Какие меры по противодействию коррупции предусмотрены законом
Подборка наиболее важных документов по запросу Какие меры по противодействию коррупции предусмотрены законом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 10 "Конфликт интересов" Федерального закона "О противодействии коррупции"Доводы прокурора об обратном, со ссылкой на Положение и Кодекс, утвержденные постановлением Администрации от 12 августа 2016 года N 1188, а также локальный акт о конфликте интересов АО "КПСУ" вышеуказанные выводы не опровергает, поскольку в силу требований пункта 4 части 3 статьи 10 Закона о противодействии коррупции обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на иные категории лиц, лишь в случаях, когда это предусмотрено федеральными законами. Федеральным законодательством, такая обязанность по предотвращению конфликтов интересов на директора акционерного общества не возлагается. Приведенные прокурором в представлении постановление администрации и локальный акт акционерного общества, таковыми не являются."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 10 "Конфликт интересов" Федерального закона "О противодействии коррупции""Доводы истца о том, что он не относится к лицам, на которых в силу 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" возлагается обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, являются несостоятельными, поскольку пунктом 4 части 3 статьи 10 данного Закона такая обязанность распространяется, в том числе на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"При рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 КоАП РФ, судьям следует принимать во внимание положения статьи 29.13 КоАП РФ о внесении в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам, не исполнившим предусмотренную статьей 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" обязанность, представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"При рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 КоАП РФ, судьям следует принимать во внимание положения статьи 29.13 КоАП РФ о внесении в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам, не исполнившим предусмотренную статьей 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" обязанность, представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.04.2013)
(Извлечение)Ответ. Статьей 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусмотрено, что в случае если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.04.2013)
(Извлечение)Ответ. Статьей 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусмотрено, что в случае если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья: Обязанность уведомления о склонении к коррупционным правонарушениям: квест для чиновника
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)1. Внести изменения в Указ Президента РФ от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", предусмотрев в нем обязательность участия прокурора в рассмотрении подобных ситуаций.
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)1. Внести изменения в Указ Президента РФ от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", предусмотрев в нем обязательность участия прокурора в рассмотрении подобных ситуаций.
Статья: Институциональные механизмы противодействия коррупции на государственной службе
(Цирин А.М., Севальнев В.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 9)В данном случае возникает смешение понятий "конфликт интересов в деятельности общественного инспектора", которое регулируется нормами Закона N 212-ФЗ, и "конфликт интересов" применительно к базовому закону в сфере противодействия коррупции - Закону N 273-ФЗ. С одной стороны, в ст. 10 Закона N 273-ФЗ предусмотрена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов только в отношении тех лиц, для которых данная обязанность предусмотрена федеральными законами (п. 4 ч. 3). С другой стороны, ст. 13.3 данного Закона относит предотвращение и урегулирование конфликта интересов (п. 5 ч. 2) к числу антикоррупционных мер, применимых в деятельности любых организаций. Несмотря на это, важно помнить, что распространяются такие требования только на субъектов, которые состоят в трудовых отношениях с работодателем на основании соответствующих трудовых норм. В случае же с общественным инспектором, общественным экспертом или иным лицом субъекта общественного контроля такие отношения отсутствуют. Кроме того, применение различных определений понятия конфликта интересов приводит к конкуренции норм, что отрицательно влияет на единство правоприменительной практики.
(Цирин А.М., Севальнев В.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 9)В данном случае возникает смешение понятий "конфликт интересов в деятельности общественного инспектора", которое регулируется нормами Закона N 212-ФЗ, и "конфликт интересов" применительно к базовому закону в сфере противодействия коррупции - Закону N 273-ФЗ. С одной стороны, в ст. 10 Закона N 273-ФЗ предусмотрена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов только в отношении тех лиц, для которых данная обязанность предусмотрена федеральными законами (п. 4 ч. 3). С другой стороны, ст. 13.3 данного Закона относит предотвращение и урегулирование конфликта интересов (п. 5 ч. 2) к числу антикоррупционных мер, применимых в деятельности любых организаций. Несмотря на это, важно помнить, что распространяются такие требования только на субъектов, которые состоят в трудовых отношениях с работодателем на основании соответствующих трудовых норм. В случае же с общественным инспектором, общественным экспертом или иным лицом субъекта общественного контроля такие отношения отсутствуют. Кроме того, применение различных определений понятия конфликта интересов приводит к конкуренции норм, что отрицательно влияет на единство правоприменительной практики.
Статья: Уголовные наказания для юридических лиц в Португальской Республике
(Федоров А.В.)
("Российский следователь", 2025, N 1)Например, Законом от 21 декабря 2021 г. N 94/2021 "Об утверждении мер, предусмотренных Национальной стратегией по борьбе с коррупцией, внесении изменений в Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и сопутствующие законы" (Lei n.° 94/2021, de 21 de dezembro. Aprova medidas previstas na Nacional , alterando o Penal, o de Processo Penal e leis conexas) <7> был дополнен Закон от 16 июля 1987 г. N 34/87 "Преступления лиц, занимающих политические должности" ст. 6-A, устанавливающей уголовную ответственность юридических лиц за совершение преступлений, предусмотренных п. 2 ст. 16 и п. 1 и 2 ст. 18 Закона от 16 июля 1987 г. N 34/87, а именно за подкуп (предоставление материальной или нематериальной выгоды) лица, занимающего политическую должность, в целях совершения этим лицом любого действия или бездействия, как противоречащего его служебным обязанностям, так и соответствующего им.
(Федоров А.В.)
("Российский следователь", 2025, N 1)Например, Законом от 21 декабря 2021 г. N 94/2021 "Об утверждении мер, предусмотренных Национальной стратегией по борьбе с коррупцией, внесении изменений в Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и сопутствующие законы" (Lei n.° 94/2021, de 21 de dezembro. Aprova medidas previstas na Nacional , alterando o Penal, o de Processo Penal e leis conexas) <7> был дополнен Закон от 16 июля 1987 г. N 34/87 "Преступления лиц, занимающих политические должности" ст. 6-A, устанавливающей уголовную ответственность юридических лиц за совершение преступлений, предусмотренных п. 2 ст. 16 и п. 1 и 2 ст. 18 Закона от 16 июля 1987 г. N 34/87, а именно за подкуп (предоставление материальной или нематериальной выгоды) лица, занимающего политическую должность, в целях совершения этим лицом любого действия или бездействия, как противоречащего его служебным обязанностям, так и соответствующего им.
Статья: Прекращение права собственности лица, совершившего коррупционное правонарушение
(Абабкова А.Ю.)
("Цивилист", 2025, N 4)Рассматриваемая тема, несмотря на ее актуальность, недостаточно исследована в России. В частности, неурегулированным остается вопрос, касающийся обращения взыскания на имущество, находящееся у третьих лиц, привлечение которых в качестве ответчиков по делу об изъятии имущества, законность происхождения которого в соответствии с законодательством о противодействии коррупции не доказана, не предусмотрено законом. Автор разграничивает правовую природу конфискации и меры, предусмотренной подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ. Норма ст. 243 ГК РФ констатирует существование публично-правового по своей природе способа прекращения права собственности лица - конфискации, регулируемого нормами уголовного и административного права. В обеих отраслях публичного права конфискация применяется, когда лицо уже имеет статус правонарушителя (преступника). В уголовном праве вопрос о применении конфискации решается в обвинительном приговоре суда, в административном праве конфискация является видом наказания, который применяется на основании постановления суда по делу об административном правонарушении. Изъятие же имущества в доход государства в порядке, предусмотренном подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ, осуществляется при превышении расходов должностного лица, его супруга(и), несовершеннолетних детей над их доходами за три предшествующих отчетному периоду года и недоказанности перечисленными субъектами законности происхождения спорного имущества. То есть мера, предусмотренная подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ, применяется в том случае, когда виновность лица в совершении коррупционного правонарушения (преступления) не установлена, в связи с чем его нельзя привлечь к публично-правовой ответственности, поэтому необходимо в целях противодействия коррупции обращаться к частноправовым инструментам, что становится возможным в силу действия в гражданском праве презумпции вины. Таким образом, мера, предусмотренная подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ, должна иметь более узкую сферу применения, чем конфискация, и не должна предполагать привлечение в качестве ответчиков лиц, не предусмотренных в законе. В связи с тем, что во избежание изъятия имущества государством должностное лицо, приобретшее имущество на нетрудовые доходы, будет отчуждать его третьим лицам, сохраняя при этом фактическое владение формально отчужденным имуществом, необходимо внести изменения в законодательство о противодействии коррупции и расширить круг лиц, доходы которых подлежат декларированию. В частности, изменения необходимо внести в следующие нормы: ч. 1 и 3 ст. 8.2 Федерального закона "О противодействии коррупции", ч. 3 ст. 16, ч. 2 ст. 17 Закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ. Приведенные нормы в той части, в которой они регламентируют круг лиц, которые привлекаются в процесс по изъятию имущества в доход государства при установлении в ходе проверки факта нахождения имущества в их формальном владении, необходимо дополнить формулировкой "иные лица при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности, иное имущество, доходы от их реализации получены в результате совершения коррупционных преступлений".
(Абабкова А.Ю.)
("Цивилист", 2025, N 4)Рассматриваемая тема, несмотря на ее актуальность, недостаточно исследована в России. В частности, неурегулированным остается вопрос, касающийся обращения взыскания на имущество, находящееся у третьих лиц, привлечение которых в качестве ответчиков по делу об изъятии имущества, законность происхождения которого в соответствии с законодательством о противодействии коррупции не доказана, не предусмотрено законом. Автор разграничивает правовую природу конфискации и меры, предусмотренной подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ. Норма ст. 243 ГК РФ констатирует существование публично-правового по своей природе способа прекращения права собственности лица - конфискации, регулируемого нормами уголовного и административного права. В обеих отраслях публичного права конфискация применяется, когда лицо уже имеет статус правонарушителя (преступника). В уголовном праве вопрос о применении конфискации решается в обвинительном приговоре суда, в административном праве конфискация является видом наказания, который применяется на основании постановления суда по делу об административном правонарушении. Изъятие же имущества в доход государства в порядке, предусмотренном подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ, осуществляется при превышении расходов должностного лица, его супруга(и), несовершеннолетних детей над их доходами за три предшествующих отчетному периоду года и недоказанности перечисленными субъектами законности происхождения спорного имущества. То есть мера, предусмотренная подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ, применяется в том случае, когда виновность лица в совершении коррупционного правонарушения (преступления) не установлена, в связи с чем его нельзя привлечь к публично-правовой ответственности, поэтому необходимо в целях противодействия коррупции обращаться к частноправовым инструментам, что становится возможным в силу действия в гражданском праве презумпции вины. Таким образом, мера, предусмотренная подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ, должна иметь более узкую сферу применения, чем конфискация, и не должна предполагать привлечение в качестве ответчиков лиц, не предусмотренных в законе. В связи с тем, что во избежание изъятия имущества государством должностное лицо, приобретшее имущество на нетрудовые доходы, будет отчуждать его третьим лицам, сохраняя при этом фактическое владение формально отчужденным имуществом, необходимо внести изменения в законодательство о противодействии коррупции и расширить круг лиц, доходы которых подлежат декларированию. В частности, изменения необходимо внести в следующие нормы: ч. 1 и 3 ст. 8.2 Федерального закона "О противодействии коррупции", ч. 3 ст. 16, ч. 2 ст. 17 Закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ. Приведенные нормы в той части, в которой они регламентируют круг лиц, которые привлекаются в процесс по изъятию имущества в доход государства при установлении в ходе проверки факта нахождения имущества в их формальном владении, необходимо дополнить формулировкой "иные лица при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности, иное имущество, доходы от их реализации получены в результате совершения коррупционных преступлений".
Статья: Административно-правовое регулирование противодействия коррупции в Республике Узбекистан: проблемы и перспективы
(Брежнев О.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 1)Характеризуя меры по противодействию коррупции, предусмотренные законодательством Республики Узбекистан, следует отметить, что оно оправданно акцентирует внимание на необходимости повышения правового сознания и формирования правовой культуры населения. Помимо Закона "О противодействии коррупции" (гл. 3), соответствующее направление деятельности государственных органов подробно регламентировано Указом Президента от 9 января 2019 г. N УП-5618 "О коренном совершенствовании системы повышения правосознания и правовой культуры в обществе". Указ вменяет в обязанность органам государственной власти (координирующий орган - Министерство юстиции) с участием институтов гражданского общества организовать проведение широкомасштабных правовых просветительских мероприятий с целью утверждения в сознании населения нескольких "концептуальных идей": сохранения баланса личных и общественных интересов, утверждения в обществе духа уважения к законам, необходимости формирования высокой правовой культуры. Причем организация правового просвещения не должна рассматриваться как направление деятельности лишь государственных органов: она должна строиться системно по принципу "личность - семья - махалля - образовательное учреждение - организация - общество" (п. 3 Указа Президента от 9 января 2019 г. N УП-5618).
(Брежнев О.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 1)Характеризуя меры по противодействию коррупции, предусмотренные законодательством Республики Узбекистан, следует отметить, что оно оправданно акцентирует внимание на необходимости повышения правового сознания и формирования правовой культуры населения. Помимо Закона "О противодействии коррупции" (гл. 3), соответствующее направление деятельности государственных органов подробно регламентировано Указом Президента от 9 января 2019 г. N УП-5618 "О коренном совершенствовании системы повышения правосознания и правовой культуры в обществе". Указ вменяет в обязанность органам государственной власти (координирующий орган - Министерство юстиции) с участием институтов гражданского общества организовать проведение широкомасштабных правовых просветительских мероприятий с целью утверждения в сознании населения нескольких "концептуальных идей": сохранения баланса личных и общественных интересов, утверждения в обществе духа уважения к законам, необходимости формирования высокой правовой культуры. Причем организация правового просвещения не должна рассматриваться как направление деятельности лишь государственных органов: она должна строиться системно по принципу "личность - семья - махалля - образовательное учреждение - организация - общество" (п. 3 Указа Президента от 9 января 2019 г. N УП-5618).
Статья: Порядок урегулирования конфликта интересов в учреждении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Представитель нанимателя, работодатель, иное уполномоченное лицо, если им стало известно о возникновении у обязанного лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязаны принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (ч. 3 ст. 11 Закона о противодействии коррупции).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Представитель нанимателя, работодатель, иное уполномоченное лицо, если им стало известно о возникновении у обязанного лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязаны принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (ч. 3 ст. 11 Закона о противодействии коррупции).
Статья: Правила этики на работе и ответственность за их несоблюдение
(Неретина А., Васильева К.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 5)К сотрудникам, которые не соблюдают положения Кодекса, при наличии правовых оснований могут быть применены дисциплинарные меры в порядке, предусмотренном трудовым законодательством и внутренними документами Банка. В случае несоблюдения закона, в том числе в области противодействия коррупции и защиты инсайдерской информации, а также нарушении банковской тайны предусмотрена ответственность вплоть до уголовной.
(Неретина А., Васильева К.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 5)К сотрудникам, которые не соблюдают положения Кодекса, при наличии правовых оснований могут быть применены дисциплинарные меры в порядке, предусмотренном трудовым законодательством и внутренними документами Банка. В случае несоблюдения закона, в том числе в области противодействия коррупции и защиты инсайдерской информации, а также нарушении банковской тайны предусмотрена ответственность вплоть до уголовной.
Статья: Деловая коррупция и противодействие ей в организациях
(Трунцевский Ю.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 4)В рамках предупреждения коррупции в организациях интерес представляют предложения по внесению изменений в ст. 19.28 КоАП РФ, направленных на включение в нее специальных оснований смягчения либо освобождения юридического лица от административной ответственности в случаях принятия организацией соответствующих мер по противодействию коррупции (предусмотренных ч. 1 ст. 13.3 Федерального закона "О противодействии коррупции"), наличия в организации зрелого антикоррупционного комплаенса; по разработке и принятию профессионального стандарта "Специалист в сфере предупреждения коррупционных нарушений", национального стандарта (ГОСТ) в сфере предупреждения коррупции в организациях; по включению в перечень информационных материалов, выдаваемых при регистрации юридического лица, информации об обязанности принимать меры по предупреждению коррупции.
(Трунцевский Ю.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 4)В рамках предупреждения коррупции в организациях интерес представляют предложения по внесению изменений в ст. 19.28 КоАП РФ, направленных на включение в нее специальных оснований смягчения либо освобождения юридического лица от административной ответственности в случаях принятия организацией соответствующих мер по противодействию коррупции (предусмотренных ч. 1 ст. 13.3 Федерального закона "О противодействии коррупции"), наличия в организации зрелого антикоррупционного комплаенса; по разработке и принятию профессионального стандарта "Специалист в сфере предупреждения коррупционных нарушений", национального стандарта (ГОСТ) в сфере предупреждения коррупции в организациях; по включению в перечень информационных материалов, выдаваемых при регистрации юридического лица, информации об обязанности принимать меры по предупреждению коррупции.
Статья: Досудебное разрешение страховых споров: обзор законодательства и практики России, Великобритании и США и анализ законодательной инициативы Кыргызской Республики
(Аленкина Н.Б., Архипова А.Г.)
("Третейский суд", 2023, N 3/4)В отличие от законодательства Великобритании, где квалификационные требования к омбудсмену и сотрудникам его Службы установлены лишь приблизительно, в российском законодательстве они определены достаточно точно: установлены требования к возрасту, образованию, опыту работы и др. Согласно Закону финансовый уполномоченный должен иметь безупречную деловую репутацию, на эту должность не может быть назначен гражданин, который ранее подвергался санкциям за несоблюдение профессиональных стандартов. Деятельность финансового уполномоченного прозрачна: он публикует сведения о своих доходах и доходах членов своей семьи, Законом предусмотрен целый ряд мер по противодействию коррупции в отношении финансового уполномоченного.
(Аленкина Н.Б., Архипова А.Г.)
("Третейский суд", 2023, N 3/4)В отличие от законодательства Великобритании, где квалификационные требования к омбудсмену и сотрудникам его Службы установлены лишь приблизительно, в российском законодательстве они определены достаточно точно: установлены требования к возрасту, образованию, опыту работы и др. Согласно Закону финансовый уполномоченный должен иметь безупречную деловую репутацию, на эту должность не может быть назначен гражданин, который ранее подвергался санкциям за несоблюдение профессиональных стандартов. Деятельность финансового уполномоченного прозрачна: он публикует сведения о своих доходах и доходах членов своей семьи, Законом предусмотрен целый ряд мер по противодействию коррупции в отношении финансового уполномоченного.
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Говоря о применении мер, предусмотренных п. 2 ст. 235 ГК РФ, мы постоянно должны были придерживаться того системного противопоставления этих мер и уголовной конфискации, которое лежит в основании подхода российского законодателя к введению законов о противодействии коррупции, начиная с момента присоединения к Конвенции. Хотя при рассмотрении исков о конфискации, как мы могли видеть, это системное различие далеко не всегда проводится судами, применительно к судьбе залоговых прав на конфискуемое имущество этот аспект наконец выходит на первый план. Дело в том, что законодательство о залоге рассматривает конфискацию имущества как одно из условий, существенных для судьбы залога, но не упоминает иных форм обращения имущества в доход государства.
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Говоря о применении мер, предусмотренных п. 2 ст. 235 ГК РФ, мы постоянно должны были придерживаться того системного противопоставления этих мер и уголовной конфискации, которое лежит в основании подхода российского законодателя к введению законов о противодействии коррупции, начиная с момента присоединения к Конвенции. Хотя при рассмотрении исков о конфискации, как мы могли видеть, это системное различие далеко не всегда проводится судами, применительно к судьбе залоговых прав на конфискуемое имущество этот аспект наконец выходит на первый план. Дело в том, что законодательство о залоге рассматривает конфискацию имущества как одно из условий, существенных для судьбы залога, но не упоминает иных форм обращения имущества в доход государства.