Какие ошибки в госзакупках выявила ФАС за последнее время
Подборка наиболее важных документов по запросу Какие ошибки в госзакупках выявила ФАС за последнее время (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Постановление Правительства РФ от 15.05.2017 N 570: обзор правоприменительной практики
(Гурин О.Ю., Романенко А.А.)
("Прогосзаказ.рф", 2018, N 4)С 25 мая 2017 года действует Постановление Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 (далее - ПП РФ N 570). Этот нормативный правовой акт обязывает заказчиков при закупках работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства требовать от подрядчиков личного выполнения отдельных видов работ без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственным и (или) муниципальным контрактам. Многочисленные решения ФАС России, появившиеся за истекший период времени, выявили 3 основных категории ошибок при применении заказчиками положений ПП РФ N 570:
(Гурин О.Ю., Романенко А.А.)
("Прогосзаказ.рф", 2018, N 4)С 25 мая 2017 года действует Постановление Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 (далее - ПП РФ N 570). Этот нормативный правовой акт обязывает заказчиков при закупках работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства требовать от подрядчиков личного выполнения отдельных видов работ без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственным и (или) муниципальным контрактам. Многочисленные решения ФАС России, появившиеся за истекший период времени, выявили 3 основных категории ошибок при применении заказчиками положений ПП РФ N 570:
Статья: Судебные формы нивелирования недобросовестной конкуренции
(Рузаева Е.М.)
("Конкурентное право", 2025, N 4)В то же время официальные данные ФАС РФ (за 2023 г. ФАС РФ было выявлено 2 911 картельных государственных закупок на сумму более 174 млрд руб. По материалам антимонопольного органа было возбуждено 39 уголовных дел, из которых 13 по статье 178 Уголовного кодекса РФ, 26 по иным составам уголовного законодательства. Привлечено к ответственности 307 субъектов экономической деятельности и 24 заказчика) <9> позволяют прийти к выводу о том, что значительным остается количество обращений в антимонопольный орган для разрешения спорных ситуаций. Это свидетельствует не только о возрастании числа нарушений законодательства, но и о качественных изменениях в правосознании хозяйствующих субъектов, повышении правовой культуры, осведомленности о способах и мерах борьбы с недобросовестной конкуренцией и принципах обеспечения защищенности интересов.
(Рузаева Е.М.)
("Конкурентное право", 2025, N 4)В то же время официальные данные ФАС РФ (за 2023 г. ФАС РФ было выявлено 2 911 картельных государственных закупок на сумму более 174 млрд руб. По материалам антимонопольного органа было возбуждено 39 уголовных дел, из которых 13 по статье 178 Уголовного кодекса РФ, 26 по иным составам уголовного законодательства. Привлечено к ответственности 307 субъектов экономической деятельности и 24 заказчика) <9> позволяют прийти к выводу о том, что значительным остается количество обращений в антимонопольный орган для разрешения спорных ситуаций. Это свидетельствует не только о возрастании числа нарушений законодательства, но и о качественных изменениях в правосознании хозяйствующих субъектов, повышении правовой культуры, осведомленности о способах и мерах борьбы с недобросовестной конкуренцией и принципах обеспечения защищенности интересов.
Статья: Использование программных агентов в юридической практике
(Березина Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)Проблемным для пользователя может оказаться и использование аукционного робота - программы, которая позволяет подавать ценовые предложения по заранее установленной стратегии без участия пользователя. Аукционные роботы могут быть как интегрированным, встроенным элементом конкретной электронной площадки, так и сторонней программой. В настоящее время встроенные аукционные роботы реализованы на площадках "Сбербанк-АСТ" <38> и "РТС-тендер" <39>. На остальных электронных площадках могут применяться сторонние аукционные роботы, например программы AuSe <40>, Win-IT <41>, а также частные программные разработки. Преимущество аукционных роботов заключается в экономии времени пользователя, возможности одновременного участия в нескольких процедурах, отсутствии ошибок при подаче ценовых предложений, быстроте реагирования и т.д. Однако использование аукционных роботов, по своей сути являющихся программными агентами, может быть связано и со злоупотреблением. Так, например, с помощью аукционного робота можно максимально затягивать проведение процедуры торгов, когда ценовое предложение подается в последнюю секунду контрольного времени и данное действие повторяется многократно. В 2018 г. ФАС России доказала неправомерное использование участниками торгов ООО "Валирия" и ООО "Эгамед" аукционных роботов, настроенных на автоматическое поддержание максимальной цены в ряде аукционов на поставку медицинских расходных материалов <42>.
(Березина Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)Проблемным для пользователя может оказаться и использование аукционного робота - программы, которая позволяет подавать ценовые предложения по заранее установленной стратегии без участия пользователя. Аукционные роботы могут быть как интегрированным, встроенным элементом конкретной электронной площадки, так и сторонней программой. В настоящее время встроенные аукционные роботы реализованы на площадках "Сбербанк-АСТ" <38> и "РТС-тендер" <39>. На остальных электронных площадках могут применяться сторонние аукционные роботы, например программы AuSe <40>, Win-IT <41>, а также частные программные разработки. Преимущество аукционных роботов заключается в экономии времени пользователя, возможности одновременного участия в нескольких процедурах, отсутствии ошибок при подаче ценовых предложений, быстроте реагирования и т.д. Однако использование аукционных роботов, по своей сути являющихся программными агентами, может быть связано и со злоупотреблением. Так, например, с помощью аукционного робота можно максимально затягивать проведение процедуры торгов, когда ценовое предложение подается в последнюю секунду контрольного времени и данное действие повторяется многократно. В 2018 г. ФАС России доказала неправомерное использование участниками торгов ООО "Валирия" и ООО "Эгамед" аукционных роботов, настроенных на автоматическое поддержание максимальной цены в ряде аукционов на поставку медицинских расходных материалов <42>.
"Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия"
(Кондрат Е.Н.)
("Юстицинформ", 2014)В Законе о государственных закупках четко прописано, в каком случае применятся тот или иной способ размещения заказа. Неправильный выбор формы проведения государственных закупок, например проведение их в виде конкурса, а не аукциона, является одним из распространенных нарушений Закона о государственных закупках (Постановление ФАС ВВО от 23 ноября 2009 г. N А11-2808/2009).
(Кондрат Е.Н.)
("Юстицинформ", 2014)В Законе о государственных закупках четко прописано, в каком случае применятся тот или иной способ размещения заказа. Неправильный выбор формы проведения государственных закупок, например проведение их в виде конкурса, а не аукциона, является одним из распространенных нарушений Закона о государственных закупках (Постановление ФАС ВВО от 23 ноября 2009 г. N А11-2808/2009).
Статья: Справка 2-НДФЛ: от "А" до "Я"
(Королев С.А.)
("Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 3)Обратите внимание: если справки 2-НДФЛ представлены своевременно, однако в ходе проверки выявлены ошибки при их заполнении, которые были устранены налоговым агентом (представлены исправленные справки) по истечении установленных сроков, привлекать последнего к ответственности налоговики не вправе (Постановление ФАС СКО от 18.10.2007 N Ф08-6589/07-2556А по делу N А32-27736/2006-14/524).
(Королев С.А.)
("Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 3)Обратите внимание: если справки 2-НДФЛ представлены своевременно, однако в ходе проверки выявлены ошибки при их заполнении, которые были устранены налоговым агентом (представлены исправленные справки) по истечении установленных сроков, привлекать последнего к ответственности налоговики не вправе (Постановление ФАС СКО от 18.10.2007 N Ф08-6589/07-2556А по делу N А32-27736/2006-14/524).
"Налоговая оптимизация"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Шестакова Е.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2013)8. Если при камеральной проверке не было выявлено ошибок или противоречий в декларации, налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика уменьшения полученного им убытка только на том основании, что последний не представил документы, подтверждающие убыток (Постановление ФАС Московского округа от 16 июля 2009 г. N КА-А40/6618-09). Похожий вывод содержится и в решении суда при проверке упрощенной системы налогообложения. Если в ходе камеральной проверки налоговый орган не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, он не вправе требовать представления дополнительных документов (Постановление ФАС Московского округа от 19 мая 2010 г. N КА-А40/4349-10).
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Шестакова Е.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2013)8. Если при камеральной проверке не было выявлено ошибок или противоречий в декларации, налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика уменьшения полученного им убытка только на том основании, что последний не представил документы, подтверждающие убыток (Постановление ФАС Московского округа от 16 июля 2009 г. N КА-А40/6618-09). Похожий вывод содержится и в решении суда при проверке упрощенной системы налогообложения. Если в ходе камеральной проверки налоговый орган не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, он не вправе требовать представления дополнительных документов (Постановление ФАС Московского округа от 19 мая 2010 г. N КА-А40/4349-10).
Статья: Рассмотрение проблемы "НДС - УСНО" в рамках Закона о контрактной системе
(Луговая Н.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2020, N 5)<1> В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, п. 5.3.1.12 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331, ФАС является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
(Луговая Н.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2020, N 5)<1> В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, п. 5.3.1.12 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331, ФАС является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Статья: Госзакупки: грань между потребностями заказчика и ограничением конкуренции
(Канунцева М.)
("Конкуренция и право", 2012, N 5)Формулирование требований к поставляемым товарам под конкретного производителя, так называемое "затачивание" конкурсной документации, является частым нарушением, выявляемым органами Федеральной антимонопольной службы при проверках государственных закупок. В то же время суды часто встают на сторону заказчиков, признавая за ними право на указание в конкурсной документации любых нужных им характеристик товаров, работ и услуг. И поскольку единственным ограничителем нужд заказчика является требование о недопущении ограничения конкуренции, найти грань между действительными потребностями и злоупотреблениями становится очень непросто.
(Канунцева М.)
("Конкуренция и право", 2012, N 5)Формулирование требований к поставляемым товарам под конкретного производителя, так называемое "затачивание" конкурсной документации, является частым нарушением, выявляемым органами Федеральной антимонопольной службы при проверках государственных закупок. В то же время суды часто встают на сторону заказчиков, признавая за ними право на указание в конкурсной документации любых нужных им характеристик товаров, работ и услуг. И поскольку единственным ограничителем нужд заказчика является требование о недопущении ограничения конкуренции, найти грань между действительными потребностями и злоупотреблениями становится очень непросто.
Статья: Благие намерения ФАС
(Чваненко Д.)
("ЭЖ-Юрист", 2011, N 33)Прежде всего стоит напомнить, что ФАС - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 94). При этом за последнее время ФАС с ее территориальными управлениями стала для госзаказчиков весьма авторитетным органом власти, к которому последние вынуждены прислушиваться во избежание претензий в свой адрес, имеющих форму обязательных для исполнения предписаний, а также постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства о госзакупках. Но зададимся вопросами: обязывают ли к чему-либо подобные разъяснения ФАС, адресованные неограниченному кругу лиц, и стоит ли вообще принимать во внимание такие разъяснения?
(Чваненко Д.)
("ЭЖ-Юрист", 2011, N 33)Прежде всего стоит напомнить, что ФАС - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 94). При этом за последнее время ФАС с ее территориальными управлениями стала для госзаказчиков весьма авторитетным органом власти, к которому последние вынуждены прислушиваться во избежание претензий в свой адрес, имеющих форму обязательных для исполнения предписаний, а также постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства о госзакупках. Но зададимся вопросами: обязывают ли к чему-либо подобные разъяснения ФАС, адресованные неограниченному кругу лиц, и стоит ли вообще принимать во внимание такие разъяснения?
Статья: Создание дискриминационных условий: анализ судебной практики по п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
(Ендресяк А.А., Нешина Е.А., Баранов Д.Е., Райхель Е.Д., Кошель Б.И.)
("Конкурентное право", 2018, N 2)3. Установлено, что суды в целом правильно применяют на практике положения п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ. Также суды надлежащим образом исправляют ошибки, допущенные со стороны антимонопольных органов, оздоравливая тем самым практику правоприменения.
(Ендресяк А.А., Нешина Е.А., Баранов Д.Е., Райхель Е.Д., Кошель Б.И.)
("Конкурентное право", 2018, N 2)3. Установлено, что суды в целом правильно применяют на практике положения п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ. Также суды надлежащим образом исправляют ошибки, допущенные со стороны антимонопольных органов, оздоравливая тем самым практику правоприменения.
Статья: К вопросу обеспечения исполнения договора. Договорная ответственность
(Шайбакова Л.Ф., Морозова Г.М.)
("Право и экономика", 2025, N 4)Под административную ответственность подпадают: нарушение формы, последовательности действий при закупке; неправильное размещение данных в Единой информационной системе (ЕИС); неисполнение требований Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и пр. Размер штрафов за такие правонарушения определяет КоАП РФ.
(Шайбакова Л.Ф., Морозова Г.М.)
("Право и экономика", 2025, N 4)Под административную ответственность подпадают: нарушение формы, последовательности действий при закупке; неправильное размещение данных в Единой информационной системе (ЕИС); неисполнение требований Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и пр. Размер штрафов за такие правонарушения определяет КоАП РФ.