Как указать НДС в государственном контракте
Подборка наиболее важных документов по запросу Как указать НДС в государственном контракте (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил обществу НДС, указав на неправомерное применение освобождения от налогообложения в отношении работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия в отсутствие лицензии на данный вид деятельности. Налогоплательщик оспорил решение, указав, что цена договора на выполнение работ по текущему ремонту не включала НДС, а договор, заключенный во исполнение государственного контракта, не мог быть изменен путем включения в стоимость НДС. Также, по мнению налогоплательщика, имелись основания для применения ст. 109 НК РФ. Суд указал, что возможность применения освобождения зависит от наличия у общества лицензии на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ. В частности, п. 6 ст. 149 НК РФ, содержащей перечень освобождаемых от налогообложения операций, прямо оговаривает, что в случае, если на осуществление соответствующей деятельности необходима лицензия, такое освобождение действует только при наличии у налогоплательщика лицензии. В данном случае у общества лицензия отсутствовала, следовательно, оно не имело права на применение освобождения, поэтому НДС доначислен обществу обоснованно, основания для применения ст. 109 НК РФ и освобождения налогоплательщика от ответственности судом не установлены.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил обществу НДС, указав на неправомерное применение освобождения от налогообложения в отношении работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия в отсутствие лицензии на данный вид деятельности. Налогоплательщик оспорил решение, указав, что цена договора на выполнение работ по текущему ремонту не включала НДС, а договор, заключенный во исполнение государственного контракта, не мог быть изменен путем включения в стоимость НДС. Также, по мнению налогоплательщика, имелись основания для применения ст. 109 НК РФ. Суд указал, что возможность применения освобождения зависит от наличия у общества лицензии на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ. В частности, п. 6 ст. 149 НК РФ, содержащей перечень освобождаемых от налогообложения операций, прямо оговаривает, что в случае, если на осуществление соответствующей деятельности необходима лицензия, такое освобождение действует только при наличии у налогоплательщика лицензии. В данном случае у общества лицензия отсутствовала, следовательно, оно не имело права на применение освобождения, поэтому НДС доначислен обществу обоснованно, основания для применения ст. 109 НК РФ и освобождения налогоплательщика от ответственности судом не установлены.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 146 "Объект налогообложения" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил обществу НДС, сделав вывод, что в нарушение подп. 15 п. 2 ст. 146 и подп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ налогоплательщик неправомерно принял к вычету НДС по товарам, приобретаемым организацией-банкротом для выполнения работ, не признаваемых объектом налогообложения НДС. Суд признал доначисление НДС обоснованным. Общество было признано банкротом 27.02.2021, при этом в II квартале 2021 года оно выполняло работы по капитальному ремонту зданий и сооружений в рамках ранее заключенных государственных контрактов, не завершенных по состоянию на 01.01.2021, в стоимость выполняемых работ был включен НДС. При реализации работ общество выставляло в адрес заказчиков счета-фактуры с выделением в них НДС. Суд указал, что осуществляемая обществом деятельность объектом налогообложения НДС не является. В подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ предусмотрена обязанность лиц, не являющихся плательщиками налога, а также лиц, освобожденных от исполнения обязанностей плательщиков налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога перечислить соответствующую сумму в бюджет. Однако возникновение в данном случае обязанности по перечислению в бюджет налога не означает, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика, включая право на применение налоговых вычетов. Суд отклонил довод налогоплательщика о том, что подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ представляет собой налоговую льготу, от использования которой налогоплательщик имеет право отказаться, поскольку исключение из объектов обложения НДС операций по реализации работ (оказанию услуг) организацией-банкротом представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций, которые налогоплательщик не вправе не применять по собственному выбору.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил обществу НДС, сделав вывод, что в нарушение подп. 15 п. 2 ст. 146 и подп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ налогоплательщик неправомерно принял к вычету НДС по товарам, приобретаемым организацией-банкротом для выполнения работ, не признаваемых объектом налогообложения НДС. Суд признал доначисление НДС обоснованным. Общество было признано банкротом 27.02.2021, при этом в II квартале 2021 года оно выполняло работы по капитальному ремонту зданий и сооружений в рамках ранее заключенных государственных контрактов, не завершенных по состоянию на 01.01.2021, в стоимость выполняемых работ был включен НДС. При реализации работ общество выставляло в адрес заказчиков счета-фактуры с выделением в них НДС. Суд указал, что осуществляемая обществом деятельность объектом налогообложения НДС не является. В подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ предусмотрена обязанность лиц, не являющихся плательщиками налога, а также лиц, освобожденных от исполнения обязанностей плательщиков налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога перечислить соответствующую сумму в бюджет. Однако возникновение в данном случае обязанности по перечислению в бюджет налога не означает, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика, включая право на применение налоговых вычетов. Суд отклонил довод налогоплательщика о том, что подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ представляет собой налоговую льготу, от использования которой налогоплательщик имеет право отказаться, поскольку исключение из объектов обложения НДС операций по реализации работ (оказанию услуг) организацией-банкротом представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций, которые налогоплательщик не вправе не применять по собственному выбору.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об изменении ставки НДС, указанной в госконтракте, без изменения цены контракта.
(Письмо Минфина России от 20.05.2025 N 03-07-11/49150)Вопрос: Об изменении ставки НДС, указанной в госконтракте, без изменения цены контракта.
(Письмо Минфина России от 20.05.2025 N 03-07-11/49150)Вопрос: Об изменении ставки НДС, указанной в госконтракте, без изменения цены контракта.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)В свою очередь, отсутствие в сметной документации упоминания об НДС и тот факт, что суммы налога не указывались в актах о приемке выполненных в 4-ом квартале 2014 г. работ и справках о стоимости этих работ, являются лишь следствием того, что при заключении государственного контракта общество не рассматривало себя в качестве плательщика НДС и основания формирования договорной цены с учетом налога отсутствовали, а не свидетельством согласия сторон договора на возможность увеличения договорной цены в случае возникновения необходимости предъявления налога.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)В свою очередь, отсутствие в сметной документации упоминания об НДС и тот факт, что суммы налога не указывались в актах о приемке выполненных в 4-ом квартале 2014 г. работ и справках о стоимости этих работ, являются лишь следствием того, что при заключении государственного контракта общество не рассматривало себя в качестве плательщика НДС и основания формирования договорной цены с учетом налога отсутствовали, а не свидетельством согласия сторон договора на возможность увеличения договорной цены в случае возникновения необходимости предъявления налога.
Федеральный закон от 30.11.2024 N 423-ФЗ
"О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"1. Фонд вправе в 2025 году в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по целевой статье расходов "Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений" в рамках обеспечения выполнения функций аппаратами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по непрограммным направлениям деятельности органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации подраздела "Другие общегосударственные вопросы" раздела "Общегосударственные вопросы" классификации расходов бюджетов, осуществлять финансовое обеспечение оплаты услуг органов (организаций), с которыми Фондом заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей, по приему и передаче в электронной форме в Фонд заявлений граждан об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) или о возобновлении его предоставления исходя из стоимости обработки одного заявления в размере 4 рублей без учета налога на добавленную стоимость.
"О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"1. Фонд вправе в 2025 году в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по целевой статье расходов "Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений" в рамках обеспечения выполнения функций аппаратами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по непрограммным направлениям деятельности органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации подраздела "Другие общегосударственные вопросы" раздела "Общегосударственные вопросы" классификации расходов бюджетов, осуществлять финансовое обеспечение оплаты услуг органов (организаций), с которыми Фондом заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей, по приему и передаче в электронной форме в Фонд заявлений граждан об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) или о возобновлении его предоставления исходя из стоимости обработки одного заявления в размере 4 рублей без учета налога на добавленную стоимость.
Статья: Новые регионы РФ и НДС: разъяснения компетентных органов
(Зайцева С.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 3)Ссылку на указанную норму НК РФ, например, получила подрядная организация, которую интересовало, подлежит ли уплате НДС по госконтрактам на выполнение работ по восстановлению инфраструктуры на территории ЛНР, заключенным до момента принятия данного субъекта в состав РФ, если подписание актов о приемке производится после 04.10.2022, - см. Письмо Минфина России от 15.12.2022 N 03-07-08/123273.
(Зайцева С.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 3)Ссылку на указанную норму НК РФ, например, получила подрядная организация, которую интересовало, подлежит ли уплате НДС по госконтрактам на выполнение работ по восстановлению инфраструктуры на территории ЛНР, заключенным до момента принятия данного субъекта в состав РФ, если подписание актов о приемке производится после 04.10.2022, - см. Письмо Минфина России от 15.12.2022 N 03-07-08/123273.
Вопрос: О предложении по включению строительных работ по госконтрактам, предусматривающим казначейское сопровождение, в Перечень товаров (работ, услуг) с длительным производственным циклом в целях НДС.
(Письмо Минфина России от 23.05.2025 N 03-07-11/50974)Указанные изменения предлагаются в целях распространения особого порядка определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, предусмотренного пунктом 13 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации (далее соответственно - Кодекс, НДС), на строительные работы, выполняемые по государственным контрактам, предусматривающим казначейское сопровождение.
(Письмо Минфина России от 23.05.2025 N 03-07-11/50974)Указанные изменения предлагаются в целях распространения особого порядка определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, предусмотренного пунктом 13 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации (далее соответственно - Кодекс, НДС), на строительные работы, выполняемые по государственным контрактам, предусматривающим казначейское сопровождение.
Последние изменения: Уплата НДС и выставление счета-фактуры при УСН
(КонсультантПлюс, 2025)Если цена в госконтракте указана с НДС, это не обязывает продавца, применяющего УСН, выставить счет-фактуру. Если он этого не сделает, платить НДС он не должен. Но если счет-фактура будет выставлен, он обязан уплатить в бюджет сумму НДС по правилам п. 5 ст. 173 НК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Если цена в госконтракте указана с НДС, это не обязывает продавца, применяющего УСН, выставить счет-фактуру. Если он этого не сделает, платить НДС он не должен. Но если счет-фактура будет выставлен, он обязан уплатить в бюджет сумму НДС по правилам п. 5 ст. 173 НК РФ.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Исполнение контракта по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли в рамках контракта по Закону N 44-ФЗ удержать с контрагента на УСН, освобожденного от НДС, оплату в размере этого налога
(КонсультантПлюс, 2025)Выставляя счет без выделения НДС, исполнитель противоречит условиям контракта, однако указанное обстоятельство не препятствует оплате заказчиком НДС в составе цены контракта. Правомерность исчисления и уплаты исполнителем в бюджет НДС входит в компетенцию налоговых органов, а не заказчика.
Можно ли в рамках контракта по Закону N 44-ФЗ удержать с контрагента на УСН, освобожденного от НДС, оплату в размере этого налога
(КонсультантПлюс, 2025)Выставляя счет без выделения НДС, исполнитель противоречит условиям контракта, однако указанное обстоятельство не препятствует оплате заказчиком НДС в составе цены контракта. Правомерность исчисления и уплаты исполнителем в бюджет НДС входит в компетенцию налоговых органов, а не заказчика.
Вопрос: О предложении по установлению дополнительных льгот и преференций по НДС и налогу на прибыль для стратегических организаций, включенных в сводный реестр организаций ОПК.
(Письмо Минфина России от 13.02.2025 N 03-00-06/12962)Таким образом, в случае освобождения от налогообложения НДС операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемых в рамках государственных контрактов и контрактов по государственному оборонному заказу стратегическими организациями, включенными в сводный реестр организаций ОПК, указанные организации не смогут принимать к вычету (возмещать) суммы НДС, предъявленные им поставщиками по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, используемым для осуществления таких операций.
(Письмо Минфина России от 13.02.2025 N 03-00-06/12962)Таким образом, в случае освобождения от налогообложения НДС операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемых в рамках государственных контрактов и контрактов по государственному оборонному заказу стратегическими организациями, включенными в сводный реестр организаций ОПК, указанные организации не смогут принимать к вычету (возмещать) суммы НДС, предъявленные им поставщиками по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, используемым для осуществления таких операций.
Статья: Применение "защитных мер" при заключении, исполнении и изменении контракта
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 7)<8> На необходимость учета размера НДС указано в Письме ФАС России от 13.05.2019 N АЦ/38800/19 "О применении оптовых надбавок при осуществлении поставок ЖНВЛП по государственным (муниципальным) контрактам", а также в Постановлении АС Московского округа от 04.08.2016 по делу N А41-67844/2015.
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 7)<8> На необходимость учета размера НДС указано в Письме ФАС России от 13.05.2019 N АЦ/38800/19 "О применении оптовых надбавок при осуществлении поставок ЖНВЛП по государственным (муниципальным) контрактам", а также в Постановлении АС Московского округа от 04.08.2016 по делу N А41-67844/2015.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Формирование документов для закупки по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли по Закону N 44-ФЗ предусмотреть в проекте контракта положение о том, что цена включает НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Внимание! Верховный Суд РФ отметил: если в проекте контракта цена указана с НДС, участник закупки, применяющий УСН, не обязан исчислять и уплачивать этот налог. Такая обязанность возникнет, только если он выставит счет-фактуру с выделенной в нем суммой НДС (Определения от 08.02.2021 N 305-ЭС20-18251 по делу N А40-146460/2019, от 30.05.2019 N 305-ЭС19-391 по делу N А40-88142/2018).
Можно ли по Закону N 44-ФЗ предусмотреть в проекте контракта положение о том, что цена включает НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Внимание! Верховный Суд РФ отметил: если в проекте контракта цена указана с НДС, участник закупки, применяющий УСН, не обязан исчислять и уплачивать этот налог. Такая обязанность возникнет, только если он выставит счет-фактуру с выделенной в нем суммой НДС (Определения от 08.02.2021 N 305-ЭС20-18251 по делу N А40-146460/2019, от 30.05.2019 N 305-ЭС19-391 по делу N А40-88142/2018).
Статья: Множественные поправки в НК РФ
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Закон также предусматривает нулевую ставку НДС:
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Закон также предусматривает нулевую ставку НДС:
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Формирование документов для закупки по Закону N 44-ФЗ.
Правомерно ли при закупке по Закону N 44-ФЗ устанавливать условие об использовании при оплате коэффициента перерасчета, если победитель не является плательщиком НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Контракт заключается и исполняется по цене, предложенной победителем, независимо от применяемой системы налогообложения. Если он не платит НДС, то при заключении контракта вместо суммы налога ставится прочерк. При оплате товаров (работ, услуг) цену контракта не уменьшают на сумму НДС. Поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.
Правомерно ли при закупке по Закону N 44-ФЗ устанавливать условие об использовании при оплате коэффициента перерасчета, если победитель не является плательщиком НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Контракт заключается и исполняется по цене, предложенной победителем, независимо от применяемой системы налогообложения. Если он не платит НДС, то при заключении контракта вместо суммы налога ставится прочерк. При оплате товаров (работ, услуг) цену контракта не уменьшают на сумму НДС. Поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.
Вопрос: О документальном подтверждении реализации товаров российской организацией в ДНР и ЛНР в целях получения возмещения НДС в IV квартале 2022 г.
(Письмо Минфина России от 20.12.2022 N 03-07-08/125089)В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона от 21 ноября 2022 г. N 443 "О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" ставка налога на добавленную стоимость применяется при реализации товаров российскими налогоплательщиками, которые заключили до 5 октября 2022 года включительно государственный (муниципальный) контракт с государственным или муниципальным заказчиком Российской Федерации либо соглашение с государственным органом (государственным учреждением), трансграничным концерном, государственным концерном, государственным унитарным предприятием Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области на поставку товаров в пункт назначения, находящийся на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области, либо заключили до 31 декабря 2022 года договор, не являющийся указанными государственным (муниципальным) контрактом либо соглашением, на поставку товаров на эти территории с юридическим лицом, созданным на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области до дня принятия указанных территорий в Российскую Федерацию и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным на одной из указанных территорий до дня принятия указанных территорий в Российскую Федерацию и образования в составе Российской Федерации новых субъектов), либо с иностранным лицом, товаров, предусмотренных указанными государственным (муниципальным) контрактом, соглашением, договором.
(Письмо Минфина России от 20.12.2022 N 03-07-08/125089)В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона от 21 ноября 2022 г. N 443 "О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" ставка налога на добавленную стоимость применяется при реализации товаров российскими налогоплательщиками, которые заключили до 5 октября 2022 года включительно государственный (муниципальный) контракт с государственным или муниципальным заказчиком Российской Федерации либо соглашение с государственным органом (государственным учреждением), трансграничным концерном, государственным концерном, государственным унитарным предприятием Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области на поставку товаров в пункт назначения, находящийся на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области, либо заключили до 31 декабря 2022 года договор, не являющийся указанными государственным (муниципальным) контрактом либо соглашением, на поставку товаров на эти территории с юридическим лицом, созданным на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области до дня принятия указанных территорий в Российскую Федерацию и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным на одной из указанных территорий до дня принятия указанных территорий в Российскую Федерацию и образования в составе Российской Федерации новых субъектов), либо с иностранным лицом, товаров, предусмотренных указанными государственным (муниципальным) контрактом, соглашением, договором.