Как владелец может защитить информацию?
Подборка наиболее важных документов по запросу Как владелец может защитить информацию? (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 2 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации""Если иное не следует из обстоятельств дела и представленных доказательств, в частности из размещенной на сайте информации (часть 2 статьи 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"), презюмируется, что владельцем сайта является администратор доменного имени, адресующего на соответствующий сайт.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Коммерческая тайна как объект защиты
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если защищенная законом информация не стала известна лицам, для которых она не была предназначена, лицо не может быть привлечено к ответственности по данному основанию (решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 22.12.2016 по делу N 2-6031/2016). При этом владелец информации вправе требовать защиты своих прав, связанных с нарушением виновной стороной условий соответствующих соглашений.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если защищенная законом информация не стала известна лицам, для которых она не была предназначена, лицо не может быть привлечено к ответственности по данному основанию (решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 22.12.2016 по делу N 2-6031/2016). При этом владелец информации вправе требовать защиты своих прав, связанных с нарушением виновной стороной условий соответствующих соглашений.
Статья: Подходы к построению системы обеспечения непрерывности деятельности: кооперация регуляторных норм
(Савицкая М.)
("Риск-менеджмент в кредитной организации", 2024, N 2)1. В распоряжении всех служб банка появится единый классификатор процессов по уровню критичности, что упростит диалог между владельцами процессов, службой информационной безопасности и ИТ-подразделениями. Нахождение в одном информационном поле значительно упрощает коммуникацию и позволяет оперативно определить и приоритизировать процессы по степени их влияния на те или иные аспекты бизнеса, по необходимости их повседневного функционирования.
(Савицкая М.)
("Риск-менеджмент в кредитной организации", 2024, N 2)1. В распоряжении всех служб банка появится единый классификатор процессов по уровню критичности, что упростит диалог между владельцами процессов, службой информационной безопасности и ИТ-подразделениями. Нахождение в одном информационном поле значительно упрощает коммуникацию и позволяет оперативно определить и приоритизировать процессы по степени их влияния на те или иные аспекты бизнеса, по необходимости их повседневного функционирования.
Нормативные акты
"Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2025)2. Оснащение пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием связи, навигации, наблюдения, автоматического предотвращения столкновений, оснащение беспилотных авиационных систем оборудованием удаленной идентификации и оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем средствами криптографической защиты информации осуществляется владельцами пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем.
(ред. от 04.11.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2025)2. Оснащение пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием связи, навигации, наблюдения, автоматического предотвращения столкновений, оснащение беспилотных авиационных систем оборудованием удаленной идентификации и оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем средствами криптографической защиты информации осуществляется владельцами пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем.
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Неисполнение владельцем социальной сети обязанности по ежегодному размещению отчета о результатах рассмотрения обращений, поданных с использованием электронной формы для направления обращений о распространяемой с нарушением закона информации, а также о результатах мониторинга социальной сети и (или) по размещению в социальной сети документа, устанавливающего правила использования социальной сети, и (или) неисполнение обязанности по информированию пользователей социальной сети о внесенных изменениях в указанные правила и (или) по размещению в социальной сети электронной формы для направления обращений о распространяемой с нарушением закона информации в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, и (или) обязанности по размещению в социальной сети сведений о своих фамилии и инициалах (для физического лица) или наименовании (для юридического лица) и (или) адресе электронной почты, если обязанность по такому размещению предусмотрена Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", либо размещение владельцем социальной сети указанных сведений не в полном объеме или размещение недостоверных сведений -
(ред. от 04.11.2025)1. Неисполнение владельцем социальной сети обязанности по ежегодному размещению отчета о результатах рассмотрения обращений, поданных с использованием электронной формы для направления обращений о распространяемой с нарушением закона информации, а также о результатах мониторинга социальной сети и (или) по размещению в социальной сети документа, устанавливающего правила использования социальной сети, и (или) неисполнение обязанности по информированию пользователей социальной сети о внесенных изменениях в указанные правила и (или) по размещению в социальной сети электронной формы для направления обращений о распространяемой с нарушением закона информации в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, и (или) обязанности по размещению в социальной сети сведений о своих фамилии и инициалах (для физического лица) или наименовании (для юридического лица) и (или) адресе электронной почты, если обязанность по такому размещению предусмотрена Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", либо размещение владельцем социальной сети указанных сведений не в полном объеме или размещение недостоверных сведений -
Статья: Проблемы правового регулирования цифровой рекламы
(Баринов А.Г.)
("Цивилист", 2024, N 1)Вопрос разрешается исходя из того, что владелец сайта не мог знать о том, что размещаемая реклама не соответствует действующему законодательству. Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" владелец сайта в случае размещения на нем рекламной информации, запрещенной или ограниченно запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, освобождается от гражданско-правовой ответственности в двух ситуациях, а именно при доказанности:
(Баринов А.Г.)
("Цивилист", 2024, N 1)Вопрос разрешается исходя из того, что владелец сайта не мог знать о том, что размещаемая реклама не соответствует действующему законодательству. Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" владелец сайта в случае размещения на нем рекламной информации, запрещенной или ограниченно запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, освобождается от гражданско-правовой ответственности в двух ситуациях, а именно при доказанности:
"Правовое регулирование внешней торговли услугами в цифровой экономике: монография"
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)Множество специальных субъектов выделены в нормах Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Например, владелец сайта - это лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети Интернет, в том числе порядок размещения информации на таком сайте; провайдер хостинга - это лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети Интернет.
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)Множество специальных субъектов выделены в нормах Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Например, владелец сайта - это лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети Интернет, в том числе порядок размещения информации на таком сайте; провайдер хостинга - это лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети Интернет.
Статья: Пункты выдачи заказов являются торговыми площадями
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 20)Более того, деятельность пунктов выдачи, согласно официальному сайту "Вайлдберриз", регулируется Законом РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Указанный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 20)Более того, деятельность пунктов выдачи, согласно официальному сайту "Вайлдберриз", регулируется Законом РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Указанный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Статья: Особенности регулирования сделок слияния и поглощения в США (на примере законодательства штатов Делавэр и Калифорния)
(Пакерман Г.А., Ситкарева Е.В., Воробьева Я.А.)
("Международное публичное и частное право", 2021, N 5)В-третьих, законодательство штата Делавэр позволяет регистрировать компанию без указания имен владельцев, что защищает личность владельцев, личную информацию и конфиденциальность в целом.
(Пакерман Г.А., Ситкарева Е.В., Воробьева Я.А.)
("Международное публичное и частное право", 2021, N 5)В-третьих, законодательство штата Делавэр позволяет регистрировать компанию без указания имен владельцев, что защищает личность владельцев, личную информацию и конфиденциальность в целом.
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)- с использованием иной системы, которая отвечает требованиям к защите информации. Владельцем этой системы должны быть россиянин без иного гражданства или юридическое лицо, находящееся под контролем Российской Федерации, и (или) субъекта Российской Федерации, и (или) муниципального образования, и (или) гражданина Российской Федерации, не имеющего гражданства другого государства, и (или) контролируемых ими совместно или по отдельности лиц. При этом под контролем понимается возможность определять решения, принимаемые указанным юридическим лицом, в силу наличия права прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал данного юридического лица.
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)- с использованием иной системы, которая отвечает требованиям к защите информации. Владельцем этой системы должны быть россиянин без иного гражданства или юридическое лицо, находящееся под контролем Российской Федерации, и (или) субъекта Российской Федерации, и (или) муниципального образования, и (или) гражданина Российской Федерации, не имеющего гражданства другого государства, и (или) контролируемых ими совместно или по отдельности лиц. При этом под контролем понимается возможность определять решения, принимаемые указанным юридическим лицом, в силу наличия права прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал данного юридического лица.
Статья: Особенности построения эффективной цифровой экосистемы интеллектуальной собственности
(Сиротюк В.О.)
("Вестник ФИПС", 2025, N 1)Рассмотрим характеристики показателя доступности данных и услуг ЦЭС. Показатель доступности данных ЦИФИС, патентно-информационных продуктов и услуг субъектов системы управления ИС является важным показателем качества ЦЭС ИС, от которого зависят в первую очередь полнота и эффективность проводимых пользователями патентно-информационных поисков и исследований. Данный показатель характеризуется возможностью получения требуемой информации, информационных продуктов и услуг для решения пользователями поставленных задач обработки данных и реализации бизнес-процессов конструирования, создания, внедрения, менеджмента, сопровождения и развития объектов ИС. Без учета требований политик информационной безопасности и ограничений владельцев информации - субъектов ИС формализованно показатель доступности оценивается путем расчета достоверности путей доступа к данным [6].
(Сиротюк В.О.)
("Вестник ФИПС", 2025, N 1)Рассмотрим характеристики показателя доступности данных и услуг ЦЭС. Показатель доступности данных ЦИФИС, патентно-информационных продуктов и услуг субъектов системы управления ИС является важным показателем качества ЦЭС ИС, от которого зависят в первую очередь полнота и эффективность проводимых пользователями патентно-информационных поисков и исследований. Данный показатель характеризуется возможностью получения требуемой информации, информационных продуктов и услуг для решения пользователями поставленных задач обработки данных и реализации бизнес-процессов конструирования, создания, внедрения, менеджмента, сопровождения и развития объектов ИС. Без учета требований политик информационной безопасности и ограничений владельцев информации - субъектов ИС формализованно показатель доступности оценивается путем расчета достоверности путей доступа к данным [6].
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Как показывает практика, вариантов несанкционированного доступа, защита от которого должна осуществляться владельцем информации, оператором информационной системы, может быть множество: неконтролируемое распространение защищаемой информации; несанкционированное воздействие путем ее искажения, уничтожения, блокирования доступа к ней; утрата, уничтожение или сбой функционирования носителя информации; получение защищаемой информации технической, агентурной разведкой; различного рода кибератаки посредством вирусных программ, которые блокируют работу устройства или отдельных сервисов, устанавливают программы для сбора данных и слежки, копируют и (или) уничтожают файлы; фишинг; туннелирование DNS и др. В условиях прогрессирующих способов и методов негативного, преступного воздействия на информационные ресурсы и поддерживающие их инфраструктурные объекты важно не просто обеспечить защиту информации, а поддерживать эту защиту в объеме и качестве, необходимых для ее эффективного функционирования.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Как показывает практика, вариантов несанкционированного доступа, защита от которого должна осуществляться владельцем информации, оператором информационной системы, может быть множество: неконтролируемое распространение защищаемой информации; несанкционированное воздействие путем ее искажения, уничтожения, блокирования доступа к ней; утрата, уничтожение или сбой функционирования носителя информации; получение защищаемой информации технической, агентурной разведкой; различного рода кибератаки посредством вирусных программ, которые блокируют работу устройства или отдельных сервисов, устанавливают программы для сбора данных и слежки, копируют и (или) уничтожают файлы; фишинг; туннелирование DNS и др. В условиях прогрессирующих способов и методов негативного, преступного воздействия на информационные ресурсы и поддерживающие их инфраструктурные объекты важно не просто обеспечить защиту информации, а поддерживать эту защиту в объеме и качестве, необходимых для ее эффективного функционирования.