Как организовать систему управления рисками
Подборка наиболее важных документов по запросу Как организовать систему управления рисками (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Девять рекомендаций по созданию работающей системы управления рисками и внутреннего контроля
(Цих А.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 2)В статье приведены рекомендации, основанные на практическом опыте автора: как организовать систему управления рисками и внутреннего контроля (СУРиВК), чтобы обеспечить централизованное управление рисками, максимальную автоматизацию и оптимизацию работ? Даже если затраты на создание такой системы кажутся существенными, она в итоге позволит сократить последующие расходы на покрытие реализовавшихся рисков и устранение замечаний в рамках проверок и аудитов.
(Цих А.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 2)В статье приведены рекомендации, основанные на практическом опыте автора: как организовать систему управления рисками и внутреннего контроля (СУРиВК), чтобы обеспечить централизованное управление рисками, максимальную автоматизацию и оптимизацию работ? Даже если затраты на создание такой системы кажутся существенными, она в итоге позволит сократить последующие расходы на покрытие реализовавшихся рисков и устранение замечаний в рамках проверок и аудитов.
Нормативные акты
Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1
(ред. от 17.11.2025)
"Об организации страхового дела в Российской Федерации"8) организовать систему управления рисками в соответствии с требованиями, установленными Банком России, в том числе определить меры, направленные на снижение операционных и иных рисков, включая риски, возникающие при совмещении деятельности по созданию и эксплуатации АИС страхования с иными видами деятельности, в случаях чрезвычайных обстоятельств, которые могут препятствовать нормальному осуществлению указанной деятельности;
(ред. от 17.11.2025)
"Об организации страхового дела в Российской Федерации"8) организовать систему управления рисками в соответствии с требованиями, установленными Банком России, в том числе определить меры, направленные на снижение операционных и иных рисков, включая риски, возникающие при совмещении деятельности по созданию и эксплуатации АИС страхования с иными видами деятельности, в случаях чрезвычайных обстоятельств, которые могут препятствовать нормальному осуществлению указанной деятельности;
Федеральный закон от 20.07.2020 N 211-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы"6. Оператор финансовой платформы обязан организовать систему управления рисками, связанными с осуществлением им деятельности оператора финансовой платформы. Оператор финансовой платформы обязан утвердить документ или документы, определяющие правила управления рисками, связанными с осуществлением деятельности оператора финансовой платформы, и назначить должностное лицо, ответственное за организацию системы управления этими рисками, или сформировать отдельное структурное подразделение, ответственное за организацию системы управления этими рисками. Правила управления рисками, связанными с осуществлением деятельности оператора финансовой платформы, должны определять меры, направленные на снижение этих рисков, в том числе рисков, связанных с совмещением деятельности оператора финансовой платформы с иными видами деятельности с учетом ограничений, установленных частью 2 настоящей статьи, меры по обеспечению бесперебойного функционирования программно-аппаратных средств, предназначенных для осуществления деятельности оператора финансовой платформы, меры, принимаемые оператором финансовой платформы в случаях возникновения нестандартных ситуаций, которые могут препятствовать нормальному осуществлению деятельности оператора финансовой платформы, и направленные на обеспечение непрерывности такой деятельности.
(ред. от 27.10.2025)
"О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы"6. Оператор финансовой платформы обязан организовать систему управления рисками, связанными с осуществлением им деятельности оператора финансовой платформы. Оператор финансовой платформы обязан утвердить документ или документы, определяющие правила управления рисками, связанными с осуществлением деятельности оператора финансовой платформы, и назначить должностное лицо, ответственное за организацию системы управления этими рисками, или сформировать отдельное структурное подразделение, ответственное за организацию системы управления этими рисками. Правила управления рисками, связанными с осуществлением деятельности оператора финансовой платформы, должны определять меры, направленные на снижение этих рисков, в том числе рисков, связанных с совмещением деятельности оператора финансовой платформы с иными видами деятельности с учетом ограничений, установленных частью 2 настоящей статьи, меры по обеспечению бесперебойного функционирования программно-аппаратных средств, предназначенных для осуществления деятельности оператора финансовой платформы, меры, принимаемые оператором финансовой платформы в случаях возникновения нестандартных ситуаций, которые могут препятствовать нормальному осуществлению деятельности оператора финансовой платформы, и направленные на обеспечение непрерывности такой деятельности.
"Контроль за деятельностью акционерного общества: правовое регулирование: монография"
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)<297> Как организовать систему управления рисками, внутреннего контроля и аудита в публичном обществе // СПС "КонсультантПлюс".
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)<297> Как организовать систему управления рисками, внутреннего контроля и аудита в публичном обществе // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Новое в законодательстве об иностранных банках в России
(Смирнов Е.Е.)
("Аудитор", 2025, N 2)7) организовать систему управления рисками и систему внутреннего контроля (включая внутренний аудит) в филиале, созданном на территории Российской Федерации, которые должны соответствовать характеру и масштабу осуществляемых филиалом иностранного банка операций, уровню и сочетанию принимаемых рисков, а также требованиям Банка России к указанным системам (в случае если такие требования установлены Банком России);
(Смирнов Е.Е.)
("Аудитор", 2025, N 2)7) организовать систему управления рисками и систему внутреннего контроля (включая внутренний аудит) в филиале, созданном на территории Российской Федерации, которые должны соответствовать характеру и масштабу осуществляемых филиалом иностранного банка операций, уровню и сочетанию принимаемых рисков, а также требованиям Банка России к указанным системам (в случае если такие требования установлены Банком России);
Статья: Корпоративный комплаенс: как много в этом слове...
(Макарова О.А.)
("Предпринимательское право", 2021, N 1)С 1 сентября 2018 г. во всех публичных акционерных обществах должны быть организованы системы управления рисками и внутреннего контроля, а с 1 июля 2020 г. должен осуществляться внутренний аудит (ст. 87.1 Федерального закона "Об акционерных обществах"). Таким образом, для публичных акционерных обществ организация системы управления рисками и внутреннего контроля, организация внутреннего аудита становятся законодательно установленными императивными требованиями.
(Макарова О.А.)
("Предпринимательское право", 2021, N 1)С 1 сентября 2018 г. во всех публичных акционерных обществах должны быть организованы системы управления рисками и внутреннего контроля, а с 1 июля 2020 г. должен осуществляться внутренний аудит (ст. 87.1 Федерального закона "Об акционерных обществах"). Таким образом, для публичных акционерных обществ организация системы управления рисками и внутреннего контроля, организация внутреннего аудита становятся законодательно установленными императивными требованиями.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В части 2.2 комментируемой статьи закреплена обязанность БКИ организовать систему внутреннего контроля и систему управления рисками, связанными с осуществлением им своей деятельности. При этом предусмотрено, что требования к системе внутреннего контроля и системе управления рисками БКИ устанавливаются нормативными актами Банка России.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В части 2.2 комментируемой статьи закреплена обязанность БКИ организовать систему внутреннего контроля и систему управления рисками, связанными с осуществлением им своей деятельности. При этом предусмотрено, что требования к системе внутреннего контроля и системе управления рисками БКИ устанавливаются нормативными актами Банка России.
Статья: Особенности и направления совершенствования федерального государственного контроля и надзора за обращением медицинских изделий
(Куджаев В.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)- организовать взаимодействие информационной системы управления рисками потенциальной опасности видов медицинской и фармацевтической деятельности и создаваемой единой системой регистрации случаев причинения вреда в сферах государственного контроля и надзора.
(Куджаев В.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)- организовать взаимодействие информационной системы управления рисками потенциальной опасности видов медицинской и фармацевтической деятельности и создаваемой единой системой регистрации случаев причинения вреда в сферах государственного контроля и надзора.
Статья: Антикоррупционный комплаенс: индийская модель
(Грибанова А.С., Зобова А.В., Согоян Д.П.)
("Хозяйство и право", 2024, N 7)а) антикоррупционный комплаенс организован по принципу риск-менеджмента, цели являются теми же, что и в Reliance Industries, но более активно проводится обновление стандартов. Оно осуществляется ежегодно, в очередной версии указываются основные практики, воспринятые в сфере антикоррупционного комплаенса, сам механизм определен как одно из средств достижения стратегических целей корпорации;
(Грибанова А.С., Зобова А.В., Согоян Д.П.)
("Хозяйство и право", 2024, N 7)а) антикоррупционный комплаенс организован по принципу риск-менеджмента, цели являются теми же, что и в Reliance Industries, но более активно проводится обновление стандартов. Оно осуществляется ежегодно, в очередной версии указываются основные практики, воспринятые в сфере антикоррупционного комплаенса, сам механизм определен как одно из средств достижения стратегических целей корпорации;
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)3) организовывать систему управления рисками в платежной системе в соответствии со ст. 28 комментируемого Закона, осуществлять оценку и управление рисками в платежной системе, обеспечивать бесперебойность функционирования платежной системы в порядке, установленном Банком России.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)3) организовывать систему управления рисками в платежной системе в соответствии со ст. 28 комментируемого Закона, осуществлять оценку и управление рисками в платежной системе, обеспечивать бесперебойность функционирования платежной системы в порядке, установленном Банком России.