Карта градостроительного зонирования
Подборка наиболее важных документов по запросу Карта градостроительного зонирования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Земельный налог: Налоговый орган исчислил (доначислил) земельный налог исходя из кадастровой стоимости, с которой не согласен Налогоплательщик
(КонсультантПлюс, 2025)выкопировкой из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования, картой градостроительного зонирования, правилами застройки и землепользования городского округа или другими документами, подтверждающими расположение участка в соответствующей градостроительной зоне с установленными разрешенными видами использования >>>
(КонсультантПлюс, 2025)выкопировкой из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования, картой градостроительного зонирования, правилами застройки и землепользования городского округа или другими документами, подтверждающими расположение участка в соответствующей градостроительной зоне с установленными разрешенными видами использования >>>
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 30 "Правила землепользования и застройки" Градостроительного кодекса РФ"Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, границы которых согласно требованиям части 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в обязательном порядке отображаются на картах градостроительного зонирования, Земельным кодексом Российской Федерации отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий, их установление направлено на обеспечение уровня безопасности населения при эксплуатации объектов соответствующего класса опасности в штатном режиме (статьи 104 - 106 Земельного кодекса Российской Федерации)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как изменить вид разрешенного использования объекта капитального строительства (в том числе здания)
(КонсультантПлюс, 2025)утверждены ли для вашего муниципального образования Правила землепользования и застройки (ПЗЗ). Они включают в себя карту градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон, и градостроительные регламенты (п. п. 2, 3 ч. 2, ч. 4 ст. 30 ГрК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)утверждены ли для вашего муниципального образования Правила землепользования и застройки (ПЗЗ). Они включают в себя карту градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон, и градостроительные регламенты (п. п. 2, 3 ч. 2, ч. 4 ст. 30 ГрК РФ).
Готовое решение: Как внести изменения в правила землепользования и застройки
(КонсультантПлюс, 2025)территориальные зоны, то есть зоны, для которых в ПЗЗ определены границы и градостроительные регламенты. Они устанавливаются на карте градостроительного зонирования, которая входит в состав ПЗЗ (п. 7 ст. 1, п. 1 ч. 2, ч. 4 ст. 30 ГрК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)территориальные зоны, то есть зоны, для которых в ПЗЗ определены границы и градостроительные регламенты. Они устанавливаются на карте градостроительного зонирования, которая входит в состав ПЗЗ (п. 7 ст. 1, п. 1 ч. 2, ч. 4 ст. 30 ГрК РФ);
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 5-ФКЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"4. Нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики могут быть предусмотрены подготовка и утверждение генерального плана муниципального округа или городского округа либо применительно к населенному пункту, входящему в состав муниципального округа или городского округа. В такой генеральный план включаются карты градостроительного зонирования и градостроительные регламенты в отношении земельных участков и объектов капитального строительства. Такой генеральный план утверждается органом исполнительной власти Донецкой Народной Республики. В этом случае порядок, предусмотренный Градостроительным кодексом Российской Федерации, не распространяется в отношении подготовки и утверждения генерального плана муниципального округа или городского округа, правил землепользования и застройки муниципальных округов, городских округов. Порядок подготовки, согласования, утверждения такого генерального плана, его состав и содержание, а также порядок проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проекту такого генерального плана устанавливается нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"4. Нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики могут быть предусмотрены подготовка и утверждение генерального плана муниципального округа или городского округа либо применительно к населенному пункту, входящему в состав муниципального округа или городского округа. В такой генеральный план включаются карты градостроительного зонирования и градостроительные регламенты в отношении земельных участков и объектов капитального строительства. Такой генеральный план утверждается органом исполнительной власти Донецкой Народной Республики. В этом случае порядок, предусмотренный Градостроительным кодексом Российской Федерации, не распространяется в отношении подготовки и утверждения генерального плана муниципального округа или городского округа, правил землепользования и застройки муниципальных округов, городских округов. Порядок подготовки, согласования, утверждения такого генерального плана, его состав и содержание, а также порядок проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проекту такого генерального плана устанавливается нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 8-ФКЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области"4. Нормативными правовыми актами Херсонской области могут быть предусмотрены подготовка и утверждение генерального плана муниципального округа или городского округа либо применительно к населенному пункту, входящему в состав муниципального округа или городского округа. В такой генеральный план включаются карты градостроительного зонирования и градостроительные регламенты в отношении земельных участков и объектов капитального строительства. Такой генеральный план утверждается органом исполнительной власти Херсонской области. В этом случае порядок, предусмотренный Градостроительным кодексом Российской Федерации, не распространяется в отношении подготовки и утверждения генерального плана муниципального округа или городского округа, правил землепользования и застройки муниципальных округов, городских округов. Порядок подготовки, согласования, утверждения такого генерального плана, его состав и содержание, а также порядок проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проекту такого генерального плана устанавливается нормативными правовыми актами Херсонской области, принятыми по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области"4. Нормативными правовыми актами Херсонской области могут быть предусмотрены подготовка и утверждение генерального плана муниципального округа или городского округа либо применительно к населенному пункту, входящему в состав муниципального округа или городского округа. В такой генеральный план включаются карты градостроительного зонирования и градостроительные регламенты в отношении земельных участков и объектов капитального строительства. Такой генеральный план утверждается органом исполнительной власти Херсонской области. В этом случае порядок, предусмотренный Градостроительным кодексом Российской Федерации, не распространяется в отношении подготовки и утверждения генерального плана муниципального округа или городского округа, правил землепользования и застройки муниципальных округов, городских округов. Порядок подготовки, согласования, утверждения такого генерального плана, его состав и содержание, а также порядок проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проекту такого генерального плана устанавливается нормативными правовыми актами Херсонской области, принятыми по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Статья: Изменение подхода к делению земель на категории в условиях развития городских агломераций
(Лисина Н.Л., Баев В.Д.)
("Журнал российского права", 2023, N 11)В то же время принятие правил землепользования и застройки городской агломерации органом законодательной власти субъекта РФ будет сложным процессом. Законодательный процесс на уровне региона представляется более длительным, внесение изменений в нормативный правовой акт займет много времени, что может снизить эффективность реализации агломерационных проектов. Также нужно учитывать размер территории городской агломерации, которая может включать большое количество муниципальных образований даже в пределах одного субъекта РФ (например, Северо-Кузбасская агломерация состоит из 22 муниципальных образований), что создает объективные трудности для подготовки нормативного правового акта (в том числе и карты градостроительного зонирования), определения территориальных зон, включая многоцелевые.
(Лисина Н.Л., Баев В.Д.)
("Журнал российского права", 2023, N 11)В то же время принятие правил землепользования и застройки городской агломерации органом законодательной власти субъекта РФ будет сложным процессом. Законодательный процесс на уровне региона представляется более длительным, внесение изменений в нормативный правовой акт займет много времени, что может снизить эффективность реализации агломерационных проектов. Также нужно учитывать размер территории городской агломерации, которая может включать большое количество муниципальных образований даже в пределах одного субъекта РФ (например, Северо-Кузбасская агломерация состоит из 22 муниципальных образований), что создает объективные трудности для подготовки нормативного правового акта (в том числе и карты градостроительного зонирования), определения территориальных зон, включая многоцелевые.
Статья: Тенденции развития федерального законодательства в сфере территориального планирования и градостроительного зонирования
(Гаврилюк М.Н.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)Достаточно интересной представляется позиция, согласно которой суды не вправе возлагать на органы местного самоуправления обязанность по внесению изменений (проектных решений) в генпланы муниципальных образований, городских округов. В конкретном судебном разбирательстве истец пытался внести изменения в генплан и карту градостроительного зонирования, чтобы запретить возведение на земельном участке, находящемся в его собственности, дошкольного учреждения, а вместо него запланировать строительство офисного здания. Однако Верховный Суд РФ, отказывая в иске, отметил, что в компетенцию судов входит признание генпланов недействительными (полностью или в части), однако суд не принимает конкретные планировочные решения <4>.
(Гаврилюк М.Н.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)Достаточно интересной представляется позиция, согласно которой суды не вправе возлагать на органы местного самоуправления обязанность по внесению изменений (проектных решений) в генпланы муниципальных образований, городских округов. В конкретном судебном разбирательстве истец пытался внести изменения в генплан и карту градостроительного зонирования, чтобы запретить возведение на земельном участке, находящемся в его собственности, дошкольного учреждения, а вместо него запланировать строительство офисного здания. Однако Верховный Суд РФ, отказывая в иске, отметил, что в компетенцию судов входит признание генпланов недействительными (полностью или в части), однако суд не принимает конкретные планировочные решения <4>.
Статья: Риски для покупателя, связанные с ограничениями и обременениями земельного участка в границах зон с особыми условиями использования территорий
(Вагина О.В.)
("Экологическое право", 2025, N 3)5) сведения о границах ЗОУИТ отображены на карте градостроительного зонирования в составе утвержденных правил землепользования и застройки или в документации по планировке территории, и границы такой зоны обозначены на местности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации;
(Вагина О.В.)
("Экологическое право", 2025, N 3)5) сведения о границах ЗОУИТ отображены на карте градостроительного зонирования в составе утвержденных правил землепользования и застройки или в документации по планировке территории, и границы такой зоны обозначены на местности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации;
Готовое решение: Как изменить границы территориальных зон земельных участков
(КонсультантПлюс, 2025)Границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, которая является частью ПЗЗ (п. 7 ст. 1, п. 2 ч. 2, ч. 4 ст. 30 ГрК РФ). Следовательно, чтобы изменить границы территориальной зоны, необходимо внести изменения в ПЗЗ. Сделать это можно в том числе и по инициативе физлиц и организаций (п. 5 ч. 3 ст. 33 ГрК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, которая является частью ПЗЗ (п. 7 ст. 1, п. 2 ч. 2, ч. 4 ст. 30 ГрК РФ). Следовательно, чтобы изменить границы территориальной зоны, необходимо внести изменения в ПЗЗ. Сделать это можно в том числе и по инициативе физлиц и организаций (п. 5 ч. 3 ст. 33 ГрК РФ).
Статья: Споры, связанные с самовольной постройкой
(Новикова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 2)Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с положениями Правил землепользования и застройки г. Москвы, согласно карте градостроительного зонирования указанной территории, на участке может размещаться индивидуальный жилой дом (садовый дом), хозяйственные строения и сооружения общей площадью не более 600 кв. м, на что и ссылался истец.
(Новикова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 2)Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с положениями Правил землепользования и застройки г. Москвы, согласно карте градостроительного зонирования указанной территории, на участке может размещаться индивидуальный жилой дом (садовый дом), хозяйственные строения и сооружения общей площадью не более 600 кв. м, на что и ссылался истец.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Такие генеральные планы наряду с положением о территориальном планировании и картами, подлежащими включению в генеральный план в соответствии со ст. 23 комментируемого Кодекса (в ней речь идет о содержании генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа), должны содержать карты градостроительного зонирования, градостроительные регламенты в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, порядок применения карт градостроительного зонирования и градостроительных регламентов и внесения в них изменений, включающий в себя положения, предусмотренные ч. 3 ст. 30 Градостроительного кодекса (в ней регулируется порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Такие генеральные планы наряду с положением о территориальном планировании и картами, подлежащими включению в генеральный план в соответствии со ст. 23 комментируемого Кодекса (в ней речь идет о содержании генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа), должны содержать карты градостроительного зонирования, градостроительные регламенты в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, порядок применения карт градостроительного зонирования и градостроительных регламентов и внесения в них изменений, включающий в себя положения, предусмотренные ч. 3 ст. 30 Градостроительного кодекса (в ней регулируется порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений).
Статья: Развитие градостроительного законодательства России в части регулирования договорных отношений
(Болтанова Е.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 8)В обязательном порядке в правилах землепользования и застройки (на карте градостроительного зонирования) устанавливаются территории, в границах которых предусматривается осуществление комплексного развития территории. В отношении таких территорий заключается один или несколько договоров о комплексном развитии территории (см. ч. 5.1 ст. 30 ГрК РФ).
(Болтанова Е.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 8)В обязательном порядке в правилах землепользования и застройки (на карте градостроительного зонирования) устанавливаются территории, в границах которых предусматривается осуществление комплексного развития территории. В отношении таких территорий заключается один или несколько договоров о комплексном развитии территории (см. ч. 5.1 ст. 30 ГрК РФ).
Статья: О едином документе территориального планирования и градостроительного зонирования на муниципальном уровне
(Скакодуб Н.Р.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 7)Под единым документом признается соответственно генеральный план поселения, муниципального округа, городского округа, в том числе подготовленные применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, муниципального округа, городского округа, частям населенного пункта, которые наряду с положением о территориальном планировании и картами, подлежащими включению в генеральный план, содержат карты градостроительного зонирования, градостроительные регламенты в отношении земельных участков и объектов капитального строительства (часть 1 статьи 28.1 ГрК РФ).
(Скакодуб Н.Р.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 7)Под единым документом признается соответственно генеральный план поселения, муниципального округа, городского округа, в том числе подготовленные применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, муниципального округа, городского округа, частям населенного пункта, которые наряду с положением о территориальном планировании и картами, подлежащими включению в генеральный план, содержат карты градостроительного зонирования, градостроительные регламенты в отношении земельных участков и объектов капитального строительства (часть 1 статьи 28.1 ГрК РФ).
Статья: О предоставлении земельных участков при комплексном развитии территории по инициативе правообладателей
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Закон", 2021, N 11)Осуществление КРТ по инициативе правообладателей допускается исключительно в границах территорий, определенных на карте градостроительного зонирования в составе ПЗЗ в качестве территорий, в границах которых предусматривается осуществление КРТ (далее - территории КРТ) (ч. 5.1 ст. 30 ГрК РФ) <18>.
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Закон", 2021, N 11)Осуществление КРТ по инициативе правообладателей допускается исключительно в границах территорий, определенных на карте градостроительного зонирования в составе ПЗЗ в качестве территорий, в границах которых предусматривается осуществление КРТ (далее - территории КРТ) (ч. 5.1 ст. 30 ГрК РФ) <18>.
Статья: Правовое регулирование деятельности оперативных подразделений правоохранительных органов в морских пространствах
(Михайлова Л.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)Следует отметить, что практика вынуждена использовать инструменты территориального планирования, сформированные для земельных ресурсов, при разрешении споров, связанных с акваториями. Например, Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа 5 ноября 2014 г. рассмотрен спор в отношении объекта, расположенного в зоне смыкания морской поверхности и суши. Из описательной части судебного акта следует, что согласно фрагменту карты градостроительного зонирования спорный участок находится в акватории Амурского залива, а согласно акту проверки земельного участка последний представляет собой пирс площадью 280 кв. м (35 м x 8 м), выполненный из металлоконструкций и железобетона <15>. Данный пример показывает нам многофункциональность морского пространства.
(Михайлова Л.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)Следует отметить, что практика вынуждена использовать инструменты территориального планирования, сформированные для земельных ресурсов, при разрешении споров, связанных с акваториями. Например, Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа 5 ноября 2014 г. рассмотрен спор в отношении объекта, расположенного в зоне смыкания морской поверхности и суши. Из описательной части судебного акта следует, что согласно фрагменту карты градостроительного зонирования спорный участок находится в акватории Амурского залива, а согласно акту проверки земельного участка последний представляет собой пирс площадью 280 кв. м (35 м x 8 м), выполненный из металлоконструкций и железобетона <15>. Данный пример показывает нам многофункциональность морского пространства.