Камеральная аудитОрская проверка
Подборка наиболее важных документов по запросу Камеральная аудитОрская проверка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2025 N 11АП-10371/2025 по делу N А55-29663/2024
Требование: Об отмене определения об отказе в удовлетворении заявления об отмене обеспечительных мер.
Решение: Определение оставлено без изменения.Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что ходатайство Общества с ограниченной ответственностью "Инкомстрой" об отмене обеспечительных мер не подкреплено достоверными и достаточными доказательствами финансовой устойчивости, и риск неисполнения судебного акта в случае удовлетворения требований истца сохраняется. Представленные Обществом с ограниченной ответственностью "Инкомстрой" доводы не свидетельствуют о реальной и устойчивой способности общества исполнить судебное решение в пользу истца, в случае если оно будет вынесено. Представляя промежуточный бухгалтерский баланс, ответчик не указал, прошел ли указанный документ камеральную проверку Федеральной налоговой инспекции или аудиторскую проверку. Ссылки на сведения из сервиса "Прозрачный бизнес" в подтверждение погашения налоговой задолженности отклонены судом первой инстанции, поскольку данный ресурс не является официальным источником.
Требование: Об отмене определения об отказе в удовлетворении заявления об отмене обеспечительных мер.
Решение: Определение оставлено без изменения.Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что ходатайство Общества с ограниченной ответственностью "Инкомстрой" об отмене обеспечительных мер не подкреплено достоверными и достаточными доказательствами финансовой устойчивости, и риск неисполнения судебного акта в случае удовлетворения требований истца сохраняется. Представленные Обществом с ограниченной ответственностью "Инкомстрой" доводы не свидетельствуют о реальной и устойчивой способности общества исполнить судебное решение в пользу истца, в случае если оно будет вынесено. Представляя промежуточный бухгалтерский баланс, ответчик не указал, прошел ли указанный документ камеральную проверку Федеральной налоговой инспекции или аудиторскую проверку. Ссылки на сведения из сервиса "Прозрачный бизнес" в подтверждение погашения налоговой задолженности отклонены судом первой инстанции, поскольку данный ресурс не является официальным источником.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Элементы современной системы отечественного финансового контроля
(Звягин С.А., Головинов О.Н., Стрыгина И.Е.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2)Результатом финансово-контрольных и экспертных экономических действий являются документальные данные, отраженные в актах документальных ревизий и проверок, аудиторских заключениях, актах камеральных и выездных налоговых проверок, заключениях судебно-экономических экспертиз.
(Звягин С.А., Головинов О.Н., Стрыгина И.Е.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2)Результатом финансово-контрольных и экспертных экономических действий являются документальные данные, отраженные в актах документальных ревизий и проверок, аудиторских заключениях, актах камеральных и выездных налоговых проверок, заключениях судебно-экономических экспертиз.
Статья: К вопросу об аудите в рамках контрактной системы: особенности реализации положений Закона N 44-ФЗ
(Карпова Л.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Итак, Счетная палата Российской Федерации проводит аудит в сфере закупок на основании СГА 101, а также СГА 102 "Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий" (далее - СГА 102). Согласно СГА 101 аудит предполагает возможность проведения камеральной и выездной проверок как инспекторами Счетной палаты Российской Федерации, так и привлекаемыми внешними экспертами, задача которых - повысить качество контрольного мероприятия. Основанием проведения контрольного мероприятия является регламентированная разделом 5.3 СГА 101 программа, подготовка которой начинается в рамках его подготовительного этапа. Именно в ней указываются состав лиц, которые будут его проводить, а также временные и содержательные рамки контрольного мероприятия.
(Карпова Л.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Итак, Счетная палата Российской Федерации проводит аудит в сфере закупок на основании СГА 101, а также СГА 102 "Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий" (далее - СГА 102). Согласно СГА 101 аудит предполагает возможность проведения камеральной и выездной проверок как инспекторами Счетной палаты Российской Федерации, так и привлекаемыми внешними экспертами, задача которых - повысить качество контрольного мероприятия. Основанием проведения контрольного мероприятия является регламентированная разделом 5.3 СГА 101 программа, подготовка которой начинается в рамках его подготовительного этапа. Именно в ней указываются состав лиц, которые будут его проводить, а также временные и содержательные рамки контрольного мероприятия.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ
(ред. от 10.07.2023)
"О Счетной палате Российской Федерации"2. Проверка применяется в целях документального исследования отдельных действий (операций) или определенного направления финансовой деятельности объекта аудита (контроля) за определенный период, указанных в решении о проведении проверки.
(ред. от 10.07.2023)
"О Счетной палате Российской Федерации"2. Проверка применяется в целях документального исследования отдельных действий (операций) или определенного направления финансовой деятельности объекта аудита (контроля) за определенный период, указанных в решении о проведении проверки.
Приказ ФНС России от 02.11.2021 N ЕД-7-10/952@
(ред. от 23.04.2025)
"Об утверждении Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков их хранения"не являющиеся доказательственной базой, полученные в ходе камеральных налоговых проверок
(ред. от 23.04.2025)
"Об утверждении Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков их хранения"не являющиеся доказательственной базой, полученные в ходе камеральных налоговых проверок
"Годовой отчет для бюджетных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)9) обнаружение после отчетной даты, но до даты принятия (утверждения) бухгалтерской (финансовой) отчетности ошибки в данных бухгалтерского учета за отчетный период (периоды, предшествующие отчетному) и (или) ошибки, допущенной при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе по результатам проведения камеральной проверки, либо при осуществлении внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, внутреннего финансового контроля и (или) внутреннего финансового аудита, а также внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)9) обнаружение после отчетной даты, но до даты принятия (утверждения) бухгалтерской (финансовой) отчетности ошибки в данных бухгалтерского учета за отчетный период (периоды, предшествующие отчетному) и (или) ошибки, допущенной при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе по результатам проведения камеральной проверки, либо при осуществлении внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, внутреннего финансового контроля и (или) внутреннего финансового аудита, а также внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Статья: Аудит соответствия: правила проведения контрольных мероприятий
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 7)При проведении аудита соответствия применяются следующие методы осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты РФ: проверка (камеральная, выездная), анализ, обследование, мониторинг, а также иные методы, предусмотренные стандартами внешнего государственного аудита (контроля), осуществляемого Счетной палатой РФ (п. 3.1.7 Стандарта).
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 7)При проведении аудита соответствия применяются следующие методы осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты РФ: проверка (камеральная, выездная), анализ, обследование, мониторинг, а также иные методы, предусмотренные стандартами внешнего государственного аудита (контроля), осуществляемого Счетной палатой РФ (п. 3.1.7 Стандарта).
Статья: Показатели бюджета, основные налоги и налоговый контроль во Франции
(Жильцова Ю.В., Баранова Е.Д.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 1)В Генеральном налоговом кодексе Франции указано, что в основе налогового контроля лежит декларация о доходах и правила ее составления. Надзорные функции, аудит, экономическую и финансовую оценку осуществляет Генеральная инспекция финансов [8]. Установлены следующие формы проведения налогового контроля: документальный контроль на местах (камеральный) и внешний контроль.
(Жильцова Ю.В., Баранова Е.Д.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 1)В Генеральном налоговом кодексе Франции указано, что в основе налогового контроля лежит декларация о доходах и правила ее составления. Надзорные функции, аудит, экономическую и финансовую оценку осуществляет Генеральная инспекция финансов [8]. Установлены следующие формы проведения налогового контроля: документальный контроль на местах (камеральный) и внешний контроль.
"Годовой отчет для казенных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)1) на ошибки отчетного периода - ошибки, выявленные в периоде (в году), за который учреждение не сформировало бюджетную отчетность (промежуточную или годовую), либо в периоде, за который годовая бюджетная отчетность сформирована, но не утверждена (осуществляются мероприятия по камеральной проверке годовой отчетности, внутреннему финансовому контролю, внешнему финансовому контролю, а также внутреннему контролю или внутреннему финансовому аудиту);
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)1) на ошибки отчетного периода - ошибки, выявленные в периоде (в году), за который учреждение не сформировало бюджетную отчетность (промежуточную или годовую), либо в периоде, за который годовая бюджетная отчетность сформирована, но не утверждена (осуществляются мероприятия по камеральной проверке годовой отчетности, внутреннему финансовому контролю, внешнему финансовому контролю, а также внутреннему контролю или внутреннему финансовому аудиту);
Статья: Таможенные органы как субъекты таможенного контроля после выпуска товаров
(Мишин К.Д.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 2)Аудит как такой и является основным содержанием таможенной проверки, это сопоставление заявленных в таможенный орган сведений о товаре с данными бухгалтерской (финансовой) отчетности, проводимой как по месту нахождения таможенного органа (камеральная проверка), так и с выездом к проверяемому лицу (выездная проверка).
(Мишин К.Д.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 2)Аудит как такой и является основным содержанием таможенной проверки, это сопоставление заявленных в таможенный орган сведений о товаре с данными бухгалтерской (финансовой) отчетности, проводимой как по месту нахождения таможенного органа (камеральная проверка), так и с выездом к проверяемому лицу (выездная проверка).
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Вместе с тем только с вступлением в силу 30 сентября 2021 г. ч. 5 ст. 15 Федерального закона N 6-ФЗ (введена Федеральным законом N 255-ФЗ) в законодательстве появилось указание на то, что при осуществлении внешнего государственного (муниципального) финансового контроля КСО предоставляется необходимый для реализации их полномочий постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне. Именно постоянство доступа, на наш взгляд, не позволяет отождествлять цифровой аудит с камеральным способом проведения мероприятия. С одной стороны, ч. 5 ст. 15 Федерального закона N 6-ФЗ способна облегчить доступ КСО к необходимой информации об управлении имуществом соответствующего публично-правового образования. Однако, с другой стороны, существенным недостатком данного законоположения является отсутствие в нем указания на то, кем и как именно определяется перечень соответствующих информационных систем, доступ к которым предоставляется КСО для реализации своих полномочий, а также объем предоставляемых прав доступа.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Вместе с тем только с вступлением в силу 30 сентября 2021 г. ч. 5 ст. 15 Федерального закона N 6-ФЗ (введена Федеральным законом N 255-ФЗ) в законодательстве появилось указание на то, что при осуществлении внешнего государственного (муниципального) финансового контроля КСО предоставляется необходимый для реализации их полномочий постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне. Именно постоянство доступа, на наш взгляд, не позволяет отождествлять цифровой аудит с камеральным способом проведения мероприятия. С одной стороны, ч. 5 ст. 15 Федерального закона N 6-ФЗ способна облегчить доступ КСО к необходимой информации об управлении имуществом соответствующего публично-правового образования. Однако, с другой стороны, существенным недостатком данного законоположения является отсутствие в нем указания на то, кем и как именно определяется перечень соответствующих информационных систем, доступ к которым предоставляется КСО для реализации своих полномочий, а также объем предоставляемых прав доступа.
"Годовой отчет для автономных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)9) обнаружение после отчетной даты, но до даты принятия (утверждения) бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждения ошибки в данных бухгалтерского учета за отчетный период (периоды, предшествующие отчетному) и (или) ошибки, допущенной при составлении бухгалтерской отчетности, в том числе по результатам проведения камеральной проверки, либо при осуществлении внутреннего финансового контроля и (или) внутреннего финансового аудита, а также внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)9) обнаружение после отчетной даты, но до даты принятия (утверждения) бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждения ошибки в данных бухгалтерского учета за отчетный период (периоды, предшествующие отчетному) и (или) ошибки, допущенной при составлении бухгалтерской отчетности, в том числе по результатам проведения камеральной проверки, либо при осуществлении внутреннего финансового контроля и (или) внутреннего финансового аудита, а также внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Готовое решение: Как учреждению исправить ошибки в учете и отчетности
(КонсультантПлюс, 2025)периоде, за который годовая отчетность сформирована, но не утверждена (проводится камеральная проверка отчетности, внутренний (внешний) финансовый контроль, внутренний контроль или внутренний финансовый аудит).
(КонсультантПлюс, 2025)периоде, за который годовая отчетность сформирована, но не утверждена (проводится камеральная проверка отчетности, внутренний (внешний) финансовый контроль, внутренний контроль или внутренний финансовый аудит).
"Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Отсутствие акта по результатам камеральной проверки не означает, что отчетность, представленная налогоплательщиком, составлена корректно, то есть отсутствуют выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах, а также что показатели декларации признаны подтвержденными. Ведь цель камеральной проверки - это контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, а не подтверждение показателей налоговых деклараций (расчетов). В этом состоит одно из концептуальных отличий налогового контроля от аудиторской проверки, которая согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" заключается в независимой проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (Письмо Минфина России N 03-02-07/1/18400).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Отсутствие акта по результатам камеральной проверки не означает, что отчетность, представленная налогоплательщиком, составлена корректно, то есть отсутствуют выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах, а также что показатели декларации признаны подтвержденными. Ведь цель камеральной проверки - это контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, а не подтверждение показателей налоговых деклараций (расчетов). В этом состоит одно из концептуальных отличий налогового контроля от аудиторской проверки, которая согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" заключается в независимой проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (Письмо Минфина России N 03-02-07/1/18400).