Как получить кредитную историю
Подборка наиболее важных документов по запросу Как получить кредитную историю (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О получении субъектом кредитной истории информации о кредитной истории и установлении гражданином запрета на выдачу ему потребительского кредита (займа).
(Письмо Минфина России от 05.07.2024 N 05-06-11/59019)Вопрос: О получении субъектом кредитной истории информации о кредитной истории и установлении гражданином запрета на выдачу ему потребительского кредита (займа).
(Письмо Минфина России от 05.07.2024 N 05-06-11/59019)Вопрос: О получении субъектом кредитной истории информации о кредитной истории и установлении гражданином запрета на выдачу ему потребительского кредита (займа).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.53. Незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.53. Незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю
Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О кредитных историях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)9. Кредитный отчет предоставляется пользователю кредитной истории с согласия субъекта кредитной истории. Согласие субъекта кредитной истории должно содержать сведения, предусмотренные частью 2 (в отношении физических лиц) или частью 6 (в отношении юридических лиц) статьи 4 настоящего Федерального закона, цель (цели) и дату оформления указанного согласия, а также наименование пользователя кредитной истории - юридического лица либо фамилию, имя и отчество (при наличии) пользователя кредитной истории - индивидуального предпринимателя. Согласие субъекта кредитной истории на получение его кредитного отчета может быть получено пользователем кредитной истории:
(ред. от 31.07.2025)
"О кредитных историях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)9. Кредитный отчет предоставляется пользователю кредитной истории с согласия субъекта кредитной истории. Согласие субъекта кредитной истории должно содержать сведения, предусмотренные частью 2 (в отношении физических лиц) или частью 6 (в отношении юридических лиц) статьи 4 настоящего Федерального закона, цель (цели) и дату оформления указанного согласия, а также наименование пользователя кредитной истории - юридического лица либо фамилию, имя и отчество (при наличии) пользователя кредитной истории - индивидуального предпринимателя. Согласие субъекта кредитной истории на получение его кредитного отчета может быть получено пользователем кредитной истории:
Статья: Правовые риски при применении цифрового профилирования в банковской сфере
(Шмалий О.В., Ванин В.В.)
("Банковское право", 2025, N 3)Потенциал поведенческого профилирования не ограничен только областью минимизации кредитных рисков. Одной из ключевых задач в эпоху экономики данных является обеспечение кибербезопасности как состояния защищенности личности от угроз, существующих в цифровой среде. В условиях, когда подавляющая часть расчетов осуществляется в электронной форме, очень важно не только достоверно идентифицировать плательщика (данная задача вполне успешно решается через биометрические технологии, масштабное внедрение которых лишь вопрос времени), но и минимизировать риски совершения платежей с пороком воли. Последующее устранение негативных имущественных последствий платежей, совершенных лицом вследствие злонамеренного воздействия на него со стороны третьих лиц, применением традиционных гражданско-правовых способов (возмещение убытков, реституция, взыскание неосновательного обогащения) далеко не всегда позволяет отнести эти последствия на реальных злоумышленников (обычно по причине невозможности их установления) <8>; правовой результат применения таких способов в большинстве случаев оказывается ограничен субъектами правоотношения из банковской сделки, а потому не всегда безупречен с точки зрения степени упречности поведения лица, признанного субъектом претерпевания негативных последствий. В основе признания судебной практикой таковым банка лежит, в частности, отсутствие с его стороны оценки "необычности" поведения клиента (в части устройства, с использованием которого совершается распоряжение денежными средствами; одновременность перечисления полученных средств на счет иного лица), что дает основание для сомнений в разумности и осмотрительности поведения банка <9>. Поскольку указанные обстоятельства правоприменительной практикой признаны релевантными для отнесения на банк негативных имущественных последствий совершения клиентом банковской операции с пороком воли, то это дает основание для вывода о том, что обязанность банка при выполнении расчетных операций не ограничена лишь идентификацией плательщика, но включает в соответствующих пределах оценку его поведения при распоряжении денежными средствами на счете на предмет отсутствия пороков воли. При дистанционном совершении платежей исполнение этой обязанности возможно только при условии формирования банком образа "обычного" поведения клиента, который не может быть ограничен лишь сведениями, могущими быть полученными из кредитной истории, а равно государственных информационных систем. Цифровое профилирование предоставляет возможность решения этой задачи технологически, однако правовые возможности здесь известным образом ограничены.
(Шмалий О.В., Ванин В.В.)
("Банковское право", 2025, N 3)Потенциал поведенческого профилирования не ограничен только областью минимизации кредитных рисков. Одной из ключевых задач в эпоху экономики данных является обеспечение кибербезопасности как состояния защищенности личности от угроз, существующих в цифровой среде. В условиях, когда подавляющая часть расчетов осуществляется в электронной форме, очень важно не только достоверно идентифицировать плательщика (данная задача вполне успешно решается через биометрические технологии, масштабное внедрение которых лишь вопрос времени), но и минимизировать риски совершения платежей с пороком воли. Последующее устранение негативных имущественных последствий платежей, совершенных лицом вследствие злонамеренного воздействия на него со стороны третьих лиц, применением традиционных гражданско-правовых способов (возмещение убытков, реституция, взыскание неосновательного обогащения) далеко не всегда позволяет отнести эти последствия на реальных злоумышленников (обычно по причине невозможности их установления) <8>; правовой результат применения таких способов в большинстве случаев оказывается ограничен субъектами правоотношения из банковской сделки, а потому не всегда безупречен с точки зрения степени упречности поведения лица, признанного субъектом претерпевания негативных последствий. В основе признания судебной практикой таковым банка лежит, в частности, отсутствие с его стороны оценки "необычности" поведения клиента (в части устройства, с использованием которого совершается распоряжение денежными средствами; одновременность перечисления полученных средств на счет иного лица), что дает основание для сомнений в разумности и осмотрительности поведения банка <9>. Поскольку указанные обстоятельства правоприменительной практикой признаны релевантными для отнесения на банк негативных имущественных последствий совершения клиентом банковской операции с пороком воли, то это дает основание для вывода о том, что обязанность банка при выполнении расчетных операций не ограничена лишь идентификацией плательщика, но включает в соответствующих пределах оценку его поведения при распоряжении денежными средствами на счете на предмет отсутствия пороков воли. При дистанционном совершении платежей исполнение этой обязанности возможно только при условии формирования банком образа "обычного" поведения клиента, который не может быть ограничен лишь сведениями, могущими быть полученными из кредитной истории, а равно государственных информационных систем. Цифровое профилирование предоставляет возможность решения этой задачи технологически, однако правовые возможности здесь известным образом ограничены.
Статья: Скоринг данных арбитражным управляющим в сфере кредитных правоотношений. Как защитить свои персональные данные?
(Сафронова Е.М.)
("Право и бизнес", 2024, N 1)Отметим, что сведения, полученные бюро кредитных историй в порядке предоставления информации ее источниками, имеют особый режим, так как относятся к ограниченно оборотоспособным объектам. Характерной чертой такой информации является то, что она не способна привести к причинению ущерба публичным интересам, в то же время ее частичное сокрытие направлено на недопущение причинения вреда законным владельцам информации от противоправных действий третьих лиц по распространению указанных сведений. То есть особый режим такой информации кроется в защите прав именно частных лиц <6>.
(Сафронова Е.М.)
("Право и бизнес", 2024, N 1)Отметим, что сведения, полученные бюро кредитных историй в порядке предоставления информации ее источниками, имеют особый режим, так как относятся к ограниченно оборотоспособным объектам. Характерной чертой такой информации является то, что она не способна привести к причинению ущерба публичным интересам, в то же время ее частичное сокрытие направлено на недопущение причинения вреда законным владельцам информации от противоправных действий третьих лиц по распространению указанных сведений. То есть особый режим такой информации кроется в защите прав именно частных лиц <6>.
Ситуация: Что такое самозапрет на заключение договоров потребительского займа (кредита) и как установить или снять запрет?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Запрет считается действующим, если информация, полученная из всех квалифицированных бюро кредитных историй, отвечает любому из следующих критериев (ч. 4.7 ст. 7 Закона N 353-ФЗ):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Запрет считается действующим, если информация, полученная из всех квалифицированных бюро кредитных историй, отвечает любому из следующих критериев (ч. 4.7 ст. 7 Закона N 353-ФЗ):
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)К плану реструктуризации долгов гражданина прилагаются документы, предусмотренные в ст. 213.15 Закона о банкротстве: сведения об источниках дохода гражданина за 6 месяцев, предшествующих представлению в суд плана реструктуризации его долгов; заявление гражданина о достоверности и полноте прилагаемых документов и его соответствии требованиям, установленным ст. 213.13 Закона о банкротстве; заявление гражданина об одобрении плана реструктуризации его долгов или о возражении гражданина в отношении указанного плана в случае, если указанный план предложен кредитором. В перечень документов включается также кредитный отчет, полученный из бюро кредитных историй, или документ, подтверждающий отсутствие у гражданина кредитной истории и полученный из бюро кредитных историй в порядке, предусмотренном ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях" <1>.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)К плану реструктуризации долгов гражданина прилагаются документы, предусмотренные в ст. 213.15 Закона о банкротстве: сведения об источниках дохода гражданина за 6 месяцев, предшествующих представлению в суд плана реструктуризации его долгов; заявление гражданина о достоверности и полноте прилагаемых документов и его соответствии требованиям, установленным ст. 213.13 Закона о банкротстве; заявление гражданина об одобрении плана реструктуризации его долгов или о возражении гражданина в отношении указанного плана в случае, если указанный план предложен кредитором. В перечень документов включается также кредитный отчет, полученный из бюро кредитных историй, или документ, подтверждающий отсутствие у гражданина кредитной истории и полученный из бюро кредитных историй в порядке, предусмотренном ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях" <1>.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Исключение из Закона N 218-ФЗ требования об оформлении согласия лишит гражданина возможности отслеживать и контролировать, кто и на каком основании может получить его кредитную историю, в связи с чем не может быть поддержано Банком России.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Исключение из Закона N 218-ФЗ требования об оформлении согласия лишит гражданина возможности отслеживать и контролировать, кто и на каком основании может получить его кредитную историю, в связи с чем не может быть поддержано Банком России.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В связи с поступлением от кредитных организаций обращений о возможности получения согласия субъекта КИ - физического лица на получение его кредитного отчета согласно рассматриваемому подпункту с использованием дистанционных каналов обслуживания издано Информационное письмо Банка России от 7 декабря 2020 г. N ИН-05-47/167 "О способах получения согласия субъекта кредитной истории - физического лица на получение его кредитного отчета" <102>, в котором в том числе отмечено следующее: согласно положениям Закона о противодействии легализации доходов личное присутствие физического лица при проведении идентификации требуется только при заключении договора банковского счета (вклада); после идентификации (кроме случаев проведения упрощенной идентификации) согласие клиента на получение его кредитного отчета может быть получено кредитной организацией в форме электронного документа, подписанного ПЭП; ее использование должно быть предусмотрено соглашением между клиентом и кредитной организацией. Об этом чуть ранее говорилось в Письме Банка России от 4 июня 2020 г. N ИН-015-44/97 "О способах получения согласия субъекта кредитной истории - физического лица на получение его кредитного отчета" <103>;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В связи с поступлением от кредитных организаций обращений о возможности получения согласия субъекта КИ - физического лица на получение его кредитного отчета согласно рассматриваемому подпункту с использованием дистанционных каналов обслуживания издано Информационное письмо Банка России от 7 декабря 2020 г. N ИН-05-47/167 "О способах получения согласия субъекта кредитной истории - физического лица на получение его кредитного отчета" <102>, в котором в том числе отмечено следующее: согласно положениям Закона о противодействии легализации доходов личное присутствие физического лица при проведении идентификации требуется только при заключении договора банковского счета (вклада); после идентификации (кроме случаев проведения упрощенной идентификации) согласие клиента на получение его кредитного отчета может быть получено кредитной организацией в форме электронного документа, подписанного ПЭП; ее использование должно быть предусмотрено соглашением между клиентом и кредитной организацией. Об этом чуть ранее говорилось в Письме Банка России от 4 июня 2020 г. N ИН-015-44/97 "О способах получения согласия субъекта кредитной истории - физического лица на получение его кредитного отчета" <103>;
Статья: Информационная часть кредитной истории: практика применения в прогнозной аналитике и мониторинге заемщиков
(Шикин В.)
("Банковское кредитование", 2022, N 6)Другими словами, кредитор имеет право получить ИЧ кредитной истории потенциального клиента без его согласия для того, чтобы более точно сделать ему кредитное предложение или, если в ИЧ обнаружатся стоп-факторы для выдачи кредита, отказаться от трансляции такого предложения.
(Шикин В.)
("Банковское кредитование", 2022, N 6)Другими словами, кредитор имеет право получить ИЧ кредитной истории потенциального клиента без его согласия для того, чтобы более точно сделать ему кредитное предложение или, если в ИЧ обнаружатся стоп-факторы для выдачи кредита, отказаться от трансляции такого предложения.
Статья: Становление и развитие института коллекторской деятельности в России. Причины и условия его возникновения
(Юртаева В.Н.)
("Вестник исполнительного производства", 2021, N 3)<22> НБКИ: 30 миллионов российских граждан хотя бы раз получали свою кредитную историю // https://plusworld.ru/daily/cat-analytics/nbki-30-miNionov-rossijskih-grazhdan-hotya-by-raz-poluchali-svoyu-kreditnuyu-istoriyu/.
(Юртаева В.Н.)
("Вестник исполнительного производства", 2021, N 3)<22> НБКИ: 30 миллионов российских граждан хотя бы раз получали свою кредитную историю // https://plusworld.ru/daily/cat-analytics/nbki-30-miNionov-rossijskih-grazhdan-hotya-by-raz-poluchali-svoyu-kreditnuyu-istoriyu/.