Как работодателю организовать работу коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Как работодателю организовать работу коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 255 "Расходы на оплату труда" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Инспекция доначислила налог на прибыль, указав, что общество неправомерно включило в состав расходов затраты на услуги такси для работников к месту работы и обратно. Налоговый орган указал на отсутствие в трудовых договорах обязательства работодателя по организации проезда работников к месту работы и обратно, а также на непредставление доказательств отсутствия у работников возможности добираться до работы общественным транспортом в период пандемии. Суд признал доначисление неправомерным, поскольку расходы на услуги такси в период действия ограничительных мер, введенных вследствие распространения коронавирусной инфекции, являются экономически обоснованными и направленными на получение дохода. Суд принял во внимание письмо Роспотребнадзора, рекомендующее работодателям с целью минимизации контактов для лиц, у которых отсутствует личный транспорт, организовать доставку работников на работу (и с работы) транспортом предприятия. Суд установил, что для бесперебойной работы общественно значимых технологических процессов (хранение нефти) необходимо постоянное нахождение работников общества на рабочем месте. Поскольку у налогоплательщика отсутствовало достаточное количество служебного транспорта, он понес затраты на услуги такси для работников, трудовая деятельность которых обеспечивает нормальное функционирование общества и получение им прибыли.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Инспекция доначислила налог на прибыль, указав, что общество неправомерно включило в состав расходов затраты на услуги такси для работников к месту работы и обратно. Налоговый орган указал на отсутствие в трудовых договорах обязательства работодателя по организации проезда работников к месту работы и обратно, а также на непредставление доказательств отсутствия у работников возможности добираться до работы общественным транспортом в период пандемии. Суд признал доначисление неправомерным, поскольку расходы на услуги такси в период действия ограничительных мер, введенных вследствие распространения коронавирусной инфекции, являются экономически обоснованными и направленными на получение дохода. Суд принял во внимание письмо Роспотребнадзора, рекомендующее работодателям с целью минимизации контактов для лиц, у которых отсутствует личный транспорт, организовать доставку работников на работу (и с работы) транспортом предприятия. Суд установил, что для бесперебойной работы общественно значимых технологических процессов (хранение нефти) необходимо постоянное нахождение работников общества на рабочем месте. Поскольку у налогоплательщика отсутствовало достаточное количество служебного транспорта, он понес затраты на услуги такси для работников, трудовая деятельность которых обеспечивает нормальное функционирование общества и получение им прибыли.
Апелляционное определение Челябинского областного суда от 07.11.2022 N 11-14005/2022 (УИД 74RS0001-01-2022-001289-51)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании среднего заработка за время отстранения от работы; 2) О взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы; 3) О взыскании компенсации морального вреда; 4) О признании незаконным отстранения от работы.
Обстоятельства: Истец считает незаконным приказ об отстранении от работы, поскольку обоснованных причин невозможности продолжения работы в дистанционном режиме не имелось.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - отказано.Таким образом, временный перевод работника на дистанционную работу был вызван исключительными обстоятельствами, связанными с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации. Кроме того, принятие решения о переводе работника на дистанционную работу относится исключительно к компетенции работодателя и принимается с учетом характера должностных обязанностей работника и возможности предоставить такую работу, само по себе наличие у работодателя возможности организовать работу дистанционно, не свидетельствует о незаконности оспариваемого С.О. приказа об отстранении его от работы. Учитывая, что ДД.ММ.ГГГГ директором института издан приказ об организации обучения с 13 декабря 2021 года в очном формате обучения, исполнение данного приказа для С.О. являлось обязательным (п. 3.16 должностной инструкции преподавателя).
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании среднего заработка за время отстранения от работы; 2) О взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы; 3) О взыскании компенсации морального вреда; 4) О признании незаконным отстранения от работы.
Обстоятельства: Истец считает незаконным приказ об отстранении от работы, поскольку обоснованных причин невозможности продолжения работы в дистанционном режиме не имелось.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - отказано.Таким образом, временный перевод работника на дистанционную работу был вызван исключительными обстоятельствами, связанными с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации. Кроме того, принятие решения о переводе работника на дистанционную работу относится исключительно к компетенции работодателя и принимается с учетом характера должностных обязанностей работника и возможности предоставить такую работу, само по себе наличие у работодателя возможности организовать работу дистанционно, не свидетельствует о незаконности оспариваемого С.О. приказа об отстранении его от работы. Учитывая, что ДД.ММ.ГГГГ директором института издан приказ об организации обучения с 13 декабря 2021 года в очном формате обучения, исполнение данного приказа для С.О. являлось обязательным (п. 3.16 должностной инструкции преподавателя).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отказ работников от вакцинации против COVID-19: новые проблемы и социально-правовые последствия
(Минкина Н.И., Болдырев Р.О.)
("Медицинское право", 2022, N 3)В то же время наиболее эффективной мерой воздействия на граждан с учетом ухудшения эпидемиологической ситуации явилось обязание работодателей организовать проведение профилактических прививок против COVID-19. Однако, как показывает практика, некоторые работодатели столкнулись с проблемой достаточно массовых на локальном уровне немотивированных отказов работников от вакцинации против COVID-19 и социально-правовыми последствиями от них.
(Минкина Н.И., Болдырев Р.О.)
("Медицинское право", 2022, N 3)В то же время наиболее эффективной мерой воздействия на граждан с учетом ухудшения эпидемиологической ситуации явилось обязание работодателей организовать проведение профилактических прививок против COVID-19. Однако, как показывает практика, некоторые работодатели столкнулись с проблемой достаточно массовых на локальном уровне немотивированных отказов работников от вакцинации против COVID-19 и социально-правовыми последствиями от них.
Нормативные акты
Обзор: "Перечень мер в связи с коронавирусом (COVID-19)"
(КонсультантПлюс, 2025)Как работодателю организовать работу в связи с коронавирусом, особенности оформления "удаленки", предоставления отпусков, оформления больничных и другие кадровые вопросы.
(КонсультантПлюс, 2025)Как работодателю организовать работу в связи с коронавирусом, особенности оформления "удаленки", предоставления отпусков, оформления больничных и другие кадровые вопросы.
"Вопросы-ответы по организации удаленной работы и оформлению больничных в период кампании по противодействию распространению коронавируса"- Отказать в возможности временно работать из дома - право работодателя. Однако мы рассчитываем, что все работодатели с пониманием отнесутся к необходимости противодействия распространению коронавирусной инфекции и организуют работу на дому для всех сотрудников, чей функционал позволяет выполнять производственные задания из дома.
Готовое решение: Обязанности работодателей в Московской области в связи с вакцинацией сотрудников от коронавируса (не актуализируется с 2 июня 2023 г.)
(КонсультантПлюс, 2023)Кроме того, требуется усилить информационно-разъяснительную работу по профилактике COVID-19.
(КонсультантПлюс, 2023)Кроме того, требуется усилить информационно-разъяснительную работу по профилактике COVID-19.
Готовое решение: Обязанности работодателей в г. Москве в связи с вакцинацией сотрудников от коронавируса (не актуализируется с 19 июня 2023 г.)
(КонсультантПлюс, 2023)Часть работодателей, осуществляющих деятельность в г. Москве, обязаны организовать вакцинацию от коронавируса не менее 80% работников и исполнителей по ГПД. Это касается ряда сфер деятельности, например торговли, общественного питания, образования, здравоохранения.
(КонсультантПлюс, 2023)Часть работодателей, осуществляющих деятельность в г. Москве, обязаны организовать вакцинацию от коронавируса не менее 80% работников и исполнителей по ГПД. Это касается ряда сфер деятельности, например торговли, общественного питания, образования, здравоохранения.
Статья: Европейский опыт регулирования коллективных трудовых отношений в пандемию
(Избиенова Т.А., Шемякин Р.К.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 4)Стоит отметить, что именно коронакризис побудил восстановить трехсторонний диалог между правительствами, профсоюзами и объединениями работодателей. Такой диалог был организован в Австрии, Финляндии, Германии. Например, также в Хорватии возобновили работу Экономический и социальный советы страны после двухлетнего затишья в работе данного органа <7>.
(Избиенова Т.А., Шемякин Р.К.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 4)Стоит отметить, что именно коронакризис побудил восстановить трехсторонний диалог между правительствами, профсоюзами и объединениями работодателей. Такой диалог был организован в Австрии, Финляндии, Германии. Например, также в Хорватии возобновили работу Экономический и социальный советы страны после двухлетнего затишья в работе данного органа <7>.
Вопрос: Как организовать делопроизводство, документооборот и хранение документов в организации?
(Консультация эксперта, 2025)В части трудовых отношений Минтруд России рекомендует организовать применение гибких режимов работы, в первую очередь это различные формы работы на дому: удаленная, дистанционная, надомная работа. Рекомендуется осуществлять переход на удаленную работу всех работников, для которых существуют такие технические возможности. Взаимодействие работников и работодателей по организации удаленной, дистанционной работы может оформляться путем обмена электронными образами документов с последующим их оформлением в установленном порядке (п. 1 Рекомендаций по применению гибких форм занятости в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации (ст. 312.2 ТК РФ, Приложение к Письму Минтруда России от 23.04.2020 N 14-2/10/П-3710)).
(Консультация эксперта, 2025)В части трудовых отношений Минтруд России рекомендует организовать применение гибких режимов работы, в первую очередь это различные формы работы на дому: удаленная, дистанционная, надомная работа. Рекомендуется осуществлять переход на удаленную работу всех работников, для которых существуют такие технические возможности. Взаимодействие работников и работодателей по организации удаленной, дистанционной работы может оформляться путем обмена электронными образами документов с последующим их оформлением в установленном порядке (п. 1 Рекомендаций по применению гибких форм занятости в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации (ст. 312.2 ТК РФ, Приложение к Письму Минтруда России от 23.04.2020 N 14-2/10/П-3710)).
Вопрос: Можно ли учесть в расходах по налогу на прибыль средний заработок, который работодатель выплачивает работникам за день вакцинирования от COVID-19, в который они освобождаются от работы?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2023)Вопрос: Можно ли учесть в расходах по налогу на прибыль средний заработок, который работодатель выплачивает работникам за день вакцинирования от COVID-19, в который они освобождаются от работы?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2023)Вопрос: Можно ли учесть в расходах по налогу на прибыль средний заработок, который работодатель выплачивает работникам за день вакцинирования от COVID-19, в который они освобождаются от работы?
Статья: Предоставляем дополнительные оплачиваемые дни отдыха без рисков
(Зимина С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 5)Примечание. См. также статью "Свежая судебная практика по дистанционной работе: что учитывать" в N 4, 2024, на с. 65, где рассмотрена судебная практика о месте работы дистанционного сотрудника.
(Зимина С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 5)Примечание. См. также статью "Свежая судебная практика по дистанционной работе: что учитывать" в N 4, 2024, на с. 65, где рассмотрена судебная практика о месте работы дистанционного сотрудника.
Вопрос: В каком порядке работодатель проводит вакцинацию работников?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Специальные правила по вакцинации от коронавирусной инфекции в отношении иностранных работников отсутствуют, поэтому полагаем, что работодатели должны организовывать их вакцинацию в общем порядке.
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Специальные правила по вакцинации от коронавирусной инфекции в отношении иностранных работников отсутствуют, поэтому полагаем, что работодатели должны организовывать их вакцинацию в общем порядке.
Статья: Государство и трудовое право в условиях пандемии COVID-19
(Степанов С.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 3)3. Экстраординарное регулирование, сложившееся в 2020 г., предусматривало возложение на работодателей и работников нетипичных обязанностей. В их числе можно отметить обязанности работника незамедлительно информировать работодателя о наличии у них или совместно проживающих с ними лиц определенных хронических заболеваний, беременности, симптомов ОРВИ, COVID-19, участвовать в организуемых работодателем медицинских обследованиях, соблюдать социальную дистанцию. В свою очередь, на работодателей возложили регулярное проведение термометрии и дополнительных санитарных мероприятий на стационарных рабочих местах; организацию проведения медицинских обследований и др. Названные обязанности формализуются либо подзаконными актами <8>, либо письмами органов Роспотребнадзора <9>, иных органов власти.
(Степанов С.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 3)3. Экстраординарное регулирование, сложившееся в 2020 г., предусматривало возложение на работодателей и работников нетипичных обязанностей. В их числе можно отметить обязанности работника незамедлительно информировать работодателя о наличии у них или совместно проживающих с ними лиц определенных хронических заболеваний, беременности, симптомов ОРВИ, COVID-19, участвовать в организуемых работодателем медицинских обследованиях, соблюдать социальную дистанцию. В свою очередь, на работодателей возложили регулярное проведение термометрии и дополнительных санитарных мероприятий на стационарных рабочих местах; организацию проведения медицинских обследований и др. Названные обязанности формализуются либо подзаконными актами <8>, либо письмами органов Роспотребнадзора <9>, иных органов власти.