Как осуществляют закупки унитарные предприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Как осуществляют закупки унитарные предприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 15 "Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""По смыслу подпункта 2 пункта 2.1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями данного Закона в случаях привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 113 "Основные положения об унитарном предприятии" ГК РФ"Далее, установив, что КП РБ "РУКС" по своей организационно-правовой форме является казенным предприятием, руководствуясь положениями части 1 статьи 113, части 1 статьи 114 ГК РФ, части 2 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" с учетом приведенного в Законе N 44-ФЗ определения заказчика, а также прямого указания части 2.1 статьи 15 названного закона, учитывая, что унитарное казенное предприятие в своей деятельности при осуществлении закупки руководствуется Законом N 44-ФЗ, установив, что для казенных предприятий частью 2.1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ установлены случаи применения Закона N 223-ФЗ, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что в отдельных случаях, когда источником финансирования закупки являются денежные средства, полученные не из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, для осуществления закупки унитарным казенным предприятием подлежит применению Закон N 223-ФЗ, на что прямо указано в Законе N 44-ФЗ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные вопросы противодействия коррупции при осуществлении публичных и корпоративных закупок
(Степанова Е.Е.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)<1> Под корпоративными закупками мы понимаем закупки, реализуемые автономными учреждениями, государственными компаниями, госкорпорациями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, а также юридическими лицами, которые осуществляют регулируемые виды деятельности (например, в сфере теплоснабжения), и, кроме того, хозяйственными обществами (АО, ООО), в уставном капитале которых доля публично-правового образования больше 50%, а также бюджетными учреждениями - при наличии Положения о закупке и при приобретении товаров, работ, услуг (далее - ТРУ) за счет средств от приносящей доход деятельности. Помимо прочего, корпоративные закупки осуществляют унитарные предприятия, если утверждено и размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Положение о закупке и не привлекаются бюджетные средства.
(Степанова Е.Е.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)<1> Под корпоративными закупками мы понимаем закупки, реализуемые автономными учреждениями, государственными компаниями, госкорпорациями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, а также юридическими лицами, которые осуществляют регулируемые виды деятельности (например, в сфере теплоснабжения), и, кроме того, хозяйственными обществами (АО, ООО), в уставном капитале которых доля публично-правового образования больше 50%, а также бюджетными учреждениями - при наличии Положения о закупке и при приобретении товаров, работ, услуг (далее - ТРУ) за счет средств от приносящей доход деятельности. Помимо прочего, корпоративные закупки осуществляют унитарные предприятия, если утверждено и размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Положение о закупке и не привлекаются бюджетные средства.
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)Статья 15. Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)Статья 15. Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)13. Государственные, муниципальные унитарные предприятия вправе осуществлять закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом после размещения положения о закупке и плана закупки в единой информационной системе.
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)13. Государственные, муниципальные унитарные предприятия вправе осуществлять закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом после размещения положения о закупке и плана закупки в единой информационной системе.
Готовое решение: Когда заказчикам проводить закупки по Закону N 44-ФЗ, а когда по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Государственные унитарные предприятия относятся к заказчикам, которые осуществляют закупки в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ. Однако некоторые закупки унитарные предприятия могут провести по Закону N 223-ФЗ, если примут и разместят до начала года в ЕИС положение о закупке. В этом случае они проводят закупки в следующих ситуациях (п. 7 ч. 1 ст. 3, п. 2 ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ):
(КонсультантПлюс, 2025)Государственные унитарные предприятия относятся к заказчикам, которые осуществляют закупки в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ. Однако некоторые закупки унитарные предприятия могут провести по Закону N 223-ФЗ, если примут и разместят до начала года в ЕИС положение о закупке. В этом случае они проводят закупки в следующих ситуациях (п. 7 ч. 1 ст. 3, п. 2 ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ):
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (март 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.
Статья: Автономное учреждение: выбор надлежащего режима закупок при выполнении государственного задания
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 3)3. По общему правилу государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, за исключением случаев, перечисленных в ч. 2.1 ст. 15 указанного Закона. К таким случаям относятся закупки, осуществляемые в соответствии с правовым актом, предусмотренным ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, принятым бюджетным учреждением и размещенным до начала года в ЕИС (положением о закупке).
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 3)3. По общему правилу государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, за исключением случаев, перечисленных в ч. 2.1 ст. 15 указанного Закона. К таким случаям относятся закупки, осуществляемые в соответствии с правовым актом, предусмотренным ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, принятым бюджетным учреждением и размещенным до начала года в ЕИС (положением о закупке).
Готовое решение: Как составить, утвердить и разместить план-график закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Конкретные сроки формирования плана-графика не определены. Так, государственные (муниципальные) заказчики и лица, которым переданы их полномочия, формируют его в процессе составления и рассмотрения проекта соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, а унитарные предприятия (кроме тех, что осуществляют закупки согласно пп. 1, 2 ч. 2.1, ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ), бюджетные учреждения (кроме тех, что осуществляют закупки согласно ч. 2 и 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ) и автономные учреждения, осуществляющие закупки по ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, - при формировании проектов планов ФХД (ч. 6, 7 ст. 16 Закона N 44-ФЗ, п. 8 Порядка N 1279).
(КонсультантПлюс, 2025)Конкретные сроки формирования плана-графика не определены. Так, государственные (муниципальные) заказчики и лица, которым переданы их полномочия, формируют его в процессе составления и рассмотрения проекта соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, а унитарные предприятия (кроме тех, что осуществляют закупки согласно пп. 1, 2 ч. 2.1, ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ), бюджетные учреждения (кроме тех, что осуществляют закупки согласно ч. 2 и 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ) и автономные учреждения, осуществляющие закупки по ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, - при формировании проектов планов ФХД (ч. 6, 7 ст. 16 Закона N 44-ФЗ, п. 8 Порядка N 1279).
Готовое решение: Как запланировать закупки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Государственные (муниципальные) заказчики и лица, которым переданы их полномочия, формируют план-график в процессе составления и рассмотрения проекта соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Унитарные предприятия и бюджетные учреждения (кроме осуществляющих закупки по ч. 2, 2.1, 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ), а также автономные учреждения, проводящие закупки по ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, составляют его при формировании проектов планов ФХД (ч. 6, 7 ст. 16 Закона N 44-ФЗ, п. 8 Порядка, установленного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279).
(КонсультантПлюс, 2025)Государственные (муниципальные) заказчики и лица, которым переданы их полномочия, формируют план-график в процессе составления и рассмотрения проекта соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Унитарные предприятия и бюджетные учреждения (кроме осуществляющих закупки по ч. 2, 2.1, 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ), а также автономные учреждения, проводящие закупки по ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, составляют его при формировании проектов планов ФХД (ч. 6, 7 ст. 16 Закона N 44-ФЗ, п. 8 Порядка, установленного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279).
"Комментарий судебной практики. Выпуск 29"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)В-третьих, по общему правилу государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, за исключением случаев, перечисленных в ч. 2.1 ст. 15 названного Закона. К таким случаям относятся закупки, осуществляемые в соответствии с правовым актом, предусмотренным ч. 3 ст. 2 Закона о закупках, принятым бюджетным учреждением и размещенным до начала года в Единой информационной системе (положением о закупке).
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)В-третьих, по общему правилу государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, за исключением случаев, перечисленных в ч. 2.1 ст. 15 названного Закона. К таким случаям относятся закупки, осуществляемые в соответствии с правовым актом, предусмотренным ч. 3 ст. 2 Закона о закупках, принятым бюджетным учреждением и размещенным до начала года в Единой информационной системе (положением о закупке).
Статья: Ограничение на размещение закупки среди "малышей" не установлено: о сроке оплаты товаров
(Кацман А.А.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 3)Во-вторых, заказчик, являясь унитарным предприятием, осуществлял закупки в рамках Закона N 223-ФЗ <3> (а не Закона N 44-ФЗ). (Кстати, подтверждение тому, что такая закупка возможна и не нарушает нормы Закона N 135-ФЗ <4>, представлено, например, в Решении ФАС России от 29.04.2022 по делу N 33/01/17-7/2021.)
(Кацман А.А.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 3)Во-вторых, заказчик, являясь унитарным предприятием, осуществлял закупки в рамках Закона N 223-ФЗ <3> (а не Закона N 44-ФЗ). (Кстати, подтверждение тому, что такая закупка возможна и не нарушает нормы Закона N 135-ФЗ <4>, представлено, например, в Решении ФАС России от 29.04.2022 по делу N 33/01/17-7/2021.)
Последние изменения: Запреты на допуск иностранных товаров (работ, услуг) по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Положениями закона о национальном режиме не предусмотрено каких-либо исключений и (или) особенностей при осуществлении закупок отдельными категориями заказчиков. Поэтому если унитарное предприятие осуществляет закупки по Закону N 44-ФЗ, то оно должно соблюдать положения указанной статьи.
(КонсультантПлюс, 2025)Положениями закона о национальном режиме не предусмотрено каких-либо исключений и (или) особенностей при осуществлении закупок отдельными категориями заказчиков. Поэтому если унитарное предприятие осуществляет закупки по Закону N 44-ФЗ, то оно должно соблюдать положения указанной статьи.