Как открыть представительство за рубежом
Подборка наиболее важных документов по запросу Как открыть представительство за рубежом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Санкции и их влияние на отечественный бизнес
(Кауракова М.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)Риски отечественного бизнеса, связанные с открытием
(Кауракова М.В.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)Риски отечественного бизнеса, связанные с открытием
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об обществах с ограниченной ответственностью"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Создание обществом филиалов и открытие представительств на территории Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
"Об обществах с ограниченной ответственностью"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Создание обществом филиалов и открытие представительств на территории Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 08.11.2024 N 03-08-05/109957 <Условия льготного налогообложения доходов компаний из недружественных стран>
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 2)Перечень доходов, полученных от источников в РФ иностранной организацией без постоянного представительства, является открытым (подп. 10 п. 1 ст. 309 НК РФ). Получить облагаемые доходы она может как в денежной, так и в натуральной форме либо в виде погашения ее обязательств иным способом, в том числе путем прощения ее долга или зачета требований (п. 3 ст. 309 НК РФ, Письмо Минфина России от 17.05.2019 N 03-08-05/35422).
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 2)Перечень доходов, полученных от источников в РФ иностранной организацией без постоянного представительства, является открытым (подп. 10 п. 1 ст. 309 НК РФ). Получить облагаемые доходы она может как в денежной, так и в натуральной форме либо в виде погашения ее обязательств иным способом, в том числе путем прощения ее долга или зачета требований (п. 3 ст. 309 НК РФ, Письмо Минфина России от 17.05.2019 N 03-08-05/35422).
Статья: Анализ основных проблем валютного регулирования и валютного контроля с участием таможенных органов в государствах - членах ЕАЭС
(Арабян М.С., Скудалова Т.В., Фарафонова Д.В.)
("Таможенное дело", 2021, N 3)Следующий вопрос, требующий решения, - проблема "низов и верхов": участники ВЭД неоднократно заявляли об избыточности требований валютного законодательства и ответственности за их нарушения, в частности - требования о репатриации валютной выручки. Для прохождения валютного контроля необходимо поставить контракт на учет в банке, получить ведомость банковского контроля, причем у банков существует возможность запросить примерно 19 документов для постановки контракта на учет; в дальнейшем важно не совершить ошибки при заполнении уникального номера контракта (далее - УНК) в соответствующей графе декларации на товары и следить за сроками поступления оплаты от иностранных контрагентов или ввоза оплаченных резидентом товаров. Это дополнительные финансовые и временные затраты для добросовестных участников ВЭД, из-за которых Россия и страны Союза теряют наиболее перспективных экспортеров товаров и услуг: национальные компании вынуждены открывать представительства, даже формальные, за рубежом, поскольку для участия в большинстве иностранных тендеров, в том числе государственных, требуется иметь счет в банке соответствующего государства, на который поступят денежные средства в случае победы и исполнения обязательств по тендеру <24>. Однако согласно российскому законодательству необходимо обеспечить прямое попадание денежных средств за оказанные услуги или переданные иностранному контрагенту товары на счет в российском банке.
(Арабян М.С., Скудалова Т.В., Фарафонова Д.В.)
("Таможенное дело", 2021, N 3)Следующий вопрос, требующий решения, - проблема "низов и верхов": участники ВЭД неоднократно заявляли об избыточности требований валютного законодательства и ответственности за их нарушения, в частности - требования о репатриации валютной выручки. Для прохождения валютного контроля необходимо поставить контракт на учет в банке, получить ведомость банковского контроля, причем у банков существует возможность запросить примерно 19 документов для постановки контракта на учет; в дальнейшем важно не совершить ошибки при заполнении уникального номера контракта (далее - УНК) в соответствующей графе декларации на товары и следить за сроками поступления оплаты от иностранных контрагентов или ввоза оплаченных резидентом товаров. Это дополнительные финансовые и временные затраты для добросовестных участников ВЭД, из-за которых Россия и страны Союза теряют наиболее перспективных экспортеров товаров и услуг: национальные компании вынуждены открывать представительства, даже формальные, за рубежом, поскольку для участия в большинстве иностранных тендеров, в том числе государственных, требуется иметь счет в банке соответствующего государства, на который поступят денежные средства в случае победы и исполнения обязательств по тендеру <24>. Однако согласно российскому законодательству необходимо обеспечить прямое попадание денежных средств за оказанные услуги или переданные иностранному контрагенту товары на счет в российском банке.
Статья: Правовые ограничения деятельности иностранных инвесторов в Российской Федерации и Республике Беларусь
(Федянин Ю.М.)
("Современное право", 2024, N 7)Российское законодательство в настоящее время не допускает деятельность иностранных банков в качестве самостоятельного юридического лица или филиала. В соответствии с Протоколом от 16 декабря 2011 г. "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года" в отношении банковских услуг коммерческое присутствие допускается только в форме юридического лица Российской Федерации, а также в форме представительства иностранного банка. Законодательство допускает возможность зарегистрировать в Российской Федерации представительство иностранного банка. Таким образом, в России осуществляют деятельность банки, созданные и зарегистрированные по законодательству Российской Федерации и подчиненные его порядку, но при этом контрольный пакет акций которых принадлежит иностранному банку или иному иностранному лицу напрямую или косвенно, через аффилированных лиц. В то же время в Российской Федерации открыто 23 представительства иностранных банков из разных стран, в том числе недружественных (по состоянию на 22 января 2024 г.) <1>.
(Федянин Ю.М.)
("Современное право", 2024, N 7)Российское законодательство в настоящее время не допускает деятельность иностранных банков в качестве самостоятельного юридического лица или филиала. В соответствии с Протоколом от 16 декабря 2011 г. "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года" в отношении банковских услуг коммерческое присутствие допускается только в форме юридического лица Российской Федерации, а также в форме представительства иностранного банка. Законодательство допускает возможность зарегистрировать в Российской Федерации представительство иностранного банка. Таким образом, в России осуществляют деятельность банки, созданные и зарегистрированные по законодательству Российской Федерации и подчиненные его порядку, но при этом контрольный пакет акций которых принадлежит иностранному банку или иному иностранному лицу напрямую или косвенно, через аффилированных лиц. В то же время в Российской Федерации открыто 23 представительства иностранных банков из разных стран, в том числе недружественных (по состоянию на 22 января 2024 г.) <1>.
Статья: Международные транзакции в России и за рубежом
(Кордюкова Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)- российские государственные банки открывают представительства в иностранных государствах (Китай, Ближний Восток), а также принято законодательство, допускающее работу на российским рынке для филиалов иностранных банков (ранее это было запрещено) <12>;
(Кордюкова Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)- российские государственные банки открывают представительства в иностранных государствах (Китай, Ближний Восток), а также принято законодательство, допускающее работу на российским рынке для филиалов иностранных банков (ранее это было запрещено) <12>;
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Подписание в 1995 г. Соглашения о создании Всемирной торговой организации расширило нормативно-правовую базу для формирования единых принципов правового регулирования инвестиционных отношений. В пакете соглашений, обязательных для подписания участниками ВТО, выделяются торговые соглашения, связанные с правовым регулированием инвестиций. Это Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), которое наравне с Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ) определяет правовой режим инвестиций, осуществляемых в форме открытия филиалов, представительств, обозначающих коммерческое присутствие иностранного инвестора в правовой системе государства - реципиента капитала, участвующего в ВТО.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Подписание в 1995 г. Соглашения о создании Всемирной торговой организации расширило нормативно-правовую базу для формирования единых принципов правового регулирования инвестиционных отношений. В пакете соглашений, обязательных для подписания участниками ВТО, выделяются торговые соглашения, связанные с правовым регулированием инвестиций. Это Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), которое наравне с Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ) определяет правовой режим инвестиций, осуществляемых в форме открытия филиалов, представительств, обозначающих коммерческое присутствие иностранного инвестора в правовой системе государства - реципиента капитала, участвующего в ВТО.
Статья: ФНС рассказала о сроке действия доверенности с электронной подписью
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 8)Примечание. Хранить ключи электронной подписи и следить за сроком их действия, подписывать документы и перевыпускать сертификат можно будет в мобильном приложении. Выдавать электронные подписи планируется в офисах удостоверяющего центра "Основание" (АО "Аналитический центр"), которые откроют в представительствах Россотрудничества за границей. Белоруссия станет первой страной, где заработает этот проект. Затем получить электронную подпись можно будет во всех странах, где открыты представительства Россотрудничества.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 8)Примечание. Хранить ключи электронной подписи и следить за сроком их действия, подписывать документы и перевыпускать сертификат можно будет в мобильном приложении. Выдавать электронные подписи планируется в офисах удостоверяющего центра "Основание" (АО "Аналитический центр"), которые откроют в представительствах Россотрудничества за границей. Белоруссия станет первой страной, где заработает этот проект. Затем получить электронную подпись можно будет во всех странах, где открыты представительства Россотрудничества.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Бизнес-пример, рассмотренный судами и дошедший до Конституционного Суда РФ, касался использования российской компанией наиболее экономически выгодной модели косвенного реэкспорта, применение которой снижает расходы на транспортировку товаров покупателям и существенно сокращает сроки поставки. Российская компания, являясь дочерним обществом немецкого концерна, реализовывала на Украине произведенные немецким концерном товары без их ввоза на территорию РФ, для чего на Украине было открыто представительство российской компании. В порядке соблюдения требований валютного контроля российская компания своевременно уведомила российские налоговые органы об открытии банковского счета своего представительства на Украине. Открытие банковского счета представительства иностранной компании является обязательным требованием украинского законодательства. Денежные средства от реализации на территории Украины товаров по заключенным через представительство договорам поступали на банковский счет украинского представительства в украинском банке. Российская компания получала в дальнейшем эти денежные средства от своего украинского представительства (за вычетом таможенных платежей, налогов и заработной платы) на свой счет в российском банке. По прошествии двух лет с момента открытия счета украинского представительства российские налоговые органы решили, что все операции по счету не соответствуют требованиям российского законодательства о валютном регулировании, что влечет наложение штрафа по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) в размере 3/4 от суммы операции. Доводы налогового органа основаны на том, что законодательство о валютном регулировании исчерпывающе определяет случаи, когда резиденты могут переводить денежные средства на счета, открытые в банках за пределами России, а зачисление выручки от реализации товаров нерезидентам в этот перечень не входит. В связи с такой трактовкой норм валютного регулирования налоговыми органами (как органами валютного контроля) российская компания решила оспорить в Конституционном Суде РФ положения ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ во взаимосвязи с абз. 1 ч. 4, абз. 1 ч. 5 ст. 12, абз. 1 и 2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О валютном регулировании и контроле", считая их неконституционными и порождающими негативный регулятивный эффект, ущемляющий экономическую свободу. Заявитель посчитал, что налоговый орган, расширительно толкуя валютные ограничения:
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Бизнес-пример, рассмотренный судами и дошедший до Конституционного Суда РФ, касался использования российской компанией наиболее экономически выгодной модели косвенного реэкспорта, применение которой снижает расходы на транспортировку товаров покупателям и существенно сокращает сроки поставки. Российская компания, являясь дочерним обществом немецкого концерна, реализовывала на Украине произведенные немецким концерном товары без их ввоза на территорию РФ, для чего на Украине было открыто представительство российской компании. В порядке соблюдения требований валютного контроля российская компания своевременно уведомила российские налоговые органы об открытии банковского счета своего представительства на Украине. Открытие банковского счета представительства иностранной компании является обязательным требованием украинского законодательства. Денежные средства от реализации на территории Украины товаров по заключенным через представительство договорам поступали на банковский счет украинского представительства в украинском банке. Российская компания получала в дальнейшем эти денежные средства от своего украинского представительства (за вычетом таможенных платежей, налогов и заработной платы) на свой счет в российском банке. По прошествии двух лет с момента открытия счета украинского представительства российские налоговые органы решили, что все операции по счету не соответствуют требованиям российского законодательства о валютном регулировании, что влечет наложение штрафа по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) в размере 3/4 от суммы операции. Доводы налогового органа основаны на том, что законодательство о валютном регулировании исчерпывающе определяет случаи, когда резиденты могут переводить денежные средства на счета, открытые в банках за пределами России, а зачисление выручки от реализации товаров нерезидентам в этот перечень не входит. В связи с такой трактовкой норм валютного регулирования налоговыми органами (как органами валютного контроля) российская компания решила оспорить в Конституционном Суде РФ положения ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ во взаимосвязи с абз. 1 ч. 4, абз. 1 ч. 5 ст. 12, абз. 1 и 2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О валютном регулировании и контроле", считая их неконституционными и порождающими негативный регулятивный эффект, ущемляющий экономическую свободу. Заявитель посчитал, что налоговый орган, расширительно толкуя валютные ограничения: