Какие налоги заменяет ЕНВД
Подборка наиболее важных документов по запросу Какие налоги заменяет ЕНВД (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перспективы применения вмененных налогов и сборов в условиях цифровизации налогового администрирования
(Бобошко Д.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)Вмененное налогообложение предполагает оценку на основе косвенных признаков потенциального дохода налогоплательщиков и установление фиксированных платежей в бюджет, заменяющих один или несколько действующих налогов <1>. Применение вмененных налогов, как уже было сказано выше, не учитывает реальных доходов налогоплательщика и, соответственно, упрощает процесс налогового администрирования, т.е. налогоплательщику сложнее занизить налогооблагаемую базу. В отдельных случаях это возможно. Можно скрыть некоторые физические показатели, исходя из которых исчисляется потенциальный доход, например, занизить численность персонала. Однако отсутствие необходимости ведения учета доходов и расходов для целей налогообложения максимально упрощает уплату налогов и делает их суммы предсказуемыми для государства. Как показывает мировая практика, такие налоги чаще всего устанавливаются в юрисдикциях, где проблематично обеспечить качественное налоговое администрирование либо необходимо привлечь налогоплательщиков простотой уплаты налогов и низким фиксированным их размером.
(Бобошко Д.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)Вмененное налогообложение предполагает оценку на основе косвенных признаков потенциального дохода налогоплательщиков и установление фиксированных платежей в бюджет, заменяющих один или несколько действующих налогов <1>. Применение вмененных налогов, как уже было сказано выше, не учитывает реальных доходов налогоплательщика и, соответственно, упрощает процесс налогового администрирования, т.е. налогоплательщику сложнее занизить налогооблагаемую базу. В отдельных случаях это возможно. Можно скрыть некоторые физические показатели, исходя из которых исчисляется потенциальный доход, например, занизить численность персонала. Однако отсутствие необходимости ведения учета доходов и расходов для целей налогообложения максимально упрощает уплату налогов и делает их суммы предсказуемыми для государства. Как показывает мировая практика, такие налоги чаще всего устанавливаются в юрисдикциях, где проблематично обеспечить качественное налоговое администрирование либо необходимо привлечь налогоплательщиков простотой уплаты налогов и низким фиксированным их размером.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Уплата организациями ЕНВД предусматривала замену уплаты налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Уплата организациями ЕНВД предусматривала замену уплаты налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость).
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 N 322-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Государственной Думы Ставропольского края о проверке конституционности статей 2 и 10 Федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"В соответствии со статьей 1 этого Федерального закона часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации была дополнена главой 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", статья 346.26 которой указывает единый социальный налог в перечне налогов, замененных единым налогом на вмененный доход. Одновременно статьей 4 того же Федерального закона из Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" исключен пункт 10 части третьей статьи 1 о едином социальном налоге, а статьей 5 предусмотрен зачет сумм единого социального налога, уплаченных в 2002 году налогоплательщиками, которые были переведены на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, в счет сумм, подлежащих уплате в федеральный бюджет и соответствующие социальные внебюджетные фонды, и уменьшение налогоплательщиками суммы единого налога, исчисленной за соответствующий налоговый (отчетный) период в 2002 году, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных ими в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом законодатель распространил предписания статей 4 и 5 на отношения, возникшие с 1 января 2002 года, т.е. придал им обратную силу, что в данном случае не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку положение налогоплательщиков законом улучшается.
"Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Государственной Думы Ставропольского края о проверке конституционности статей 2 и 10 Федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"В соответствии со статьей 1 этого Федерального закона часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации была дополнена главой 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", статья 346.26 которой указывает единый социальный налог в перечне налогов, замененных единым налогом на вмененный доход. Одновременно статьей 4 того же Федерального закона из Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" исключен пункт 10 части третьей статьи 1 о едином социальном налоге, а статьей 5 предусмотрен зачет сумм единого социального налога, уплаченных в 2002 году налогоплательщиками, которые были переведены на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, в счет сумм, подлежащих уплате в федеральный бюджет и соответствующие социальные внебюджетные фонды, и уменьшение налогоплательщиками суммы единого налога, исчисленной за соответствующий налоговый (отчетный) период в 2002 году, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных ими в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом законодатель распространил предписания статей 4 и 5 на отношения, возникшие с 1 января 2002 года, т.е. придал им обратную силу, что в данном случае не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку положение налогоплательщиков законом улучшается.
Определение Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 N 321-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Ростовской области о проверке конституционности статьи 10 Федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"В соответствии со статьей 1 этого Федерального закона часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации была дополнена главой 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", статья 346.26 которой указывает единый социальный налог в перечне налогов, замененных единым налогом на вмененный доход. Одновременно статьей 4 того же Федерального закона из Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" исключен пункт 10 части третьей статьи 1 о едином социальном налоге, а статьей 5 предусмотрен зачет сумм единого социального налога, уплаченных в 2002 году налогоплательщиками, которые были переведены на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, в счет сумм, подлежащих уплате в федеральный бюджет и соответствующие социальные внебюджетные фонды, и уменьшение налогоплательщиками суммы единого налога, исчисленной за соответствующий налоговый (отчетный) период в 2002 году, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных ими в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом законодатель распространил предписания статей 4 и 5 на отношения, возникшие с 1 января 2002 года, т.е. придал им обратную силу, что в данном случае не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку положение налогоплательщиков законом улучшается.
"Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Ростовской области о проверке конституционности статьи 10 Федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"В соответствии со статьей 1 этого Федерального закона часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации была дополнена главой 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", статья 346.26 которой указывает единый социальный налог в перечне налогов, замененных единым налогом на вмененный доход. Одновременно статьей 4 того же Федерального закона из Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" исключен пункт 10 части третьей статьи 1 о едином социальном налоге, а статьей 5 предусмотрен зачет сумм единого социального налога, уплаченных в 2002 году налогоплательщиками, которые были переведены на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, в счет сумм, подлежащих уплате в федеральный бюджет и соответствующие социальные внебюджетные фонды, и уменьшение налогоплательщиками суммы единого налога, исчисленной за соответствующий налоговый (отчетный) период в 2002 году, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных ими в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом законодатель распространил предписания статей 4 и 5 на отношения, возникшие с 1 января 2002 года, т.е. придал им обратную силу, что в данном случае не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку положение налогоплательщиков законом улучшается.
Статья: ККТ и смена налогового режима с 1 января: о чем часто забывают
(Мартынюк Н.А.)
("Главная книга", 2023, N 1)Вместе с тем в Законе о ККТ закреплено такое правило: фискальный накопитель, с которым зарегистрирована ККТ, может применяться в ней до окончания его срока действия <19>. Однако получается, что воспользоваться этим правом в названных случаях получится, только если не менять систему налогообложения в настройках ККТ. А за это, как мы сказали, инспекция может оштрафовать.
(Мартынюк Н.А.)
("Главная книга", 2023, N 1)Вместе с тем в Законе о ККТ закреплено такое правило: фискальный накопитель, с которым зарегистрирована ККТ, может применяться в ней до окончания его срока действия <19>. Однако получается, что воспользоваться этим правом в названных случаях получится, только если не менять систему налогообложения в настройках ККТ. А за это, как мы сказали, инспекция может оштрафовать.
Статья: Реформирование НДС и специальных налоговых режимов, гармонизация налоговой системы
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 2)Специальные налоговые режимы УСН, ЕНВД и ЕСХН освобождают от исчисления и уплаты трех из них с заменой их на единый налог: налога на прибыль организаций (на доход для индивидуальных предпринимателей), НДС, налога на имущество - и предоставляют определенные льготы по взносам в социальные фонды.
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 2)Специальные налоговые режимы УСН, ЕНВД и ЕСХН освобождают от исчисления и уплаты трех из них с заменой их на единый налог: налога на прибыль организаций (на доход для индивидуальных предпринимателей), НДС, налога на имущество - и предоставляют определенные льготы по взносам в социальные фонды.
Статья: Обзор изменений в кассовых чеках с 1 сентября
(Васильева О.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 7)Помимо указанных нововведений Приказ содержит уточнения по заполнению реквизитов кассовых чеков коррекции. Например, реквизит "Номер предписания налогового органа" (тег 1179) включается в состав основания для коррекции (тег 1174) только в случае, если коррекция осуществляется по предписанию налогового органа. Это требование унифицирует порядок заполнения чеков коррекции для всех версий форматов фискальных документов. Также исключены устаревшие реквизиты, такие как "ЕНВД", что отражает изменения в налоговом законодательстве. Данные корректировки направлены на приведение требований к чекам в соответствие с актуальными нормативными актами (п. 2.11 - 2.12, 2.19 Приложения к Приказу). Изменения в порядке оформления чеков коррекции, включая уточнение условий применения тега 1179, а также исключение устаревших реквизитов, демонстрируют последовательную работу ФНС России по гармонизации нормативной базы с актуальными положениями НК РФ. Подведем итог: совокупность указанных изменений свидетельствует о системном подходе регулятора к цифровизации фискального контроля, где акцент делается на детализацию данных, стандартизацию форматов и обеспечение технической совместимости документов.
(Васильева О.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 7)Помимо указанных нововведений Приказ содержит уточнения по заполнению реквизитов кассовых чеков коррекции. Например, реквизит "Номер предписания налогового органа" (тег 1179) включается в состав основания для коррекции (тег 1174) только в случае, если коррекция осуществляется по предписанию налогового органа. Это требование унифицирует порядок заполнения чеков коррекции для всех версий форматов фискальных документов. Также исключены устаревшие реквизиты, такие как "ЕНВД", что отражает изменения в налоговом законодательстве. Данные корректировки направлены на приведение требований к чекам в соответствие с актуальными нормативными актами (п. 2.11 - 2.12, 2.19 Приложения к Приказу). Изменения в порядке оформления чеков коррекции, включая уточнение условий применения тега 1179, а также исключение устаревших реквизитов, демонстрируют последовательную работу ФНС России по гармонизации нормативной базы с актуальными положениями НК РФ. Подведем итог: совокупность указанных изменений свидетельствует о системном подходе регулятора к цифровизации фискального контроля, где акцент делается на детализацию данных, стандартизацию форматов и обеспечение технической совместимости документов.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)- специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций. Так, специальными налоговыми режимами являются упрощенная система налогообложения (глава 26.2 НК РФ), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3 НК РФ), патентная система налогообложения (глава 26.5 НК РФ), суть которых заключается в том, что для субъектов малого и среднего предпринимательства при определенных условиях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, упрощается порядок исчисления и уплаты налога. Как правило, такие налогоплательщики уплачивают единый налог, который заменяет ряд других налогов (на прибыль организаций, на доходы индивидуальных предпринимателей, на добавленную стоимость, на имущество, единый социальный налог). Исчисление и уплата иных налогов и сборов осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения;
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)- специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций. Так, специальными налоговыми режимами являются упрощенная система налогообложения (глава 26.2 НК РФ), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3 НК РФ), патентная система налогообложения (глава 26.5 НК РФ), суть которых заключается в том, что для субъектов малого и среднего предпринимательства при определенных условиях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, упрощается порядок исчисления и уплаты налога. Как правило, такие налогоплательщики уплачивают единый налог, который заменяет ряд других налогов (на прибыль организаций, на доходы индивидуальных предпринимателей, на добавленную стоимость, на имущество, единый социальный налог). Исчисление и уплата иных налогов и сборов осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения;
Статья: Правовое регулирование налогообложения семейного предпринимательства как фактор развития экономики
(Куркина Н.В.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)Налогообложение семейных предприятий в Приднестровской Молдавской Республике также осуществляется по льготному принципу в виде семейного патента, который подтверждает право на осуществление предпринимательской деятельности и включает информацию о патентоприобретателе и членах семейного предприятия. Патент предусматривает порядка 50 видов разрешенной деятельности. Налогообложение осуществляется посредством уплаты единого вмененного платежа, который заменяет налог на прибыль, социальные взносы, а его размер устанавливается органами местного самоуправления, таким образом, сумма уплачиваемого налогового платежа может разниться от одного муниципального образования к другому.
(Куркина Н.В.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)Налогообложение семейных предприятий в Приднестровской Молдавской Республике также осуществляется по льготному принципу в виде семейного патента, который подтверждает право на осуществление предпринимательской деятельности и включает информацию о патентоприобретателе и членах семейного предприятия. Патент предусматривает порядка 50 видов разрешенной деятельности. Налогообложение осуществляется посредством уплаты единого вмененного платежа, который заменяет налог на прибыль, социальные взносы, а его размер устанавливается органами местного самоуправления, таким образом, сумма уплачиваемого налогового платежа может разниться от одного муниципального образования к другому.
Статья: О необходимости реформирования налогообложения малого и среднего предпринимательства
(Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 1)Согласно данным таблицы 4 доходы от налога в связи с применением ПСН значительно увеличились за период с 2017 по 2021 г. - на 228,5%. Прирост налога обеспечен в основном ростом количества налогоплательщиков - на 339,5%, так как средняя сумма налогового платежа сократилась на 23,7% за анализируемый период. 2020 год, как уже было отмечено ранее, нельзя назвать показательным в силу снижения предпринимательской активности в экономике в целом, при этом в 2021 г. можно видеть резкое увеличение и количества налогоплательщиков ПСН, и суммы уплаченного ими налога, что может объясняться некоторым оживлением предпринимательской активности и переходом на ПСН предпринимателей, ранее применявших ЕНВД <5>. Доля ПСН в общей сумме налоговых поступлений по специальным налоговым режимам выросла за анализируемый период почти в два раза, однако увеличение показателя произошло только в 2021 г., до этого времени показатель практически не менялся. Полученные выводы также можно представить графически (рис. 4).
(Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 1)Согласно данным таблицы 4 доходы от налога в связи с применением ПСН значительно увеличились за период с 2017 по 2021 г. - на 228,5%. Прирост налога обеспечен в основном ростом количества налогоплательщиков - на 339,5%, так как средняя сумма налогового платежа сократилась на 23,7% за анализируемый период. 2020 год, как уже было отмечено ранее, нельзя назвать показательным в силу снижения предпринимательской активности в экономике в целом, при этом в 2021 г. можно видеть резкое увеличение и количества налогоплательщиков ПСН, и суммы уплаченного ими налога, что может объясняться некоторым оживлением предпринимательской активности и переходом на ПСН предпринимателей, ранее применявших ЕНВД <5>. Доля ПСН в общей сумме налоговых поступлений по специальным налоговым режимам выросла за анализируемый период почти в два раза, однако увеличение показателя произошло только в 2021 г., до этого времени показатель практически не менялся. Полученные выводы также можно представить графически (рис. 4).