Как определить резидент или нерезидент
Подборка наиболее важных документов по запросу Как определить резидент или нерезидент (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 12 "Счета (вклады) резидентов в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Переводы денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг" Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле""При этом доводы ФИО1 о том, что абз. 1 ч. 8 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" освобождает ее от соблюдения требований валютного законодательства Российской Федерации, поскольку она не является налоговым резидентом Российской Федерации, постоянно проживает в Германии, суд отклонил, указав, что ст. 12 указанного Федерального закона освобождает резидентов Российской Федерации, находящихся за ее пределами более 183 дней в году, от ограничений при осуществлении валютных операций с банками-нерезидентами и разрешает проведение определенных валютных операций с нерезидентами по счетам резидентов за рубежом, однако не освобождает их от ограничений и явно выраженного запрета на валютные операции между валютными резидентами Российской Федерации, установленного ст. 9 Федерального закона. Кроме того, суд учел, что вторая сторона сделки ФИО3 является валютным резидентом Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как облагаются НДФЛ выплаты нерезидентам
(КонсультантПлюс, 2025)В общем случае, для того чтобы определить статус работника (резидент или нерезидент), нужно:
(КонсультантПлюс, 2025)В общем случае, для того чтобы определить статус работника (резидент или нерезидент), нужно:
Готовое решение: Какие лица признаются резидентами и нерезидентами для целей исчисления НДФЛ
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы определить статус физического лица (резидент или нерезидент), нужно:
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы определить статус физического лица (резидент или нерезидент), нужно:
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"3) определения прав и обязанностей резидентов и нерезидентов при осуществлении ими валютных операций с цифровой валютой;
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"3) определения прав и обязанностей резидентов и нерезидентов при осуществлении ими валютных операций с цифровой валютой;
Готовое решение: Как облагаются выплаты иностранным работникам
(КонсультантПлюс, 2025)Если до конца года работник - гражданин страны из ЕАЭС не приобрел статус резидента РФ, то, по мнению Минфина России и ФНС России, налог по итогам года нужно пересчитать по ставке 30% (Письма Минфина России от 28.02.2025 N 03-04-06/19514, от 04.07.2024 N 03-04-06/62411, УФНС России по г. Москве от 10.10.2024 N 20-21/120292@). Однако этот подход спорен. Договором о ЕАЭС, на основании которого к доходам нерезидентов применяется ставка, определенная для резидентов, не установлено такое условие, как приобретение получателем дохода статуса резидента РФ (п. 4.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 25.06.2015 N 16-П). Поэтому полагаем, что пересчитывать налог в данном случае не нужно.
(КонсультантПлюс, 2025)Если до конца года работник - гражданин страны из ЕАЭС не приобрел статус резидента РФ, то, по мнению Минфина России и ФНС России, налог по итогам года нужно пересчитать по ставке 30% (Письма Минфина России от 28.02.2025 N 03-04-06/19514, от 04.07.2024 N 03-04-06/62411, УФНС России по г. Москве от 10.10.2024 N 20-21/120292@). Однако этот подход спорен. Договором о ЕАЭС, на основании которого к доходам нерезидентов применяется ставка, определенная для резидентов, не установлено такое условие, как приобретение получателем дохода статуса резидента РФ (п. 4.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 25.06.2015 N 16-П). Поэтому полагаем, что пересчитывать налог в данном случае не нужно.
"Правовое регулирование внешней торговли услугами в цифровой экономике: монография"
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)Во-вторых, экономические отношения носят наднациональный характер, в связи с чем в рамках императивного метода в литературе упоминается даже государственная монополия. Так, по словам Л.А. Лунца, государственная монополия как отражение принципа суверенитета государства имеет в области внешнеторговых сделок определяющее значение <206>. Отмечается, что с переходом на систему рыночных отношений государственная монополия внешнеэкономической деятельности сохранилась и изменились лишь формы ее реализации <207>. Сегодня государственная монополия рассматривается как исключительное право государства определять способы участия резидентов и нерезидентов в международном обороте, издавать нормативные акты в этой сфере <208>. С приведенными позициями можно согласиться, однако формально на смену принципу государственной монополии осуществления внешнеэкономической деятельности пришел принцип свободы экономической деятельности как основной принцип правового регулирования рыночной экономики.
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)Во-вторых, экономические отношения носят наднациональный характер, в связи с чем в рамках императивного метода в литературе упоминается даже государственная монополия. Так, по словам Л.А. Лунца, государственная монополия как отражение принципа суверенитета государства имеет в области внешнеторговых сделок определяющее значение <206>. Отмечается, что с переходом на систему рыночных отношений государственная монополия внешнеэкономической деятельности сохранилась и изменились лишь формы ее реализации <207>. Сегодня государственная монополия рассматривается как исключительное право государства определять способы участия резидентов и нерезидентов в международном обороте, издавать нормативные акты в этой сфере <208>. С приведенными позициями можно согласиться, однако формально на смену принципу государственной монополии осуществления внешнеэкономической деятельности пришел принцип свободы экономической деятельности как основной принцип правового регулирования рыночной экономики.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)3. Дайте определения понятиям "валюта", "национальная валюта", "резиденты" и "нерезиденты", "уполномоченные банки", "валютные операции".
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)3. Дайте определения понятиям "валюта", "национальная валюта", "резиденты" и "нерезиденты", "уполномоченные банки", "валютные операции".
Статья: Валютное регулирование как инструмент обеспечения государственного суверенитета Российской Федерации в условиях глобальных вызовов
(Омельченко А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)Полагаем, что валютное регулирование можно определить как комплекс мер правового, экономического и иного характера, направленных на защиту российской валюты (рубля) и обеспечение устойчивости денежного обращения Российской Федерации в целом. Собственно правовая составляющая валютного регулирования заключается в закреплении правил совершения валютных операций между резидентами и/или нерезидентами; определении особенностей учета и отчетности в отношении валютных операций; установлении ограничений по проведению валютных операций (валютных ограничений); проведении контроля со стороны органов и агентов валютного контроля, направленного на определение полноты выполнения возложенных на резидентов и нерезидентов обязательств в отношении государства, а также применении к лицам, допустившим нарушения в рассматриваемой области, мер принуждения.
(Омельченко А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)Полагаем, что валютное регулирование можно определить как комплекс мер правового, экономического и иного характера, направленных на защиту российской валюты (рубля) и обеспечение устойчивости денежного обращения Российской Федерации в целом. Собственно правовая составляющая валютного регулирования заключается в закреплении правил совершения валютных операций между резидентами и/или нерезидентами; определении особенностей учета и отчетности в отношении валютных операций; установлении ограничений по проведению валютных операций (валютных ограничений); проведении контроля со стороны органов и агентов валютного контроля, направленного на определение полноты выполнения возложенных на резидентов и нерезидентов обязательств в отношении государства, а также применении к лицам, допустившим нарушения в рассматриваемой области, мер принуждения.
Статья: Новеллы российского законодательства о цифровых валютах и их использовании участниками внешнеэкономической деятельности в условиях санкций
(Голощапов И.И.)
("Финансовое право", 2025, N 3)- определения прав и обязанностей резидентов и нерезидентов при осуществлении ими валютных операций с цифровой валютой;
(Голощапов И.И.)
("Финансовое право", 2025, N 3)- определения прав и обязанностей резидентов и нерезидентов при осуществлении ими валютных операций с цифровой валютой;
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Положения абз. 6 ч. 5 комментируемой статьи, введенного с 5 июня 2012 г. Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 406-ФЗ, определяют принцип однократности представления документов резидентами и нерезидентами органам и агентам валютного контроля и виды представляемых документов:
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Положения абз. 6 ч. 5 комментируемой статьи, введенного с 5 июня 2012 г. Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 406-ФЗ, определяют принцип однократности представления документов резидентами и нерезидентами органам и агентам валютного контроля и виды представляемых документов:
Статья: Гражданин России утратил статус налогового резидента России: анализ ситуации и основные последствия
(Жигачев А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)1. Предварительный/текущий налоговый статус (резидент или нерезидент) определяется на текущую/конкретную дату (например, на дату выплаты/получения дохода) исходя из количества календарных дней фактического нахождения физического лица в России в течение 12 следующих подряд месяцев. То есть, если нужно определить предварительный/текущий налоговый статус на текущую/конкретную дату, то нужно взять за основу предшествующий 12-месячный период, отсчитываемый от этой текущей/конкретной даты, и установить общее количество календарных дней фактического нахождения физического лица в России в течение этого предшествующего 12-месячного периода. Если в течение этого периода физическое лицо фактически находилось в России 183 календарных дня и более, то такое физическое лицо - налоговый резидент России; если менее 183 календарных дней, то такое физическое лицо - налоговый нерезидент России.
(Жигачев А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)1. Предварительный/текущий налоговый статус (резидент или нерезидент) определяется на текущую/конкретную дату (например, на дату выплаты/получения дохода) исходя из количества календарных дней фактического нахождения физического лица в России в течение 12 следующих подряд месяцев. То есть, если нужно определить предварительный/текущий налоговый статус на текущую/конкретную дату, то нужно взять за основу предшествующий 12-месячный период, отсчитываемый от этой текущей/конкретной даты, и установить общее количество календарных дней фактического нахождения физического лица в России в течение этого предшествующего 12-месячного периода. Если в течение этого периода физическое лицо фактически находилось в России 183 календарных дня и более, то такое физическое лицо - налоговый резидент России; если менее 183 календарных дней, то такое физическое лицо - налоговый нерезидент России.