Как получить сведения из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Как получить сведения из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 13.19 "Непредоставление первичных статистических данных" КоАП РФ"Согласно сведениям, полученным из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на сайте Федеральной налоговой службы, Общество относится к субъектам малого и среднего предпринимательства (категория среднее предприятие). В связи с чем, административным органом при вынесении постановления учитывались обстоятельства смягчающие административную ответственность."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 427 "Пониженные тарифы страховых взносов" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий ФНС России по исключению общества из Единого реестра субъектов МСП, ссылаясь на то, что в спорный период общество обладало всеми признаками субъекта МСП, в связи с чем вправе претендовать на пониженный тариф по страховым взносам вне зависимости от нахождения (ненахождения) в реестре субъектов МСП. Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции установил, что отражение в первичной налоговой декларации по налогу на прибыль дохода за предельными значениями вызвано технической ошибкой, устраненной путем подачи уточенной налоговой декларации; при этом невнесение сведений об обществе в реестр субъектов МСП не является безусловным основанием, препятствующим применению к такому субъекту пониженных тарифов страховых взносов. Суд апелляционной инстанции, буквально толкуя п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", указал, что отсутствие лица в реестре субъектов МСП означает отсутствие у него права на получение установленных законодательством льгот, соответственно, сам по себе факт соответствия общества критериям, необходимым для получения статуса субъекта среднего предпринимательства, в отсутствие внесенных о нем сведений в реестр субъектов МСП не является основанием для применения пониженного тарифа страховых взносов. Суд кассационной инстанции признал неправомерным доначисление страховых взносов, указав, что по смыслу взаимосвязанных положений ст. ст. 4 и 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ основанием отнесения хозяйствующего субъекта к субъектам МСП является не наличие сведений о нем в реестре, который представляет собой базу данных о таких субъектах, а соответствие лица предъявляемым законом требованиям и критериям. Достоверно располагая информацией о соответствии налогоплательщика всем критериям отнесения к субъектам МСП, при отсутствии каких-либо признаков недобросовестности в действиях плательщика страховых взносов налоговый орган имел возможность установить действительный размер налогового обязательства общества, однако необоснованно отказал налогоплательщику в применении пониженных тарифов страховых взносов по формальным основаниям и доначислил страховые взносы.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий ФНС России по исключению общества из Единого реестра субъектов МСП, ссылаясь на то, что в спорный период общество обладало всеми признаками субъекта МСП, в связи с чем вправе претендовать на пониженный тариф по страховым взносам вне зависимости от нахождения (ненахождения) в реестре субъектов МСП. Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции установил, что отражение в первичной налоговой декларации по налогу на прибыль дохода за предельными значениями вызвано технической ошибкой, устраненной путем подачи уточенной налоговой декларации; при этом невнесение сведений об обществе в реестр субъектов МСП не является безусловным основанием, препятствующим применению к такому субъекту пониженных тарифов страховых взносов. Суд апелляционной инстанции, буквально толкуя п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", указал, что отсутствие лица в реестре субъектов МСП означает отсутствие у него права на получение установленных законодательством льгот, соответственно, сам по себе факт соответствия общества критериям, необходимым для получения статуса субъекта среднего предпринимательства, в отсутствие внесенных о нем сведений в реестр субъектов МСП не является основанием для применения пониженного тарифа страховых взносов. Суд кассационной инстанции признал неправомерным доначисление страховых взносов, указав, что по смыслу взаимосвязанных положений ст. ст. 4 и 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ основанием отнесения хозяйствующего субъекта к субъектам МСП является не наличие сведений о нем в реестре, который представляет собой базу данных о таких субъектах, а соответствие лица предъявляемым законом требованиям и критериям. Достоверно располагая информацией о соответствии налогоплательщика всем критериям отнесения к субъектам МСП, при отсутствии каких-либо признаков недобросовестности в действиях плательщика страховых взносов налоговый орган имел возможность установить действительный размер налогового обязательства общества, однако необоснованно отказал налогоплательщику в применении пониженных тарифов страховых взносов по формальным основаниям и доначислил страховые взносы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Как следует проверять открытые данные на сайте ФНС России о своей организации и контрагентах?
(Консультация эксперта, 2025)В частности, используя данный сервис, можно оперативно получить сведения:
(Консультация эксперта, 2025)В частности, используя данный сервис, можно оперативно получить сведения:
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Кроме того, возможно получение заявки от участника закупки, сведения о котором имеются в Реестре МСП, но со статусом "среднее предприятие" <79>. Преимущества, предусмотренные ст. 30 Закона N 44-ФЗ, распространяются только на малые предприятия <80> и микропредприятия <81>. Следовательно, заявки средних предприятий тоже подлежат отклонению.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Кроме того, возможно получение заявки от участника закупки, сведения о котором имеются в Реестре МСП, но со статусом "среднее предприятие" <79>. Преимущества, предусмотренные ст. 30 Закона N 44-ФЗ, распространяются только на малые предприятия <80> и микропредприятия <81>. Следовательно, заявки средних предприятий тоже подлежат отклонению.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 N 15
"О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям"Если работодатель - субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, перестал быть субъектом малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, и сведения об этом внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у такого работодателя по истечении четырех месяцев с даты внесения изменений в данный реестр должно осуществляться в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, без учета особенностей, установленных главой 48.1 ТК РФ (часть вторая статьи 309.1 ТК РФ).
"О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям"Если работодатель - субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, перестал быть субъектом малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, и сведения об этом внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у такого работодателя по истечении четырех месяцев с даты внесения изменений в данный реестр должно осуществляться в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, без учета особенностей, установленных главой 48.1 ТК РФ (часть вторая статьи 309.1 ТК РФ).
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"6) сведения, указанные в пунктах 9 и 10 части 3 настоящей статьи, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10-го числа месяца, следующего за месяцем получения указанных сведений уполномоченным органом в соответствии с частью 8 настоящей статьи;
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"6) сведения, указанные в пунктах 9 и 10 части 3 настоящей статьи, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10-го числа месяца, следующего за месяцем получения указанных сведений уполномоченным органом в соответствии с частью 8 настоящей статьи;
Последние изменения: Закупки у СМСП по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Тот факт, что участник принадлежит к СМСП, подтверждает информация в едином реестре СМСП, а к самозанятым - информация на официальном сайте ФНС России. Заказчик эти сведения получает самостоятельно, требовать их представления он не вправе (п. 2(4) Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352, п. 11 Положения N 1352).
(КонсультантПлюс, 2025)Тот факт, что участник принадлежит к СМСП, подтверждает информация в едином реестре СМСП, а к самозанятым - информация на официальном сайте ФНС России. Заказчик эти сведения получает самостоятельно, требовать их представления он не вправе (п. 2(4) Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352, п. 11 Положения N 1352).
Статья: Трансформация налоговых правоотношений в условиях цифровизации экономики России
(Мошкова Д.М.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 4)По данным налогового органа, всего за 2019 - 2020 гг. помощь получили более 1 млн 620 тыс. субъектов МСП, а также самозанятых граждан. При этом многие предприниматели смогли воспользоваться помощью неоднократно: всего в Реестре содержатся сведения о более чем 4 млн 340 тыс. фактах поддержки. Получить сведения из Реестра можно как посредством межведомственного обмена, так и через специальные сервисы ФНС: "Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки" и "Открытые данные".
(Мошкова Д.М.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 4)По данным налогового органа, всего за 2019 - 2020 гг. помощь получили более 1 млн 620 тыс. субъектов МСП, а также самозанятых граждан. При этом многие предприниматели смогли воспользоваться помощью неоднократно: всего в Реестре содержатся сведения о более чем 4 млн 340 тыс. фактах поддержки. Получить сведения из Реестра можно как посредством межведомственного обмена, так и через специальные сервисы ФНС: "Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки" и "Открытые данные".
Статья: Публичные сервисы для проверки контрагентов
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 5)Сервис "Прозрачный бизнес" объединил информацию из разных электронных баз данных ФНС России. Благодаря этому в режиме онлайн можно получить комплексную информацию о юрлицах и ИП. С его помощью можно узнать реквизиты организаций, сведения об их основном виде деятельности, уставном капитале, наличии недостоверных сведений об органах управления компании, включении в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, сведения из Реестра дисквалифицированных лиц и многое другое (см. рисунок 12).
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 5)Сервис "Прозрачный бизнес" объединил информацию из разных электронных баз данных ФНС России. Благодаря этому в режиме онлайн можно получить комплексную информацию о юрлицах и ИП. С его помощью можно узнать реквизиты организаций, сведения об их основном виде деятельности, уставном капитале, наличии недостоверных сведений об органах управления компании, включении в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, сведения из Реестра дисквалифицированных лиц и многое другое (см. рисунок 12).
Статья: Субъекты малого и среднего предпринимательства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Сведения о таком субъекте вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а сам субъект получает право на соответствующую государственную поддержку (ч. 1 ст. 8 Закона о малом и среднем предпринимательстве).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Сведения о таком субъекте вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а сам субъект получает право на соответствующую государственную поддержку (ч. 1 ст. 8 Закона о малом и среднем предпринимательстве).
Вопрос: Организация со статусом МСП платит страховые взносы по пониженному тарифу. Пользоваться данной льготой можно до 1-го числа месяца, в котором организация исключена из реестра субъектов МСП. Если в ноябре выручка за минусом НДС будет свыше 2 млрд руб., организация должна будет платить страховые взносы по обычному тарифу?
(Консультация эксперта, 2023)В силу п. 1 ст. 3 Закона N 209-ФЗ субъектами малого и среднего предпринимательства признаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Законом, к малым предприятиям, в том числе микропредприятиям, и к средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов МСП.
(Консультация эксперта, 2023)В силу п. 1 ст. 3 Закона N 209-ФЗ субъектами малого и среднего предпринимательства признаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Законом, к малым предприятиям, в том числе микропредприятиям, и к средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов МСП.
Статья: Проблемы включения в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства акционерных обществ
(Вражнов А.С.)
("Юрист", 2022, N 4)Указанный Реестр формируется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах - Федеральной налоговой службой. Внесение сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях в Единый реестр субъектов МСП осуществляется Федеральной налоговой службой на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП), сведений о среднесписочной численности работников, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов за предшествующий календарный год, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с ч. 5 - 6.4 и 7.1 ст. 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ.
(Вражнов А.С.)
("Юрист", 2022, N 4)Указанный Реестр формируется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах - Федеральной налоговой службой. Внесение сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях в Единый реестр субъектов МСП осуществляется Федеральной налоговой службой на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП), сведений о среднесписочной численности работников, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов за предшествующий календарный год, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с ч. 5 - 6.4 и 7.1 ст. 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ.
Статья: Современные тенденции развития доказывания в арбитражном, гражданском и административном процессуальном праве
(Решетникова И.В.)
("Закон", 2025, N 2)Четвертого июня 2024 года было принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 12 "О подготовке дела к судебному разбирательству в арбитражном суде", п. 12 которого наделяет судью правом самостоятельно получать, в том числе в электронном виде, необходимые для рассмотрения дела сведения из открытых источников, в частности из государственных автоматизированных систем, из информационных систем, доступ к которым обеспечивается на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций в сети Интернет (например, из Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, Единого государственного реестра недвижимости, Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства), а также сведения, размещенные на официальном сайте "Почты России". Данное положение стало долгожданным ответом на вопрос о том, может ли суд самостоятельно получать названные доказательства, если суд не является субъектом собирания доказательств.
(Решетникова И.В.)
("Закон", 2025, N 2)Четвертого июня 2024 года было принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 12 "О подготовке дела к судебному разбирательству в арбитражном суде", п. 12 которого наделяет судью правом самостоятельно получать, в том числе в электронном виде, необходимые для рассмотрения дела сведения из открытых источников, в частности из государственных автоматизированных систем, из информационных систем, доступ к которым обеспечивается на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций в сети Интернет (например, из Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, Единого государственного реестра недвижимости, Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства), а также сведения, размещенные на официальном сайте "Почты России". Данное положение стало долгожданным ответом на вопрос о том, может ли суд самостоятельно получать названные доказательства, если суд не является субъектом собирания доказательств.
Вопрос: Об изменении категории вновь созданных юридических лиц в едином реестре субъектов МСП и исключении сведений о таких лицах из реестра.
(Письмо ФНС России от 31.10.2024 N ЕД-17-14/3264@)Исходя из приведенных норм изменение категории субъекта малого или среднего предпринимательства вновь созданного юридического лица либо исключение сведений об указанных юридических лицах из Реестра МСП возможно при ежегодном обновлении Реестра МСП, проводимом 10 июля, в том числе на основании данных о среднесписочной численности работников и сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.
(Письмо ФНС России от 31.10.2024 N ЕД-17-14/3264@)Исходя из приведенных норм изменение категории субъекта малого или среднего предпринимательства вновь созданного юридического лица либо исключение сведений об указанных юридических лицах из Реестра МСП возможно при ежегодном обновлении Реестра МСП, проводимом 10 июля, в том числе на основании данных о среднесписочной численности работников и сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.
Последние изменения: Требования к участникам и заявкам по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Факт принадлежности участника к СМСП подтверждается информацией в едином реестре СМСП, а к самозанятым - информацией на официальном сайте ФНС России. Заказчик эти сведения получает самостоятельно, требовать их представления он не вправе (п. 2(4) Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352, п. 11 Положения N 1352).
(КонсультантПлюс, 2025)Факт принадлежности участника к СМСП подтверждается информацией в едином реестре СМСП, а к самозанятым - информацией на официальном сайте ФНС России. Заказчик эти сведения получает самостоятельно, требовать их представления он не вправе (п. 2(4) Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352, п. 11 Положения N 1352).