Карта бюджетных рисков
Подборка наиболее важных документов по запросу Карта бюджетных рисков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.07.2023 по делу N 88-11829/2023 (УИД 45RS0026-01-2021-009028-80)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О признании заболевания профессиональным, возложении обязанности составить акт о профессиональном заболевании, внесении изменений в справку об инвалидности, взыскании разовой выплаты в связи с установлением инвалидности.
Обстоятельства: Истец указал, что работал в организации ответчика на производственном участке по ремонту и обслуживанию электрооборудования. В период работы ему установлена инвалидность в связи с общим заболеванием, после чего он ушел на пенсию по состоянию здоровья. Истец настаивал на том, что его заболевание является профессиональным.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Вопреки доводам кассационной жалобы, все заявленные Г. ходатайства, в том числе о вызове в судебное заседание эксперта Федерального бюджетного учреждения науки "Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения", о проведении повторной экспертизы, о признании недопустимыми (фальсифицированными) доказательствами карты аттестации рабочего места и результаты специальной оценки условий труда, судами рассмотрены, нарушений положений статьи 166 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не допущено. Картам аттестации рабочего места по условиям труда и результатам специальной оценки условий труда судами дана оценка с учетом заключения почерковедческой экспертизы.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О признании заболевания профессиональным, возложении обязанности составить акт о профессиональном заболевании, внесении изменений в справку об инвалидности, взыскании разовой выплаты в связи с установлением инвалидности.
Обстоятельства: Истец указал, что работал в организации ответчика на производственном участке по ремонту и обслуживанию электрооборудования. В период работы ему установлена инвалидность в связи с общим заболеванием, после чего он ушел на пенсию по состоянию здоровья. Истец настаивал на том, что его заболевание является профессиональным.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Вопреки доводам кассационной жалобы, все заявленные Г. ходатайства, в том числе о вызове в судебное заседание эксперта Федерального бюджетного учреждения науки "Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения", о проведении повторной экспертизы, о признании недопустимыми (фальсифицированными) доказательствами карты аттестации рабочего места и результаты специальной оценки условий труда, судами рассмотрены, нарушений положений статьи 166 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не допущено. Картам аттестации рабочего места по условиям труда и результатам специальной оценки условий труда судами дана оценка с учетом заключения почерковедческой экспертизы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы правового регулирования внутреннего финансового контроля на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
(Антропцева И.О.)
("Финансовое право", 2023, N 10)Термин "внутренний финансовый контроль", осуществляемый главными администраторами (администраторами) бюджетных средств (далее - ГАБС), впервые появился после введения ст. 160.2-1 в Бюджетный кодекс Российской Федерации <2> (далее - БК РФ), согласно которой оценка надежности внутреннего процесса ГАБС на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства, т.е. оценка ВФК, является целью внутреннего финансового аудита. В настоящее время написано значительное количество научных работ, в которых авторы обращают внимание на скудность правовых основ ВФК, поскольку законодателем в БК РФ не был даже определен сам термин, но закреплена обязанность его осуществления главными администраторами (администраторами). Особенность правового регулирования ВФК заключается в том, что каждый орган, являющийся ГАБС, обязан принять акт, регулирующий порядок его осуществления. Структура таких актов законодательно не определена и, как правило, включает следующие основные характеристики: понятие и цель ВФК, задачи, принципы, осуществляющие ВФК субъекты, предмет, форма и методы, контрольные действия (понятие, перечень и способы проведения), внутренние бюджетные процедуры, оценка бюджетных рисков, результат внутренней бюджетной процедуры, карта ВФК, оформление результатов ВФК и виды принимаемых решений, ответственность за ненадлежащую организацию ВФК, при этом указанный перечень разделов является собирательным и не все акты структурно ему соответствуют. Организация любого процесса требует регламентации порядка его осуществления, при этом данный процесс может отличаться в каждом ГАБС.
(Антропцева И.О.)
("Финансовое право", 2023, N 10)Термин "внутренний финансовый контроль", осуществляемый главными администраторами (администраторами) бюджетных средств (далее - ГАБС), впервые появился после введения ст. 160.2-1 в Бюджетный кодекс Российской Федерации <2> (далее - БК РФ), согласно которой оценка надежности внутреннего процесса ГАБС на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства, т.е. оценка ВФК, является целью внутреннего финансового аудита. В настоящее время написано значительное количество научных работ, в которых авторы обращают внимание на скудность правовых основ ВФК, поскольку законодателем в БК РФ не был даже определен сам термин, но закреплена обязанность его осуществления главными администраторами (администраторами). Особенность правового регулирования ВФК заключается в том, что каждый орган, являющийся ГАБС, обязан принять акт, регулирующий порядок его осуществления. Структура таких актов законодательно не определена и, как правило, включает следующие основные характеристики: понятие и цель ВФК, задачи, принципы, осуществляющие ВФК субъекты, предмет, форма и методы, контрольные действия (понятие, перечень и способы проведения), внутренние бюджетные процедуры, оценка бюджетных рисков, результат внутренней бюджетной процедуры, карта ВФК, оформление результатов ВФК и виды принимаемых решений, ответственность за ненадлежащую организацию ВФК, при этом указанный перечень разделов является собирательным и не все акты структурно ему соответствуют. Организация любого процесса требует регламентации порядка его осуществления, при этом данный процесс может отличаться в каждом ГАБС.
Статья: Оценка качества управления бюджетными рисками субъектов Российской Федерации
(Сухова А.Ю.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 11)Данные об исполнении бюджетов субъектов Федерации также лежат в основе формирования реестров и карт бюджетных рисков. Данный подход (графический) полноценно описывается в работах М.Л. Васюниной (оценка бюджетных рисков предусматривает "построение рейтинга бюджетных рисков в зависимости от вероятности реализации и характера влияния на внутреннюю и внешнюю среду" <2>) и О.С. Горловой (дополнительно указывающей на необходимость расширения полномочий органов внешнего государственного и муниципального финансового контроля в части управления бюджетными рисками) [6]. Высокую эффективность формирования карт бюджетных рисков отмечает Е.Е. Матвеева, в то же время описывая процесс управления рисками бюджетов в качестве элемента финансового государственного контроля и аудита [7]. О.Б. Иванова и М.В. Папушенко также упоминают формирование матрицы бюджетного риска как этап алгоритма проведения внутреннего финансового контроля [8]. В исследовании Н.П. Симаевой и А.И. Китановой карта рисков представляет собой инструмент "систематизации бюджетных рисков с целью оценки их уровня" [9]. Таким образом, применение описанного инструментария оценки рисков также носит реакционный характер и является, в сущности, оценкой последствий воздействия риска на бюджетную систему.
(Сухова А.Ю.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 11)Данные об исполнении бюджетов субъектов Федерации также лежат в основе формирования реестров и карт бюджетных рисков. Данный подход (графический) полноценно описывается в работах М.Л. Васюниной (оценка бюджетных рисков предусматривает "построение рейтинга бюджетных рисков в зависимости от вероятности реализации и характера влияния на внутреннюю и внешнюю среду" <2>) и О.С. Горловой (дополнительно указывающей на необходимость расширения полномочий органов внешнего государственного и муниципального финансового контроля в части управления бюджетными рисками) [6]. Высокую эффективность формирования карт бюджетных рисков отмечает Е.Е. Матвеева, в то же время описывая процесс управления рисками бюджетов в качестве элемента финансового государственного контроля и аудита [7]. О.Б. Иванова и М.В. Папушенко также упоминают формирование матрицы бюджетного риска как этап алгоритма проведения внутреннего финансового контроля [8]. В исследовании Н.П. Симаевой и А.И. Китановой карта рисков представляет собой инструмент "систематизации бюджетных рисков с целью оценки их уровня" [9]. Таким образом, применение описанного инструментария оценки рисков также носит реакционный характер и является, в сущности, оценкой последствий воздействия риска на бюджетную систему.
Нормативные акты
Приказ ППК "Роскадастр" от 17.02.2023 N П/096-23
"Об утверждении карты коррупционных рисков публично-правовой компании "Роскадастр" и мер по их минимизации"5. Признать утратившим силу распоряжение ФГБУ "ФКП Росреестра" от 16 июля 2021 г. N Р/022-21 "Об утверждении карты коррупционных рисков в федеральном государственном бюджетном учреждении "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") и мер по их минимизации".
"Об утверждении карты коррупционных рисков публично-правовой компании "Роскадастр" и мер по их минимизации"5. Признать утратившим силу распоряжение ФГБУ "ФКП Росреестра" от 16 июля 2021 г. N Р/022-21 "Об утверждении карты коррупционных рисков в федеральном государственном бюджетном учреждении "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") и мер по их минимизации".
Статья: Совершенствование внутреннего финансового контроля и аудита как механизмов повышения эффективности использования бюджетных средств
(Лукашов А.И.)
("Финансовый журнал", 2022, N 6)В карту ВФК включались также операции, выполнение которых могло привести к реализации так называемых значимых бюджетных рисков (например, возникновение конфликта интересов и др.).
(Лукашов А.И.)
("Финансовый журнал", 2022, N 6)В карту ВФК включались также операции, выполнение которых могло привести к реализации так называемых значимых бюджетных рисков (например, возникновение конфликта интересов и др.).
Статья: Формирование системы оценки результативности государственного финансового контроля в Российской Федерации
(Лукашов А.И.)
("Экономика. Налоги. Право", 2023, N 3)Важно, что конкретный перечень видов нарушений, оцениваемых в 1 или 2 балла, может быть расширен. В качестве источников для формирования данного перечня следует предложить использовать Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденный Казначейством России 19 декабря 2017 г, Карту рисков Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере и др.
(Лукашов А.И.)
("Экономика. Налоги. Право", 2023, N 3)Важно, что конкретный перечень видов нарушений, оцениваемых в 1 или 2 балла, может быть расширен. В качестве источников для формирования данного перечня следует предложить использовать Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденный Казначейством России 19 декабря 2017 г, Карту рисков Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере и др.
Статья: О противодействии коррупции в российских таможенных органах
(Диканова Т.А.)
("Таможенное дело", 2022, N 4)В Карте коррупционных рисков и мер по их минимизации (утверждена ФТС России 24 октября 2017 г.) конкретизирован ряд таких рисков и определены профилактические меры. Среди них - принятие решения об изменении категории уровня риска, определенного в соответствии с Порядком автоматизированного определения уровня риска участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), утвержденным Приказом ФТС России от 1 декабря 2016 г. N 2256, поскольку уровень риска обусловливает проведение контрольных проверок. В процесс автоматизации закладываются решения, принимаемые опять же таможенными органами, и такими решениями возможно как завышение, так и занижение уровня риска уже в автоматизированной системе. Вопрос об уровне риска и его изменении находится в поле зрения Счетной палаты Российской Федерации. Так, например, в представлении Счетной палаты от 31 марта 2017 г. N ПР03-29/0303 (п. 10) отмечено: решение об изменении уровня риска участнику ВЭД на основе докладной записки Аналитического управления ФТС предусматривает необоснованно широкие пределы усмотрения должностными лицами таможенных органов (коррупциогенный фактор) и создает предпосылки для злоупотребления полномочиями при принятии решения об отнесении участника ВЭД к категории низкого уровня риска. Такие решения выводят участника ВЭД из-под контроля таможенных органов. Приказом ФТС России от 5 мая 2017 г. N 753 создана рабочая группа по рассмотрению вопросов об определении категории уровня риска нарушения права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле. Данная группа Приказом ФТС России от 9 августа 2017 г. N 1292 преобразована в комиссию по рассмотрению этих вопросов. Контролируется и разработка проектов профилей рисков при организации и проведении таможенного контроля после выпуска товаров, а также по его результатам. Названная деятельность также может быть связана с такими коррупционными проявлениями, как необоснованный выбор критериев, индикаторов, формирующих области риска, включение в профиль риска при его разработке предметов, форм и мер таможенного контроля, приводящее к "избыточному" таможенному контролю.
(Диканова Т.А.)
("Таможенное дело", 2022, N 4)В Карте коррупционных рисков и мер по их минимизации (утверждена ФТС России 24 октября 2017 г.) конкретизирован ряд таких рисков и определены профилактические меры. Среди них - принятие решения об изменении категории уровня риска, определенного в соответствии с Порядком автоматизированного определения уровня риска участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), утвержденным Приказом ФТС России от 1 декабря 2016 г. N 2256, поскольку уровень риска обусловливает проведение контрольных проверок. В процесс автоматизации закладываются решения, принимаемые опять же таможенными органами, и такими решениями возможно как завышение, так и занижение уровня риска уже в автоматизированной системе. Вопрос об уровне риска и его изменении находится в поле зрения Счетной палаты Российской Федерации. Так, например, в представлении Счетной палаты от 31 марта 2017 г. N ПР03-29/0303 (п. 10) отмечено: решение об изменении уровня риска участнику ВЭД на основе докладной записки Аналитического управления ФТС предусматривает необоснованно широкие пределы усмотрения должностными лицами таможенных органов (коррупциогенный фактор) и создает предпосылки для злоупотребления полномочиями при принятии решения об отнесении участника ВЭД к категории низкого уровня риска. Такие решения выводят участника ВЭД из-под контроля таможенных органов. Приказом ФТС России от 5 мая 2017 г. N 753 создана рабочая группа по рассмотрению вопросов об определении категории уровня риска нарушения права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле. Данная группа Приказом ФТС России от 9 августа 2017 г. N 1292 преобразована в комиссию по рассмотрению этих вопросов. Контролируется и разработка проектов профилей рисков при организации и проведении таможенного контроля после выпуска товаров, а также по его результатам. Названная деятельность также может быть связана с такими коррупционными проявлениями, как необоснованный выбор критериев, индикаторов, формирующих области риска, включение в профиль риска при его разработке предметов, форм и мер таможенного контроля, приводящее к "избыточному" таможенному контролю.
Статья: Организации с государственным участием - инструмент реализации технологической политики
(Андреев В.К.)
("Предпринимательское право", 2025, N 4)Данное законодательное положение подтверждает высказанное нами предложение о расширении правоспособности юридического лица за счет включения в нее административных, налоговых, бюджетных и иных публичных обязанностей <12>. Квалифицированный заказчик, равно как и основной исполнитель, при реализации карты технологической кооперации выполняет юридически значимые действия по подготовке проектов развития технологий, в частности, разрабатывает карту технологической кооперации в порядке, установленном Правительством РФ. В карте технологической кооперации определяются формы и способы взаимодействия лиц, осуществляющих содействие развитию технологий с научными организациями, субъектами инновационной деятельности, устанавливается общий объем финансирования за счет как бюджетных средств, так и средств из внебюджетных источников, определяется квалифицированный заказчик и основные исполнители. В целях обеспечения спроса на определенные виды продукции квалифицированный заказчик и основной исполнитель заключают договоры, в которых определяются номенклатура и количество продукции, сроки ее приобретения, ответственность квалифицированного заказчика и основного исполнителя за нарушения договора с учетом права на обоснованный риск. Карта технологической кооперации является организационной схемой, разрабатывается и утверждается в рамках проектной деятельности Правительства РФ. Необходимо отметить, что карта технологической кооперации как правовой акт Правительства РФ служит организующим началом в выполнении национальных проектов и других программ инновационного развития и договоров, заключенных в их исполнение.
(Андреев В.К.)
("Предпринимательское право", 2025, N 4)Данное законодательное положение подтверждает высказанное нами предложение о расширении правоспособности юридического лица за счет включения в нее административных, налоговых, бюджетных и иных публичных обязанностей <12>. Квалифицированный заказчик, равно как и основной исполнитель, при реализации карты технологической кооперации выполняет юридически значимые действия по подготовке проектов развития технологий, в частности, разрабатывает карту технологической кооперации в порядке, установленном Правительством РФ. В карте технологической кооперации определяются формы и способы взаимодействия лиц, осуществляющих содействие развитию технологий с научными организациями, субъектами инновационной деятельности, устанавливается общий объем финансирования за счет как бюджетных средств, так и средств из внебюджетных источников, определяется квалифицированный заказчик и основные исполнители. В целях обеспечения спроса на определенные виды продукции квалифицированный заказчик и основной исполнитель заключают договоры, в которых определяются номенклатура и количество продукции, сроки ее приобретения, ответственность квалифицированного заказчика и основного исполнителя за нарушения договора с учетом права на обоснованный риск. Карта технологической кооперации является организационной схемой, разрабатывается и утверждается в рамках проектной деятельности Правительства РФ. Необходимо отметить, что карта технологической кооперации как правовой акт Правительства РФ служит организующим началом в выполнении национальных проектов и других программ инновационного развития и договоров, заключенных в их исполнение.
Статья: Экономическая безопасность в сфере закупок бюджетного учреждения
(Зайцев С.В., Алибекова А.Б., Коротенкова А.Д., Шишкина С.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10)Строится карта с осью абсцисс, представляющей собой шкалу опасности, и осью ординат, представляющей собой шкалу вероятности риска. Карта рисков в сфере закупок бюджетного учреждения в ходе анализа дает возможность сделать следующие выводы:
(Зайцев С.В., Алибекова А.Б., Коротенкова А.Д., Шишкина С.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10)Строится карта с осью абсцисс, представляющей собой шкалу опасности, и осью ординат, представляющей собой шкалу вероятности риска. Карта рисков в сфере закупок бюджетного учреждения в ходе анализа дает возможность сделать следующие выводы:
Статья: Фискальные риски субъектов Российской Федерации
(Сабитова Н.М.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 2)Как показал проведенный анализ, фискальные риски субъектов РФ зависят от структуры доходов субъектов РФ и наиболее значимы для промышленно развитых субъектов РФ, доходы которых формируются в значительной степени от налога на прибыль. Пандемийный 2020 г. показал значительное снижение налога на прибыль практически для всех субъектов РФ, при этом уровень снижения был очень разным, но один год мал для серьезных выводов, поэтому требуются дальнейшие исследования в целях выявления факторов влияния на фискальные риски. Автор считает, что устойчивость бюджетной системы РФ будет зависеть от оценки фискальных рисков не только для субъектов РФ, но и для муниципальных образований на всех стадиях бюджетного процесса. В настоящее время субъекты РФ в своих бюджетных прогнозах пока не могут в полной мере их оценить ввиду отсутствия единой четкой методики, которую могли бы использовать. Поэтому, по мнению автора, такая методика необходима и она могла бы позволить и Министерству финансов РФ, и самим субъектам РФ делать оценку этих рисков. Ее можно было бы использовать в рамках мониторинга финансового положения и качества управления финансами субъектов РФ, если выделить новое направление "Оценка фискальных рисков". Это позволило бы составить карту фискальных рисков субъектов РФ. Автор считает, что фискальные риски приводят также и к усугублению проблемы бюджетной обеспеченности субъектов РФ с учетом значительного неравенства в уровне экономического и социального развития регионов. Данная проблема актуальна и для муниципальных образований. Министерства финансов субъектов РФ для оценки фискальных рисков муниципальных образований также нуждаются в соответствующих методиках мониторинга этих рисков.
(Сабитова Н.М.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 2)Как показал проведенный анализ, фискальные риски субъектов РФ зависят от структуры доходов субъектов РФ и наиболее значимы для промышленно развитых субъектов РФ, доходы которых формируются в значительной степени от налога на прибыль. Пандемийный 2020 г. показал значительное снижение налога на прибыль практически для всех субъектов РФ, при этом уровень снижения был очень разным, но один год мал для серьезных выводов, поэтому требуются дальнейшие исследования в целях выявления факторов влияния на фискальные риски. Автор считает, что устойчивость бюджетной системы РФ будет зависеть от оценки фискальных рисков не только для субъектов РФ, но и для муниципальных образований на всех стадиях бюджетного процесса. В настоящее время субъекты РФ в своих бюджетных прогнозах пока не могут в полной мере их оценить ввиду отсутствия единой четкой методики, которую могли бы использовать. Поэтому, по мнению автора, такая методика необходима и она могла бы позволить и Министерству финансов РФ, и самим субъектам РФ делать оценку этих рисков. Ее можно было бы использовать в рамках мониторинга финансового положения и качества управления финансами субъектов РФ, если выделить новое направление "Оценка фискальных рисков". Это позволило бы составить карту фискальных рисков субъектов РФ. Автор считает, что фискальные риски приводят также и к усугублению проблемы бюджетной обеспеченности субъектов РФ с учетом значительного неравенства в уровне экономического и социального развития регионов. Данная проблема актуальна и для муниципальных образований. Министерства финансов субъектов РФ для оценки фискальных рисков муниципальных образований также нуждаются в соответствующих методиках мониторинга этих рисков.
Статья: Структура системы бюджетного права в условиях цифровой реальности
(Леонов А.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Трансформация системы Федерального казначейства РФ привела к тому, что функционал Федерального казначейства после создания системы казначейских счетов и системы казначейских платежей с возможностью проведения расчетов с использованием платежных карт максимально приблизился к банковскому функционалу, в этом случае можно говорить о создании на базе Федерального казначейства бюджетного банка, то есть фактически речь идет о возникновении нового института бюджетного права <46>, однако отсутствие у Федерального казначейства РФ официального статуса банка несет и весьма серьезные финансовые риски, учитывая, что банковская деятельность относится к наиболее высокорисковой финансовой деятельности и к ней со стороны регулятора предъявляются весьма высокие требования по обеспечению.
(Леонов А.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Трансформация системы Федерального казначейства РФ привела к тому, что функционал Федерального казначейства после создания системы казначейских счетов и системы казначейских платежей с возможностью проведения расчетов с использованием платежных карт максимально приблизился к банковскому функционалу, в этом случае можно говорить о создании на базе Федерального казначейства бюджетного банка, то есть фактически речь идет о возникновении нового института бюджетного права <46>, однако отсутствие у Федерального казначейства РФ официального статуса банка несет и весьма серьезные финансовые риски, учитывая, что банковская деятельность относится к наиболее высокорисковой финансовой деятельности и к ней со стороны регулятора предъявляются весьма высокие требования по обеспечению.
Готовое решение: Какие особенности проверок могут установить органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля
(КонсультантПлюс, 2025)Для выявления наиболее значимых рисков в финансово-бюджетной сфере формируется карта рисков Федерального казначейства. Она составляется по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 года (п. 6.1 Временного руководства). Так, утверждена карта рисков на 2025 г.
(КонсультантПлюс, 2025)Для выявления наиболее значимых рисков в финансово-бюджетной сфере формируется карта рисков Федерального казначейства. Она составляется по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 года (п. 6.1 Временного руководства). Так, утверждена карта рисков на 2025 г.