Как работать с электронным магазином
Подборка наиболее важных документов по запросу Как работать с электронным магазином (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупки малого объема по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...В пункте 7 Порядка осуществления закупок установлено, что закупки осуществляются посредством: 1) выбора заказчиком коммерческого предложения участника закупки из каталога типовых товаров, работ, услуг электронного магазина; 2) формирования заказчиком извещения и рассмотрения поступивших предложений на участие в закупке участников закупки.
(КонсультантПлюс, 2025)...В пункте 7 Порядка осуществления закупок установлено, что закупки осуществляются посредством: 1) выбора заказчиком коммерческого предложения участника закупки из каталога типовых товаров, работ, услуг электронного магазина; 2) формирования заказчиком извещения и рассмотрения поступивших предложений на участие в закупке участников закупки.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 10.04.2025 по делу N 33-5170/2025 (УИД 66RS0004-01-2024-003081-83)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О взыскании: 1) Задолженности по зарплате; 2) Задолженности за сверхурочную работу; 3) Компенсации за неиспользованный отпуск; 4) Компенсации за несвоевременность выплат; 5) Компенсации морального вреда; 6) Компенсации использованных личных средств.
Обстоятельства: Истец указал, что он ежедневно привлекался к работе во время перерыва, неоднократно направлялся в командировки, при этом выплата суточных, возмещение затрат на такси и железнодорожный транспорт, а также использование личного автомобиля не осуществлены.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Удовлетворено в части; 5) Удовлетворено в части; 6) Удовлетворено в части.При этом, судом дана надлежащая оценка представленным истцом документам об оплате товаров в магазине, расположенным вблизи от места работы, оплате проезда, а также переписке в мессенждере и по электронной почте, которые с достоверностью не подтверждают факт его нахождения на рабочем месте в спорный период.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О взыскании: 1) Задолженности по зарплате; 2) Задолженности за сверхурочную работу; 3) Компенсации за неиспользованный отпуск; 4) Компенсации за несвоевременность выплат; 5) Компенсации морального вреда; 6) Компенсации использованных личных средств.
Обстоятельства: Истец указал, что он ежедневно привлекался к работе во время перерыва, неоднократно направлялся в командировки, при этом выплата суточных, возмещение затрат на такси и железнодорожный транспорт, а также использование личного автомобиля не осуществлены.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Удовлетворено в части; 5) Удовлетворено в части; 6) Удовлетворено в части.При этом, судом дана надлежащая оценка представленным истцом документам об оплате товаров в магазине, расположенным вблизи от места работы, оплате проезда, а также переписке в мессенждере и по электронной почте, которые с достоверностью не подтверждают факт его нахождения на рабочем месте в спорный период.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как использовать электронный магазин для закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как работать в электронных магазинах регионального и муниципального уровня
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как работать в электронных магазинах регионального и муниципального уровня
Готовое решение: Как заказчику или победителю закупки отказаться от заключения контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Однако учтите, что в случае закупки через единый агрегатор торговли за отказ от заключения контракта предусмотрено дополнительное блокирование обеспечительного депозита, который впоследствии может быть перечислен заказчику (пп. 20 п. 7.1 Регламента функционирования ЕАТ). Негативные последствия также могут наступить и в случае закупки через региональные и муниципальные электронные магазины. Так, например, при закупке через Электронный магазин Московской области за уклонение от подписания контракта предусмотрена временная блокировка поставщика (приостановление доступа к функционалу личного кабинета) (п. 13.1 Регламента работы подсистемы "Электронный магазин" Единой автоматизированной системы управления закупками Московской области).
(КонсультантПлюс, 2025)Однако учтите, что в случае закупки через единый агрегатор торговли за отказ от заключения контракта предусмотрено дополнительное блокирование обеспечительного депозита, который впоследствии может быть перечислен заказчику (пп. 20 п. 7.1 Регламента функционирования ЕАТ). Негативные последствия также могут наступить и в случае закупки через региональные и муниципальные электронные магазины. Так, например, при закупке через Электронный магазин Московской области за уклонение от подписания контракта предусмотрена временная блокировка поставщика (приостановление доступа к функционалу личного кабинета) (п. 13.1 Регламента работы подсистемы "Электронный магазин" Единой автоматизированной системы управления закупками Московской области).
Нормативные акты
Указание Банка России от 10.04.2023 N 6406-У
(ред. от 17.04.2025)
"О формах, сроках, порядке составления и представления отчетности кредитных организаций (банковских групп) в Центральный банк Российской Федерации, а также о перечне информации о деятельности кредитных организаций (банковских групп)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.08.2023 N 74823)по оплате товаров (работ, услуг), расчеты по которым с организациями торговли (услуг) (в том числе с интернет-магазинами) осуществляет отчитывающаяся кредитная организация на основании заключенных с ними договоров о приеме электронных средств платежа в соответствии с частью 1 статьи 9.1 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ).
(ред. от 17.04.2025)
"О формах, сроках, порядке составления и представления отчетности кредитных организаций (банковских групп) в Центральный банк Российской Федерации, а также о перечне информации о деятельности кредитных организаций (банковских групп)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.08.2023 N 74823)по оплате товаров (работ, услуг), расчеты по которым с организациями торговли (услуг) (в том числе с интернет-магазинами) осуществляет отчитывающаяся кредитная организация на основании заключенных с ними договоров о приеме электронных средств платежа в соответствии с частью 1 статьи 9.1 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ).
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"3) приводящих к ограничению способов оплаты с использованием единого магазина приложений при приобретении (установке) и использовании программ для электронных вычислительных машин.
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"3) приводящих к ограничению способов оплаты с использованием единого магазина приложений при приобретении (установке) и использовании программ для электронных вычислительных машин.
Статья: Неконкурентные закупки по Закону N 223-ФЗ: определение, виды и "электронный магазин" как выход
(Альбицкий П.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 6)- закупка по п. 20.1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 <16> (далее - ПП РФ N 1352), которую принято называть закупкой в "электронном магазине" у МСП.
(Альбицкий П.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 6)- закупка по п. 20.1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 <16> (далее - ПП РФ N 1352), которую принято называть закупкой в "электронном магазине" у МСП.
Вопрос: Работник организации - иностранный гражданин поочередно работает в двух магазинах, расположенных в г. Москве и Московской области. Адреса магазинов указаны в трудовом договоре. Куда необходимо подавать уведомление о приеме работника на работу? Достаточно ли работодателю направить одно уведомление?
(Консультация эксперта, 2023)Поскольку работник выполняет свою работу (трудится) в магазинах, расположенных в двух разных субъектах РФ (в г. Москве и Московской области), а по действующему законодательству уведомление подается по месту выполнения работы иностранцем (то есть по месторасположению магазинов), работодатель обязан подать уведомление в оба отдела МВД России, расположенные в соответствующих субъектах. В противном случае есть риски привлечения к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
(Консультация эксперта, 2023)Поскольку работник выполняет свою работу (трудится) в магазинах, расположенных в двух разных субъектах РФ (в г. Москве и Московской области), а по действующему законодательству уведомление подается по месту выполнения работы иностранцем (то есть по месторасположению магазинов), работодатель обязан подать уведомление в оба отдела МВД России, расположенные в соответствующих субъектах. В противном случае есть риски привлечения к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Статья: Цифровые государственные закупки в Корее
(Шмелева М.В.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 2)<19> Одной из ключевых особенностей KONEPS является система так называемого "Электронного торгового центра" (On-line Shopping Mall) (далее - электронный магазин). Электронный магазин представляет собой информационный сайт в сети Интернет, отражающий список товаров (услуг, работ) субъектов малого и среднего предпринимательства. Помимо электронного магазина в Республике Корея существует "каталог превосходных товаров" (Handbook of Excellent Products). Книга включает в себя продукцию малых и средних организаций, имеющих трудности в поставке товаров для государственных нужд. В Корее были разработаны меры поддержки "зеленых закупок" в государственных закупках, а также оказана поддержка организациям для входа на рынок через открытие Зеленого торгового центра (Green Shopping Mall).
(Шмелева М.В.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 2)<19> Одной из ключевых особенностей KONEPS является система так называемого "Электронного торгового центра" (On-line Shopping Mall) (далее - электронный магазин). Электронный магазин представляет собой информационный сайт в сети Интернет, отражающий список товаров (услуг, работ) субъектов малого и среднего предпринимательства. Помимо электронного магазина в Республике Корея существует "каталог превосходных товаров" (Handbook of Excellent Products). Книга включает в себя продукцию малых и средних организаций, имеющих трудности в поставке товаров для государственных нужд. В Корее были разработаны меры поддержки "зеленых закупок" в государственных закупках, а также оказана поддержка организациям для входа на рынок через открытие Зеленого торгового центра (Green Shopping Mall).
Статья: Развитие системы государственных закупок в условиях внедрения цифровых технологий
(Балтутите И.В., Аппазов Д.А.)
("Цивилист", 2022, N 1)С точки зрения автоматизации с 1 января 2019 г. все закупочные процессы были переведены в электронный вид. Но ключевое - это не просто автоматизация, это изменение бизнес-процесса этих процедур, которое позволяет обеспечивать конфиденциальность подачи заявок, не раскрывая информацию об участниках. С 1 апреля 2021 г. для участников контрактной системы становится обязанностью использование функционала по формированию и подписанию документа о приемке товаров, работ, услуг в электронной форме. Данный функционал был реализован в Единой информационной системе (далее - ЕИС) во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 4 декабря 2019 г. N Пр-2472 с 1 июля 2020 г. <3>. Помимо запуска данного сервиса реализована функциональная возможность по подаче заявок в электронном виде на открытие лицевых счетов в Федеральном казначействе РФ зарегистрированным в Едином реестре участников закупок (далее - ЕРУЗ) поставщикам. Также с 1 апреля 2021 года участники рынка получают возможность проводить электронные закупки малого объема на сумму до 3 млн рублей, в соответствии с новой редакцией ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Кроме того, согласно поправкам в п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчики смогут организовывать закупки малого объема посредством так называемых электронных магазинов, через которые можно будет приобретать только товары (но не работы или услуги).
(Балтутите И.В., Аппазов Д.А.)
("Цивилист", 2022, N 1)С точки зрения автоматизации с 1 января 2019 г. все закупочные процессы были переведены в электронный вид. Но ключевое - это не просто автоматизация, это изменение бизнес-процесса этих процедур, которое позволяет обеспечивать конфиденциальность подачи заявок, не раскрывая информацию об участниках. С 1 апреля 2021 г. для участников контрактной системы становится обязанностью использование функционала по формированию и подписанию документа о приемке товаров, работ, услуг в электронной форме. Данный функционал был реализован в Единой информационной системе (далее - ЕИС) во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 4 декабря 2019 г. N Пр-2472 с 1 июля 2020 г. <3>. Помимо запуска данного сервиса реализована функциональная возможность по подаче заявок в электронном виде на открытие лицевых счетов в Федеральном казначействе РФ зарегистрированным в Едином реестре участников закупок (далее - ЕРУЗ) поставщикам. Также с 1 апреля 2021 года участники рынка получают возможность проводить электронные закупки малого объема на сумму до 3 млн рублей, в соответствии с новой редакцией ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Кроме того, согласно поправкам в п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчики смогут организовывать закупки малого объема посредством так называемых электронных магазинов, через которые можно будет приобретать только товары (но не работы или услуги).
Статья: Программирование платежей: перспективы, терминология, формирование правовых основ
(Костикова Е.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 4)Следует отметить, что в России уже реализуется проект программирования выплат из бюджетов. Речь идет об электронных сертификатах, с использованием которых возможно приобретение некоторых видов товаров, работ и услуг. Правовое регулирование использования такого инструмента обеспечивает Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 491-ФЗ "О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата" <27> (далее - Федеральный закон N 491-ФЗ). Проект стартовал в 2023 г. в Ямало-Ненецком автономном округе, где стало доступным приобретение детских товаров для новорожденных по определенному перечню в магазинах - партнерах проекта онлайн и офлайн <28>. Такой сертификат формируется автоматически после поступления в орган социальной защиты сведений о рождении ребенка и отражается в личном кабинете матери новорожденного в системе "Единая карта жителя Ямала". Расчеты осуществляются путем "привязки" сертификата к банковской карте "Мир". Выпуск электронных сертификатов осуществляется в беззаявительном порядке. По сути, указанный алгоритм - это смарт-контракт.
(Костикова Е.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 4)Следует отметить, что в России уже реализуется проект программирования выплат из бюджетов. Речь идет об электронных сертификатах, с использованием которых возможно приобретение некоторых видов товаров, работ и услуг. Правовое регулирование использования такого инструмента обеспечивает Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 491-ФЗ "О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата" <27> (далее - Федеральный закон N 491-ФЗ). Проект стартовал в 2023 г. в Ямало-Ненецком автономном округе, где стало доступным приобретение детских товаров для новорожденных по определенному перечню в магазинах - партнерах проекта онлайн и офлайн <28>. Такой сертификат формируется автоматически после поступления в орган социальной защиты сведений о рождении ребенка и отражается в личном кабинете матери новорожденного в системе "Единая карта жителя Ямала". Расчеты осуществляются путем "привязки" сертификата к банковской карте "Мир". Выпуск электронных сертификатов осуществляется в беззаявительном порядке. По сути, указанный алгоритм - это смарт-контракт.
Статья: Среднее предпринимательство
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- конкурентной закупки в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты МСП, особенности осуществления которой установлены ст. 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- конкурентной закупки в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты МСП, особенности осуществления которой установлены ст. 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
Статья: Правовые подходы к ответственности владельцев агрегаторов такси перед потребителями
(Миронова С.М., Кожемякин Д.В.)
("Цивилист", 2022, N 2)Распространение электронной коммерции, совершение покупок через Интернет, а также заказ выполнения работ или оказания услуг в электронном формате приводит к тому, что совершенствуются и способы совершения таких покупок. И если раньше это можно было сделать преимущественно через сайт конкретного магазина, то в последние несколько лет получили распространение покупки через маркетплейсы - специальные интернет-сайты (а позже и приложения), на которых у покупателя есть возможность выбрать товары, предлагаемые различными продавцами. Широко распространены сайты и приложения, через которые можно заказать различные услуги (такси, репетиторов, услуги по ремонту и пр.), снять жилье, найти работу, найти подрядчика на выполнение ремонта и другое.
(Миронова С.М., Кожемякин Д.В.)
("Цивилист", 2022, N 2)Распространение электронной коммерции, совершение покупок через Интернет, а также заказ выполнения работ или оказания услуг в электронном формате приводит к тому, что совершенствуются и способы совершения таких покупок. И если раньше это можно было сделать преимущественно через сайт конкретного магазина, то в последние несколько лет получили распространение покупки через маркетплейсы - специальные интернет-сайты (а позже и приложения), на которых у покупателя есть возможность выбрать товары, предлагаемые различными продавцами. Широко распространены сайты и приложения, через которые можно заказать различные услуги (такси, репетиторов, услуги по ремонту и пр.), снять жилье, найти работу, найти подрядчика на выполнение ремонта и другое.
Статья: Комментарий к новеллам о минимальной доле закупок товаров российского происхождения
(Трефилова Т.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 3)Отметим также, что заказчики не могут выполнить квоты по закупкам российских товаров посредством осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках ст. 93 Закона N 44-ФЗ, за исключением закупки в соответствии с ч. 12 указанной статьи (закупка через "электронный магазин" с 1 апреля 2021 г.). В извещении о такой закупке в т.ч. указывается информация по п. 10 ст. 42 Закона N 44-ФЗ об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ.
(Трефилова Т.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 3)Отметим также, что заказчики не могут выполнить квоты по закупкам российских товаров посредством осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках ст. 93 Закона N 44-ФЗ, за исключением закупки в соответствии с ч. 12 указанной статьи (закупка через "электронный магазин" с 1 апреля 2021 г.). В извещении о такой закупке в т.ч. указывается информация по п. 10 ст. 42 Закона N 44-ФЗ об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ.
Статья: Выбор оптимального способа закупки для корпоративного заказчика
(Седякин И.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 11)4. Закупка ограниченного объема товаров, работ, услуг у конкретного контрагента по ценам существенно ниже рыночных, когда такая возможность существует в течение короткого промежутка времени. В данной ситуации рекомендуется максимально тщательно подойти к составлению обосновывающих документов во избежание нарушения положений Закона N 135-ФЗ, особенно если объем товаров, работ, услуг значительный.
(Седякин И.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 11)4. Закупка ограниченного объема товаров, работ, услуг у конкретного контрагента по ценам существенно ниже рыночных, когда такая возможность существует в течение короткого промежутка времени. В данной ситуации рекомендуется максимально тщательно подойти к составлению обосновывающих документов во избежание нарушения положений Закона N 135-ФЗ, особенно если объем товаров, работ, услуг значительный.
Статья: Можно ли требовать, чтобы участник закупки по Закону N 223-ФЗ обладал ресурсами, необходимыми для исполнения контракта?
(Арышков А., Сухадольский Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 1)Заказчик не сумел обосновать необходимость наличия у участников закупки магазина, а не, например, склада. Также ему не удалось доказать необходимость наличия в магазинах гарантированного широкого ассортимента неуникального товара при его доступности на рынке и существующих возможностях оперативной закупки, притом что установленный в проекте контракта срок поставки товара - в течение 2 календарных дней с момента направления заявки. Необоснованным было сочтено и требование об определенном режиме (времени) работы магазина, учитывая возможность подачи телефонных и электронных заявок на поставку запчастей <4>.
(Арышков А., Сухадольский Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 1)Заказчик не сумел обосновать необходимость наличия у участников закупки магазина, а не, например, склада. Также ему не удалось доказать необходимость наличия в магазинах гарантированного широкого ассортимента неуникального товара при его доступности на рынке и существующих возможностях оперативной закупки, притом что установленный в проекте контракта срок поставки товара - в течение 2 календарных дней с момента направления заявки. Необоснованным было сочтено и требование об определенном режиме (времени) работы магазина, учитывая возможность подачи телефонных и электронных заявок на поставку запчастей <4>.