья: Наиболее распространенные стратегии реализации картелей и иных антиконкурентных соглашений на торгах
(Тесленко А.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2019, N 2)<14> Милонаец О.В. О картельных сговорах при закупках по Закону N 44-ФЗ // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2017. N 12. С. 30 - 35.
(Тесленко А.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2019, N 2)<14> Милонаец О.В. О картельных сговорах при закупках по Закону N 44-ФЗ // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2017. N 12. С. 30 - 35.
Статья: Определение НМЦК для закупки лекарственных средств
(Шадрина Т.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 1)В случае если на участие в закупке не подано ни одной заявки, заказчиком может быть проведена повторная подготовка к электронному аукциону в соответствии с Законом N 44-ФЗ и установленным Порядком N 871н расчетом НМЦК. При этом заказчикам рекомендовано провести анализ причин отсутствия заявок, в том числе в целях своевременного информирования ФАС и ее территориальных органов о возможных картельных сговорах.
(Шадрина Т.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 1)В случае если на участие в закупке не подано ни одной заявки, заказчиком может быть проведена повторная подготовка к электронному аукциону в соответствии с Законом N 44-ФЗ и установленным Порядком N 871н расчетом НМЦК. При этом заказчикам рекомендовано провести анализ причин отсутствия заявок, в том числе в целях своевременного информирования ФАС и ее территориальных органов о возможных картельных сговорах.
Статья: Управление закупками по Закону N 223-ФЗ: регламенты, риски, результаты
(Созаева Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)В прошлом выпуске журнала мы затронули проблематику риск-ориентированного управления закупками в рамках контрактной системы, обсудили, почему профилактика рисков в закупках - это не только борьба с коррупцией, картельными сговорами и нецелевыми расходами, но управленческие промахи и недоработки, которые нарушением бюджетно-финансового законодательства не являются, однако приводят к простоям, ущербу для заказчика. В этой же статье мы рассмотрим, какие есть особенности организации работы закупочных служб, взаимодействия с внутренним заказчиком у организаций, закупающих уже в рамках Закона N 223-ФЗ.
(Созаева Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)В прошлом выпуске журнала мы затронули проблематику риск-ориентированного управления закупками в рамках контрактной системы, обсудили, почему профилактика рисков в закупках - это не только борьба с коррупцией, картельными сговорами и нецелевыми расходами, но управленческие промахи и недоработки, которые нарушением бюджетно-финансового законодательства не являются, однако приводят к простоям, ущербу для заказчика. В этой же статье мы рассмотрим, какие есть особенности организации работы закупочных служб, взаимодействия с внутренним заказчиком у организаций, закупающих уже в рамках Закона N 223-ФЗ.
Статья: Как быть с "лишней" информацией в первых частях заявок участников закупок
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2019, N 5)Основными преимуществами электронизации закупок являются развитие конкуренции путем широкого доступа потенциальных участников к процедурам; анонимность подачи заявки, способствующая минимизации коррупционной составляющей (сговора, картельных соглашений) и, конечно же, их открытость для контроля со стороны как уполномоченных органов, так и простых граждан.
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2019, N 5)Основными преимуществами электронизации закупок являются развитие конкуренции путем широкого доступа потенциальных участников к процедурам; анонимность подачи заявки, способствующая минимизации коррупционной составляющей (сговора, картельных соглашений) и, конечно же, их открытость для контроля со стороны как уполномоченных органов, так и простых граждан.