Каковы сроки предъявления претензии для защиты прав потребителей?
Подборка наиболее важных документов по запросу Каковы сроки предъявления претензии для защиты прав потребителей? (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 29 "Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)" Закона РФ "О защите прав потребителей""Ссылка апеллянта на 2-летний срок предъявления претензий к исполнителю работ (услуг) в соответствии со ст. 29 Закона "О защите прав потребителей" несостоятельна. Предусмотренный Гражданским кодексом срок исковой давности предназначен для защиты права по иску лица, право которого нарушено, а не для выявления недостатков по выполненной работе (услуге) с моментом обнаружения которых п. 6 ст. 29 Закона "О защите прав потребителя" связывает возможность обращения потребителя к исполнителю с требованием устранения таких недостатков. Исковая давность и срок на обнаружение недостатков не тождественны и применяются каждый отдельно."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 20 "Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером)" Закона РФ "О защите прав потребителей""Разрешая спор по существу и отказывая в их удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что обращение истца в сервисный центр ООО "Восток Моторе Новосибирск" в рамках очередного технического обслуживания автомобиля не является требованием о безвозмездном устранении недостатков, как того требует п. 1 ст. 20 Закона о защите прав потребителей, поскольку из заказ-нарядов, акта выполненных работ, сервисной книжки, следует, что истец обратился в сервисный центр для выполнения очередных работ по ТО, в ходе которых были установлены и подтвердились выявленные истцом недостатки в обивке подушки водительского сиденья. После чего, признав случай гарантийным, сервисный центр предпринял попытки устранить недостаток, заказал необходимую деталь, и ДД.ММ.ГГГГ был готов установить ее в автомобиль истца, о чем уведомил его по средством телеграммы, истец для устранения недостатков в сервисный центр не явился. При этом, ни в каком из данных документов не устанавливался срок, в который данная деталь должна быть доставлена и установлена. Кроме того, отсутствие каких-либо требования к сервисному центру ООО "Восток Моторс Новосибирск" также подтверждается заказ-нарядом от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что после осмотра сервисным центром на предмет замены поврежденной детали автомобиля, истец забрал автомобиль, претензий по данному заказ-наряду не имел. Соответственно, данное обращение истца нельзя признать требованием об устранении недостатков в товаре, за неисполнение которых в срок, предусмотренный п. 1 ст. 20 Закона о защите прав потребителей" у продавца возникли бы обязательства, в частности возвратить уплаченную сумму за товар. Претензия же, предъявленная к ответчику ДД.ММ.ГГГГ, не содержит требование о безвозмездном устранении недостатков, а фактически содержит требования, которые могут быть предъявлены только в случае нарушения предельного срока устранения недостатков 45 дней в досудебном порядке, которого судом не установлено. После проведения гарантийной диагностики ДД.ММ.ГГГГ автомобиль был возвращен истцу, который на протяжении всего времени с момента покупки автомобиля пользуется им, недостатки в обивке сиденья являются недостатками, которые не препятствуют использованию автомобиля по назначению, при этом ответчик готов устранить выявленные недостатки в рамках гарантийного обслуживания на безвозмездной основе. Поскольку истцом в адрес ответчика не предъявлялись требования об устранении недостатка, равно как и не передавался автомобиль для безвозмездного устранения недостатка в течение гарантийного срока, суд пришел к выводу, что 45-дневный срок не мог начать течь. Учитывая, что материалы дела не содержат доказательств наличия в автомобиле недостатков, которые по какому-либо из критериев можно было бы признать существенными, автомобиль не передавался ответчику для производства ремонтных работ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы и перспективы развития системы защиты прав потребителей туристских услуг
(Зайнуллина Т.Г., Петренко А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 3)Важным направлением развития института защиты прав потребителей туристских услуг является внедрение системы информирования не только об основных правах, но и о порядке и сроках предъявления претензий туристской организации, так как в Российской Федерации установлен так называемый претензионный порядок (ст. 10 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации") решения конфликтов, что позволяет сторонам решить спор в досудебном порядке. Но большинство потребителей-туристов не знают, куда и каким образом можно обратиться с претензией и что делать в случае ее неудовлетворения.
(Зайнуллина Т.Г., Петренко А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 3)Важным направлением развития института защиты прав потребителей туристских услуг является внедрение системы информирования не только об основных правах, но и о порядке и сроках предъявления претензий туристской организации, так как в Российской Федерации установлен так называемый претензионный порядок (ст. 10 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации") решения конфликтов, что позволяет сторонам решить спор в досудебном порядке. Но большинство потребителей-туристов не знают, куда и каким образом можно обратиться с претензией и что делать в случае ее неудовлетворения.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.10.2020)Удовлетворяя частично требования К., суд первой инстанции исходил из того, что работы выполнены подрядчиком с существенными недостатками. Руководствуясь п. 6 ст. 29 Закона о защите прав потребителей, суд указал, что срок для предъявления претензий по качеству выполненных работ составляет в данном случае десять лет и истцом не пропущен.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.10.2020)Удовлетворяя частично требования К., суд первой инстанции исходил из того, что работы выполнены подрядчиком с существенными недостатками. Руководствуясь п. 6 ст. 29 Закона о защите прав потребителей, суд указал, что срок для предъявления претензий по качеству выполненных работ составляет в данном случае десять лет и истцом не пропущен.
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2022)Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что потребитель отказался от товара надлежащего качества в срок, предусмотренный п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей, направив претензию в адрес ответчика, уклонившегося от ее получения. При этом суд указал, что возвращаемая истцом виниловая плитка не имеет индивидуально-определенных свойств и может быть использована широким кругом потребителей, а также не относится к числу строительных и отделочных материалов, не подлежащих возврату.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2022)Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что потребитель отказался от товара надлежащего качества в срок, предусмотренный п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей, направив претензию в адрес ответчика, уклонившегося от ее получения. При этом суд указал, что возвращаемая истцом виниловая плитка не имеет индивидуально-определенных свойств и может быть использована широким кругом потребителей, а также не относится к числу строительных и отделочных материалов, не подлежащих возврату.
Статья: Договор международной воздушной перевозки пассажиров и багажа: определение компетентного суда
(Щукин А.И.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Как предусмотрено в обеих Конвенциях, при отсутствии возражения в установленные сроки никакие иски против перевозчика не принимаются, кроме случаев обмана со стороны последнего. Необходимость подачи претензии в случае обнаружения причинения вреда багажу означает, что соответствующий иск по ст. 30 ГПК РФ подлежит предъявлению исключительно в суд по месту нахождения перевозчика. В последней ситуации правила альтернативной подсудности исков о защите прав потребителей не могут иметь преимущества в применении. Соответственно, если бы Пленум Верховного Суда РФ имел цель разъяснить в п. 22 Постановления "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" применение правил внутренней территориальной подсудности, в том числе по спорам из международных воздушных перевозок, то он учел бы изложенное. Конкуренция правил внутренней подсудности по спору из договора международной перевозки багажа должна была быть разрешена иначе, чем сейчас указано в названном Постановлении по отношению к исковым требованиям к перевозчику, т.е. в пользу исключительной подсудности по месту нахождения перевозчика вместо альтернативной подсудности, предусмотренной для исков о защите прав потребителей. Соответственно, если бы Верховный Суд РФ имел цель разъяснить в упомянутом документе применение правил внутренней территориальной подсудности, в том числе по спорам о международных воздушных перевозках, он пришел бы к иным выводам о конкуренции этих правил.
(Щукин А.И.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Как предусмотрено в обеих Конвенциях, при отсутствии возражения в установленные сроки никакие иски против перевозчика не принимаются, кроме случаев обмана со стороны последнего. Необходимость подачи претензии в случае обнаружения причинения вреда багажу означает, что соответствующий иск по ст. 30 ГПК РФ подлежит предъявлению исключительно в суд по месту нахождения перевозчика. В последней ситуации правила альтернативной подсудности исков о защите прав потребителей не могут иметь преимущества в применении. Соответственно, если бы Пленум Верховного Суда РФ имел цель разъяснить в п. 22 Постановления "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" применение правил внутренней территориальной подсудности, в том числе по спорам из международных воздушных перевозок, то он учел бы изложенное. Конкуренция правил внутренней подсудности по спору из договора международной перевозки багажа должна была быть разрешена иначе, чем сейчас указано в названном Постановлении по отношению к исковым требованиям к перевозчику, т.е. в пользу исключительной подсудности по месту нахождения перевозчика вместо альтернативной подсудности, предусмотренной для исков о защите прав потребителей. Соответственно, если бы Верховный Суд РФ имел цель разъяснить в упомянутом документе применение правил внутренней территориальной подсудности, в том числе по спорам о международных воздушных перевозках, он пришел бы к иным выводам о конкуренции этих правил.
Статья: Спор о взыскании с застройщика неустойки (пени) по договору участия в долевом строительстве (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Ни Закон N 214-ФЗ, ни Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" не возлагают на участника долевого строительства обязанность направить ответчику претензию как безусловное основание для взыскания штрафа (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17.09.2019 N 18-КГ19-91).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Ни Закон N 214-ФЗ, ни Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" не возлагают на участника долевого строительства обязанность направить ответчику претензию как безусловное основание для взыскания штрафа (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17.09.2019 N 18-КГ19-91).
Статья: Альтернативные способы разрешения споров с участием потребителей
(Дьяконова М.О.)
("Вестник гражданского процесса", 2020, N 6)Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (ст. 10)
(Дьяконова М.О.)
("Вестник гражданского процесса", 2020, N 6)Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (ст. 10)
Статья: Особенности претензионного порядка защиты прав потребителей при реализации туристских услуг
(Илюшников Д.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)Необходимо учитывать, что в соответствии с п. 11 Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 октября 2021 г. <7>) содержание договора между турагентом и туроператором на права потребителя не влияет. Поэтому в случае отказа возвращения полной стоимости путевки турфирма обязана предоставить полную и достоверную информацию о фактически понесенных ею затратах (расходы на оплату гостиничных номеров, оформление страховых полисов и проч.) на дату отказа от тура, причем подтвержденных документально. При отказе в удовлетворении претензионных требований в досудебном порядке турист вправе обратиться с исковым заявлением к туроператору в суд. Кроме того, необходимо учесть, что согласно ч. 2 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении должны быть указаны все требования и обстоятельства, на которых основаны требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. В силу ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" кроме взыскания суммы уплаченных денежных средств за путевку, при наличии соответствующих обстоятельств, граждане вправе потребовать компенсации морального вреда. В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя взыскивается "с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя" <8>. В соответствии с п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" указано, что "при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных ФЗ "О защите прав потребителей", которые не были удовлетворены в добровольном порядке" исполнителем, "суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду" <9>. Так, к примеру, по одному из дел установлено, что в январе 2020 г. гражданка К. обратилась в ООО "Все туры" с целью приобрести туристскую путевку в Турцию. В соответствии с заключенными договорами реализации туристских продуктов ООО "Все туры" обязалось организовать туры в Турцию гражданке К. и членам ее семьи в указанный в договоре период. Денежные средства были уплачены в полном объеме. В связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой, связанной с распространением коронавирусной эпидемии в мире, из-за угрозы безопасности их жизни и здоровью истец направила в ООО "Все туры" претензию, в которой отказалась от туристской поездки и потребовала вернуть уплаченные денежные средства. В 10-дневный срок, отведенный для рассмотрения претензий Законом РФ "О защите прав потребителей", денежные средства возвращены не были. Гражданка К. обратилась в суд с иском к ООО "Все туры" о защите прав потребителя в сфере туристских услуг.
(Илюшников Д.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)Необходимо учитывать, что в соответствии с п. 11 Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 октября 2021 г. <7>) содержание договора между турагентом и туроператором на права потребителя не влияет. Поэтому в случае отказа возвращения полной стоимости путевки турфирма обязана предоставить полную и достоверную информацию о фактически понесенных ею затратах (расходы на оплату гостиничных номеров, оформление страховых полисов и проч.) на дату отказа от тура, причем подтвержденных документально. При отказе в удовлетворении претензионных требований в досудебном порядке турист вправе обратиться с исковым заявлением к туроператору в суд. Кроме того, необходимо учесть, что согласно ч. 2 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении должны быть указаны все требования и обстоятельства, на которых основаны требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. В силу ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" кроме взыскания суммы уплаченных денежных средств за путевку, при наличии соответствующих обстоятельств, граждане вправе потребовать компенсации морального вреда. В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя взыскивается "с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя" <8>. В соответствии с п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" указано, что "при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных ФЗ "О защите прав потребителей", которые не были удовлетворены в добровольном порядке" исполнителем, "суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду" <9>. Так, к примеру, по одному из дел установлено, что в январе 2020 г. гражданка К. обратилась в ООО "Все туры" с целью приобрести туристскую путевку в Турцию. В соответствии с заключенными договорами реализации туристских продуктов ООО "Все туры" обязалось организовать туры в Турцию гражданке К. и членам ее семьи в указанный в договоре период. Денежные средства были уплачены в полном объеме. В связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой, связанной с распространением коронавирусной эпидемии в мире, из-за угрозы безопасности их жизни и здоровью истец направила в ООО "Все туры" претензию, в которой отказалась от туристской поездки и потребовала вернуть уплаченные денежные средства. В 10-дневный срок, отведенный для рассмотрения претензий Законом РФ "О защите прав потребителей", денежные средства возвращены не были. Гражданка К. обратилась в суд с иском к ООО "Все туры" о защите прав потребителя в сфере туристских услуг.
Ситуация: Как потребителю составить и направить претензию исполнителю (продавцу, изготовителю), в том числе о возврате денежных средств?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу в отношении иных организаций и ИП сроки ответа на претензию по спорам о защите прав потребителей не установлены, за исключением отдельных случаев (п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 2463).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу в отношении иных организаций и ИП сроки ответа на претензию по спорам о защите прав потребителей не установлены, за исключением отдельных случаев (п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 2463).
Статья: Приемка квартиры в новостройке по правилам
(Кривцова О., Соколов В.)
("Жилищное право", 2025, N 2)Претензия об исправлении недостатков должна содержать требование исправить дефекты в течение 10 дней. Такой срок, в частности, установлен Законом о защите прав потребителей. Если недостатки оказались скрытыми, их устранение возможно в течение гарантийного срока.
(Кривцова О., Соколов В.)
("Жилищное право", 2025, N 2)Претензия об исправлении недостатков должна содержать требование исправить дефекты в течение 10 дней. Такой срок, в частности, установлен Законом о защите прав потребителей. Если недостатки оказались скрытыми, их устранение возможно в течение гарантийного срока.
Статья: Спор о защите прав потребителей при приобретении автомобилей у автодилеров и в автосалонах (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Согласно п. 1 ст. 19 Закона о защите прав потребителей предъявить перечисленные в ст. 18 данного Закона требования к продавцу можно только в том случае, когда недостатки обнаружены в течение гарантийного срока на автомобиль. Как правило, датой предъявления требований считается дата передачи автомобиля продавцу или уполномоченной организации для диагностики и ремонта, дата направления продавцу письменной претензии и т.д.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Согласно п. 1 ст. 19 Закона о защите прав потребителей предъявить перечисленные в ст. 18 данного Закона требования к продавцу можно только в том случае, когда недостатки обнаружены в течение гарантийного срока на автомобиль. Как правило, датой предъявления требований считается дата передачи автомобиля продавцу или уполномоченной организации для диагностики и ремонта, дата направления продавцу письменной претензии и т.д.
Готовое решение: Что учесть при заключении договора оказания отдельных видов услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Однако, если указания потребителя относительно объема услуг могут негативно повлиять на их качество или сроки оказания, исполнителю следует своевременно предупредить его о возможных последствиях. Если пациент, несмотря на полученную информацию, не изменит своих указаний, медицинская организация сможет отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (ст. 36 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей").
(КонсультантПлюс, 2025)Однако, если указания потребителя относительно объема услуг могут негативно повлиять на их качество или сроки оказания, исполнителю следует своевременно предупредить его о возможных последствиях. Если пациент, несмотря на полученную информацию, не изменит своих указаний, медицинская организация сможет отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (ст. 36 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей").
Статья: Претензия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В отдельных случаях порядок направления и сроки рассмотрения претензии установлены законом (например, ст. 163 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ, ст. ст. 22, 31 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" и др.).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В отдельных случаях порядок направления и сроки рассмотрения претензии установлены законом (например, ст. 163 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ, ст. ст. 22, 31 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" и др.).
Статья: Возврат товара надлежащего качества потребителем: контроль за соблюдением условий реализации права
(Крохина М.С.)
("Право и экономика", 2020, N 12)Законодатель не ставит право приобретателя обменять товар в зависимость от надлежащего осуществления последним проверки соответствия товара своим реальным потребностям до заключения договора розничной купли-продажи. Гражданину предоставлена возможность предварительно осуществить осмотр товара, ознакомиться с информацией о нем, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств товара или демонстрации его использования (п. 1, 2 ст. 465 ГК РФ). Однако неважно, осуществлял ли покупатель примерку или взял первую попавшуюся вещь с полки, не поинтересовавшись размером, составом ткани и т.п. Предполагается, что в стенах магазина покупатель по объективным причинам (плохое освещение, суета, тесная примерочная, приобретает товар в подарок) не всегда способен оценить, насколько вещь соответствует его запросам, и сделать правильный выбор. К тому же сами продавцы, имея цель увеличить число продаж, используют множество маркетинговых средств давления, подталкивающих к покупке. В результате сложно требовать от обывателя должной осмотрительности в отношениях с профессиональным участником рынка, при розничной купле-продаже в частности. Данное обстоятельство и объясняет необходимость дополнительного обеспечения интересов более слабой стороны путем предоставления потребителю особого, льготного срока на односторонний отказ от исполнения договора. По истечении указанного срока покупатель утрачивает возможность предъявлять претензии продавцу относительно эстетических свойств приобретенного товара, что подтверждается судебной практикой <3>.
(Крохина М.С.)
("Право и экономика", 2020, N 12)Законодатель не ставит право приобретателя обменять товар в зависимость от надлежащего осуществления последним проверки соответствия товара своим реальным потребностям до заключения договора розничной купли-продажи. Гражданину предоставлена возможность предварительно осуществить осмотр товара, ознакомиться с информацией о нем, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств товара или демонстрации его использования (п. 1, 2 ст. 465 ГК РФ). Однако неважно, осуществлял ли покупатель примерку или взял первую попавшуюся вещь с полки, не поинтересовавшись размером, составом ткани и т.п. Предполагается, что в стенах магазина покупатель по объективным причинам (плохое освещение, суета, тесная примерочная, приобретает товар в подарок) не всегда способен оценить, насколько вещь соответствует его запросам, и сделать правильный выбор. К тому же сами продавцы, имея цель увеличить число продаж, используют множество маркетинговых средств давления, подталкивающих к покупке. В результате сложно требовать от обывателя должной осмотрительности в отношениях с профессиональным участником рынка, при розничной купле-продаже в частности. Данное обстоятельство и объясняет необходимость дополнительного обеспечения интересов более слабой стороны путем предоставления потребителю особого, льготного срока на односторонний отказ от исполнения договора. По истечении указанного срока покупатель утрачивает возможность предъявлять претензии продавцу относительно эстетических свойств приобретенного товара, что подтверждается судебной практикой <3>.