Камеральная проверка уточненной налоговой декларации
Подборка наиболее важных документов по запросу Камеральная проверка уточненной налоговой декларации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: НДС: Налоговый орган начислил проценты на НДС, возмещенный в заявительном порядке, из-за подачи до окончания камеральной проверки уточненной декларации
(КонсультантПлюс, 2025)по итогам камеральной проверки уточненной декларации налоговый орган подтвердил право Налогоплательщика на возмещение НДС в полном объеме
(КонсультантПлюс, 2025)по итогам камеральной проверки уточненной декларации налоговый орган подтвердил право Налогоплательщика на возмещение НДС в полном объеме
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 88 "Камеральная налоговая проверка" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило решение налогового органа, вынесенное по итогам камеральной проверки уточненной налоговой декларации, указав, что инспекция уже проверяла данную декларацию в рамках выездной проверки. Налоговый орган указал, что законодательство не запрещает проводить одновременно выездные и камеральные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же налоговый период. Отклоняя данный довод, суд отметил, что налогоплательщик представил уточненную декларацию в ходе выездной проверки. Из решения по проверке следует, что налоговый орган, в числе прочего, проверил и данную декларацию. Следовательно, у инспекции не было оснований еще раз проверять ее ни в рамках повторной выездной проверки, ни в рамках камеральной проверки. Суд признал решение по камеральной проверке недействительным.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило решение налогового органа, вынесенное по итогам камеральной проверки уточненной налоговой декларации, указав, что инспекция уже проверяла данную декларацию в рамках выездной проверки. Налоговый орган указал, что законодательство не запрещает проводить одновременно выездные и камеральные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же налоговый период. Отклоняя данный довод, суд отметил, что налогоплательщик представил уточненную декларацию в ходе выездной проверки. Из решения по проверке следует, что налоговый орган, в числе прочего, проверил и данную декларацию. Следовательно, у инспекции не было оснований еще раз проверять ее ни в рамках повторной выездной проверки, ни в рамках камеральной проверки. Суд признал решение по камеральной проверке недействительным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Последствия подачи уточненной декларации во время налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)1. Что будет, если подать уточненную декларацию во время камеральной проверки
(КонсультантПлюс, 2025)1. Что будет, если подать уточненную декларацию во время камеральной проверки
Готовое решение: Как представить документы по требованию налогового органа
(КонсультантПлюс, 2025)Какие документы и в каких случаях налоговые органы могут истребовать при камеральной проверке уточненной декларации
(КонсультантПлюс, 2025)Какие документы и в каких случаях налоговые органы могут истребовать при камеральной проверке уточненной декларации
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)9.1. В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной налоговой декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)9.1. В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной налоговой декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).
Статья: Последствия подачи "уточненки" после составления акта камеральной проверки предыдущей отчетности
(Шелег Е.Е.)
("НДС: проблемы и решения", 2022, N 12)Уточненная декларация по НДС за I квартал 2020 года (корректировка N 3) представлена обществом в инспекцию 16.04.2021, то есть после истечения срока, установленного п. 2 ст. 88 НК РФ для проведения "камералки" уточненной налоговой декларации по НДС за I квартал 2020 года (корректировки N 2), и по окончании такой "камералки" (25.09.2020), результаты которой отражены в акте от 09.10.2020, и после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. При этом представление данной "уточненки" не было обусловлено выявлением каких-либо ошибок при исчислении налоговой базы.
(Шелег Е.Е.)
("НДС: проблемы и решения", 2022, N 12)Уточненная декларация по НДС за I квартал 2020 года (корректировка N 3) представлена обществом в инспекцию 16.04.2021, то есть после истечения срока, установленного п. 2 ст. 88 НК РФ для проведения "камералки" уточненной налоговой декларации по НДС за I квартал 2020 года (корректировки N 2), и по окончании такой "камералки" (25.09.2020), результаты которой отражены в акте от 09.10.2020, и после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. При этом представление данной "уточненки" не было обусловлено выявлением каких-либо ошибок при исчислении налоговой базы.
Статья: Уменьшение объема отпущенной тепловой энергии за прошлые годы по решению суда
(Самойлова М.Д.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Обратите внимание! Уточненные декларации (и по налогу на прибыль, и по НДС) можно подать за любой период, включая период, превышающий три года. Как указано в Письме УФНС по г. Москве от 22.05.2020 N 24-23/2/085439@, положениями ст. 88 НК РФ, регламентирующей порядок проведения камеральных проверок налоговых деклараций, не предусмотрены ограничения относительно полноты проверки уточненных деклараций. Также ни в ст. 80, ни в ст. 81 НК РФ не прописаны какие-либо специальные условия, ограничивающие налоговые органы в проверке уточненной налоговой декларации в полном объеме. Таким образом, ограничений на проведение камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации, в том числе представленной по истечении трехлетнего срока, нормы Налогового кодекса не содержат.
(Самойлова М.Д.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Обратите внимание! Уточненные декларации (и по налогу на прибыль, и по НДС) можно подать за любой период, включая период, превышающий три года. Как указано в Письме УФНС по г. Москве от 22.05.2020 N 24-23/2/085439@, положениями ст. 88 НК РФ, регламентирующей порядок проведения камеральных проверок налоговых деклараций, не предусмотрены ограничения относительно полноты проверки уточненных деклараций. Также ни в ст. 80, ни в ст. 81 НК РФ не прописаны какие-либо специальные условия, ограничивающие налоговые органы в проверке уточненной налоговой декларации в полном объеме. Таким образом, ограничений на проведение камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации, в том числе представленной по истечении трехлетнего срока, нормы Налогового кодекса не содержат.
"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Не согласившись с решениями налогового органа, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлениями от 15 мая 2014 г. и от 1 июля 2014 г. о признании недействительными решений об отказе в возмещении полностью суммы НДС и решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенных инспекцией по результатам камеральных проверок вышеуказанных уточненных налоговых деклараций (дела N А40-73128/14 и N А40-100386/14 Арбитражного суда г. Москвы).
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Не согласившись с решениями налогового органа, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлениями от 15 мая 2014 г. и от 1 июля 2014 г. о признании недействительными решений об отказе в возмещении полностью суммы НДС и решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенных инспекцией по результатам камеральных проверок вышеуказанных уточненных налоговых деклараций (дела N А40-73128/14 и N А40-100386/14 Арбитражного суда г. Москвы).
Статья: Обзор практики высших судов от ФНС
(Шелег Е.Е.)
("НДС: проблемы и решения", 2022, N 12)В рассматриваемой ситуации не подлежал применению порядок возмещения НДС, установленный ст. 78 НК РФ, поскольку на момент проведения инспекцией "камералки" уточненной налоговой декларации общество заявило о возмещении суммы НДС путем зачета в счет уплаты предстоящих платежей по налогу. Впоследствии общество (письмом) изменило способ возмещения НДС - путем возврата на расчетный счет в порядке ст. 176 НК РФ.
(Шелег Е.Е.)
("НДС: проблемы и решения", 2022, N 12)В рассматриваемой ситуации не подлежал применению порядок возмещения НДС, установленный ст. 78 НК РФ, поскольку на момент проведения инспекцией "камералки" уточненной налоговой декларации общество заявило о возмещении суммы НДС путем зачета в счет уплаты предстоящих платежей по налогу. Впоследствии общество (письмом) изменило способ возмещения НДС - путем возврата на расчетный счет в порядке ст. 176 НК РФ.
Вопрос: Каков порядок проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (по форме 3-НДФЛ)?
("Официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2022)"Официальный сайт ФНС России www.nalog.ru, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2022
("Официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2022)"Официальный сайт ФНС России www.nalog.ru, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2022
Готовое решение: Как рассчитываются и уплачиваются пени по налогам и страховым взносам
(КонсультантПлюс, 2025)Например, организация своевременно не уплатила заявленный в первичной декларации налог в размере 100 000 руб., что сформировало недоимку и привело к начислению пеней. После истечения установленного срока уплаты налога организация выявила ошибку в расчете налога и подала уточненную декларацию с уменьшением налога к уплате. По итогам камеральной проверки уточненной декларации налоговый орган не выявил нарушений. По состоянию на день, следующий за днем окончания проверки, начислены пени в размере 10 000 руб. Следовательно, размер пеней, которые можно уменьшить, ограничен 10 000 руб.
(КонсультантПлюс, 2025)Например, организация своевременно не уплатила заявленный в первичной декларации налог в размере 100 000 руб., что сформировало недоимку и привело к начислению пеней. После истечения установленного срока уплаты налога организация выявила ошибку в расчете налога и подала уточненную декларацию с уменьшением налога к уплате. По итогам камеральной проверки уточненной декларации налоговый орган не выявил нарушений. По состоянию на день, следующий за днем окончания проверки, начислены пени в размере 10 000 руб. Следовательно, размер пеней, которые можно уменьшить, ограничен 10 000 руб.
Статья: Налоговое администрирование сделок между взаимозависимыми лицами
(Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)В практике возник вопрос конституционности норм НК РФ в части установления сроков принятия решения о проведении такой проверки. Конституционным Судом РФ <6> были сделаны достаточно важные выводы, а именно он дал оценку абз. 1 п. 2 ст. 105.17 НК РФ. Вопросы сроков в налоговых правоотношениях не раз вызывали споры в судебной практике, в данном случае возник вопрос, с какой даты исчисляется срок, в пределах которого ФНС России должна принимать решение о проведении проверки по контролируемой сделке, ключевой момент был обозначен, если налогоплательщик подает уточненное уведомление. Для назначения проверки по контролируемой сделке устанавливается срок не позднее двух лет со дня получения уведомления о контролируемых сделках (абз. 1 п. 2 ст. 105.17 НК РФ). Налоговый орган считает, и его поддержали в этом все инстанции арбитражных судов, что если подается уточненное уведомление, то срок начинает течь с даты подачи нового уведомления. Получается, что данное правило устанавливается по аналогии с камеральной проверкой, где при подаче уточненной налоговой декларации срок проверки начинается с даты подачи новой декларации.
(Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)В практике возник вопрос конституционности норм НК РФ в части установления сроков принятия решения о проведении такой проверки. Конституционным Судом РФ <6> были сделаны достаточно важные выводы, а именно он дал оценку абз. 1 п. 2 ст. 105.17 НК РФ. Вопросы сроков в налоговых правоотношениях не раз вызывали споры в судебной практике, в данном случае возник вопрос, с какой даты исчисляется срок, в пределах которого ФНС России должна принимать решение о проведении проверки по контролируемой сделке, ключевой момент был обозначен, если налогоплательщик подает уточненное уведомление. Для назначения проверки по контролируемой сделке устанавливается срок не позднее двух лет со дня получения уведомления о контролируемых сделках (абз. 1 п. 2 ст. 105.17 НК РФ). Налоговый орган считает, и его поддержали в этом все инстанции арбитражных судов, что если подается уточненное уведомление, то срок начинает течь с даты подачи нового уведомления. Получается, что данное правило устанавливается по аналогии с камеральной проверкой, где при подаче уточненной налоговой декларации срок проверки начинается с даты подачи новой декларации.
Статья: Могут ли нарушать права компании результаты камеральной проверки декларации ее контрагента?
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 3)Компания с этим не согласилась. По ее мнению, ввиду явной противоречивости сведений, указанных в налоговых декларациях контрагента (в том числе по налогу на прибыль за 2018 г., в которой показатели не корректировались) и в составленной по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС с "нулевыми" показателями, вывод об отсутствии у контрагента нарушений не мог быть сделан. По мнению компании, налоговый орган нарушил ст. 88 НК РФ, поскольку, приняв уточненную декларацию по НДС, не запросил пояснений о причинах корректировки сумм налога, не выявил противоречий между декларациями по НДС и налогу на прибыль, незаконно освободил контрагента от обязанности по уплате НДС, лишив тем самым компанию вычета по НДС, который она уплатила контрагенту.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 3)Компания с этим не согласилась. По ее мнению, ввиду явной противоречивости сведений, указанных в налоговых декларациях контрагента (в том числе по налогу на прибыль за 2018 г., в которой показатели не корректировались) и в составленной по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС с "нулевыми" показателями, вывод об отсутствии у контрагента нарушений не мог быть сделан. По мнению компании, налоговый орган нарушил ст. 88 НК РФ, поскольку, приняв уточненную декларацию по НДС, не запросил пояснений о причинах корректировки сумм налога, не выявил противоречий между декларациями по НДС и налогу на прибыль, незаконно освободил контрагента от обязанности по уплате НДС, лишив тем самым компанию вычета по НДС, который она уплатила контрагенту.